методическая разработка«Обучение технике игры на гитаре в составе музыкального ансамбля гитаристов»

Емушинцева Марина Валентиновна

методическая разработка«Обучение технике игры на гитаре в составе музыкального ансамбля гитаристов»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

                           Дом детского творчества «Контакт»

                              Методическая разработка

        тема: «Обучение технике игры на гитаре в составе

                      музыкального ансамбля гитаристов»

                                         (возраст детей 10-18 лет)

                                                                                        Составил:

                                                   педагог дополнительного образования

                                                      Емушинцева Марина Валентиновна  

                                        

                                                 

                                                 г. о. Подольск 2018

                                               

                                  Пояснительная записка

Эстрадная музыка всегда пользовалась в нашей стране большой популярностью. Она звучит на концертных эстрадах, торжественных вечерах народных гуляниях, в парках, клубах, Дворцах культуры и т.д.

 Наряду с профессиональным эстрадным искусством широкое распространение получила самодеятельная музыкальная эстрада, охватывающая многообразные жанры и стили. Одним из таких жанров, пользующийся наибольшей популярностью у нашей молодёжи –это вокально – инструментальные ансамбли (ВИА). Как известно, основной костяк таких групп составляют музыканты – гитаристы (ритм, соло, бас-гитара).

Вокально-инструментальный ансамбль является популярной формой занятия музыкальным творчеством у подростков. Обучение технике игры на гитаре в  составе  музыкального ансамбля гитаристов положительно влияет  на процесс развития личности подростка, а именно: проводится  многосторонняя работа по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных инструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в  современных условиях. На данном этапе очень важно направить в правильное русло коллективные формы музицирования.

Интерес воспитанников к деятельности вокально-инструментального ансамбля позволяет привлекать подростков заполнить активным содержанием их свободное время, развить творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности и собственную значимость.

Педагогическая деятельность строится так, чтобы в интересной дружественной атмосфере формировался активный, устойчивый к стрессам, самостоятельный, востребованный в обществе гражданин.

Методы и приемы, используемые на занятиях это: беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ. Проведение  открытых занятий, мероприятий, практических и репетиционных занятий. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками владения музыкальными инструментами. Обеспечение непрерывности образования, развитие технологии  личностно-ориентированного образования, создание условий для формирования опыта творческой самостоятельности подростка и сохранение свободы детского пространства.

Обучение технике игры на гитаре в   составе музыкального   ансамбля гитаристов    предлагается в  программе «Гитарная песня»   для   детей   3-го  года   обучения,   т.е.   для детей с 13-17 лет.  Ко 3-му году обучения   учащийся   должен знать   уже музыкальную   грамоту (знать ноты, уметь  играть  по  нотам,  знать   длительности, ритмические   особенности  и  т.д.).

Цель моей работы: заинтересовать детей новыми современными  произведениями, обучить их  технике  игры  на  музыкальных  инструментах  в  ансамбле.

Основные задачи: развитие музыкальных  способностей  и  навыков  игры  в  ансамбле.

Образовательные задачи  деятельности  ансамбля  составляют: воспитание  трудолюбия, хорошего  отношения  к  товарищам  и  окружающим, бережности  и  любви  к  родине.

Музыкальный  репертуар, который  предлагают  учащиеся  и  педагог, должны нести  в  себе  духовно-нравственное  воспитание  детей  и  подростков, формировать  их  эстетический  вкус,  повышать  культурный  уровень и расширять  их  кругозор.  От правильности выбора репертуара зависит творческий и духовный рост участника, формируется художественный вкус. Добиться, чтобы он был эмоционально близок, интересен и оказывал воспитательное воздействие. Поддержка и помощь ребятам в создании собственных сочинений, ведь это путь к самовыражению в музыке. Чувствуя поддержку и интерес со стороны педагога, появляется потребность творить.

 Участники вокально-инструментального ансамбля непременно должны обладать артистизмом, это и сценическое обаяние и мимика, и пластичность движений. Все это помогает установить контакт со слушателями, создать музыкально-сценический образ, импровизировать. Важна работа над сознательной  художественной стороной постановки песни, от ее разучивания до исполнения не «поучая», а советуясь и помогая найти интересные решения. Важным моментом в творческой жизни исполнителя является публичное выступление. Но возникают определенные трудности. Взволнованность перед выступлением, приподнятость настроения - все благотворно действует на творческое вдохновение, но чувство страха и паническое состояние нежелательно отражаются на психическом состоянии исполнителей. Практика генеральных репетиций, прослушивание в узком кругу, исключая «наставления» перед выступлением, и еще планирование, как можно большего количества концертов, снимают напряжение и  волнение  перед выступлением.

