Шумовые инструменты на уроках сольфеджио в 1 классе

Ватагина Наталья Николаевна

использование шумовых на уроках сольфеджио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2.docx55.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детская музыкальная школа №31

Открытый урок

на тему:

«Использование шумовых народных инструментов на уроке сольфеджио

в 1 классе»

Преподаватель:  Ватагина Наталья Николаевна

Казань, 2020г.

Цель урока: Демонстрация методов использования шумовых народных инструментов на уроке сольфеджио в работе с детьми младшего возраста.

Задачи: 

  • Освоение метроритма и выработка чистой интонации
  • Привлечение внимания   учащихся, используя новые формы работы
  • Создание доброжелательной атмосферы на занятии

План урока

  1. Гамма До мажор:
  • Пение гаммы вверх и вниз ровными длительностями в сопровождении фортепиано;
  • Закрепление темы «Написание нот на нотоносце»
  • Пение гаммы вверх и вниз в ритме  в сопровождении
  • Закрепление темы «Устойчивые и неустойчивые ступени» (Пение и определение на слух последовательности устойчивых ступеней в гамме До мажор (выкладывание карточек))
  1. Освоение метроритма:
  • Стихотворение «Жили у бабуси»:

- проговорить стихотворение, отмечая сильные доли хлопком;

- проговорить стихотворение, отмечая сильные доли хлопком + динамически выделять сильную и слабую доли (сильная – громко, слабая - тихо)

  • Работа с карточками:

-выкладывание карточек – длительностей под диктовку («две восьмые – четверть - половинная», слоги «ти – та»), умение расставить тактовые черты (карандашами) и прохлопать ритм, проговаривая слоги;

- сочинение собственного ритмического рисунка

  • Последовательность на доске (умение прохлопать ритмические двухтактовые построения , проговаривая слоги)
  • Ритмический диктант на примере песни «Паровоз» (под аккомпанемент)
  • Исполнение на маракасах ритмического рисунка колокольчика в песне «Паровоз» под сопровождение.
  1. Сольфеджирование:
  • Пение песни «Паровоз» под сопровождение различными способами

- со словами хлопая ритм;

- проговаривая слоги «ти-та»+ хлопая ритм (восьмые-хлопок в ладоши, четверть – рука вниз)

- проговаривая слоги «ти-та»+хлопая сильные доли

- с названием нот +тактирование(группой и индивидуально)

  • Игра песни «Паровоз» на метелофоне

- от нот «до»  (быстро) и «ля» (медленно) + выявление характера, образа «паровоза» (обычный паровоз, игрушечный паровоз и большой, груженый паровоз).

  1. Освоение интервалов («ежик», «кукушка»):
  • Закрепление терминологии
  • Определение «интервала»; характеристика интервалов -  «дожджик», «ежик», «кукушка»;
  • Определение интервалов на слух с демонстрацией карточек – картинок
  • Выявление ступеневого состава интервалов, умение их построить от звука вверх и вниз
  1. Определение на слух (жанр, темп, динамика):
  • Закрепление терминологии
  • Определение жанра, темпа и динамики  в прослушанных музыкальных фрагментах + выкладывание карточек-терминов
  • Игра «Определи жанр» (в звучащем произведении определить жант и показать его движениями).
  1. Домашнее задание:
  • Петь песню «Паровоз» всеми способами
  • Добавить аккомпанемент шумовыми народными инструментами
  • Нарисовать разные образы «Кота - Воркота» (кот плачет, котик играет, котёнок в тюбетейке).

ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ХОДА УРОКА

Педагог: Наше занятие сегодня не совсем обычное. На наш урок пришли

гости,   чтобы   посмотреть   на   то,   какие   вы   замечательные   и   как   вы

занимаетесь. Начнем мы наш урок с пения гаммы До мажор.

 Пение  гаммы До  мажор  вверх  и  вниз ровными  длительностями  в

сопровождении фортепиано

Педагог: Только что вы спели гамму До мажор.  Скажите, пожалуйста,

сколько всего музыкальных нот?

Ученики: Семь.

Педагог: А где они «живут»? Как называется их «домик»?

Ученики: Нотоносец или нотный стан.

Педагог: А сколько линеечек на нотном стане?

Ученики: Пять.

Педагог: Молодцы. Я вам раздам карточки, на которых изображены разные ноты. Переверните их пожалуйста изнанкой вверх. Вы будете доставать любые три карточки и вслух называть ноты, которые там нарисованы.

