Конспект открытого урока по фортепиано на тему "Развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся на основе произведений различного характера в процессе обучения игре на фортепиано"

Денисова Вера Борисовна

Развитие образно-эмоционального восприятия учащихся, проявления эмоциональной отзывчивости пр изучении произведений различного характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по фортепиано45.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

[1]Тема: «Развитие эмоцтональной отзывчивости у учащихся на основе произведений различного характера в процессе обучения игре на фортепиано. Работа над средствами выразительности.

Цель урока: развитие образно – эмоционального восприятия учащихся, проявления эмоциональной отзывчивости при изучении произведений различного характера. Создание мотивации к получению знаний и умений для достижения цели.

Задачи урока:

  1. Обучающая: достижениецелостности исполнения объединение выученныхдеталей в целое.
  2. Развивающие: формирование опыта эмоционального сопереживания через формирование мыслительной деятельности, способствующей глубокому пониманию музыкального текста.
  3. Воспитательная: прививание устойчивого интереса к занятиям, укрепление связи ребёнка с педагогом, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения.

Ход урока.

  1. Б. Фёрде «Танец эльфов»
  2. Р. Вандалл «Водопад»
  3. А. Нагаев «Матрёшки»

«Сколько пьес, столько и разных способов работы»

                                                        (К. Игумнов)

На данном уроке будет показана работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях. Рамки урока позволяют весь материал продемонстрировать сжато, обобщённо, но систематизированно.

Программно – характерные пьесы составляют основу педагогического репертуара ученика младших и средних классов музыкальной школы.в предлагаемых хрестоматиях и сборниках мы видим большое множество увлекательных и красочных названий Это вполне объяснимо, ведь для ребёнка 7- 12 лет образное название вызывает интерес и желание исполнить эту музыку возбуждает фантазию, творческую инициативу. Остаётся только пожелать, чтобы название вполне соответствовало музыкальному содержанию пьесы. А это к сожалению, бывает не всегда так. Педагог должен очень требовательно оценивать достоинство пьесы с позиции как художественного вкуса,, так и её полезности для ученика. Целесообразность изучения той или иной пьесы определяется задачами , которые ставит педагог перед учениками на данном этапе обучения.

        Принимаясь за работу над программно-характерной пьесой, необходимо совместно с учеником определить сюжетно-драматическую линию развития, обозначить образный круг и исполнительские приёмы, при помощи которых эти образы будут воплощаться. Ребёнок должен почувствовать себя художником за роялем. Раскрытие красочных и изобразительных возможностей фортепиано – одна из главных задач при изучении таких пьес. В процессе работы происходит закрепление основных приёмов звукоизвлечения, понимание значения гармонии, динамики, педализации, фразировки, цезур. Особенно это важно на начальнос этапе обучения (1-3год), так как служит формированию базы, основы для дальнейших занятий музыкой.

        В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если него привнесён собственный, пусть небольшой, но индивидуальный, «собственноручно добытый» опыт понимания и переживания музыки, что придаёт интерпритации особую непторимость и убедительность. Это и есть главная цель, но которую должна быть сфокусорована вся работа музыканта над произведением, независимо от уровня обучения и сложности изучаемых произведений.

        Анализ литературы по вопросам теории, истории пианизма показал, что в работенад художественной стороной  исполнения можно проследить определённые общие закономерности (последовательность, формы и приёмы работы), которых придерживаются в той или иной степени большая часть пианистов-исполнителей и педагогов. Это позволяет нам сформулировать базовые  основы «технологии» работы над художественным образом произведения при его изучении в классе фортепиано.

        Изучение произведения включает в себя три этапа: первый – ознакомительный, второй – детальная работа над произведением и третий – завершающий, подготавливающий к концертному исполнению. На первом и третьем этапах преобладает целостный, обощённый подход к произведению, а на втором – более подробное его рассмотрение. В этом проявляются общая закономерность познания: от общего, целого –к единичному, частному, - и вновь к общему, целому, но уже на более высоком уровне. Остановимся подробнее на каждом из этапов работы.

        После предварительного знакомства с произведением за инструментом (длительность которого может быть разной в зависимости от сложности материала и уровня пианистической подготовленности), полежно закрепить свои впечатления в словесной форме. Приэтом достаточно краткие характеристики, состоящее из нескольких слов и отражающие общую эмоциональную окрашенность музыкального образа.

I этап – ознакомительный.

        Целью данного этапа является создание первоначального обощённого представления о произведении, о характере, настроении музыки. Этот этап чрезвычайно важен, и его нельзя игнорировать.

        Первоначальный образ-представление прочно запечатлевается в сознании, и от того, насколько  он будет ярким, и, главное, верным, соответствующим авторскому замыслу зависит во многом эффективность всей последующей работы. Свежесть и яркость первого впечатления, помимо всего прочего, несут в себе особое, личностное своеобразие переживания, что  впоследствии будет определять индивидуальные особенности интерпретации.

