Методическая разработка "Развитие образного мышления учащихся в работе над пьесами С.Баневича"

Алиева Лилия Джамилевна

Методическая разработка " Развитие образного мышления учащихся в работе над пьесами С.Баневича"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22.10_otkr._urok_banevich._obraznoe_myshlenie_uch-sya_1.docx200.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Октябрьская ДМШ»

Разработка открытого урока и методические комментарии

на тему:

Развитие образного мышления учащихся в работе над пьесами

С. Баневича

                      Преподаватель кл. фортепиано

Алиева Лилия Джамилевна

2018 год.

Содержание

Цели и задачи, обеспечение урока………………………………………….

3

Ход урока…………………………………………………………………….

4

     Рассказ о творчестве С. Баневича, его фортепианных циклах……….

4

     Работа над образностью пьес из цикла С. Баневича

     «По сказкам Х.К. Андерсена»: «Солдатик и балерина»……………..

5

                                                         «Крыса»………………………………

7

                                                         «Вальс на балу»……………………..

9

Методические рекомендации по развитию образного мышления

учащихся ДМШ……………………………………………………………….

12

Список источников и литературы к уроку…………………………………

18

Список литературы к методическим рекомендациям…………………….

19

Приложение. Нотные примеры………………………………………….....

20


Урок проводился с учащимися 3-го, 4-го и 5-го классов МБУ ДО «Октябрьская ДМШ».

Цель урока: развивать образное мышление учащихся, расширять их знание о музыке современных композиторов (С. Баневич), работать над выразительностью образов пьес.  

Задачи урока:

  1. образовательная: дать представление о творчестве современного композитора Сергея Баневича;
  2. развивающая: развивать образное мышление, навыки поисковой работы над средствами музыкальной выразительности;
  3. воспитательная: воспитывать творческий подход к своей работе, навыки самоконтроля.  

Тип урока: урок работы над образностью, интерпретацией произведений.

Методы: историко-биографический,  семантический, аналитический, частично-поисковый.

Оборудование: два фортепиано, ноты, портрет композитора, оборудование для показа презентации.

Материал: презентация PowerPoint.


Ход урока

1. Организационный момент, определение темы урока, представление учащихся (1 мин.) (слайд 1) 

2. Теоретико-информативный раздел урока – рассказ о творчестве Сергея Баневича, его фортепианных циклах (7 мин.)

Как известно, в России существуют разные композиторские школы – московская, ленинградская (петербургская), нижегородская, свердловская и другие. Сергей Баневич – петербургский композитор. Петербургскую школу отличает свой стиль, особая тонкость и проникновенность звучания, яркая образность, современные ритм и гармония. Видные представители этой школы в ХХ веке – Дмитрий Шостакович, Галина Уствольская, Сергей Слонимский, Жанна Металлиди, Сергей Баневич.

Сергей Петрович Баневич родился 2 декабря 1941 года. В это время шла война, и семья была в эвакуации в Пермской области. В 1944 году вместе с семьей Серёжа вернулся в Ленинград. В Ленинградской государственной консерватории Баневич учился в 1960-е годы. Его учителями по композиции были Галина Уствольская и Орест Евлахов, которые в свое время были учениками Дмитрия Шостаковича.

Как представитель петербургской (ленинградской) школы, композитор продолжает традиции музыкального романтизма. Музыку Баневича отличает мелодичность, лиризм, изысканный гармонический язык. Его произведения талантливы и самобытны. Как говорил другой известный ленинградский композитор Исаак Шварц, музыка Баневича – «…это музыка, написанная лёгкой рукой большого мастера». Сергей Баневич награжден орденом Дружбы, национальной премией «За великое служение театру для детей» (слайд 2). 

Баневич – известнейший современный композитор, сочиняющий театральную и детскую музыку. Многие его театральные сочинения раскрывают тему детства. Это оперы: «История Кая и Герды» (по сказке Андерсена «Снежная королева»), опера-балет «Русалочка» (по сказке Андерсена), опера «Городок в табакерке» (по сказке Одоевского), радио-оперы «Жил-был Коля», «Солнышко и снежные человечки», мюзиклы «Стойкий оловянный солдатик», «Приключения Тома Сойера», «Судьба барабанщика», оперетта «Остров сокровищ» (по Стивенсону). Баневич – автор музыки к более чем 30 кинофильмам и сериалам (слайд 3). 

