Программа "Раннее эстетическое развитие".Предмет "Сольфеджио".Срок обучения 1 год.

Клюшева Марина Юрьевна

Данная программа предназначена для третьего года обучения на отделении "Раннего эстетического развития", рассчитана на один год и предназначена для учащихся,ориентированных на поступление в детскую школу искусств по специальностям "Музыкальный инструмент", "Хоровое пение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solfedzhio.docx33.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Ивдельская детская школа искусств

Программа

«Раннее эстетическое развитие»

Предмет «Сольфеджио»

Срок обучения 1 год

г. Ивдель

2019 г.

«Рассмотрено»

 Педагогическим советом

МБУ ДО ИДШИ

«____» __________ 2019г.

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО ИДШИ

Утарбаева Е.И.___________

(подпись)

«____»___________2019г.

Разработчик: КлюшеваМарина Юрьевна, преподаватель первой квалификационной категории МБУ ДО ИДШИ

Структура программы

1.Пояснительная записка                                                                                4

2.Учебно-тематический план                                                                         7

3.Содержание курса                                                                                        8

4.Формы и методы контроля, система оценок                                            11

5.Методическое обеспечение учебного процесса                                       13

6.Список учебной и методической литературы                                          15

  1. Пояснительная записка

Учебная рабочая программа «Сольфедижо» составлена преподавателем МБУ ДО ИДШИдля отделения «Раннего эстетического развития» возраст 5-7 лет. (3 года обучения), на основе примерной программы и методических рекомендаций для подготовительных отделений ДШИ и ДМШ Москва 2003г. и программы «Развитие музыкальных способностей детей» И. Е. Домогацкой, Москва, 2004г.

Данная программа предназначена для третьего года обучения на отделении «Раннего эстетического развития», рассчитана на один год и предназначена для учащихся, ориентированных на поступление в детскую школу искусств по специальностям «Музыкальный инструмент», «Хоровое пение».

В процессе обучения детей младшего возраста нельзя не учитывать индивидуальность ребенка, возрастные особенности: в 6 – 7 лет дети охотно импровизируют, фантазируют. Положительный эмоциональный настрой в обучении детей 6 – 7 лет обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы работы, побуждающие ребенка к активной деятельности. Важно, чтобы дети участвовали в учебном процессе творчески, а не пассивно.

Цель программы: развитие музыкальных способностей учащихся и подготовка детей к поступлению в музыкальную школу с целью обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.

Освоению основных целей сопутствуют и следующие задачи:

Обучающие: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально-интонационных, метроритмических, слуховых и творческих навыков;

Развивающие: развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления;

Воспитательные: формирование таких качеств как настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в начальных классах ДШИ.

Данная программа по сольфеджио предусматривает групповую форму работы с учащимися. Наполняемость групп – в среднем 10 (но не более 12) человек. Возраст учащихся на момент поступления – 6,5-7 лет. Программа рассчитана на один учебный год - 2 занятия по 30 минут в неделю.

  1. Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Наименование тем

Общее

кол-во

часов

теория

практика

I полугодие

1

Средства выразительности в музыке: звуки высокие, средние, низкие. Темп: быстрый, умеренный, медленный. Громкость звучания. Короткие и длинные звуки.

2

0,5

1,5

2

Музыкальные жанры: марш, песня, танец.

2

0,5

1,5

3

Клавиатура, клавиши, октавы.

2

0,5

1,5

4

Нотный стан. Скрипичный ключ. Графическое изображение коротких и длинных звуков.

2

0,5

1,5

5

Ноты первой октавы. Звукоряд.

8

1,5

6,5

6

Доля-пульс. Сильная, слабая доля. Акцент.

1

0,5

0,5

7

Четвертная длительность. Доля равна четвертной длительности.

2

0,5

1,5

8

Восьмая длительность. Четверть равна двум восьмым.

4

0.5

3,5

9

Движение мелодии вверх, вниз. Фраза.

1

0,5

0,5

10

Размер две четверти. Такт, тактовая черта.

4

0,5

3,5

11

Ритмическая партитура. Пауза четвертная.

2

0,5

1,5

ИТОГО:

30

6,5

23,5

II полугодие

1

Повторение пройденного.

2

0,5

1,5

2

Лад мажорный и минорный.

2

0.5

1,5

3

Тоника. Тональность. Половинная длительность.

2

0,5

1,5

4

Гамма До мажор. Ступени. Обозначение ступеней.

4

0,5

3,5

5

Устойчивые ступени. Трезвучие.

2

0,5

1,5

6

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Ключевые знаки.

2

0,5

1,5

7

Гамма Ре мажор.

4

0,5

3,5

8

Штрихи стаккато, легато.

1

0,5

0,5

9

Затакт – четверть, две восьмые.

4

0,5

3,5

10

 Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, октава

4

1,5

2,5

11

 Размер три четверти, четыре четверти. Группировка в размерах три четверти и четыре четверти. Половинная с точкой. Целая.

4

0,5

3,5

12

Повторение пройденного материала.

