ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В.03.УП.03. «ПОСТАНОВКА ГОЛОСА»

Волкова Ирина Александровна

Программа  учебного  предмета  «Постановка  голоса» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение». Основной целью создания программы является приобщение учащихся  к основам  мировой  вокальной  культуры,  развитие  их  музыкально-эстетического  вкуса,  формирование  у  них  исполнительских  вокальных умений  и  навыков,  обеспечение  условий  для  обучения  профессионально ориентированных  детей,  с  целью  их  поступления  в  средние  и  высшие профессиональные учебные заведения. Программа обучения вокалу даёт  возможность  учащимся получить основы вокального образования. Занятия сольным пением должны способствовать  развитию  голосовых  данных,  совершенствованию музыкального слуха, проявлению творческой индивидуальности у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx67 КБ
Файл programma.docx67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  ШКОЛА ХОРОВОГО ИСКУССТВА «ПОЛЕТ» ИМ. Т. Е. СЕЛИЩЕВОЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В.03.УП.03. «ПОСТАНОВКА ГОЛОСА»

Жуковский 2019

«Одобрено»

Методическим советом

МОУДОД ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

«     »                        20   г.

                                         «Одобрено»

Директор _________ Филатова Н. К.

  «       »                                 20    г.

«Одобрено»

Педагогическим советом

МОУДОД ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

«      »  

                     20   г.

Разработчик:

Курносов Д. Н.   – преподаватель ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

Волкова И. А.  – концертмейстер ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

  1. - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  2. - Срок реализации учебного предмета;
  3. - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

  1. - Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  2. - Цели и задачи учебного предмета;
  3. - Обоснование структуры программы учебного предмета;
  4. - Методы обучения;
  5. - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета        

                                        

  1. - Сведения о затратах учебного времени;
  2. - Годовые требования по классам;
  3. - Учебно – тематический план

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

  1. - Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  2. - Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                        

  1. - Методические рекомендации педагогическим работникам;
  2. - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

        - Список рекомендуемых произведений по классам;

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа  учебного  предмета  «Постановка  голоса» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение». Основной целью создания программы является приобщение учащихся  к основам  мировой  вокальной  культуры,  развитие  их  музыкально-эстетического  вкуса,  формирование  у  них  исполнительских  вокальных умений  и  навыков,  обеспечение  условий  для  обучения  профессионально ориентированных  детей,  с  целью  их  поступления  в  средние  и  высшие профессиональные учебные заведения. Программа обучения вокалу даёт  возможность  учащимся получить основы вокального образования. Занятия сольным пением должны способствовать  развитию  голосовых  данных,  совершенствованию музыкального слуха, проявлению творческой индивидуальности у учащихся.

2.Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса»

Предметом «Постановка  голоса»  учащиеся  начинают заниматься с 5 класса. Продолжительность обучения – 4 года (5-8 классы).

         «Постановка голоса» - учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Постановка голоса»:

Недельная нагрузка

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Постановка голоса

1

1

1

1

4.  Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

5. Цели и задачи учебного предмета

Цель  данной  программы  - создание условий  для проявления  индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации.

Задачи:

Образовательные:

  • обучение детей сольному и ансамблевому пению
  • обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений
  • обучение самостоятельному анализу структуры вокальных произведений
  • обучение самостоятельному анализу формы, жанра, стиля вокального произведения
  • формирование правильных вокальных навыков
  • формирование навыков ансамблевого пения
  • обучение грамотному и полноправному сотрудничеству с концертмейстером
  • обучение навыкам публичных выступление, правильной речи, уверенному общению с аудиторией

Развивающие:                                

  • создать условия, в которых ребенок сможет раскрыть свой потенциал, осознать свои возможности
  •  развитие  вокального и общего музыкального слуха
  •  развитие   тембра, силы, гибкости и диапазона голоса
  • развитие    полнозвучной    свободной речи
  • развитие  органов  звукообразования  и  дыхания,  способствующих общему оздоровлению организма
  • развитие музыкального мышления и музыкальной интуиции
  • развитие самосознания
  • развитие уверенности в себе
  • развитие эмоциональности, творческой интуиции

 Воспитательные:

  • воспитание высокохудожественного вкуса
  • воспитание целеполагания, умения ставить перед собой задачи и достигать их решения
  • воспитание любви  к своему народу, к Родине, к национальной культуре
  • понимание и уважение культуры и традиций   народов мира, формирование толерантности
  • воспитание нравственных качеств личности
  • воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности
  • приобщение  детей  к  основам  мировой  музыкальной культуры
  • профессиональное  ориентирование  учащихся  в  средние  и  высшие профессиональные учебные заведения.

6.Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

•  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

•  распределение учебного материала по годам обучения;

•  описание дидактических единиц учебного предмета;

•  требования к уровню подготовки обучающихся;

•  формы и методы контроля, система оценок;

•  методическое обеспечение учебного процесса.

В  соответствии  с  данными  направлениями  строится  основной  раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.Методы обучения

Для достижения положительного результата в работе используются педагогические методы:

  1. Метод развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

  1. Метод индивидуального подхода к каждому ученику.

Никогда   не   надо   забывать,  что  у   людей  очень   индивидуальные анатомические,  физиологические  и  психологические  свойства  организма,  а отсюда  и  необходимость  индивидуального   подхода   к  каждой  личности  и неповторимость  звучания  каждого голоса, его тембр,  сила,  выносливость  и другие качества.

3. Метод активного и интерактивного обучения.

Эти приемы основаны на такой  форме взаимодействия учащихся и учителя, в результате которой учащиеся здесь не пассивно исполняют указание преподавателя, а активно участвуют в ходе урока. Более того, нами поощряется и взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, т. к. в основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе обучения.

4.Рассказ

5.Объяснение

6.Показ (демонстрация)

7.Диалог

8.Дискуссия

Педагог в работе с детьми подростками активно использует метод переосмысления.

Вокальная педагогика использует множество специальных терминов: грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо, звуковая атака.

Дети  не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям данной возрастной категории.

Для этого педагог использует эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально.

  1. Метод группового обучения

Групповой метод обучения базируется на методологических принципах:

  • группа может достичь большего  чем каждый ее участник в отдельности;

 -руппа подтягивает слабого до общего уровня;

 -в группе быстрее развиваются творческие способности ее участников;

 -групповые занятия способствуют психологическому раскрепощению и снятию зажатости;

 -в процессе обучения каждый развивает свои индивидуальные навыки, но при этом помогает развиваться другим.

  1. Метод эвристики

Прогнозируемый результат:

  • учащиеся приобретают навык творческого отношения к музыкальному искусству
  • учащиеся приобретают устойчивые вокальные навыки в сочетании с  элементами исполнительского мастерства
  • учащиеся приобретают умение понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений

учащие приобретают навык публичных выступлений.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Занятия в Школе проходят в учебных аудиториях с хорошей акустикой, соответствующим  освещением,  температурным  режимом  и  вентиляцией. В аудиториях обязательно есть рояль.

Библиотека включает в себя достаточное количество нотных вокальных изданий, необходимых для занятий по постановке голоса (вокализы, романсы, хрестоматии и др.). Учебные аудитории для занятий по постановке голоса оснащены  звукотехническим  оборудованием (аудио  и  видео аппаратурой), так как при проведении занятий желательно прослушивание видеозаписей с выступлениями выдающихся певцов. Такой вид работы способствует расширению кругозора учащихся.