К ярким  страницам творчества Баневича относятся детские вокальные и хоровые циклы, произведения для фортепиано. Композитор как будто обладает даром перевоплощения, его музыка наполнена волшебными звуками и образами.

Особенно любимы юными пианистами фортепианные циклы для детей: «По сказкам Пушкина», «По сказкам Андерсена», «Русалочка», «Петербургские страницы». Эти циклы предназначены для учащихся младших и средних классов ДМШ. Композитор не стремится точно передать сюжет, для него главное – передача характеров, образов, неуловимых настроений. Главная задача, как говорит Баневич, – научить детей понимать и передавать суть музыкального образа (слайд 4).  

В цикле «По сказкам Ханса Кристиана Андерсена» – 14 пьес (слайд 5). Каждая пьеса имеет название (программу). Композитор опирается в пьесах на три типа программности. Первый тип – картинная программность. Здесь развивается один яркий музыкальный образ (портрет, звукоподражательная картина, пейзаж) – это пьесы «Лошадь», «Крыса», «Заводной соловей», «Карета», «Северное сияние». У учеников музыкальный образ этих пьес рождается в связи с имеющимися представлениями и жизненным опытом.

Второй вид программности – картинно-сюжетный – по мотивам какого-либо сказочного сюжета: «Вальс на балу», «Кай и Герда». Здесь следует учитывать жанр, в котором написана пьеса (вальс, песня, романс).

Третий вид – психологическая программность – передача чувств и настроений героев. Зная сказочный сюжет, можно догадаться об образах пьес. Но, главное – эти образы надо почувствовать. Это, например, пьеса «Солдатик и балерина».

3. Частично-поисковая работа над образной сферой пьес (35 мин.)

«Солдатик и балерина» (10 мин.)

Педагог: первая пьеса Баневича, к которой мы сегодня обратимся – «Солдатик и балерина».

С солдатиками у нас ассоциируется бодрая, маршевая музыка, например, такая (исполняет начало «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского). У Баневича же музыка совершенно иная – послушай, и скажи, какой этот солдатик (играет начало пьесы Баневича) (Ученик отвечает: характер печальный, мечтательный и т. д.)

А давай поищем, что сообщается о солдатике в сказке Ханса Кристиана Андерсена. Например, что он видит, когда мальчик выставляет солдатиков на стол. Солдатик видит сказочный мир – чудесный дворец с озером, лебедем, прекрасную красавицу-балерину: «На столе, где мальчик построил своих солдатиков, было много разных игрушек. Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением. Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка…» [2].

Давай посмотрим на кадры из мультфильма – какими художник видит Солдатика и Балерину? (тонкими, устремлёнными, мечтательными, романтичными) (слайд 6). 

Ты читал в сказке, что произошло с героями дальше? (из-за происков тролля солдатик падает из окна на мостовую, потом попадает в ручей и речку, далее – в желудок рыбы и затем, по чудесному случаю – опять возвращается в прежнюю комнату с игрушками и красавицей-балериной. Затем солдатик нечаянно падает в камин, туда же порывом ветра уносит и балерину – и они вместе сгорают).

Андерсен не раз подчеркивает – солдатик испытывает настоящие человеческие чувства. Можно ли сказать по музыке, какие чувства испытывают герои сказки – солдатик и балерина? (влюбленность, мечта, надежда). Тебе надо было дома прочитать сказку и найти небольшой фрагмент, который больше всего отвечает настроению пьесы.

Ученик зачитывает фрагмент, описывающий чувства солдатика после возвращения домой: «Оловянный солдатик так растрогался, что из глаз у него чуть не покатились оловянные слезы, но он вовремя вспомнил, что солдату плакать не полагается. Не мигая, смотрел он на танцовщицу, танцовщица смотрела на него, и оба молчали» [2] (слайд 7).

Педагог: Как бы ты стал исполнять такую музыку? Давай обратимся к нотному тексту – ведь композитор всегда даёт прямые подсказки – как играть пьесу. Прочитаем ремарку к пьесе: «В умеренном темпе, проникновенно». Как ты понимаешь слово «проникновенно»? (душевно, чутко). Прочитаем другие ремарки: piano (тихо), dolce (нежно). Мелодия исполняется плавно, так же плавно движется бас (по полутонам). Какой штрих больше подходит для исполнения этой пьесы? (legato).  