3

1,5

1,5

ИТОГО:

34

8

26

  1. Содержание курса

1 год обучения

Вокально-интонационные навыки

Сольфеджирование и пение с листа

Воспитание чувства метроритма

Анализ на слух

Музыкальный диктант

Воспитание творческих навыков

Теоретические сведения

Правильное положение корпуса. Выработка равномерного дыхания, Умение его распределять на музыкальную фразу. Пении упражнений из двух-трех звуков с постепенным расширением диапазона.

 Пение гамм вверх, вниз, тонического трезвучия.

Работа над правильным звукообразованием, работа над кантиленой.

Правильное формирование гласных. Выразительное исполнение.

Пение песенок с текстом с сопровождением и без сопр. Пение песен в пределах тонической квинты. Пений упражнений на правильное формирование гласных. Пение с названием нот и тактированием. Пение с показом рукой направления мелодии. Пение песни по руке преподавателя. Интонирование звукоряда мажорных гамм: До мажор, Ре мажор. Пение гаммы с пропуском одного двух звуков. Допевание мелодии до тоники.

 Пение ступеневыхцифровок включающих разрешение неустойчивых ступеней. Сольмизация и пение с листа простейших мелодий.

Повторение ритмического рисунка мелодии на слоги ТА, ТИ-ТИ.

Длительности четвертная, восьмая.

Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии.

Работа с ритмическими карточками, таблицами. Ритмическая партитура

Навыки дириж-я в размерах 2/4, ¾.4/4.  Паузы – восьмая, четвертная.

Сильная, слабая доля. Ритмическое «Эхо». Соотношение ритма  и метра.

Группировка в размерах 2/4, ¾ . 4/4.

Ритмические игры. Ритмическое остинато к знакомым мелодиям.

Пение гаммы в различном ритмическом оформлении.

Определение на слух регистров, характера, жанра муз. произведения.

Лад (мажорный, минорный).

Определение на слух темпа, динамики, штрихов.

Движение мелодии, поступенные ходы, скачки, повторность звука.

Определение отдельных ступеней мажорного и минорного лада, трезвучий в мелодическом и гармоническом виде.

Определение длительностей в прослушанной мелодии.

Мотив, фраза, предложение.

Определение на слух: ступень, интервал, аккорд.

Вступление и заключение. Определение на слух сильных и слабых долей такта, интервалов 1, 2,3,4,5,8.  

Узнать произведения раннее прослушанные.

Подготовительные упражнения к диктанту. Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха. Пение песенок наизусть со словами и названием нот.

Подбор песенок на инструменте.

Выкладывание небольших мелодий нотами (пуговками) на нотном стане. Узнавание знакомой песенки по слуху.

Запись наизусть выученной на уроке мелодии.

Ритмический диктант в объеме 4-х тактов в размере 2/4, ¾.4/4.

Устные мелодические диктанты 2-4 такта.

Рисунки к песням. Пение знакомой песенки разными голосами.

Пение мелодии громко и тихо, медленно и быстро. Подбор мелодий по слуху на инструменте Допевание песенки до тоники.

Игра «Мелодическое эхо».

Ритмическая импровизация.

Сочинение музыкальных сказок. Импровизация из звуков трезвучия. Пение мелодии в сопровождении тонического трезвучия.

Ритмический аккомпанемент с использованием музыкальных шумовых инструментов.

Высокие и низкие звуки, регистры. Клавиатура, октавы.

Нотный стан, ноты. Скрипичный ключ. Средство выразительности в музыке – темп, динамические оттенки f, p, mf, mp.

Доля сильная, слабая.

Лад мажорный и минорный.

Звукоряд, гамма, обозначение ступеней.

Длительности: восьмые, четверть, половинная, половинная с точкой, целая.

Пауза четвертная.

Запев, припев.

Штрих стаккато, легато.

Партитура, фраза.

Реприза, акцент. Такт, тактовая черта. Тоника Размер 2/4, ¾.4/4. Затакт тональность До мажор,

Ре мажор,

Знаки альтерации.

Транспонирование.

Интервалы прима, секунда, терция, кварта, квинта, октава.

  1. Формы и методы контроля, система оценок

1 год обучения

Виды

контрольных

мероприятий

Сроки

проведения

Общие требования

Критерии оценки

Контрольный

урок

Май( IIполугодие)

  1. Пение одной из пройденных гам, в ней устойчивых ступеней.
  2. Пение одной из выученных наизусть песенок с дирижированием.
  3. пение с листа.
  4. прохлопать с листа ритм незнакомой мелодии.
  5. запомнить мелодию (4-6 тактов), пропеть ее, называя ноты после 2-х, 3-х повторений.
  6. сыграть на фортепиано от заданного звука интервалы – 1,2,3,4,5,8.
  7. определить на слух одно из прослушанных на уроке музыкальных произведений.
  8. определить на слух мелодию знакомой песенки.

На «5»

  • Чистое интонирование. Знание устойчивых, неустойчивых ступеней, ключевых знаков в гаммах;
  • Выразительное исполнение, верное дирижирование в размере 2/4, ¾;
  • Знание длительностей, умение их верно считать;
  • Верное пропевание мелодии с дирижированием;
  • Знание ступеневой величины интервалов их цифровое обозначение;
  • Вспомнить название произведения, композитора. Уметь дать характеристику прослушанной музыке;
  • Верное определение на слух несколько знакомых мелодий.

