Мастер-класс для педагогов "Профилактика синдрома "эмоционального выгорания" средствами музыкальной терапии"

Смирнова Людмила Евгеньевна

Профилактика  синдрома "эмоционального выгорания" с помощью методов  музыкальной  терапии.

Признаки синдрома "эмоционального  выгорания", описание  приёмов  музыкальной  коррекции профессиональной  деформации личности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для  педагогов:  ”Профилактика  синдрома  “эмоционального выгорания” (СЭВ) средствами музыкальной терапии.

  • Тестирование.
  • Определение термина  СЭВ
  • Признаки СЭВ
  • Группа риска в  плане эмоционального выгорания
  • Стереотипы педагогической деятельности, ведущие к ЭВ.
  • Статистика.
  • Практическая часть.
  • Тестирование повторное . Рефлексия.

     В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательных учреждениях. Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Каждый педагог в буквальном смысле «творит личность»,тем самым влияя  на будущее страны. Поэтому сохранение физического,психического и духовного здоровья учителя является необходимым условием высокого уровня его профессионального педагогического мастерства. Общество ставит перед школьными и дошкольными учреждениями совершенно определённые задачи: сформировать у воспитанников систему знаний,умений и навыков,основы мировоззрения, нравственности и навыки общественного поведения.В связи с тем,что личность является основным инструментом педагогического труда,общество предъявляет высокие требования не только к профессиональным,но и личностным качествам учителя. Многолетний педагогический труд может приводить к деформирующему влиянию на личность, ведёт к дезадаптации-это малообратимые или необратимые изменения в психическом и физическом статусе учителя,  начинающиеся  и сопровождающиеся  синдромом эмоционального выгорания (понятие, введённое в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергером в 1974 году). Оно  проявляется  нарастающим  эмоциональным  истощением, может повлечь  за  собой  личностные  изменения в  сфере  общения  с  людьми ( вплоть до  развития  глубоких когнитивных  искажений). Ему  особенно  подвержены люди, чья  трудовая  деятельность  связана с регулярным  общением  с  другими  людьми,  эмоциональными  переживаниями  и  большой  ответственностью : врачи,  психологи,  педагоги .

Тестирование “Краткая  психологическая  характеристика  основных  типов  личности”(выбрать предлагаемую  фигуру -квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг  и  раскрасить  предложенным  цветом ( 4 основных и 4 дополительных по  системе М.Люшера). Знакомство  с  основными  характеристиками теста.Расшифровка результатов теста Люшера

Каждый цвет обозначает конкретную потребность:

серый (0) - в ограждении, создании границы;

синий (1) - в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

зеленый (2) - в самоутверждении, желание нравиться;

красный (3) - в активных действиях, добиваться успеха;

желтый (4) - в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;

фиолетовый (5) - в самоидентификации;

коричневый (6) - в свободе от напряжения, уюте;

черный (7) - в отказе из своенравного протеста, восстание против собственной судьбы.

     Если основные цвета располагаются на первых пяти позициях, то считается, что потребности человека, соответствующие этим цветам, в какой-то мере удовлетворяются, если же они на последних трех позициях, то имеется напряжение из-за их неудовлетворенности.

     Чаще всего после 10-15 лет работы педагогов настигает «педагогический криз», который проявляется чаще  у учителей творчески мыслящих, высокой квалификации. Это явление длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Работник чувствует  невостребованность своих творческих ресурсов в соответствии с формальными требованиями.

Особенности деформации личности в результате многолетнего педагогического труда.

  • Эффект прилипания профессиональной маски к лицу -результат обезличивания, деперсонализации учебно-воспитательного процесса. Всё, что думают и переживают учащиеся и учителя, выражают в поведении, подвергается строгой цензуре и отражается лишь то, что согласуется с требованиями ролей  (Техника “ Музыкальная психодрама”).
  • Структура речи-«я» реплики.  «Я сейчас объясню, я недовольна вами.»

Центрированность на себе, «прокурорский тон» - способ самоутверждения в детском  конфликтогенном коллективе.

  • Тенденция упрощённого подхода к проблемам, излишняя прямолинейность и ригидность мышления. Сложную картину мира учитель упрощает до детского уровня.
  • Гипертрофированная властность и категоричность, умение «держать класс в руках».
  • Отсутствие юмора, утрата способности к рефлексии.
  • Болезненная реакция на ошибки.
  • Стремление к рельефности в речи, артикулированность, склонность к повторениям.
  • Стремление к оценочным суждениям   поступков всех окружающих в моральных категориях, разлад с взрослеющими детьми.

  • Привычка «вещать  на публику»

  • Сужение интересов.

        В 1994 году Центр социологии Российской Академии  образования при проведении исследований обнаружил парадокс. Для учителей со стажем до 3-ёх лет более значимая ценность «полноценное общение с людьми» составляет 50%, в остальных группах от 17 до37 %. Педагоги со стажем от 3 до 7 лет  -80%  желают иметь счастливую семейную жизнь, 43%-материальное благополучие.  Когда  стаж более 18 лет- 60% предпочтений- успешная профессиональная деятельность. Вывод: с увеличением стажа работы происходит последовательное сокращение личностной самореализации во внепрофессиональных  сферах-семье, быту, спорте, культуре, искусстве, общественной жизни, происходит обеднение ресурсов.

     Статистика.

Факты, отражающие количественную сторону деятельности учителя.