В пьесе ясно слышны два персонажа: балерина и солдатик. В первой части где, по-твоему, балерина, и где солдатик? (первое предложение тт. 1–6 – балерина; второе – тт. 7–16 в более низком регистре – солдатик).

А как мы покажем, что в музыке два разных персонажа? Первое предложение мы будем исполнять более нежно, женственно, второе – чуть гуще, насыщеннее. Мелодия «балерины» очень робкая – в ней много вопросительных, восходящих интонаций. Мелодия как бы тянется к вершине, и потом с вершины ниспадает. Найди вершину в первом предложении (ми3 в т. 4). Найди вершину во втором предложении (ре2 в т. 11). Подходя к этим вершинам, мелодия как бы «раскрывается»; эти кульминационные звуки надо исполнить особенно выразительно и проникновенно. (Исполнение первой части пьесы).  

В этой пьесе две части и кода. Меняется ли образ во второй части пьесы? (Становится более порывистым, драматичным). Из чего мы это слышим и видим? (Меняется ритм сопровождения – он более учащённый). Есть ли во второй части разделение на персонажей (Нет). Звучит музыка солдатика из первой части, но в более высоком регистре, с мажорными гармониями, развитым сопровождением. Где, по-твоему, кульминация пьесы, наиболее яркие такты пьесы? (тт. 21–23). (Исполнение второй части).

Что происходит в коде? (Повторяются начальные интонации – музыка балерины, сопровождение замедляется, замедляется темп). С каким фрагментом сказки можно сравнить коду? («На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, как уголь, брошку» [2]). (Исполнение коды).

Как композитор показывает окончания частей? (Замедлениями). Обрати внимание – замедления композитор отмечает одинаково, или по-разному? (По-разному: в конце первой части – poco rit. чуть замедлить; в конце второй части – ritenuto molto – весьма замедлить, сильно замедлить; в конце коды – ancora ritardando – более сдержанно). (Исполнение с правильными замедлениями).

Сыграем пьесу еще раз. Не забудем: в первой части – робкие, вопросительные интонации, четко различаются музыка балерины и солдатика. Вторая часть – устремлённая, взволнованная, с самой яркой кульминацией. Далее – сильное замедление и печальная кода, более сдержанная по темпу. (Исполнение пьесы).

Как ты думаешь – о чем пьеса Баневича? (Об очень нежной, чистой любви). Несмотря на то, что история, рассказанная Андерсеном, грустная, пьеса оставляет светлое впечатление. Подумай, с помощью чего оно создаётся (Устремленность мелодии вверх, мелодия в верхнем регистре, тонкая гармония, балансирующая между мажором и минором, общая прозрачность звучания).

«Крыса» (10 мин.)

Следующая пьеса из цикла – «Крыса» (слайд 8).  Крыса – яркий персонаж сказки той же сказки Андерсена о стойком оловянном солдатике. Солдатик сталкивается с крысой и чуть не гибнет, когда плывет на бумажном кораблике по бурному ручью. (Зачитывает): «Вдруг кораблик нырнул под длинные мостки через канаву. Стало так темно, будто солдатик опять попал в коробку. “Куда меня несет? – думал он. – Да, да, все это проделки тролля!  Ах, если бы со мною в лодке сидела та барышня, тогда будь хоть вдвое темнее, и то ничего!” Тут появилась большая водяная крыса, жившая под мостками. “Паспорт есть? - спросила она. - Предъяви паспорт!” Но оловянный солдатик как воды в рот набрал и только еще крепче  сжимал ружье. Кораблик несло все вперед и вперед, а крыса плыла за ним вдогонку. У! Как скрежетала она зубами, как кричала плывущим навстречу щепкам и соломинам: “Держите его! Держите! Он не уплатил пошлины! Он беспаспортный!”» [2].

В мультфильме, снятом по сказке, крыса неожиданно выскакивает из-под моста, зацепляет кораблик багром и тянет. Всё происходит во время бурного дождя – везде потоки воды, картинка меняется стремительно.

Какая, по-твоему, крыса в пьесе Баневича? (Подвижная, юркая, страшная, угрожает солдатику).

Какими средствами выразительности это подчёркивается? (Громкая динамика, быстрый темп, характерная мелодическая линия – с хроматической гаммой, форшлагами).