На «4» - Знание пройденного музыкально-теоретического материала, но учащийся не активен, допускает ошибки.

На «3» - учащийся часто ошибается, плохо ориентируется в музыкально-теоретическом материале, проявляет себя только в отдельных формах работы урока.

  1.  Методическое обеспечение учебного процесса

Сольфеджио – это предмет, несущий не только развивающие, но и воспитательные функции. Задачи предмета сольфеджио не исчерпываются только развитием слуха, слуховых представлений. Это комплексный предмет, включающий педагогические приемы, эффективно воздействующие на эмоциональную сферу и интеллект.

Учитывая важность каждого методического подхода и особенности их применения на начальном этапе, следует тщательно продумывать не только содержание, но и форму каждого урока. Структуру учебного процесса в подготовительном классе определяют практические формы, лежащие в основе каждого урока. Принцип активной деятельности ученика определяет также преобладание устных форм в урочной системе и домашних заданиях, которые должны быть минимальные.

Одной из доступных форм музыкального воспитания на уроках сольфеджио в подготовительном классе является пение. Именно через пение происходит самовыражение школьника. Преподаватель должен знать основные приемы воспитания певческих навыков (правильно брать дыхание, петь естественно, без напряжения, активно артикулировать) и владеть ими.

Большая роль на уроке отводится ритмическому воспитанию. Этой стороне музыкального развития необходимо уделять особое внимание, так как ритмический слух обладает своими специфическими свойствами. Ритмическим занятиям легче всего придавать форму, близкую к игре, и привлекать к ней всех без исключения детей.

Начальным этапом гармонического слуха является развитие музыкально-слуховых представлений. Эта форма работы важна в подготовительном классе ещё и потому, что расширяет эмоциональную палитру школьника. Необходимым условием слухового воспитания становится формирование репертуара прослушиваемых произведений.

Также много внимания на уроке должно отводиться импровизации и воспитанию творческих навыков.

В процессе обучения широко используется дидактический материал в виде различных наглядных пособий, помогающих освоению программных требований по сольфеджио, а также разнообразные сборники детских песен и игр. Для домашних заданий используется рабочая тетрадь.

Все эти формы работы должны быть естественно связаны между собой: при объяснении темы должны использоваться различные виды деятельности, дополняющие друг друга.

За время обучения учащиеся должны приобрести ряд практических навыков, которые выносятся на контрольный итоговый урок, в основе которого лежит соединение коллективных и индивидуальных форм опроса. Такая форма итогового урока дает возможность ребенку чувствовать себя свободно и комфортно и в полной мере раскрыть свои способности, а также продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения. Методическое сопровождение программы по предмету включает: нотные сборники, учебники и иные пособия, аудио, видео и мультимедиа материалы.

Также для реализации программы необходим кабинет для групповых занятий с фортепиано, с достаточным количеством парт и стульев, соответствующих возрасту обучающихся, а также досками, стеллажами, шкафами.

  1. Список учебной и методической литературы

1.Учебная литература

  1. Абелян А. «Забавное сольфеджио».Москва 1985
  2. Иванова О., Кузнецов И. «Новый музыкальный букварь».Р.- Д. 2006
  3. Металлиди Ж., Перцовская А. «Сольфеджио для дошкольных групп». С.-П. 2003
  4. Сиротина Т. «Музыкальная азбука». Москва 1977
  5. Фролова Ю. «Сольфеджио для подготовительного класса» Р.-Д. «Феникс» 2006
  6. Шалаева Г. «Музыкальная грамота в картинках». Москва 2006

2.Методическая литература

  1. Андреева М., Конорова Е. «Первые шаги в музыке». Москва 1991
  2. Боровик Т.А. «Изучение интервалов на уроке сольфеджио». Москва 2006
  3. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». Москва 1993
  4. Бырченко Т., Франио Г. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике». Москва 1991
  5. Вишняк Е. «Работа с детьми в подготовительной группе ДМШ».«Методические рекомендации для преподавателей ДМШ». Москва 1986
  6. Давыдова Е. «Методика преподавания сольфеджио в ДМШ». Москва 1986
  7. Домогацкая И. «Программа развития музыкальных способностей детей». Москва 2001
  8. Домогацкая И. «90 поурочных планов». Москва 2001
  9. Котляревская- Крафт М., Москалькова И., Батхан М.«Сольфеджио для подготовительного отделения»; «Разработка уроков». Ленинград 1986
  10. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки сольфеджио в дошкольных группах»Москва 1998
  11. Ромм Р. «Изучение тональностей в ДМШ»Москва 1994
  12. «Сольфеджио». Примерная программа и методические рекомендации

для подготовительных отделений ДМШ и ДШИ. Москва 2003

  1. Стоклицкая Т.  «100 уроков сольфеджио». Москва 1998
  2. Цейтлин Б. «По ступенькам музыкальных знаний». Москва 1994