«Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ»

Cкребец Нелли Валерьевна

                         Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игре на фортепиано. Изучение полифонических пьес дает много учащимся не только для приобретения навыков исполнения полифонической музыки,  но        и                          для     музыкально – пианистической подготовки в целом. Значительна роль работы над полифонией в слуховом воспитании, в достижении тембрового звучания, в умении вести напевную мелодическую линию. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_polifoniey_v_klasse_fortepiano_dshi.doc63.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Максатихинская  ДШИ» Тверской области

                                     

                                          Конспект открытого урока

 «Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ»

для учащихся 6 класса

 

 

               

           

                                           

                                                                          Автор: Скребец Нелли Валерьевна

                                                                       преподаватель  по классу фортепиано

                                                                                       

                                                                           

                                                       2018

«Работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ».

На примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции      Е-Dur И.С.Баха.

Уровень образования: дополнительное образование детей

Класс: 6 класс

Предмет: специальность - фортепиано

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний

Учащихся в классе: 1

Используемое оборудование: ноутбук, 2 фортепиано

ПЛАН - КОНСПЕКТ

Открытого урока педагога Скребец Н. В.  в классе фортепиано

Дата проведения: 26 марта 2018 года.

Присутствующие педагоги: Виноградова О.А., Кравченко Е.В., Позднякова Т.В.

Тема урока: Работа над полифонией в классе фортепиано ДМШ.

Тип урока: урок совершенствования новых знаний и умений.

Цель урока: систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, работа над полифонией в старших классах ДМШ на примере     методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции Е-Dur И.С.Баха.

Задачи урока:

Образовательные: развитие навыков полифонического мышления. Передача содержания музыки, поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании, осознание кульминаций, трехчастной формы.

Воспитательные: развитие коммуникативной культуры поведения и общения.

Развивающие: расширение кругозора по теме «полифония», развитие интеллекта – памяти, внимания, мышления, воображения.

Методы: Аналитический, эмоциональной драматургии, развивающие логическое и ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания.

Структура урока

1.Начало урока

- Организационный этап

-сообщение цели и хода работы на уроке

2.Основная часть урока

- теоретическая часть

- работа над инвенцией Е-Dur И. С. Баха

3.Заключительный этап

- Оценка

- Домашнее задание.

I.  Организационный этап

Приветствие, вступительное слово преподавателя, эмоциональный настрой, ознакомление с темой урока, цели и поставленных задач.

II. Основная часть урока.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игре на фортепиано.

Изучение полифонических пьес дает много учащимся не только для приобретения навыков исполнения полифонической музыки, но и для музыкально – пианистической подготовки в целом. Значительна роль работы над полифонией в слуховом воспитании, в достижении тембрового звучания, в умении вести напевную мелодическую линию. Но также работа над полифоническими приемами приносит большую пользу в области технического мастерства. Такая работа позволяет выработать точность, чеканность звучания; а также развивает особую послушность, гибкость кисти и пальцев.

Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения.

Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления является клавирное наследие И.С.Баха.

Но прежде чем приступить к изучению «Инвенций», ученик должен получить определенные полифонические знания. И почерпнуть их он должен в других произведениях Баха:  из «Нотной тетради» А.М.Бах, а также из «Маленьких прелюдий и фуг» И.С.Баха.

При изучении произведений Баха очень важна постепенность и последовательность. В сборнике «Нотная тетрадь»  А.М. Бах ученик знакомится с контрастной полифонией. Поскольку основной задачей при изучении полифонии остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса, то ученик должен очень хорошо представлять, в чем же проявляется эта самостоятельность?

Вопрос: в чем проявляется самостоятельность голосов?

Ответ:

- в различном характере звучания голосов, в инструментовке голосов (если верхний голос можно иногда представить себе как звонкое звучание скрипки, то нижний – как бархатное звучание виолончели);

- в разной, часто не совпадающей фразировке (несовпадение кульминаций мелодий);

- в несовпадении штрихов (в одном голосе – легато, в другом – нон легато);

- в разной ритмике (подвижный верхний голос, спокойное движение четвертями – в нижнем голосе);

- в несовпадении динамического развития (в одном голосе – крещендо, в другом – диминуэндо).

    Сборник «Маленькие прелюдии и фуги» дает возможность педагогу углубить знакомство ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения; объяснить ему такие важнейшие для полифонического стиля понятия, как тема, противосложение, скрытое многоголосие, имитация и многое другое.

От этого сборника мы переходим к изучению «Инвенций».

Вопрос: Какое произведение мы будем играть на уроке?

Ответ: Инвенцию

Вопрос: Что означает слово «инвенция»?

Ответ: изобретение, выдумка.

Педагог: почти не употреблявшимся в то время словом «инвенция» И.С. Бах хотел подчеркнуть новизну и своеобразие созданных им двухголосных пьес.

Коротко познакомившись с пьесой – слушание в записи 2-х голосной Инвенции Ми мажор

После такого короткого ознакомления приступили к изучению главного звена инвенции – темы, ее границ, характера.

Что такое тема?

Тема в инвенциях Баха – ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всего произведения.

Предлагается сыграть тему.

Вспомним, какие образы у нас родились при знакомстве с этой инвенцией.

Вопрос: Какая она? Как она проходит? какой характер темы?

Ответ:  пасторальный, певучий, плавный.

Вопрос: Что такое пастораль?