Обрати внимание на аккомпанемент – он размашистый, с диссонирующими интервалами, угрожающими ударами. Одновременное сочетание такого аккомпанемента и характерной мелодии создаёт особенно яркий образ крысы.

Ты слышал пьесу «Солдатик и балерина» – в чем отличие звукоизвлечения между пьесами «Солдатик и балерина» и «Крыса»? (Первая пьеса исполнялась плавно, во второй много акцентов, отрывистых звуков).  

Давай проведём эксперимент – сыграем «Крысу» тихо и медленно (Играем начало). Что стало с образом? (Образ изменился, пьеса стала неинтересной). Каким звуком будешь исполнять пьесу? (Отчетливым, крепким).

Исходя из музыки, мы даже можем понять, какие действия производит крыса. Где она, по-твоему, бежит, подпрыгивая? (тт. 1–3). Где она пугает солдатика? (crescendo, наплывающие форшлаги в тт. 4–9). Где тянет багром лодочку? (повторяющиеся интонации в тт. 11–12). Где бахвалится своей силой? (фактура бас-аккорд в тт. 13–14).

Обрати внимание: здесь множество оттенков, некоторые фразы сразу начинаются громко, некоторые начинаются тихо, но затем в них усиливается громкость. Это как бы показывает разнообразные движения крысы, она то удаляется, то приближается, а также гримасничает, злится, пугает и так далее. Также – характер крысы показывается сразу предельно ярко, пьеса начинается очень громко. Исполним эту пьесу, следуя оттенкам, следя за движениями крысы (Игра пьесы – один или два раза).

«Вальс на балу» (15 мин.)

Педагог: Другое название этой пьесы – «Вальс Русалочки». Вы знаете, о чем сказка Андерсена «Русалочка»? (Это красивая история о сильной любви Русалочки к принцу. Нежная героиня жертвует голосом, терпит нестерпимую боль, чтобы быть рядом с принцем. Но он женится, и Русалочка превращается в морскую пену).

Да, вот такие события предшествовали в сказке вальсу Русалочки на балу. Давайте прочитаем фрагмент сказки, где описывается героиня во время бала. «Паруса надулись от ветра, корабль легко и плавно скользнул по волнам и понёсся в открытое море. Как только смерклось, на корабле зажглись сотни разноцветных фонариков, а матросы стали весело плясать на палубе. Русалочка вспомнила, как она впервые поднялась на поверхность моря и увидела такое же веселье на корабле. И вот она понеслась в быстром воздушном танце, точно ласточка, преследуемая коршуном. Все были в восторге: никогда ещё она не танцевала так чудесно! Её нежные ножки резало, как ножами, но она не чувствовала этой боли – сердцу её было ещё больнее. Она знала, что лишь один вечер осталось ей пробыть с тем, ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и ежедневно терпела невыносимые мучения, о которых он и не догадывался. Лишь одну ночь оставалось ей дышать одним воздухом с ним, видеть синее море и звёздное небо, а там наступит для неё вечная ночь, без мыслей, без сновидений. Ей ведь не было дано бессмертной души! Далеко за полночь продолжались на корабле танцы и музыка, и русалочка смеялась и танцевала со смертельной мукой в сердце…» [1].

Вальс – особый жанр, танец, обладающий незабываемым собственным образом. Охарактеризуйте его (скользящий, летящий, романтичный). Особенность вальса – в трехдольности, при этом третья доля исполняется легко, а первая доля – подчёркнуто активно. Вот что сказал о вальсе известный музыковед Вячеслав Медушевский: «…в вальсе – глубокий провал на сильной доле, от которого кружится голова и замирает сердце» [3, с. 13].

Сколько разделов в этом вальсе, чем они отличаются друг от друга? (Три части, первая тихая, вторая более мужественная, третья – яркая, кода – затихающая). Какая часть содержит «музыкальный портрет» Русалочки? (Первая часть). Какая здесь Русалочка? (Нежная, мечтательная, фантастическая) (слайд 9). Переведите ремарки композитора (dolcissimo – «очень нежно», sognando – «соньяндо» – «мечтательно, как бы во сне»). Что придаёт образу особую хрупкость (необычные гармонии, тонкая мелодия в высоком регистре, с восходящими интонациями). Обратите внимание на необычную кульминацию в т. 10 (си-бемоль3) – это необычная, «тихая кульминация». (Исполнение первой части).