II.        Содержание учебного предмета

  1.  Сведения о затратах учебного времени

Классы

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия

33

33

33

33

  1.  Годовые требования по классам

В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием
  • правильно формировать гласные в сочетании с согласными
  • петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе
  • использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:

  • 2-3 не сложные народные песни
  • 2-3 не сложных произведения или современные песни.

На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков.  В результате второго года обучения учащийся должен:

  • использовать правильную певческую установку
  • работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры
  • выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные
  • работать над чистотой интонации и выразительностью звука
  • в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки

осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно подготовиться к исполнению вокализа

В течение года учащийся должен проработать:

  • 2-3 народные песни
  • 3-4 не сложных произведения
  • 5 – 6 ансамблей
  • Принять участие в 2-х концертных выступлениях

На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению полученных в предыдущие годы вокальных и исполнительских навыков, а также:

  • развитие и укрепление певческого дыхания и чистой интонации
  • выравнивание звучания по всему диапазону
  • развитие четкой дикции, выразительности слова
  • развитие вокального слуха.

  Кроме того, учащийся должен:

  • иметь элементарное представление  о строении голосового аппарата и гигиене голоса
  • распределять дыхание на все протяжение фразы
  • чувствовать движение мелодии и кульминацию  в исполняемых произведениях
  • стремиться выполнить простейшие  исполнительские задачи

  В этот период начинается работа над выявлением индивидуального тембра у учащихся.

  В течение года учащийся должен проработать:

  • вокальные упражнения
  • 2-3 народные песни
  • 1 – 2 не сложных романса
  • 3-4 разноплановых  произведения небольшого  диапазона в удобной тесситуре
  • 10 – 12 ансамблей
  • принять участие в 3-х концертных выступлениях

Четвертый год обучения. С этого периода обучение становится дифференцированным, т. к. становятся  видны различия в природных данных учащихся. Для некоторых детей процесс технического овладения вокальным мастерством можно усложнять, для остальных - оставлять на том же уровне. Но мы не считаем, что занятия с менее способными детьми не обязательны и не нужны, т.к. фазы развития ребенка неравномерны и претерпевают изменения. Иногда желание и стремление учащегося становится доминирующим, и менее способные дети выдают достойный результат.

Все учащиеся 4 года обучения участвуют в конкурсах вокалистов. Это дает им реальную возможность на практике попробовать реализовать приобретенные навыки. Конкурсы так же формируют характер и жизненную позицию учащихся.Начинается более целенаправленная работа над артикуляцией, т.е. над словом. Мы включаем в свою работу методы К. С. Станиславского, который говорил, что музыка передает «истину страстей». Страсти выражаются в напряженности музыкального языка. Слово и музыка находятся в постоянном взаимодействии. Музыка является подтекстом к слову.,,Слово - что, музыка - как''.На этом этапе обучения учащиеся имеют достаточные вокальные навыки, чтобы отвлечься от мышечной и нтонационной работы голосового аппарата и работать над смыслом, образом музыкального произведения.Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом.Продолжается работа по закреплению полученных в предыдущие годы вокальных и исполнительских навыков.

У учащихся с хорошими музыкальными данными, возможно расширение диапазона звучания, без форсирования и напряжения. Следует также закрепить ощущение высокой  певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов.

В течение года учащийся должен проработать:

  • вокальные упражнения
  • 1-2 народные песни
  • 2-3 романса
  • 4-5 разноплановых произведений
  • 12-15 ансамблей
  • принять участие в 5 - ти концертных выступлениях
  • принять участие в конкурсе, фестивале

  1.  Учебно – тематический план

1 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

часов

1. Певческая установка

2

2 .Пение вокальных упражнений

6

3. Формирование певческого дыхания

5

4. Формирование вокально-фонационных навыков

5

5.Формирование певческой артикуляции

4

6. Формирование звуковысотного интонирования

5

7. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

2

4

                                              Итого:

33

2 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

часов

1. Певческая установка

2

2 .Пение вокальных упражнений

5

3. Формирование певческого дыхания

5

4. Формирование вокально-фонационных навыков

5

5.Формирование певческой артикуляции

4

6. Формирование звуковысотного интонирования

4

7. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

3

5

                                              Итого:

33

3 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

Часов

1 Вокальные упражнения.

5

2. Формирование певческого дыхания

2

3. Формирование вокально-фонационных навыков

4

4.Формирование певческой артикуляции

4

5. Формирование звуковысотного интонирования

4

6. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

4

5

5

                                              Итого:

33

 4 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

Часов

1 Вокальные упражнения.

5

2. Формирование певческого дыхания

2

3. Формирование вокально-фонационных навыков

2

4.Формирование певческой артикуляции

3

5. Формирование звуковысотного интонирования

3

6. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

3

8

                                              Итого:

33

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара  учебного  предмета «Постановка  голоса»,  а  также возможность  индивидуального  подхода  к  каждому  ученику.  Содержание программы  направлено  на  обеспечение  художественно-эстетического развития  личности  и  приобретения  ею  художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Реализация программы обеспечивает:

•  знание основного вокального репертуара;

•  освоение вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции);

•  совершенствование  качества  звучания  голоса (тембра, звуковысотного  и  динамического  диапазонов,  вокального интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции);

•  развитие  музыкального  слуха  и,  как  особое  проявление  его, вокального слуха;

•  установление  взаимосвязи  между  слуховым  восприятием звукового  образа,  вокально-слуховым  представлением  и воспроизведением голосом;

•  накопление  исполнительских  навыков (развитие художественного  восприятия  музыки;  умение  донести  до слушателей содержание исполняемого произведения);

•  навыков  сольного  исполнения  с  сопровождением  фортепиано, других инструментов.

IV.        Формы и методы контроля, система оценок         

                         

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Постановка голоса" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся:

  • прослушивание (I полугодие)
  • академический зачет  (II полугодие)
  • публичные выступления
  • выступления на открытых концертах, фестивалях и конкурсах
  • текущая успеваемость  в учебном году.

1 класс:

1  полугодие:  контрольный  урок (исполнение  одного  произведения программы).

2  полугодие:  академический  зачет (исполнение  одного  произведения программы).

Оценивается чистота интонирования в исполняемых произведениях. Умение  брать  дыхание  бесшумно,  через  нос.  Эмоциональное  и выразительное  исполнение.  Умение  тянуть  звук,  владение  поступенным движением, качественное пропевание звуков.

 

2 класс:

1  полугодие:  контрольный урок (исполнение  одного  произведения  с использованием различных штрихов – legato, staccato).

2 полугодие:  академический  зачет (исполнение одного произведения любого из зарубежных композиторов).

Оценивается освоение смешанного способа вдоха в зависимости от

поставленной задачи, владение различными штрихами исполнения.

3 класс:

1 полугодие: контрольный урок (исполнение народной песни, романса или песни современных композиторов)

2  полугодие:  академический  зачет (исполнение  одного  произведения зарубежного автора и, желательно, на языке оригинала, второе - романс)

Оценивается освоение широких скачков, владение филировкой звука, диапазон голоса.