Работа с карточками-нотами

Педагог: Вы очень хорошо справились с этим заданием. А теперь мы с вами

споем   гамму  До   мажор   ровными   длительностями   в   сопровождении

фортепиано.

Педагог: А теперь мы споем гамму До мажор в  ритме, который записан на

доске.

Гамма До мажор вверх

   Гамма До мажор вниз

Педагог: Замечательно. На прошлом уроке мы с вами узнали, что в гамме есть устойчивые  ступени  и  неустойчивые.  Назовите,  пожалуйста,  ноты, которые находятся на устойчивых ступеньках.

Ученики: До, ми и соль.

Педагог: Сейчас я вам поиграю эти ноты в разном порядке, а вы будете их отгадывать и обязательно пропевать вслух.

Педагог: Следующее задание будет самостоятельное. Я вам раздам карточки ноты. Затем сыграю последовательность из устойчивых ступеней, а вы должны будете выложить эти ноты на своем столе. Некоторые ноты могут повторяться. Выкладывайте их столько раз, сколько они прозвучат.

Педагог: Вы справились с этим заданием очень хорошо. Сейчас я попрошу кого-нибудь выйти к доске и выполнить упражнение на устойчивые ступени. Ваша задача - неустойчивые ступени в гамме До мажор превратить из целых нот в четвертные.

 Задание на устойчивые и неустойчивые ступени

Педагог: Задание выполнено на оценку «5». Теперь мы плавно перейдем к одному   из   ваших  любимых  упражнений.   Вам   очень  хорошо   известно стихотворение «Веселые гуси». Мы с вами его проговорим вслух, отмечая сильные доли хлопком. На слабые доли будем разводить руки в стороны.

Стихотворение «Веселые гуси»

Педагог: А теперь мы выполним это задание еще раз, но добавим динамику. Сильные доли будем произносить громко, а слабые — тихо.

Стихотворение «Веселые гуси»

Педагог: Умнички! Сейчас я раздам вам карточки-длительности. Вы под диктовку будете выкладывать ритмические рисунки и расставлять в них тактовые черты карандашами, а затем хлопать, проговаривая слоги («ти-та»).

а)        диктовка   -   названия   длительностей   (четверть,   две   восьмые   или
половинная):

П J Л JJJJJ

2

4

б)        диктовка - проговаривание слогов «ти-та»:

4 J J J ПП

Педагог:  Сейчас  я  вас  попрошу  самостоятельно  сочинить  ритмический рисунок, выложить его с помощью карточек на столе, расставить тактовые черты и прохлопать, проговаривая слоги.

Работа с карточками-длительностями

Педагог: Вы очень хорошо проявили себя в этом творческом упражнении. Следующее задание. Встаньте, пожалуйста, в один ряд перед доской. Ваша задача - по очереди прохлопать ритмические рисунки, которые я укажу. Будьте предельно внимательны.

На доске двухтактовые ритмические построения

Педагог: Молодцы. Практически все справились с заданием с первого раза.Сядьте, пожалуйста, на свои места. Сейчас прозвучит для нас

песня «Паровоз». На фоне мелодии будет звучать колокольчик. Ваша задача

- выложить из предложенных карточек-длительностей ритмический рисунок,

который исполняет колокольчик. Я вам предлагаю на выбор четыре карточки

с двухтактовыми ритмическими построениями. Вы должны определить, в

какой последовательности они прозвучали, и выложить их на своемстоле.

Данное задание вы будете выполнять с соседом по парте.

Звучит  песня «Паровоз»

Педагог: А теперь я попрошу кого-нибудь из вас сыграть на маракасах

ритмический рисунок колокольчика под аранжировку.

Педагог:    Очень   хорошо.    А   теперь   давайте   споем   эту   песню различными способами все вместе:

  • со словами + хлопая ритм;
  • проговаривая слоги «ти-та» + хлопая ритм (восьмые - хлорок в
    ладоши, четверть – рука вниз);
  • проговаривая слоги «ти-та» + хлопая сильные доли;
  • с названием нот + тактирование

Педагог:  Отлично.  Следующее задание - вы самостоятельно по одному споете песню в сопровождении разными способами, используя шумовые музыкальные инструменты (ложки, рубель, кастаньеты) :

           -  проговаривая слоги «динь-дон» + хлопая сильные доли;

  • со словами + хлопая ритм;
  • с названием нот + тактирование
  • проговаривая слоги «ти-та» + хлопая ритм (восьмые - хлорок в
    ладоши, четверть – рука вниз);
  • проговаривая слоги «ти-та» + хлопая ритм (восьмые - хлорок в
    ладоши, четверть – рука вниз);
  • с названием нот + тактирование

Педагог: Хорошо. Задание выполнено правильно. Возьмите, пожалуйста,

ваши клавиатуры и положите их перед собой. Сейчас я попрошу кого-то из

вас выйти  и сыграть песенку «Паровоз» от ноты «до» на ксилофоне.