Из чего мы понимаем, что вторая часть контрастна первой? (Меняется регистр, громкость, насыщенность звучания). Какое условное название можно дать началу второй части? (Музыка принца). Какая характерная черта мелодии здесь? (Выраженная опора на первую долю – половинная нота в начале такта. Это придает звучанию характер мужественности, прямолинейности). Появляется ли во второй части Русалочка? (с т. 38 и до конца второй части) (слайд 10). Как в музыке показано её появление? (сопоставление далёкой тональности, изменение регистра, ритмического рисунка). Есть ли звукоподражание в пьесе? (восходящая вверх быстрая гамма – как бег Русалочки). Попробуй исполнить вторую часть с учётом этих пожеланий (исполнение второй части Вальса).

Третья часть Вальса – наиболее громкая, насыщенная. Мелодия удваивается, сопровождается плотными аккордами. Соответствие в сказке (зачитывает): «В тот же вечер жених с невестой должны были отплыть на родину принца; пушки палили, флаги развевались…».  

Кода – начинается тихо, poco accelerando (чуть ускоряя). Это как бы послесловие к прошедшим событиям. Русалочка не стала убивать принца, она пожертвовала собой – растворилась морской пеной. Но в сказке её подхватили дочери воздуха, и она вместе с ними поднялась к солнцу. «Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти: она видела ясное солнце и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. … У них не было крыльев, но они носились в воздухе, лёгкие и прозрачные. Русалочка увидала, что и у неё такое же тело, как у них, и что она всё больше и больше отделяется от морской пены» [2]. Заканчивается вальс утверждающе– с расширением (poco ritenuto), громко, в аккордовом звучании. При исполнении обрати внимание на звуковой контраст между плотным звучанием третьей части и тихим началом коды (Исполнение).

Просмотрим ещё раз образный, динамический, темповый план нашего исполнения (Ученик проговаривает вслух, какие образы и как он будет исполнять). А теперь – исполнение пьесы в целом.

4. Завершение урока, домашнее задание (2 мин.)

Итак, фортепианные альбомы Сергея Баневича – целый мир с образами сказок, где есть и звуки природы, и характерные герои, и мир человеческих переживаний. Баневич, которому присуще театральное мышление, создаёт яркие музыкальные картинки. Мелодии его пьес выразительные, индивидуализированные, с точно найденными интонациями. Фортепианная партия насыщена интересными деталями. Разнообразные ремарки – указания характера, штрихов, отклонений от темпа, динамики. Необходимо понять смысл выразительных средств пьесы, обосновать их, опираясь на ассоциации из сказок, добиваться яркого и творческого исполнения.

Домашнее задание для учащихся – продумать образные решения пьес, выстроить исполнение пьес в целом (динамическое развитие, кульминации). По желанию – нарисовать героев и настроение исполняемых произведений.


Методические рекомендации по развитию образного мышления учащихся ДМШ

      «Жизнь музыкального произведения – в его исполнении, т.е. раскрытии его замысла через интонирование для слушателя…» (Б.В. Асафьев) [1, с. 264].

 

      «Достигнуть успехов в работе над художественным образом можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а следовательно, и пианистически... А это значит: развивать его слуховые данные, широко знакомить его с музыкальной литературой, заставлять его подолгу вживаться в одного автора; с детства научить его разбираться в форме, тематическом материале, гармонической структуре исполняемого произведения... развивать его фантазию удачными метафорами, аналогиями с явлениями природы и жизни... всемерно развивать в нём любовь к другим искусствам, а главное – дать ему почувствовать... этическое достоинство художника, его обязанности, его ответственность и права»

(Г.Г. Нейгауз) [12, с. 33–34].       

Уже в самом начале обучения перед педагогом встают вопросы: как разбудить фантазию юного пианиста, направить ее в необходимое русло, помочь с определением характера образа, выбрать наиболее адекватный композиторской идее вариант исполнения. Нам было интересно выявить дидактические условия развития образного мышления, определить методы и приёмы его активизации в работе над произведениями современного композитора.

Исполнение произведения – сложный процесс, в котором переплетаются сознательное и интуитивное, мышление и эмоции, оригинальное и заимствованное. В процессе работы над музыкальным произведением постигается образ мотивов, предложений и фраз, далее более крупных построений и пьесы в целом. Образ обязательно рассматривается в контексте изучения стиля композитора, особенностей его музыки.