4 класс:

1 полугодие:  академический зачет (исполнение русской народной песни a cappella)

2 полугодие: академический зачет (романс)

Оценивается  чистота  интонирования  при  исполнении  русских народных  песен a cappella.  Оценивается  освоение  широких  скачков, овладение  в  пении  сложными  ритмическими  рисунками,  владение филировкой звука.

При  выведении  итоговой (переводной)  оценки  учитывается следующее:

•  оценка годовой работы ученика;

•  оценка на академическом концерте или экзамене;

•  другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки  выставляются  по  окончании  полугодий учебного года.

  1. Критерии оценки

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                        

  1.  Методические рекомендации педагогическим работникам

Процесс обучения постановке голоса подразделяется на несколько этапов:

1.  развитие  голоса,  где  в  основном  используются  вокальные  упражнения, ставящие своей задачей:

•  приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)

•  формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.

2.  работа  над  вокальным  произведением,  включающая  в  себя  изучение произведений разных стилей и жанров: народная песня,  романсы русских и зарубежных композиторов, современные сочинения.

Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично   на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную.  Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим  и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями.

1. У детей младшего школьного возраста (7-10лет) сила голоса невелика,  индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе   по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте  может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию  соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.

Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон  голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений  в более низкие тональности.

2. Голоса детей (11-13 лет)  становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной   период справедливо считают временем расцвета детского голоса.  Основные вокальные навыки должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.

3. Необходимо учитывать «кризисы возраста» у детей и подростков. Это (6-8 лет)  и (13-15 лет), когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, негативизм, безразличие.

4. Следующий период  развития детского голоса связан с мутацией. Учащиеся этого периода, в возрасте(13-16 лет), требуют особо бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса.

В конечной фазе мутации у девочек  появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает  развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать.

Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного  приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсирования звука.

5. Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте (8-11 лет)  многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в( 12-14 лет) у мальчиков  начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения. Необходимо обратить особое внимание   на состояние голоса     и психологическое состояние учащегося, связанного с непривычными для него  ощущениями.

6. С (15-17 лет) происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется  тембр будущего взрослого голоса.

7. На первых уроках  необходимо внимательно  и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость,  заглубленность звука, вялость, тремоляцию, перегрузку дыхания, зажим челюсти, скованности и т.д.).

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий - каждый день;
  • количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: пение упражнений и вокализов; разбор новых произведений; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; исполнение программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1.  Список рекомендуемых произведений по классам

1 год обучения

  • Русские народные песни: «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай соловей» «Я на камушке сижу»
  • Аренский А. «Детская песня»
  • Бах И.С. «За рекою старый дом»
  • Бетховен Л. «Сурок», «Малиновка»
  • Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни», «Ходит ветер, воет в поле»
  • Герчик В. «Про кузнечика»
  • Кабалевский Д.  «Песенка про Петю», «Наш край»
  • Калинников В.  «Киска»,  «Звездочки», «Солнышко»
  • Крылатов Е. «Это знает всякий»
  • Крылатов Е. «Ты – человек»
  • Крылатов Е «Лягушачья ламбада»
  • Островский А. «Наша ёлка»
  • Парцхаладзе М. «Мамина песенка»
  • Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка»
  • Спадавеккиа А. «Добрый жук»
  • Старокадомский М. «Любитель-рыболов»
  • Струве Г. «Рыжий пес»

2 год обучения

  • Русские нар. песни «По небу, по синему», «Коровушка» в обр. Гурилева А., «Уж как пал туман», «У ворот, у ворот» ( в обр. Балакирева) «Я на горку
  • шла»
  • Абрамов А. «Смелый кораблик», «На лесной тропинке»
  • Алябьев А. «Зимняя дорога»
  • Бетховен Л. «Волшебный цветок»
  • Булахов П. «Колокольчики мои»
  • Глинка М. «Жаворонок», «Что красотка молодая»
  • Григ  Э. «Детская песенка»
  • Гурилев А.  «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Улетела пташечка», «Сарафанчик», «Колокольчик», «Грусть девушки»
  • Крылатов Е. «Колокола», «Песня о снежинке»
  • Моцарт А. «Тоска по весне», «Детские игры»,
  • Дунаевский И. «Спой нам, ветер»
  • Шуберт Ф. «Дикая роза, «Колыбельная»
  • Шуман  Р. «Песочный человечек», «Мотылек», «Небывалая страна»,  «Совенок»

3 год обучения

     

  • Русская нар. песня «Коровушка» в обр. Гурилева А.
  • Русская нар.песня «Выйду ль я на реченьку», « Как в лесу, лесу-лесочке»
  • Р.н.п. в обр. Лядова А. «Пойду ль я, выйду ль я»
  • Булахов П. «Колокольчики мои»
  • Варламов А. «Белеет парус одинокий»
  • Гурилев А.  «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Улетела пташечка», «Сарафанчик», «Право, маменьке скажу»
  • Крылатов Е. «Лесной олень»
  • Куртис «Вернись в Соренто»
  • Макроусов Б. «Вологда»
  • Минков М. «А знаешь, все еще будет»
  • Молчанов К. «Журавлиная песня»
  • Моцарт В-А. «Тоска по весне», «Детские игры»
  • Хренников Т. «Московские окна»
  • Шереметьев Б. «Я вас любил»

4 год обучения

  • Русские нар. песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков», «Серѐжа-пастушок», «У зари-то, у зореньки», « Вкруг куста», «Как по лужку травка»
  • Итальянская нар. песня «Санта Лючия»
  • Алябьев А. «И я выйду на крылечко», «Увы, зачем она блистает?»
  • Аренский «Спи, дитя мое»
  • Бабаджанян А. «Верни мне музыку»
  • Бах И.С. «Нам день приносит свет зари», «Жизнь хороша!»
  • Булахов И. «Тройка», «Колокольчики мои»
  • Варламов А., «На заре ты её не буди», «Звездочка ясная», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «Ты не пой, соловей», «Вдоль по улице метелица метет», «Горные вершины», «Ангел», «Ночь»
  • Гершвин «Somebody loves mi»              
  • Глинка М, «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь»
  • Григ  Э. « Лесная песнь»
  • Гурилев А. «Матушка-голубушка», «Внутренняя музыка», «Бедная девушка ты»
  • Даргомыжский А., «Юноша и дева», «Шестнадцать лет»
  • Дунаевский И. «Марш» из к-фильма  «Веселые ребята»
  • Зацепин А. «Куда уходит детство», «Есть только миг»
  • Керн. Дж. Песенка Жюли из оперетты «Плавучий театр»
  • Крылатов Е. «Все сбывается на свете», «Где музыка берет начало?»
  • Комеферт Б. «Strangens in the night»
  • Куртис «Вернись в Соренто»
  • Кюи Ц. «Царскосельская статуя»
  • Морозов А. «В горнице»
  • Петров А. «А на последок я скажу»
  • Покрасс Д. «Две розы»
  • Прокофьев С.  «Болтунья», «Сладкая песенка»
  • Птичкин Е. «Эхо любви»
  • Роджерс Р «The lady is tramp»
  • Хренников Т. «Московские окна»
  • Чайковский П. «Мой садик»
  • Шереметьев Б. «Я вас любил»
  • Шопен Ф. «Желание»
  • Шуберт  Ф. «В путь»
  • Русские нар. песни  «У зари-то, у зореньки», «Липа вековая», «Прощай, радость», «Сережа-пастушок»
  • Бах.И.С. «Жизнь хороша», «О, блаженство ликованья»   «Нам день приносит
  • свет зари», «Не печалься»
  • Булахов  П. «Тук, тук, тук,…как сердце бьется»
  • Варламов А. «Ты не пой, душа-девица», «Что мне жить  и тужить одинокой», «Красный сарафан», «Ангел»
  • Глинка М. « Ах ты, ночь ли, ноченька», «Моя арфа», «Милочка», «Если встречусь с тобой», « Не пой, красавица, при мне»,  «Венецианская ночь»
  • Даргомыжский  А. «Не судите, люди добрые», «Я Вас любил», «Я затеплю свечу», « 16 лет»
  • Гурилев А, «Вам не понять моей печали», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Право, маменьке скажу», «Майские ночи»
  • Каччини Дж. «Аве, Мария»
  • Колмановский Е. «Ты говоришь мне о любви»
  • Кюи Ц. «Царскосельская статуя»
  • Листов Н. «Севастопольский вальс»
  • Милютин  Ю.  «Все  стало  вокруг  голубым  и  зеленым..»  из  к/ф  «Сердца
  • четырех»
  • Моцарт В.А. «Маленькая пряха»
  • Паулс Р. «Любовь настала»
  • Петров А. «А на последок я скажу»
  • Птичкин Е. «Желаю вам»
  • Римский-Корсаков Н. А. «О чем в тиши ночей»
  • Рубинштейн А. «Ночь»
  • Чайковский П. «Легенда», «Кукушка», «Зима», «Колыбельная песнь в бурю»
  • Шуберт Ф.«Серенада», «К лютне», «Форель», «Ave Maria», «Баркарола»
  • Уэберр Э. «Memory»

