Методическая разработка музыкального занятия в ДОУ по теме "Блокада"

Иванова Александра Валерьевна

Открытое музыкальное занятие в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_blokada.docx28.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 общеразвивающего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА:

«ПИСЬМО   В  БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД»

Интеграция ОО «Познавательное развитие», Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие»

Технологии: коммуникативная игра, решение проблемных ситуаций, игровые, познавательно-исследовательская деятельность, формирование навыков коммуникативного общения, здоровьесозидающие

Музыкальный руководитель Иванова Александра Валерьевна

2020

Цель: Расширять и закреплять понятия ребенка о блокаде, воспитание патриотических чувств  у детей и любви к родному городу-герою.

Задачи психолого-педагогической работы:

- Расширение словаря (блокада, бомбардировка, эвакуация,  бомбоубежище, родина,  дорога жизни);

-Расширять знания детей новыми фактами;

-Расширять кругозор детей;

-Развивать любознательность, наблюдательность;

-Развивать речь, внимание, память;

-Формировать желание делиться своим опытом и знаниями.

-Развивать навыки коммуникативного общения, умение работать в команде.

-Создавать условия для развития двигательной активности.

Материал и оборудование: мультимедийная установка, видеопрезентация «Детям о блокадном Ленинграде», лэпбук «Блокада Ленинграда», МДИ «Армия»,  аудиоаппаратура, подбор музыкальных произведений по теме, музыкальные инструменты, атрибуты к танцам (платочек, фуражки, пилотки, цветы).

Ход ННОД.

Дети под музыку заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики.СЛАЙД

Ведущая:  Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в музыкальном зале. Посмотрите, сегодня в нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Я буду петь, а вы повторяйте за мной.  Сначала я, потом вы.( дети встают рядом со своими стульчиками, после приветствия – садятся)

                                    Песенка Приветствие (гости подпевают) .

Ведущая: Ребята, вы знаете, что давным-давно летом  1941 года  в нашей стране началась Великая Отечественная война с фашисткой Германией. Наш враг был беспощаден – рушил города, села, школы, сады.  

Может кто-нибудь из вас знает, как раньше назывался наш город Санкт- Петербург? ответы детей

Ведущая: правильно Ленинград. А уже осенью того же года немцы окружили наш город и хотели его уничтожить. Посмотрите на карту. На что похож такой захват недругов? На какую геометрическую фигуру? Ответы детей

Ведущая:  правильно – кольцо. Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют  - блокадой. Все пути  и дороги, по которым можно было уехать, убежать из города, по которым можно было доставить еду в город –  были закрыты врагами.

В  нашем городе Ленинграде тогда жил мальчик Вася Тарасенко со своей семьей. После объявления войны по радио отец Васи  ушел на  фронт.

                           Голос Левитана и минус «Священная война»  СЛАЙД

Ведущий: ребята, зазвучала музыка после объявления, скажите, что хочется делать под такую музыку, к чему она призывает? Ответы детей

Ведущая: правильно маршировать. Значит это…ответы детей… военный марш.

Я предлагаю вам встать и пройти со мной по залу, как солдаты, которые бесстрашно идут в бой.

                  Разминка «священная война под плюс»  СЛАЙД после дети садятся

Ведущая:  а после осени, какое время года наступает? Ответы детей.  Правильно зима. После осени в блокадном Ленинграде наступила морозная зима. Фашисты  продолжали бомбить город. В домах не было ни отопления, ни света. у людей не было еды.  Наступил ГОЛОД… Жителю блокадного Ленинграда давали маленький кусочек хлеба на целый день. СЛАЙД. – показать кусочек хлеба!

Но  Ленинград не сдавался.  Маленькие дети продолжали ходить в детский сад, а  постарше,  школьники работали на заводах, помогали делать оружие для фронта.

А Вася Тарасенко очень ждал письма с фронта от отца. Его дом разбомбили и они с мамой поселились в бомбоубежище.

Сюрпризный момент Ведущая: ребята, посмотрите, что у меня в руках? Ответы детей.  Правильно  это фронтовое письмо.  Я нашла  это письмо случайно, когда делала ремонт в своей старой квартире. Оно выпало  из щели деревянного перекрытия. Кому оно предназначалось я не сразу поняла, т.к.  здесь большое количество штампов. И я решила узнать, где оно побывало и в итоге найти адресата. Вы хотите со мной совершить путешествие в прошлое…

Дети: Да.

Ведущая: Смотрите на экран.  Первое  место, СЛАЙД где оказалось письмо это фронт, где солдаты сидели в окопах, туда, где связь с другим отрядом происходила с помощью перестукиваний. Посмотрите на картинки, кто-нибудь догадался,  как  их можно простучать? Ответы детей.

                                              МДИ «Армия» ( после проиграть с музыкой)  СЛАЙД

Ведущая: молодцы, ребята.Вы знаете, что  единственный способ поднять боевой дух  солдата – это музыка. Послушайте знаменитую песню «Смуглянка».

                                   Слушание «Смуглянка» со словами. 1 куплет.