Художественное мышление тесно связано с образами действительности, а также с умением видеть мир целостно, открывать в нём неожиданные связи. Основа музыкального мышления – внутренние слуховые представления. Кроме того, ученик должен логически осмыслить музыкальные материал (через понимание интонаций, структуры произведения). Образное мышление развивается на основе чувственного познания и берет фактический материал из жизненного опыта ребенка. Это следует учитывать: чрезвычайно важно включать чувственные представления в работу с учеником ДМШ.

В работе над художественными образами и интерпретацией произведений участвуют различные виды мышления – понятийно-логическое (аналитический разбор), наглядно-образное (сравнение и сопоставление реального и художественного), наглядно-действенное (практическая исполнительская деятельность). Можно сказать, что в образном мышлении сочетаются все перечисленные виды мышления, как и художественному образу, художественному мышлению присуща целостность.  

Начинается образное мышление с оперирования с художественно-музыкальными образами. Прогресс образного мышления связан с постепенным усложнением образов, с достижением целостной интерпретации, связывающей образы воедино. Конкретизация музыкального образа зависит, как замечал Г.С. Тарасов, от яркости и силы эмоционального впечатления, которая данная музыка производит на человека [15, с. 79].

 Особенностью музыки является то, что она напрямую связана с человеческими переживаниями и, в то же время, музыкальный образ труден для объяснения. Специфика образного постижения музыки заключается в том, что пианист «идёт от текста». Всё, что он может сказать, «закодировано» в нотном тексте. Содержательная и интересная интерпретация требует большой исследовательской, подготовительной работы. Нотный текст – это схема, художественный результат получается только в конкретной интерпретации. Все известные педагоги-пианисты (Г.М. Коган, С.И. Савшинский) уделяют основное внимание точному прочтению авторского текста [6; 14]. Е.Я. Либерман подчёркивает, что исполнитель интерпретирует художественное содержание текста [9, с. 44].

Художественный образ, скрытый в музыке, постигается через интонацию. Б.В. Асафьев определял интонацию как «выражение сознания человека в звуке», «звуковоспроизведение мыслимого» [2]. Нотный текст расшифровывается через восприятие, постижение логики чувств произведения, стилевых и жанровых особенностей, выразительных и исполнительских средств. Через «партитуру образов» пианист должен создать «партитуру звучания» (В.Х. Разумовская) [3].

В ходе работы над образной выразительностью пьес ученик последовательно решает задачи:

  • понимание логики структуры музыкального произведения (форма);
  • проникновение в интонационно-образное содержание (семантика, средства выразительности);
  • практическая реализация образа через своё исполнение.

Этапы работы над образом в целом соответствуют четырем стадиям работы над произведением С.И. Савшинского:

  1. первое знакомство с произведением;
  2. изучение нотного текста, исторических сведений, анализ;
  3. техническое овладение;
  4. публичное исполнение [14].

В целом работа над раскрытием образной сферы произведения происходит поэтапно:

1. Предварительный этап

Известные педагоги указывают на важность предварительного знакомства с произведением (А. Гольденвейзер, А. Корто, Л. Николаев). Это активизирует мышление ученика, обращает его внимание на существенные моменты текста, не отвлекаясь на моторные трудности [8, с. 76]. С.И. Савшинский отмечает большое значение эрудированности ученика. Знания обогащают воображение, способствуют увлечённости в работе [14].

2. Аналитический этап – определение жанровых, стилевых особенностей пьесы. Знание о стиле и жанре являются ведущими в процессе овладения музыкальным произведением. Осуществляется целостный анализ произведения (Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман).

Педагог направляет поиски ученика, и, как замечает Г.Г. Нейгауз, должен «дать ему подробный анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры» [12, с. 202].

 3. Сравнительно-аналитический этап – определение основных тем, их образов, интонаций, опорных вершин тем; анализ средств музыкальной выразительности; овладение исполнительскими трудностями. Проводится дифференцированный анализ музыкального произведения. Существенным компонентом образного мышления является понимание гармонического языка.