  1. Список рекомендуемой нотной литературы

  • Репертуар нароного певца, М., МГФЦ «Русская песня, Всеросийское музыкальное общество»,Выпуск 1,2, 1998
  • Дубравин Я.Чепуров А. «Давайте поклоняться доброте», М., «Советский композитор», 1983
  • «Вернисаж улыбок», М., «Советский композитор»,1991
  • Гурилев А. «Избранные романсы и песни»,М., «Музыка»,1996
  • «Песни и романсы на стихи Ахмадулиной Б.М.», М., «Советский композитор», 1991
  • «Любимые песни»,  М.,»Престиж – Ариа», 2001
  • «Песни на стихи Рождественского Р.», М., «Советский композитор»,1987
  • «Антология советской детской песни» Выпуск 1, 2, М, «Музыка», 1989
  • «Счастливая весна», М.,  «Советский композитор», 1989
  • Зацепин А. «Песни из кинофильмов», М., «Музыка», 1970
  • «Школьные годы»,  Выпуск 40 - 43, М.,  «Советский композитор»,1989
  • «Крылатые качели»,Детские песни Крылатова Е., М., «ABF»,1997
  • «Романса свежее дыханье», С - П, «Советский композитор», 1988
  • «Популярные песни итальянских композиторов» Выпуск 1 - 3, М., «Советский композитор», 1988
  • «Старинные романсы», М., «Советский композитор», 1977
  • «От мелодии к мелодии», Выпуск 1 - 3, М., «Музыка», 1990
  • «Репертуар начинающего певца», М., «Музыка», 2002
  • «Музыкальный курьер», М., «Музык», 1987
  • «Минувших дней очарованье», Выпуск 1 – 3, М.. «Музыка», 1988
  • «Русские нароные песни», М., «Музыка», 1988
  • «Аккомпаниатор», С - П., «Союз художников», 2003
  • «Синий цвет», М., «Советский композитор», 1989
  • Чайковский П. Романсы, Выпуск 1 – 3,  М., «Музыка», 1988
  • Булахов П. Избранные романсы и песни, М., Музыка, 2004
  • «Под голубыми небесами», М., Всеросийское музыкальное общество, 1998
  • «Музыкальный иллюзион», М., «Советский композитор», 1990
  • Джорж Гершвин, М., Издательский дом "Муравей", 1996
  • Frank Sinatra,  М., ООО "Синкопа - 2000", 2002
  • «Наши любимые песни»,  М.,  Издательство «В. Н. Зайцев», 2001
  • Поет Владимир Высоцкий,  М., «Музыка», 1988
  • «О героях мы поем»,  М., «Советский композитор», 1984
  • Упражнения и вокализы, М.,  «Музыка»,  2002
  • «Утро»,  Песни и хоры на стихи Пушкина А. С.,  М., «Музыка»,  2005
  • «Споемте, друзья!»,  М, «Музыка», 1988
  • «Школьные годы»,  С - П.,  «Музыка», 1986
  • «The Best of»,  Киев,  "Прайм", 1997
  • «Синий цвет»,  М.,  «Советский композитор», 1988
  • Поет "Дубна", М.,  «Музыка», 1980
  • «Избранные полифонические произвеения зарубежных композиторов 16 - 18 веков»,  С - П.,  «Музыка»,  1986
  • Репертуар детского хорового коллектива,  М., «Музыка», 1990
  • «Алый галстук - алая заря»,  С – П.,  «Музыка»,  1979
  • Композиторы шутят,  М..  «Музыка»,  1989
  • «Наша школьная страна»,  М.,  «Советский композитор»,  1968
  • М. Славкин Песни и хоры,  М.,  «Владос»,  1999
  • М. Славкин Песни,  М.,  «Владос»,  2008
  • Песни для детского хора,  М.,  «Музыка»,  1967
  • Сборник хоровых произведений,  С – П.,  1998
  • Струве Г. «Школьный корабль»,  М.,  "Круг 1997"
  • Композиторы - классики для детского хора,  Выпуск 1 – 4.  М., «Музыка»,  2004

  1.  Список рекомендуемой методической литературы

  • Программы  для  внешкольных  учреждений,  Министерство  просвещения, М.,1986
  • Гонтаренко Н., «Сольное пение»,  Ростов на дону, «Феникс», 2007
  • Дмитриев Л. Б., «Основы вокальной методики»,  М.,  «Музыка», 1984
  • Луканин А. «Начало двухголосного пения в школе», М., «Музыка», 1966
  • Луканин В. «Обучение и воспитание молодого певца», С – П.,  «Музыка», 1977
  • Морозов В.П. «Тайны вокальной речи», С – П., «Музыка», 1967
  • Морозов В.П. «Детский голос» (соавт. колл. моногр.), М., «Педагогика»,1970
  • Павлищева О. «Методика постановки голоса», М., 1964
  • Плужников К.,  «Механика пения», С-П, «Классика»,  2006
  • Румер М.,  «Начальное обучение пению», М., «Музыка»,  1982
  • Стулова  Г.  «Развитие  детского  голоса  в  процессе  обучения  пению», М.,  «Прометей», 1992
  • Юссон Р. «Певческий голос», М., «Музыка», 1974

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  ШКОЛА ХОРОВОГО ИСКУССТВА «ПОЛЕТ» ИМ. Т. Е. СЕЛИЩЕВОЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Предметная область

В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В.03.УП.03. «ПОСТАНОВКА ГОЛОСА»

Жуковский 2019

«Одобрено»

Методическим советом

МОУДОД ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

«     »                        20   г.