Ведущая: ребята, какие чувства вызвала у вас это песня? Ответы детей

Какие картины представились вам? Ответы детей

Как вы думаете, что нужно,  для того, чтобы исполнить оркестр под эту музыку? Ответы детей

Ведущая: правильно музыкальные инструменты. Вы можете подойти к столу и выбрать себе  понравившийся. Дети выбирают инструменты.

Ведущая: ребята, а чтобы оркестр  у нас получился красивый слаженный, есть ли у вас идеи по этому поводу? Ответы детей.

Ведущая: правильно встать по группам и внимательно смотреть на дирижера. И если  дирижер не смотрит и не показывает вам, что нужно играть, то инструменты молчат. Как только ложки начнут играть  припев, все остальные присядут, а затем на следующий куплет опять встанут. Песня сейчас будет без слов.  Музыкальные инструменты будут петь.

                                              Оркестр «смуглянка» под минус. СЛАЙД

Ведущая:   Почтальон с письмом здесь долго не задержался и под взрывами и обстрелами чудом сумел попасть в город Ленинград.

Второе место,  СЛАЙД где оказалось письмо это  Аничков дворец…Здесь раненным солдатам дети  давали концерты, чтобы взбодрить военных, чтобы те быстрее шли на поправку и опять отправлялись на фронт защищать город. Дети пели, читали стихи и танцевали…и только слышался стук каблучков - 1,2,3,1,2,3.. как вы думаете, что они танцевали? Ответы детей. 

Ведущая: правильно. Это был военный вальс. Прошу ребята давайте потанцуем в память о тех концертах. (Показать основные элементы)

Военный вальс «Голубой платочек» СЛАЙД

- К сожалению, и здесь почтальон не нашел Васю.

Последнее место,  куда доставил почтальон это письмо было – Детский дом. СЛАЙД.  Но и здесь письмо не застало мальчика. Наш маленький герой, как и другие мальчишки, помогал Красной армии, наравне со взрослыми бороться за Победу. Подростки шли работать на завод. Они работали без отдыха, делали снаряды, оружие.. Прежде, чем услышать песню с заводов доносились разные шумы и звук.

Повторяйте за мной.

                                       Распевка.

Ведущая: Работая дети пели, про родной город и про то, что победа близка. Послушайте песню.

                   «Мой Петербург боевой»    СЛАЙД

Ведущая: Как вы понимаете письмо почтальон мальчика не нашел и  отправил на почту до востребования.  Васю  с его мамой, как только представилась возможность, эвакуировали  по «дороге жизни» через Ладогу в  город Ярославль подальше от войны. А через три года в конце января в 1944 года наши войска перешли в наступление, блокада была прорвана и  27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Звук салюта. СЛАЙД

Ведущая: Вася подрос, пошел в школу, в институт, а потом на работу. Стали  к нему обращаться  Василий Григорьевич – по имени и отчеству. Проходили годы, а вести об отце он так и не получал. Он не знал жив отец, погиб или без вести пропал… Каждый день он ждал письма. И вот Василию Григорьевичу  уже 80 лет. И однажды на почте он увидел  за стеклом, как музейный экспонат  - фронтовое письмо. Дрожащими руками, разворачивая конверт и вдыхая запах застарелой бумаги, Василий Григорьевич узнал подчерк отца. Да, это было то самое, фронтовое,  долгожданное и родное. Василий Григорьевич прочитал его и отнес домой, а чтобы оно больше не потерялось положил в свой тайник…а потом нашел место, где был похоронен его отец. СЛАЙД

Ребята, кто-нибудь знает что это за место? Ответы детей. Правильно. Это  Пискаревское кладбище

               Ведущая:  ребята, теперь мы знаем, все про это письмо…и знаем, что увы уже нет в живых ни Васи, ни его отца, ведь с той страшной войны прошло 75 лет… Давайте позволим себе сегодня закончить историю. Вы хотите узнать, что написано в этом письме…

Дети: ответ.

Ведущая:  Тогда, я вам его прочитаю.

                                              Чтение письма под музыку

 Ведущая:  Сейчас наш город называется Санкт-Петербургом, но мы всегда будем помнить героев Ленинграда. Мы поздравляем всех ветеранов и гостей с большим праздником.   Ребята, возьмите цветы и возложите их вечному огню, в память о той страшной блокаде.  ( под песню «Журавли»)                                  

        дети идут по кругу, берут цветы и дарят  их вечному огню.

Ведущая: Ребята, понравилась вам наше путешествие с  письмом? Ответы детей.

Ведущий: что трудного было для вас сегодня? Ответы детей.

                   Что интересного было сегодня для вас?   Ответы детей.

                   Что вы впервые услышали сегодня?     Ответы детей.

                   А какие  у вас эмоции вызвало наше занятие?     Ответы детей.      

Ведущая: я надеюсь, что историю нашего родного города вы будете рассказывать и своим детям. Я дарю вам эти письма, они пустые.

                                     Раздаются листы для изо-деятельности.

Сделайте рисунок  о сегодняшней нашей встрече и сложите лист так, как военные письма фронта.

Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями и еще раз пройдемся победным маршем по залу.

                                                           Победный  Марш

Уход из зала.