Педагог должен искать формы совмещения аналитического и художественно-образного мышления: использовать словесно-знаковые системы, но также и аналогии, ассоциации, поиск. Педагог может работать «в концепции ученика», насыщая и совершенствуя её. Можно поставить перед учеником задачу – выявить лирического героя данного сочинения, эмоционально «прожить» образ, личностно включиться в него.

Существенную помощь в решении задач интерпретации играют ассоциации. С.Х. Раппопорт группирует ассоциации на: эмоциональные, предметные, предметно-эмоциональные, художественные [13, с. 127].

Раскрыть образный замысел произведения помогает вербализация. Как пишет Е.В. Назайкинский, речь и музыку объединяют многие факторы, вследствие чего речевой опыт может быть перенесён на восприятие музыки [11, с. 345]. Также вспомогательным ориентиром может быть словесная подтекстовка. Она помогает найти звуковые характеристики образа. Как говорил Г.М. Коган, «… “мёртвая” фраза положительно оживает после того, как подберёшь к ней интонационно подходящие слова» [6, с. 167].

Педагогический показ наиболее эффективен во взаимодействии со словесным пояснением. Слово педагога может иметь предваряющую, сопровождающую и завершающую функции. Так, предваряющее слово выполняет роль установки ученика на исполнение, «наведение» его восприятия. Сопровождающие реплики акцентируют внимание на изменении в «сюжете» произведения. В беседе после исполнения могут рассматриваться средства выразительности, с помощью которых композитор добивается художественного эффекта.

В методе словесной характеристики образа применяются метафоры, сравнения, аналогии и т. д.

Используется проблемный показ: играются возможные варианты пьесы, ученик выбирает подходящий ему вариант.

4. Синтезирующий этап – создание целостного образа пьесы, ее концепции (составление исполнительского плана, соблюдение кульминаций, достижение художественной убедительности и цельности, собственная интерпретация). Привлечение ассоциаций из области других искусств – для обогащения эмоционально-образной сферы. Здесь также вполне возможно введение новых деталей – это моменты, связанные с красочностью гармонии, «произношением» штрихов, агогикой и др. Важно поддерживать и поощрять инициативу ученика.  

Завершающий этап В.Х. Разумовская называла «художественным синтезом». На этом этапе роль педагога – в том, чтобы помочь ученику «отрежиссировать» собственное исполнение, понять роль каждой детали, установить связь частей, выстроить форму в целом, достичь убедительности в передачи главной идеи [3, с. 50].

Публичное выступление придает произведению законченность и рельефность. «Исполнение только тогда становился законченным, когда произведение сыграешь на эстраде; именно эстрадное выступление дает мощный толчок художественному развитию», – говорил А.Б. Гольденвейзер [4, с. 38].

Методы и приёмы, стимулирующие образное мышление учащихся: 

  • поиск ассоциативного литературного или живописного ряда;
  • активизация жизненного (витагенного) опыта детей;
  • синтез зрительных и музыкальных ассоциаций;
  • сопоставление произведений композитора по принципу различия и сходства;
  • сравнение различных вариантов одного и того же произведения;
  • метод «разрушения» с нарочитым изменением одного либо нескольких средств музыкальной выразительности (темп, штрихи, динамика), что помогает найти их оптимальное соотношение в создании образа пьесы;
  • метод «переинтонирования» – поиск исполнительской фразировки;
  • проблемный метод и др.

Алгоритм действий в ходе интерпретации произведений (по И.А. Хотенцевой):

1. Ознакомление с музыкальным текстом произведения. Первичное прочтение нотного текста.

• Ознакомление с эпохой, творчеством композитора, общий анализ стилистических особенностей его произведений.

• Анализ основных средств выразительности данного произведения: форма, фактура изложения, характер музыкального развития, динамика, ритмические, ладогармонические особенности.

• Определение образных тем, основных интонаций.

• Определение основной идеи, образно-смысловой сферы произведения в целом.

2. Техническое освоение нотного текста в соответствии с образным содержанием произведения.

• Определение главных и второстепенных интонаций, образных тем.

• Выявление логических вершин интонаций, фраз, тематических построений.

• Анализ приемов развития музыкальной мысли (средства выразительности) в связи с преодолением технических трудностей в процессе освоения произведения.

• Решение исполнительских трудностей с помощью технических приемов и способов, соответствующих образному содержанию и средствам выразительности данного произведения.

3. Создание целостного художественного образа, законченной собственной интерпретации произведения.