                                         «Одобрено»

Директор _________ Филатова Н. К.

  «       »                                 20    г.

«Одобрено»

Педагогическим советом

МОУДОД ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

«      »  

                     20   г.

Разработчик:

Курносов Д. Н.   – преподаватель ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

Волкова И. А.  – концертмейстер ШХИ «Полет» им. Т. Е. Селищевой

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

  1. - Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  2. - Срок реализации учебного предмета;
  3. - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

  1. - Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  2. - Цели и задачи учебного предмета;
  3. - Обоснование структуры программы учебного предмета;
  4. - Методы обучения;
  5. - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета        

                                        

  1. - Сведения о затратах учебного времени;
  2. - Годовые требования по классам;
  3. - Учебно – тематический план

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

  1. - Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  2. - Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                        

  1. - Методические рекомендации педагогическим работникам;
  2. - Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI.        Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

        - Список рекомендуемых произведений по классам;

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.  Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа  учебного  предмета  «Постановка  голоса» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение». Основной целью создания программы является приобщение учащихся  к основам  мировой  вокальной  культуры,  развитие  их  музыкально-эстетического  вкуса,  формирование  у  них  исполнительских  вокальных умений  и  навыков,  обеспечение  условий  для  обучения  профессионально ориентированных  детей,  с  целью  их  поступления  в  средние  и  высшие профессиональные учебные заведения. Программа обучения вокалу даёт  возможность  учащимся получить основы вокального образования. Занятия сольным пением должны способствовать  развитию  голосовых  данных,  совершенствованию музыкального слуха, проявлению творческой индивидуальности у учащихся.

2.Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса»

Предметом «Постановка  голоса»  учащиеся  начинают заниматься с 5 класса. Продолжительность обучения – 4 года (5-8 классы).

         «Постановка голоса» - учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение».

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Постановка голоса»:

Недельная нагрузка

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Постановка голоса

1

1

1

1

4.  Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.

5. Цели и задачи учебного предмета

Цель  данной  программы  - создание условий  для проявления  индивидуально-творческих способностей детей, выявление талантливых детей и развития их творческой самореализации.

Задачи:

Образовательные:

  • обучение детей сольному и ансамблевому пению
  • обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений
  • обучение самостоятельному анализу структуры вокальных произведений
  • обучение самостоятельному анализу формы, жанра, стиля вокального произведения
  • формирование правильных вокальных навыков
  • формирование навыков ансамблевого пения
  • обучение грамотному и полноправному сотрудничеству с концертмейстером
  • обучение навыкам публичных выступление, правильной речи, уверенному общению с аудиторией

Развивающие:                                

  • создать условия, в которых ребенок сможет раскрыть свой потенциал, осознать свои возможности
  •  развитие  вокального и общего музыкального слуха
  •  развитие   тембра, силы, гибкости и диапазона голоса
  • развитие    полнозвучной    свободной речи
  • развитие  органов  звукообразования  и  дыхания,  способствующих общему оздоровлению организма
  • развитие музыкального мышления и музыкальной интуиции
  • развитие самосознания
  • развитие уверенности в себе
  • развитие эмоциональности, творческой интуиции

 Воспитательные:

  • воспитание высокохудожественного вкуса
  • воспитание целеполагания, умения ставить перед собой задачи и достигать их решения
  • воспитание любви  к своему народу, к Родине, к национальной культуре
  • понимание и уважение культуры и традиций   народов мира, формирование толерантности
  • воспитание нравственных качеств личности
  • воспитание чувства самоуважения и уважения другой личности
  • приобщение  детей  к  основам  мировой  музыкальной культуры
  • профессиональное  ориентирование  учащихся  в  средние  и  высшие профессиональные учебные заведения.

6.Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

•  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

•  распределение учебного материала по годам обучения;

•  описание дидактических единиц учебного предмета;

•  требования к уровню подготовки обучающихся;

•  формы и методы контроля, система оценок;

•  методическое обеспечение учебного процесса.

В  соответствии  с  данными  направлениями  строится  основной  раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.Методы обучения

Для достижения положительного результата в работе используются педагогические методы:

  1. Метод развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

  1. Метод индивидуального подхода к каждому ученику.

Никогда   не   надо   забывать,  что  у   людей  очень   индивидуальные анатомические,  физиологические  и  психологические  свойства  организма,  а отсюда  и  необходимость  индивидуального   подхода   к  каждой  личности  и неповторимость  звучания  каждого голоса, его тембр,  сила,  выносливость  и другие качества.

3. Метод активного и интерактивного обучения.

Эти приемы основаны на такой  форме взаимодействия учащихся и учителя, в результате которой учащиеся здесь не пассивно исполняют указание преподавателя, а активно участвуют в ходе урока. Более того, нами поощряется и взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, т. к. в основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе обучения.

4.Рассказ

5.Объяснение

6.Показ (демонстрация)

7.Диалог

8.Дискуссия

Педагог в работе с детьми подростками активно использует метод переосмысления.

Вокальная педагогика использует множество специальных терминов: грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо, звуковая атака.

Дети  не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям данной возрастной категории.

Для этого педагог использует эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально.

  1. Метод группового обучения

Групповой метод обучения базируется на методологических принципах:

  • группа может достичь большего  чем каждый ее участник в отдельности;

 -руппа подтягивает слабого до общего уровня;

 -в группе быстрее развиваются творческие способности ее участников;

 -групповые занятия способствуют психологическому раскрепощению и снятию зажатости;

 -в процессе обучения каждый развивает свои индивидуальные навыки, но при этом помогает развиваться другим.

  1. Метод эвристики

Прогнозируемый результат:

  • учащиеся приобретают навык творческого отношения к музыкальному искусству
  • учащиеся приобретают устойчивые вокальные навыки в сочетании с  элементами исполнительского мастерства
  • учащиеся приобретают умение понимать и доносить до слушателей содержание исполняемых произведений

учащие приобретают навык публичных выступлений.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Занятия в Школе проходят в учебных аудиториях с хорошей акустикой, соответствующим  освещением,  температурным  режимом  и  вентиляцией. В аудиториях обязательно есть рояль.

Библиотека включает в себя достаточное количество нотных вокальных изданий, необходимых для занятий по постановке голоса (вокализы, романсы, хрестоматии и др.). Учебные аудитории для занятий по постановке голоса оснащены  звукотехническим  оборудованием (аудио  и  видео аппаратурой), так как при проведении занятий желательно прослушивание видеозаписей с выступлениями выдающихся певцов. Такой вид работы способствует расширению кругозора учащихся.

II.        Содержание учебного предмета

  1.  Сведения о затратах учебного времени

Классы

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия

33

33

33

33

  1.  Годовые требования по классам

В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием
  • правильно формировать гласные в сочетании с согласными
  • петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе
  • использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации, не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:

  • 2-3 не сложные народные песни
  • 2-3 не сложных произведения или современные песни.