Ответ:  Пастора́ль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.   Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/812/8, плавное спокойное движение мелодии.

2-х голосная Инвенция № 6 Ми мажор И.С. Баха это – пример контрапунктической полифонии.

Контрапу́нкт (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов.

 Попутно выясняем форму инвенции.

Вопрос: сколько частей в этой инвенции?

- три части (экспозиция, разработка, реприза)

1 часть - начинается в ми мажоре, заканчивается в си мажоре;

2 часть - начинается в си мажоре, заканчивается в ми мажоре;

3 часть - ми мажор.

1. Отдельно проучиваем все темы и противосложения со  своими штрихами и динамическими оттенками.

 2. Особое внимание уделяем 32-длительностям.

Учимся играть их приёмом стаккато для чёткого и ясного звучания.

3. Играем с метрономом отдельно каждой рукой.

4. Затем   соединили два голоса – педагог играл верхний, ученица – нижний голос, и наоборот.                                                                                                                      

Основное требование при этом – внимательнейшим образом слушать, чтобы была достигнута нужная звуковая цель, и не оказался утраченным характер каждой мелодической линии.

   В инвенции вызывает интерес даже не сама тема, а все те изменения, которые с ней происходят.

Какие же превращения происходят с темой в каждой из частей? Вместе с ученицей прослеживаем все превращения темы в каждом голосе. Проанализировав, убеждаемся, что вся инвенция представляет собой живой диалог «собеседников».

Музыкальный материал этой инвенции – четырехтактовая тема, восходящая. Противосложение движется вниз. Нисходящий голос заканчивается каденционным оборотом с использованием нижних вспомогательных звуков (являющихся, по сути, расшифровкой перечеркнутого мордента).

С 5 такта голоса меняются местами и проводятся в той же тональности.

 С 9 по 12 такт начинается нисходящая секвенция, каждое звено состоит из двух тактов.

С 13 такта начинается завершающий раздел, который звучит в тональности доминанты.

Ученица играет 1 часть - экспозицию

Разбираем  строение 2 части.

Второй раздел начинается с проведения темы в тональности си мажор, Тема - это восходящий верхний голос, а нисходящий это противосложение, расходятся от одной ноты «си» малой октавы, эвучат в тональности Доминанты Си мажор.

С 25 такта голоса меняются местами, но заключительный такт расширен за счет проведения 32 длительностей. Идёт секвенционное движение вверх и в завершение мы через модуляции приходим в основную тональность Ми мажор.

Ученица играет 2 часть – разработку.

С 43 такта начинается реприза, где тема и противосложения проходят, как в 1 части. Реприза в точности повторяет первый раздел, но здесь отсутствует модуляция в си мажор. Есть также секвенция, но её завершение происходит в основной тональности.

Ученица играет 3часть – репризу.

     Существует мнение, что полифонию нужно играть так, чтоб голоса были самостоятельными и независимыми друг от друга. Это утверждение правильно, но лишь отчасти. С одной стороны голоса живут своей жизнью, с другой стороны, в полифонии очень важен момент взаимодействия голосов, то, как они разговаривают друг с другом, как иногда спорят, иногда противоречат друг другу.

В данной инвенции согласованность голосов особенно важна. Это связано с синкопированным проведением другого голоса. Играя на рояле второй звук мелодии нисходящего голоса, ученик должен услышать, как он тянется, это не должно превращаться в «martellato». Иначе, если бы кто-то писал диктант под такую игру, он написал бы верхний голос шестнадцатыми, потому что восьмые в верхнем голосе перебивают мелодию в нижнем.

Основные задачи, которые ставит эта инвенция: разгадать эту самую загадку перестановки голосов. Научиться играть во взаимодействие чисто акустически, чтобы это не превратилось в «martellato».

Когда ученик играет инвенцию целиком, в работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании.

Какое отличие в звучании двух голосов?

Каждый голос имеет свое “лицо”, характер, окраску. Ученику следует добиваться нужного туше: более звонкого, открытого звука в верхнем голосе;  более густого, основательного, солидного и благородного звука в басу.

Предлагается ученику сыграть темы в разных голосах. Играть голоса с различной динамикой, попеременно выделяя то один, то другой.  При игре всех голосов один из них петь. Слушать записи исполнения инвенции другими учащимися.

Исполнение ученицей всей инвенции. 

III.  Заключительный этап

Оценка. Ученица справилась со многими заданиями на уроке.

 Оценка в дневник – 4 (хорошо).

Домашнее задание

Работа над соотношением голосов, поиск необходимого звучания.

 Работа над динамикой.

Слушать исполнение инвенции в записи.

Работа над инвенциями И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора.  Изучение двухголосных  инвенций много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально-пианистической подготовки в целом.  Особенно значительна роль работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести напевную мелодическую линию.

Изучение  сочинений И. С. Баха - это, прежде всего большая аналитическая работа. И как показывает практика без предварительной умственной и психологической подготовки изучение полифонии приносит мало пользы.

Список литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е. – М., Музыка, 1971.
  2. Бах И.С.  Инвенции и симфонии для фортепиано ред. Л. Ройзмана.                              – М.: Музыка,1975.ж
  3. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений И.С. Баха в музыкальной школе. – М. – Л., Музыка,1965.
  4. Носина В. Символика музыки И.С. Баха=. – Тамбов, 1993.
  5. Способин И. Музыкальная форма. – М., Музгиз, 1974.