• Определение логики развития более крупных построений, соотношения развертывания музыкального материала.

• Выявление кульминационного развития частей и произведения в целом.

• Определение соотношения логических вершин отдельных более крупных построений и кульминации всего произведения.

• Составление исполнительского плана в соответствии с художественно-образным содержанием и предыдущим анализом произведения.

• Достижение целостности и художественной убедительности исполнения, создание собственной интерпретации музыкального произведения [17].

Таким образом, перед педагогом фортепиано стоит непростая задача – выстроить учебный процесс так, чтобы ученик мог понять и раскрыть замысел, который композитор вкладывает в то или иное сочинение. В качестве материала для работы над развитием образного мышления хотелось бы особенно рекомендовать произведения современных композиторов.


Список источников и литературы к уроку

  1. Андерсен Г.Х. Русалочка: сказка [Электронный ресурс]. – URL: https://deti-online.com/skazki/skazki-andersena/rusalochka/
  2. Андерсен Г.Х. Стойкий оловянный солдатик: сказка [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/hudlit/kids/andersen/-ander006.htm
  3. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М.: Композитор, 1993. – 268 с.  
  4. Мельник Л.С. Влияние детского фортепианного репертуара Сергея Баневича на развитие образного мышления учащихся ДМШ // Царскосельские чтения. – 2015. – № XIX. – С. 158–163.
  5. Сергей Баневич [Электронный ресурс]. – URL: http://www.compozitor.spb.ru/our_autors/index.php?ELEMENT_ID=19926
  6. Сергей Баневич. Современник своего детства: документальный фильм [Электронный ресурс]. – URL: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id-/30975/episode_id/1087261/video_id/1078062/
  7. Уварова И.В., Самсонова Т.П. Петербургский композитор Сергей Баневич в зеркале Памяти // Царскосельские чтения. – 2016. – № XX. – С. 191–195.


Список литературы к методическим рекомендациям

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
  2. Асафьев Б.В. Речевая интонация. – М.-Л.: Музыка, 1965. – 136 с.
  3. Бейлина С.З. В классе профессора В.Х. Разумовской. – Л.: Музыка, 1982. – 64 с.
  4. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. – Вып. 3. – М.: Музыка, 1958. – С. 35–71.
  5. Дятлов Д.А. Основные «инструменты» фортепианной интерпретации // Известия Самарского научного центра РАН. – 2014. – № 2-1. – С. 212–216.
  6. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. – М.: Музыка, 1969. – 342 с.
  7. Корноухов М.Д. Критерии и диагностические индикации исполнительской интерпретации музыкальных произведений учащимися // Наука и школа. – 2011. – № 3. – С. 97–102
  8. Корто А. О фортепианном искусстве. – М.: Музыка, 1965. – 364 с.
  9. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.
  10. Надырова Д.С. Работа над художественным образом музыкального произведения: учеб. пособие для студентов колледжей и вузов. – Казань, 2013. – 15 с.
  11. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 384 с.
  12. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Классика-XXI, 1999. – 230 с.
  13. Раппопорт С.Х. Понятие о художественном произведении. Художественный образ и его особенности в музыке // Книга по эстетике для музыкантов / Ред. К. Ангелов, И. Константинов. – М.: Музык, 1983. – С. 121–131.
  14. Савшинский С.И. Пианист и его работа. – М.: Классика-XXI, 2002. – 240 с.
  15. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). – М.: Наука. 1979. – 191 с.
  16. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М.: Музыка, 1975. – 109 с.
  17. Хотенцева И.А. Формирование художественно-образного мышления как основа интерпретации музыкального произведения у студентов в классе фортепиано: дис. …канд. пед. наук: 13.00.02. – М., 2009. – 195 с.  

Приложение

Нотные примеры

Баневич, Солдатик и Балерина,

музыка Балерины, тт. 1–6

Баневич, Солдатик и Балерина,

музыка Солдатика, тт. 7–9

Баневич, Крыса

бег и прыжки, тт. 1–2

Баневич, Крыса,

«пугания», тт. 5–8

Баневич, Крыса,

тянет кораблик багром, тт. 11–12

        

Баневич, Вальс на балу
музыка Русалочки (тт. 1–4)

Баневич, Вальс на балу
музыка принца, тт. 21–24

Баневич, Вальс на балу,

кода (последние 8 т. пьесы)