Исполнение учеником песни «Паровоз» на ксилофоне от ноты «до»

Педагог: Следующий ученик не только сыграет эту песню, но и споет с

названием нот.  А все  остальные  выполняют то  же задание, только на

нарисованной клавиатуре.

Игра на ксилофоне и пение учеником песни «Паровоз» от ноты «до»

Педагог: А теперь я попрошу сыграть эту же песню от другой ноты - ноты

«ля».

Исполнение учеником песни «Паровоз» на ксилофоне от ноты «ля»

Педагог: Это же задание выполняем все вместе и поем песню с названием

нот.

Игра на ксилофоне и пение учеником песни «Паровоз» от ноты «ля»,

остальные учащиеся выполняют задание на своих местах

Педагог: Очень хорошо. А теперь мы не просто будем играть на ксилофонах

эту песню. Исполним ее в разных образах - «большой, груженый паровоз»,

«игрушечный    паровозик».   После   исполнения    надо   будет   объяснить

выразительные средства, которые вы применили в данном случае (регистр,

лад, темп).

Исполнение учениками песни «Паровоз» на фортепиано от разных нот в

разных образах.

Педагог: Молодцы. Сейчас мы с вами познакомимся с новым понятием

«интервал». «Интервал» - это расстояние между двумя нотами. Сегодня мы

изучим три интервала. Называются они прима, секунда и терция. Но на

первом этапе мы будем их называть иначе - «дождик», «ежик» и «кукушка».

В интервал «дождик» входит 1 ступень, в интервал «ежик» - 2 ступени,  в

интервал «кукушка» - 3 ступени. Сейчас я поиграю их, а вы попробуете их

определить и выложить на своем столе карточки-картинки.

Слуховой анализ: определение на слух интервалов (прима, секунда и терция)

и выкладывание на столе карточек-картинок

Педагог: Сейчас я попрошу выйти одного из вас к доске и построить эти

интервалы.

Построение интервалов «дождик», «ежик» и «кукушка» на доске от звуков

вверх

Педагог: Мы с вами в I четверти познакомились с разными понятиями -

жанр, темп, динамика, регистр. Назовите, пожалуйста,  какие вы знаете жанры в музыке?

Ученики: песня, танец, марш.

Педагог: А какие темпы бывают?

Ученики: быстрый, медленный, умеренный.

Педагог: А какие вы знаете динамические оттенки?

Ученики: громко и тихо (форте и пиано).

Педагог: Теперь назовите известные вам регистры?

Ученики: низкий, средний и высокий.

Педагог: Молодцы! Сейчас я раздам вам карточки. На мониторе компьютера

будут по очереди появляться понятия. Ваша задача - выложить карточки в

порядке их появления.

На доске ряд терминов

                     ПЕСНЯ            PIANO                  ВЫСОКИЙ                          БЫСТРЫЙ

                          ТАНЕЦ                                             СРЕДНИЙ                          МЕДЛЕННЫЙ

                          МАРШ                 FORTE                 НИЗКИЙ                         УМЕРЕННЫЙ

Педагог: Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, в котором вы должны

будете определить жанр, темп, динамику и выложить на столе карточки.

Верди Триумфальный марш (марш -умеренный - форте)

Педагог:  А  сейчас  мы  с  вами  сыграем  в  одну  игру.  Называется  она

«Определи жанр». Ваша задача - определить жанр музыкальных фрагментов и показать их движением (шаги, покачивания или прыжки на месте).

Чайковский Старинная французская песенка (Детский альбом)- песня

 Бизе Прелюдия к опере «Кармен» - марш

 Рахманинов Итальянская полька - танец

Педагог: В заключении урока я хочу дать вам домашнее задание:

  • Петь песню «Паровоз» всеми способами;
  • Нарисовать разные образы «Кота - Воркота» (кот плачет, котик играет,
    котенок в тюбетейке).

Вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на сегодняшнем уроке. Надеюсь, урок был вам интересен и полтора часа пролетели незаметно.