На втором году обучения продолжается работа по закреплению полученных ранее начальных вокально-технических навыков.  В результате второго года обучения учащийся должен:

  • использовать правильную певческую установку
  • работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры
  • выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные
  • работать над чистотой интонации и выразительностью звука
  • в работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки

осваивая прием плавного и гибкого звуковедения, постепенно подготовиться к исполнению вокализа

В течение года учащийся должен проработать:

  • 2-3 народные песни
  • 3-4 не сложных произведения
  • 5 – 6 ансамблей
  • Принять участие в 2-х концертных выступлениях

На третьем году обучения должна продолжаться работа по закреплению полученных в предыдущие годы вокальных и исполнительских навыков, а также:

  • развитие и укрепление певческого дыхания и чистой интонации
  • выравнивание звучания по всему диапазону
  • развитие четкой дикции, выразительности слова
  • развитие вокального слуха.

  Кроме того, учащийся должен:

  • иметь элементарное представление  о строении голосового аппарата и гигиене голоса
  • распределять дыхание на все протяжение фразы
  • чувствовать движение мелодии и кульминацию  в исполняемых произведениях
  • стремиться выполнить простейшие  исполнительские задачи

  В этот период начинается работа над выявлением индивидуального тембра у учащихся.

  В течение года учащийся должен проработать:

  • вокальные упражнения
  • 2-3 народные песни
  • 1 – 2 не сложных романса
  • 3-4 разноплановых  произведения небольшого  диапазона в удобной тесситуре
  • 10 – 12 ансамблей
  • принять участие в 3-х концертных выступлениях

Четвертый год обучения. С этого периода обучение становится дифференцированным, т. к. становятся  видны различия в природных данных учащихся. Для некоторых детей процесс технического овладения вокальным мастерством можно усложнять, для остальных - оставлять на том же уровне. Но мы не считаем, что занятия с менее способными детьми не обязательны и не нужны, т.к. фазы развития ребенка неравномерны и претерпевают изменения. Иногда желание и стремление учащегося становится доминирующим, и менее способные дети выдают достойный результат.

Все учащиеся 4 года обучения участвуют в конкурсах вокалистов. Это дает им реальную возможность на практике попробовать реализовать приобретенные навыки. Конкурсы так же формируют характер и жизненную позицию учащихся.Начинается более целенаправленная работа над артикуляцией, т.е. над словом. Мы включаем в свою работу методы К. С. Станиславского, который говорил, что музыка передает «истину страстей». Страсти выражаются в напряженности музыкального языка. Слово и музыка находятся в постоянном взаимодействии. Музыка является подтекстом к слову.,,Слово - что, музыка - как''.На этом этапе обучения учащиеся имеют достаточные вокальные навыки, чтобы отвлечься от мышечной и нтонационной работы голосового аппарата и работать над смыслом, образом музыкального произведения.Основная работа состоит в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, четкой артикуляции, осмысленном выполнении исполнительских задач, поставленных педагогом.Продолжается работа по закреплению полученных в предыдущие годы вокальных и исполнительских навыков.

У учащихся с хорошими музыкальными данными, возможно расширение диапазона звучания, без форсирования и напряжения. Следует также закрепить ощущение высокой  певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов.

В течение года учащийся должен проработать:

  • вокальные упражнения
  • 1-2 народные песни
  • 2-3 романса
  • 4-5 разноплановых произведений
  • 12-15 ансамблей
  • принять участие в 5 - ти концертных выступлениях
  • принять участие в конкурсе, фестивале

  1.  Учебно – тематический план

1 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

часов

1. Певческая установка

2

2 .Пение вокальных упражнений

6

3. Формирование певческого дыхания

5

4. Формирование вокально-фонационных навыков

5

5.Формирование певческой артикуляции

4

6. Формирование звуковысотного интонирования

5

7. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

2

4

                                              Итого:

33

2 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

часов

1. Певческая установка

2

2 .Пение вокальных упражнений

5

3. Формирование певческого дыхания

5

4. Формирование вокально-фонационных навыков

5

5.Формирование певческой артикуляции

4

6. Формирование звуковысотного интонирования

4

7. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

3

5

                                              Итого:

33

3 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

Часов

1 Вокальные упражнения.

5

2. Формирование певческого дыхания

2

3. Формирование вокально-фонационных навыков

4

4.Формирование певческой артикуляции

4

5. Формирование звуковысотного интонирования

4

6. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

4

5

5

                                              Итого:

33

 4 год обучения

Содержание

Общее    кол-во

Часов

1 Вокальные упражнения.

5

2. Формирование певческого дыхания

2

3. Формирование вокально-фонационных навыков

2

4.Формирование певческой артикуляции

3

5. Формирование звуковысотного интонирования

3

6. Пение произведений:

  • народная песня
  • классика
  • современных авторов

3

8

                                              Итого:

33

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара  учебного  предмета «Постановка  голоса»,  а  также возможность  индивидуального  подхода  к  каждому  ученику.  Содержание программы  направлено  на  обеспечение  художественно-эстетического развития  личности  и  приобретения  ею  художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Реализация программы обеспечивает:

•  знание основного вокального репертуара;

•  освоение вокальных навыков (организация певческого дыхания, формирование естественности в звукообразовании и правильной артикуляции);

•  совершенствование  качества  звучания  голоса (тембра, звуковысотного  и  динамического  диапазонов,  вокального интонирования, подвижности голоса, чёткости дикции);

•  развитие  музыкального  слуха  и,  как  особое  проявление  его, вокального слуха;

•  установление  взаимосвязи  между  слуховым  восприятием звукового  образа,  вокально-слуховым  представлением  и воспроизведением голосом;

•  накопление  исполнительских  навыков (развитие художественного  восприятия  музыки;  умение  донести  до слушателей содержание исполняемого произведения);

•  навыков  сольного  исполнения  с  сопровождением  фортепиано, других инструментов.

IV.        Формы и методы контроля, система оценок         

                         

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Постановка голоса" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестации обучающихся:

  • прослушивание (I полугодие)
  • академический зачет  (II полугодие)
  • публичные выступления
  • выступления на открытых концертах, фестивалях и конкурсах
  • текущая успеваемость  в учебном году.

1 класс:

1  полугодие:  контрольный  урок (исполнение  одного  произведения программы).

2  полугодие:  академический  зачет (исполнение  одного  произведения программы).

Оценивается чистота интонирования в исполняемых произведениях. Умение  брать  дыхание  бесшумно,  через  нос.  Эмоциональное  и выразительное  исполнение.  Умение  тянуть  звук,  владение  поступенным движением, качественное пропевание звуков.

 

2 класс:

1  полугодие:  контрольный урок (исполнение  одного  произведения  с использованием различных штрихов – legato, staccato).

2 полугодие:  академический  зачет (исполнение одного произведения любого из зарубежных композиторов).

Оценивается освоение смешанного способа вдоха в зависимости от

поставленной задачи, владение различными штрихами исполнения.

3 класс:

1 полугодие: контрольный урок (исполнение народной песни, романса или песни современных композиторов)

2  полугодие:  академический  зачет (исполнение  одного  произведения зарубежного автора и, желательно, на языке оригинала, второе - романс)

Оценивается освоение широких скачков, владение филировкой звука, диапазон голоса.

4 класс:

1 полугодие:  академический зачет (исполнение русской народной песни a cappella)

2 полугодие: академический зачет (романс)

Оценивается  чистота  интонирования  при  исполнении  русских народных  песен a cappella.  Оценивается  освоение  широких  скачков, овладение  в  пении  сложными  ритмическими  рисунками,  владение филировкой звука.