Зарплата учителя не включает в себя время, затраченное на планирование занятий. А ведь на подготовку одного урока может уйти до трех часов! Как сообщает Национальная ассоциация образования, учителя проводят в среднем 53 часа в неделю, выполняя задачи, связанные с обучением. Все это - планирование уроков, написание отчетов, дополнительные занятия, а также проверка домашней работы. В то время как обычная норма офисных служащих — 40 часов в неделю. В середине 80-ых годов выборочные исследования обнаружили, что досуг молодого учителя составлял 25-30 часов в неделю. В конце 90-ых –сокращение до 15 часов в неделю. Средняя продолжительность рабочей недели увеличилась с 46 часов в 1927 году до 52 часов в 1968 году. К концу 90-ых составляла 53-57 часов в неделю. В 21  веке,  с появлением  электронных журналов и дневников, увеличением  числа  отчётности (наряду с бумажными журналами)  нагрузка  учителя  продолжает  расти.  Наиболее  длинной  является рабочая  неделя  преподавателей  русского и литературы-60 часов в неделю, математики и физики-57 ч., учителей начальных классов-55 ч..  В выходные дни более 60% занимаются работой, а филологи до 80%.  Учителя музыки выгорают быстрее, чем другие преподаватели. Час интенсивной  голосовой работы сравнимы по энергозатратам с сыгранным  матчем у футболистов.

               Влияние семейного статуса учителя на СЭВ.

Среди учителей, состоящих в браке, каждый третий со страхом и пессимизмом ждёт завтрашнего дня-32%, среди не состоящих –лишь каждый 10-ый- 12%. Среди учителей, имеющих детей, доля испытывающих страх и пессимизм-34,2%, среди бездетных-5,9%. С другой стороны, неустроенность личной жизни, отсутствие семьи неблагоприятно сказываются на адаптивных возможностях педагога.

Формализация общения  в процессе работы ведёт к увеличению количества невыраженных эмоций, а они, в свою очередь, ведут к блокированию энергии, выражающихся в мышечных зажимах, приводящих к психосоматическим забалеваниям. До 60% болезней имеют такую природу.  Это и знаменитая «чикагская семёрка»: ишемическая бодезнь сердца,диабет, гипертония,бронхиты, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки,расстройства мочеполовой сферы, различные неврозы и другие болезни. Музыка может изменять физические показатели организма, влиять на артериальное давление,температуру, химические показатели, она способна, минуя сознание, воздействовать на подсознание напрямую очень щадяще, в отличие от других методов.При всех видах музыкальной деятельности задействуются оба полушария головного мозга.Успешность  любой работы зависит от их синхронизации. В деятельности многих людей преобладает работа левого полушария, ответственного за аналитические функции, вербальные процессы, линейное мышление. А правое отвечает за невербальные, неречевые процессы, интуицию, артистичность, цветовую чувствительность, чувства и эмоции, за связь с кинестетикой, за чистоту пения, образно-слуховые ассоциации. Все нобелевские лауреаты занимались музыкой.

Практическая часть.

1.Экспресс-релаксация.

2.Шумовой оркестр. Техника 2Музыкальная  психодрама”.

3.”5 движений” .

4. Антистрессовое дыхание по В.И. Петрушину.

5.Вокалотерапия.

6.Практика”5 движений” Габриелы Рот, американской танцовщицы.

  «Если ты  не будешь танцевать свой танец, кто его тогда станцует за тебя» (Г. Рот).

-Flowin  –текучесть, плавность, женская энергия

- Staccato-отрывистая, мужская энергия

-Хаос

-Лирикал- лёгкие, прозрачные движения и чувства на уровне полутонов и нюансов, бабочка, падающий лист

- Stilness-тишина, неподвижность, погружение в себя, движение изнутри, пульсирующая статуя.

Вокалотерапия

20% звука уходит во внешнее пространство, а 80%-внутрь организма.

Но «петь надо на проценты, не используя основного капитала», т.е.   грамотно используя резонаторы. Резонансное пение.

Звуки, издаваемые при пении воздействуют на внутренние органы.

А-лечит сердце и верхние доли лёгких, респираторные заболенвания, снимает различные боли.

У-улучшает дыхание,стимулирует работу почек, органов в области живота.

И-воздействует на глаза,уши,тонкий кишечник, про чищает нос.

О-лечит кашель, бронхит, воспаление лёгких.

ОМ-приводит в баланс все  тело, успокаивает ум, открывает сердце.(Аминь,амен)

Ух,Ох,Ах,Хи,Ху-междометия и слоги стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Каждый орган имеет свою вибрацию и своё звучание.

Повторное тестирование.  Сравнение результатов до и после тренинга. Рефлексия.

Библиография,  интернет-ресурсы:

1.А.В. Осницкий. Проблемы  психического  здоровья  и  адаптации личности.”Серебряный  век”.  Санкт-Петербург 2003

2.“День учителя. 25 фактов  о  професии”

https://rosuchebnik.ru/material/interesnie-fakti-o-professii-uchitel/

3.Алексеев А.А.,Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров .”Знание” РСФСР 1991 год

               https://lektsii.org/8-47928.html

         4. Методика диагностики  уровня  эмоционального  выгорания по В.В.Бойко

https://psylist.net/praktikum/19.htm

5.Цветовой тест М.Люшера

https://testometrika.com/