Ведущую роль при ознакомлении с произведением играют навыки быстрой ориентации в нотном тексте, умение читать с листа. При чтении допускается значительное упрощение фактуры, гармонии, пропуск технически сложных элемнтов. В трудных произведениях можно ограничиться воспроизведеним мелодической линии – главного смыслообразующего элемента музыкальной ткани, или в крайнем случае, внимательным просмотром нотного текста без инструмента. Недостаток умений чтения с листа можно и даже нужно компенсировать активной работой слухового воображения – мысленным воспроизведением музыкального материала, проигрыванием наидолее трудных фрагментов «в уме», за счёт воссоздающего воображения.

После предварительного знакомства с произведеним за инструментом (длительность которого может быть разной в зависимости от сложности материала и уровня пианистической подготовленоости), полезно закрепить характеристики, состоящие из нескольких слов и отражающие общую эмоциональную окрашенность музыкального образа.

Первым представленным произведеним будет пьеса Б. Фёрде «Танец эльфов»  из репертуара ученицы 4 класса Шапошниковой Александры. Ученица исполнила произведение.

Краткие сведения о композиторе.

Затем рассмотрели форму пьесы (трёхчастная), обозначение темпа и характера (Allegro – Скоро), тональность, размер, элементы выразительности, авторские ремарки. Следующий этап работы включал подробное изучение текста. С превого взгляда на нотный текст бросается в глаза значимость правой руки – в ней и спрятан образ эльфов: звуки скачут по всему верхнему регистру то стаккато то игривыми связками нот, словно дразнят, заигрывают со слушателем. Краткая словесная характеристика музыкального образа.

II второй этап – детальная работа над произведеним.

        Основной целью вторрого этапа является дальнейшее углубление в образный строй музыки, в содержание произведения. По времени это наиболее протяжённый период работы, совподающий с техническим, пианистическим освоением музыкального материала.

Основные задачи эмрцирнально-смыслового анализа:

а) выявить структуру содержания произведения, её основные разделы, характер тематических построений, их выразительное значение; то есть анализ композиционного строения, формы произведения в сочетании с выявлением её художественных функций;

б) проследить динамику развития в произведении художественно-содержательных эмоций: определить линии поъёма и спада напряжённости, кульминацтонные точки, моменты смены настроения; проследить трансформацию музыкально-эстетического чувства на протяжении всего произведения;

в) проанализировать используемые в произведении средства музыкальной выразительности – нармонию, ритм, мелодию,элементы полифонии, фактуру изложения, исполнительские штрихи и т. д. – с точки зрения их эмоционально-смыслового значения, выполняемых ими художественно-выразительных функций.

        Параллельно  с проникновением в идейно-эмоциональное содержание пьесы и созданием на этой основе исполнительского замысла идёт процесс его реализации, работа над достижением нужного характера звука, фразировки, над преодолением фактурных и иных трудностей.

Очень важным разделом работы над художественным произведением является изучение нотного текста. Вовсе нет необходимости без конца проигрывать всё произведение целиком. Ознакомившись с произведеним в целом, важно, чтобы ученик выявил наиболее трудные для него эпизоды в данном сочинении.

Одна из наиболее важных сторон работы касается технического овладения  произведением. Освоение технических трудностей всегда связано с тем, чтобы не только найти нужные для тсполнения пианистические движения, но и «приладиться» к ним: они должны стать для учащихся удобными, «своими»... Исполнение в быстром темпе невозможно без автоматизации движений: овладение ими, приобретение нужной ловкости,ориентации на клавиатуре требуют большого внимания. Обязательно понимание того, в чём её художественное значение, каковы соответствующие данной цели характер пианистических движений и самого звукоизвлечения, продуманная аппликатура. В  целом, свойственные произведению трудности являются общим для большинства учащихся. Осмысленность, сознательное отношение  к работе необходимы учащимся самого различного уровня подготовки. В любом, пусть технически нетрудном без внимательного слухового контроля нельзя добиться, чтобы должным образом прозвучала какая-нибудь мелодия, была достигнута плавность сопровождения, найдена необходимая именно в данном случае, краска.

        Сознательная, целенаправленная работа над произведением предполагает ясное «слышание» с помощью слуха той конкретной цели к кторой учащийся стремится в данный момент. «Ясно намеченная, ясно поставленная ясно сознаваемая цель – первое условие успеха в какой бы то ни было работе... живая задача то есть устремление сознания в основном не на совершаемое движение, а на то, ради чего оно совершается, - вот повивальная бабка техники»1.

III этап – завершающий.

        После того, как проведена детальная работа над произведением, оно выучено наизусть и освоено технически, наступает последний – заключительный этап работы, целью когорого является формирование целостного музыкально-исполнительского образа и его реальное воплощение в исполнении.

Этот этап  – стадия «сборки» произведения – предполагает как и период

Ознакомления, целостный охват произведения, проигрывание его целиком.