При  выведении  итоговой (переводной)  оценки  учитывается следующее:

•  оценка годовой работы ученика;

•  оценка на академическом концерте или экзамене;

•  другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки  выставляются  по  окончании  полугодий учебного года.

  1. Критерии оценки

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

                        

  1.  Методические рекомендации педагогическим работникам

Процесс обучения постановке голоса подразделяется на несколько этапов:

1.  развитие  голоса,  где  в  основном  используются  вокальные  упражнения, ставящие своей задачей:

•  приведение вокального аппарата в рабочее состояние (распевание)

•  формирование вокальных навыков на упражнениях и вокализах.

2.  работа  над  вокальным  произведением,  включающая  в  себя  изучение произведений разных стилей и жанров: народная песня,  романсы русских и зарубежных композиторов, современные сочинения.

Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично   на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную.  Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим  и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями.

1. У детей младшего школьного возраста (7-10лет) сила голоса невелика,  индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе   по постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте  может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию  соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука целесообразно строить на игровой основе.

Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон  голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений  в более низкие тональности.

2. Голоса детей (11-13 лет)  становятся более сильными, несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске. Этот возрастной   период справедливо считают временем расцвета детского голоса.  Основные вокальные навыки должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально-образного мышления.

3. Необходимо учитывать «кризисы возраста» у детей и подростков. Это (6-8 лет)  и (13-15 лет), когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, негативизм, безразличие.

4. Следующий период  развития детского голоса связан с мутацией. Учащиеся этого периода, в возрасте(13-16 лет), требуют особо бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса.

В конечной фазе мутации у девочек  появляется яркое звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость. Тем не менее, с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает  развиваться, а потому возросшие вокальные возможности нельзя переоценивать.

Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного  приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсирования звука.

5. Известна и проблема голоса мальчиков. В возрасте (8-11 лет)  многие из них с увлечением могут заниматься пением. Но в( 12-14 лет) у мальчиков  начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения. Необходимо обратить особое внимание   на состояние голоса     и психологическое состояние учащегося, связанного с непривычными для него  ощущениями.

6. С (15-17 лет) происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата, постепенно формируется  тембр будущего взрослого голоса.

7. На первых уроках  необходимо внимательно  и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость,  заглубленность звука, вялость, тремоляцию, перегрузку дыхания, зажим челюсти, скованности и т.д.).

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий - каждый день;
  • количество занятий в неделю - от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: пение упражнений и вокализов; разбор новых произведений; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; исполнение программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  1.  Список рекомендуемых произведений по классам

1 год обучения

  • Русские народные песни: «Вставала ранешенько», «Коровушка», «Не летай соловей» «Я на камушке сижу»
  • Аренский А. «Детская песня»
  • Бах И.С. «За рекою старый дом»
  • Бетховен Л. «Сурок», «Малиновка»
  • Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни», «Ходит ветер, воет в поле»
  • Герчик В. «Про кузнечика»
  • Кабалевский Д.  «Песенка про Петю», «Наш край»
  • Калинников В.  «Киска»,  «Звездочки», «Солнышко»
  • Крылатов Е. «Это знает всякий»
  • Крылатов Е. «Ты – человек»
  • Крылатов Е «Лягушачья ламбада»
  • Островский А. «Наша ёлка»
  • Парцхаладзе М. «Мамина песенка»
  • Паулс Р. «Колыбельная», «Сонная песенка»
  • Спадавеккиа А. «Добрый жук»
  • Старокадомский М. «Любитель-рыболов»
  • Струве Г. «Рыжий пес»

2 год обучения

  • Русские нар. песни «По небу, по синему», «Коровушка» в обр. Гурилева А., «Уж как пал туман», «У ворот, у ворот» ( в обр. Балакирева) «Я на горку
  • шла»
  • Абрамов А. «Смелый кораблик», «На лесной тропинке»
  • Алябьев А. «Зимняя дорога»
  • Бетховен Л. «Волшебный цветок»
  • Булахов П. «Колокольчики мои»
  • Глинка М. «Жаворонок», «Что красотка молодая»
  • Григ  Э. «Детская песенка»
  • Гурилев А.  «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Улетела пташечка», «Сарафанчик», «Колокольчик», «Грусть девушки»
  • Крылатов Е. «Колокола», «Песня о снежинке»
  • Моцарт А. «Тоска по весне», «Детские игры»,
  • Дунаевский И. «Спой нам, ветер»
  • Шуберт Ф. «Дикая роза, «Колыбельная»
  • Шуман  Р. «Песочный человечек», «Мотылек», «Небывалая страна»,  «Совенок»

3 год обучения

     

  • Русская нар. песня «Коровушка» в обр. Гурилева А.
  • Русская нар.песня «Выйду ль я на реченьку», « Как в лесу, лесу-лесочке»
  • Р.н.п. в обр. Лядова А. «Пойду ль я, выйду ль я»
  • Булахов П. «Колокольчики мои»
  • Варламов А. «Белеет парус одинокий»
  • Гурилев А.  «Домик-крошечка», «Вьется ласточка сизокрылая», «Улетела пташечка», «Сарафанчик», «Право, маменьке скажу»
  • Крылатов Е. «Лесной олень»
  • Куртис «Вернись в Соренто»
  • Макроусов Б. «Вологда»
  • Минков М. «А знаешь, все еще будет»
  • Молчанов К. «Журавлиная песня»
  • Моцарт В-А. «Тоска по весне», «Детские игры»
  • Хренников Т. «Московские окна»
  • Шереметьев Б. «Я вас любил»

4 год обучения

  • Русские нар. песни «Я на камушке сижу», «Меж крутых бережков», «Серѐжа-пастушок», «У зари-то, у зореньки», « Вкруг куста», «Как по лужку травка»
  • Итальянская нар. песня «Санта Лючия»
  • Алябьев А. «И я выйду на крылечко», «Увы, зачем она блистает?»
  • Аренский «Спи, дитя мое»
  • Бабаджанян А. «Верни мне музыку»
  • Бах И.С. «Нам день приносит свет зари», «Жизнь хороша!»
  • Булахов И. «Тройка», «Колокольчики мои»
  • Варламов А., «На заре ты её не буди», «Звездочка ясная», «Красный сарафан», «Белеет парус одинокий», «Ты не пой, соловей», «Вдоль по улице метелица метет», «Горные вершины», «Ангел», «Ночь»
  • Гершвин «Somebody loves mi»              
  • Глинка М, «Не пой, красавица, при мне», «Венецианская ночь»
  • Григ  Э. « Лесная песнь»
  • Гурилев А. «Матушка-голубушка», «Внутренняя музыка», «Бедная девушка ты»
  • Даргомыжский А., «Юноша и дева», «Шестнадцать лет»
  • Дунаевский И. «Марш» из к-фильма  «Веселые ребята»
  • Зацепин А. «Куда уходит детство», «Есть только миг»
  • Керн. Дж. Песенка Жюли из оперетты «Плавучий театр»
  • Крылатов Е. «Все сбывается на свете», «Где музыка берет начало?»
  • Комеферт Б. «Strangens in the night»
  • Куртис «Вернись в Соренто»
  • Кюи Ц. «Царскосельская статуя»
  • Морозов А. «В горнице»
  • Петров А. «А на последок я скажу»
  • Покрасс Д. «Две розы»
  • Прокофьев С.  «Болтунья», «Сладкая песенка»
  • Птичкин Е. «Эхо любви»
  • Роджерс Р «The lady is tramp»
  • Хренников Т. «Московские окна»
  • Чайковский П. «Мой садик»
  • Шереметьев Б. «Я вас любил»
  • Шопен Ф. «Желание»
  • Шуберт  Ф. «В путь»
  • Русские нар. песни  «У зари-то, у зореньки», «Липа вековая», «Прощай, радость», «Сережа-пастушок»
  • Бах.И.С. «Жизнь хороша», «О, блаженство ликованья»   «Нам день приносит
  • свет зари», «Не печалься»
  • Булахов  П. «Тук, тук, тук,…как сердце бьется»
  • Варламов А. «Ты не пой, душа-девица», «Что мне жить  и тужить одинокой», «Красный сарафан», «Ангел»
  • Глинка М. « Ах ты, ночь ли, ноченька», «Моя арфа», «Милочка», «Если встречусь с тобой», « Не пой, красавица, при мне»,  «Венецианская ночь»
  • Даргомыжский  А. «Не судите, люди добрые», «Я Вас любил», «Я затеплю свечу», « 16 лет»
  • Гурилев А, «Вам не понять моей печали», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Право, маменьке скажу», «Майские ночи»
  • Каччини Дж. «Аве, Мария»
  • Колмановский Е. «Ты говоришь мне о любви»
  • Кюи Ц. «Царскосельская статуя»
  • Листов Н. «Севастопольский вальс»
  • Милютин  Ю.  «Все  стало  вокруг  голубым  и  зеленым..»  из  к/ф  «Сердца
  • четырех»
  • Моцарт В.А. «Маленькая пряха»
  • Паулс Р. «Любовь настала»
  • Петров А. «А на последок я скажу»
  • Птичкин Е. «Желаю вам»
  • Римский-Корсаков Н. А. «О чем в тиши ночей»
  • Рубинштейн А. «Ночь»
  • Чайковский П. «Легенда», «Кукушка», «Зима», «Колыбельная песнь в бурю»
  • Шуберт Ф.«Серенада», «К лютне», «Форель», «Ave Maria», «Баркарола»
  • Уэберр Э. «Memory»

  1. Список рекомендуемой нотной литературы

  • Репертуар нароного певца, М., МГФЦ «Русская песня, Всеросийское музыкальное общество»,Выпуск 1,2, 1998
  • Дубравин Я.Чепуров А. «Давайте поклоняться доброте», М., «Советский композитор», 1983
  • «Вернисаж улыбок», М., «Советский композитор»,1991
  • Гурилев А. «Избранные романсы и песни»,М., «Музыка»,1996
  • «Песни и романсы на стихи Ахмадулиной Б.М.», М., «Советский композитор», 1991
  • «Любимые песни»,  М.,»Престиж – Ариа», 2001
  • «Песни на стихи Рождественского Р.», М., «Советский композитор»,1987
  • «Антология советской детской песни» Выпуск 1, 2, М, «Музыка», 1989
  • «Счастливая весна», М.,  «Советский композитор», 1989
  • Зацепин А. «Песни из кинофильмов», М., «Музыка», 1970
  • «Школьные годы»,  Выпуск 40 - 43, М.,  «Советский композитор»,1989
  • «Крылатые качели»,Детские песни Крылатова Е., М., «ABF»,1997
  • «Романса свежее дыханье», С - П, «Советский композитор», 1988
  • «Популярные песни итальянских композиторов» Выпуск 1 - 3, М., «Советский композитор», 1988
  • «Старинные романсы», М., «Советский композитор», 1977
  • «От мелодии к мелодии», Выпуск 1 - 3, М., «Музыка», 1990
  • «Репертуар начинающего певца», М., «Музыка», 2002
  • «Музыкальный курьер», М., «Музык», 1987
  • «Минувших дней очарованье», Выпуск 1 – 3, М.. «Музыка», 1988
  • «Русские нароные песни», М., «Музыка», 1988
  • «Аккомпаниатор», С - П., «Союз художников», 2003
  • «Синий цвет», М., «Советский композитор», 1989
  • Чайковский П. Романсы, Выпуск 1 – 3,  М., «Музыка», 1988
  • Булахов П. Избранные романсы и песни, М., Музыка, 2004
  • «Под голубыми небесами», М., Всеросийское музыкальное общество, 1998
  • «Музыкальный иллюзион», М., «Советский композитор», 1990
  • Джорж Гершвин, М., Издательский дом "Муравей", 1996
  • Frank Sinatra,  М., ООО "Синкопа - 2000", 2002
  • «Наши любимые песни»,  М.,  Издательство «В. Н. Зайцев», 2001
  • Поет Владимир Высоцкий,  М., «Музыка», 1988
  • «О героях мы поем»,  М., «Советский композитор», 1984
  • Упражнения и вокализы, М.,  «Музыка»,  2002
  • «Утро»,  Песни и хоры на стихи Пушкина А. С.,  М., «Музыка»,  2005
  • «Споемте, друзья!»,  М, «Музыка», 1988
  • «Школьные годы»,  С - П.,  «Музыка», 1986
  • «The Best of»,  Киев,  "Прайм", 1997
  • «Синий цвет»,  М.,  «Советский композитор», 1988
  • Поет "Дубна", М.,  «Музыка», 1980
  • «Избранные полифонические произвеения зарубежных композиторов 16 - 18 веков»,  С - П.,  «Музыка»,  1986
  • Репертуар детского хорового коллектива,  М., «Музыка», 1990
  • «Алый галстук - алая заря»,  С – П.,  «Музыка»,  1979
  • Композиторы шутят,  М..  «Музыка»,  1989
  • «Наша школьная страна»,  М.,  «Советский композитор»,  1968
  • М. Славкин Песни и хоры,  М.,  «Владос»,  1999
  • М. Славкин Песни,  М.,  «Владос»,  2008
  • Песни для детского хора,  М.,  «Музыка»,  1967
  • Сборник хоровых произведений,  С – П.,  1998
  • Струве Г. «Школьный корабль»,  М.,  "Круг 1997"
  • Композиторы - классики для детского хора,  Выпуск 1 – 4.  М., «Музыка»,  2004

  1.  Список рекомендуемой методической литературы

  • Программы  для  внешкольных  учреждений,  Министерство  просвещения, М.,1986
  • Гонтаренко Н., «Сольное пение»,  Ростов на дону, «Феникс», 2007
  • Дмитриев Л. Б., «Основы вокальной методики»,  М.,  «Музыка», 1984
  • Луканин А. «Начало двухголосного пения в школе», М., «Музыка», 1966
  • Луканин В. «Обучение и воспитание молодого певца», С – П.,  «Музыка», 1977
  • Морозов В.П. «Тайны вокальной речи», С – П., «Музыка», 1967
  • Морозов В.П. «Детский голос» (соавт. колл. моногр.), М., «Педагогика»,1970
  • Павлищева О. «Методика постановки голоса», М., 1964
  • Плужников К.,  «Механика пения», С-П, «Классика»,  2006
  • Румер М.,  «Начальное обучение пению», М., «Музыка»,  1982
  • Стулова  Г.  «Развитие  детского  голоса  в  процессе  обучения  пению», М.,  «Прометей», 1992
  • Юссон Р. «Певческий голос», М., «Музыка», 1974