    [1]
  1. Коган «У врат мастерства»

Между начальным  и завершающим этапами освоения произведения много общего: и в том, и в другом случае требуется синтетический, обобщающий подход к произведению. Но на завершающей стадии целостное представление формируется на другом, гораздо более высоком уровне, с учётом всей проделанной работы, всех добытых на предыдущих этапах знаний и впечатлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         

        Чтобы овладеть инструментом надо много часов проводить за ним. Важно, чтобы все приёмы работы помогали быстрее и точнее воплотить слуховые представления, вели к осмысленному исполнению,, а не превращались в зубрёжку, которая притупляет слух, убивает свежесть восприятия музыки.

Повторения нужны в посиках нужного звучания, призванных улучшить звуковой образ. Надо понять, в чём заключаются трудности. Нужно верить в возможности ученика, вера удесятеряет силы укрепляет его личность, способности. Надо поддерживать его попытки самостоятельности, инициативы, присматриваться к нему, прислушиваться, изучать его.

«...Укреплять и развивать талантливость ученика, а не только научить «хорошо играть», то есть сделать его более умным более чутким, более честным, более справедливым, более стойким...» (Г. Нейгауз «Искусство фортепианной игры» стр.37).

Развивая самостоятельность мышления ученика, мы должны стремиться воспитать человека, способного к творческим поискам. Это является важнейшей задачей и нашего времени, и искусства.

Приложение.

Н. Раков «Полька»

Краткие сведения о композиторе.

Николай Петрович Раков (1908-1990)  – советский композитор, пианист, дирижёр, педагог.

        Написал большое количество произведений в разных жанрах для разных инструментов. Он прославился как автор ряда сочинений для детей и юношества, но также как автор и крупных концертных произведений.

        Что такое полько?

Полька – парный танец пары движутся по кругу, танцующие то изящно и грациозно, то немного неуклюже, комично-неловко. Полька – танец с небольшими прыжками и притопами. Это слышится в хадорных акцентах на вторую долю такта. В кульминационном разделе прыжки как бы  становятся выше, всё веселее.

Полька – беззаботно весёлый танец.

Форма 3хчастная.

В связи с характером этого танца основной приём игры здесь лёгкое, изящное, но цепкое стаккато. Такого стаккато нужно неустанно добиваться Иначе полька приобретёт грузный тяжеловесный оттенок.

Играть отдельно каждой рукой Обратить внимание на фразировку. Особенность фразировки заключается в том, что фраза делится на четыре по тактовых мотива, в каждой из которых ечто своя маленькая опорная точка на второй доле, как бы четыре звена. Их нужно так сложить, чтобы получилась длинная линия – «цепочка» к четвёртому такту.

В этом поможет ход басовой линии, как бы усилить тяготение к кульминации первой и других фраз. Левая рука – острые кончики пальцев. Полезно поиграть легато. Движение вниз вверх цепко и стаккато. Нужно, чтобы цепко звучали двойные ноты. Одно движение – это взять, снять. Помогает парная лига а потом такое движение стаккато, бас –вниз, интервал –вверх. Есть смысл поиграть мелодию с ьасовой линией без интервалов, т. е. Объединить в этой задаче усилия двух голосов.

        Предложение заканчивается секстой – тенуто. Обратить внимание, что это не акцент как в этюде, а её надо пропеть. Далее терции стаккато форте, остальные легче, тише. В средней части мелодия состоит из двойных нот.1палец стаккато, 2 палец в клавишу. Здесь работа над штрихами. Обратить внимание на левую руку. Важно бас, остальное легче. Можно пропеть слова «Я иду сюда». Показать стремление к следующему басу. В конце мелодия переместиласть в более низкий регистр. Аккорды полезно поучить в разбивку и добавить педаль. А также уделить внимание интересной, необычной и гибкой динамике.

«Водопад» Р. Вандалл

Роберт Вандалл – американский композитор.

Форма 3хчастная.Это пьеса относится к многоплановым пьесам. Создание звуковой многоплановости, перспективы – одна из самых благородных, но и трудных задач. Иногоплановая игра даёт ощущение пространства, объёма,, воздуха. Здесь три плана: 1 – мелодия, 2 – бас, 3 – движение в среднем голосе. Надо почувствовать расстояние между голосами всю музыкальную ткань, прослушать интонационно и найти соотношение различных элементов фактуры: мелодии, баса, гармонии.

Фон должен быть чутким,живым. Аккомпанемент не должен заглушать мелодию, чтобы она могла петь, литься, свободно «парить в воздухе», «освещаться» «высветляться», по словам Г. Когана, «подобно верхушкам деревьев при луне».

Думать нужно от правой руки и стремиться в бас. В левой руке «фа», «соль» «ля» – это капельки воды, которые сверкают на солнце. В правой руке струится вода. Она должна быть прозрачная. Полезно поиграть аккордами.Послушать смену гармонии. Чтобы научиться задерживать педаль,хорошо поиграть преувеличенно. Т. е. Держать бас подольше.