        Деятельность вокально-инструментального ансамбля подразумевает использование  звукоусилительной  аппаратуры, электроинструментов, синтезатора, компьютерной техники. Чтобы использовать в художественно-практической деятельности эту и другую технику необходимо помочь приобрести элементарные работы с приборами: управлять микшерским пультом, выделять отдельные инструменты, создавать звуковые эффекты, петь караоке, используя компьютер и микрофон, пользоваться интернет, работать с музыкальными программами, а также обучение навыкам техники безопасности.

Звукоусилительные системы и микрофоны все больше становятся частью нашей жизни, поэтому знания и навыки полученные в процессе обучения становятся актуальными.    Каждый эстрадный вокалист должен владеть навыками работы с микрофоном. Микрофон должен стать еще одним составляющим голосового аппарата. Вся работа должна быть направлена на одновременную организацию голосовой системы и микрофона. Добиваясь определенного качества звука можно целенаправленно влиять на работу всего голосообразующего комплекса.

Дыхание должно быть мягким и беззвучным.

  • Пение в микрофон позволяет использовать придыхательную манеру.
  • При пении f  - микрофон находится на оптимально далеком расстоянии  от рта; при пении p – оптимально близкое (возможно прикосновение к губам).  

.        В процессе обучения необходимо учитывать, что такие

согласные, как звонкие - Б, Д и глухие – П, Т должны формироваться на губах с наименьшим выходом воздуха, это относиться и к звонким и глухим шипящим. Многие учащиеся сразу  не воспринимают преобразованный  звук своего голоса, этот барьер преодолевается методом мысленного пения и восприятием своего пения изнутри.  

  • Для сохранения физического здоровья особое внимание уделяется обучению правилам техники безопасности и их соблюдению в процессе освоения новых инструментов и при выполнении определенных приемов игры на них, во время репетиций и концертных выступлений.
  •  Для сохранения психического здоровья занятия проводятся в светлом, хорошо проветриваемом помещении, чередуются различные виды учебной деятельности. Не допускаются  психологические перегрузки, состояния усталости, переутомления.

Развитие музыкальных  способностей  и  навыков  игры  в  ансамбле- это

основная задача педагога.

 Изученный  и  освоенный  музыкальный  материал  на  занятиях, а  также  в  процессе  домашних  упражнений,  затем  отрабатывается  в   коллективе.

Во время  коллективных  занятий  в  ансамбле  педагог  помогает   каждому   ребенку  развить музыкальные  способности, а  именно  музыкальный  слух,  музыкальную  память, чувство  ритма. Осуществляется постоянный   контроль  над  исполнением.

В качестве  музыкального   материала   берется  самый     разнообразный   репертуар:  это  и  современные  песни,  песни  бардов, русские  народные  песни, романсы.  Используются разнообразные  стили  и  жанры:  рок-музыка,  джазовая   музыка, поп-музыка.

Примерный  репертуар:

                Джаз:

1. «Буги-вуги»  О.Фридом  №1, №4.

2. «Ja-da» B.Carlton.

3. «Девушка  из  Ипанемы» А.Жобим.

4.  «All of me» Simons and Marks.

5.  «Autumn  leaves»  J.Kosma , J.Merser.

6.  «On the sunny side  of  the  street» Jimmy  Mc Hugh.

7.  «Блюз №3» (Now  Hear This).

8.  «Вальс  c-is moll» Ф.Шопен  в  джазовой  обр.

        Рок-музыка:

1. «Master  of  puppets» P.Boyle , J.Hazen.  

2.  «Закат» В.Кипелов («Ария»).

3. «Герои  асфальта» В.Кипелов («Ария»).

4. «Штиль» В.Кипелов («Ария»).

5.  «Остыньте» - гр.  «Зона».

                                Поп- музыка:

  1. «Что  такое осень» гр. «ДДТ».
  2. «Конь» муз.И.Матвиенко, сл.А.Шаганова.
  3. «Осени  не  будет  никогда» муз.Е.Скрипкина, сл.Д.Мигдаля.
  4. «Будем жить  старина» Д.Майданова.
  5. «Героям России» С.Михайлова.
  6. «День  победы» муз.Д.Тухманова, сл.В.Харитонова

        Песни  современных  бардов:

1. «Разыгралась  буря» О.Емушинцев.

2. «В  моем  воображении» О.Емушинцев.

3. «Финансовый кризис» Е.Романовой.

4. «В  моем воображении» О.Емушинцев.

Дети сами  выбирают  репертуар, а  педагог  рассматривает  и  предлагает.

        В методической разработке  в  качестве  примера№1 приведена   аранжировка  известного  музыкального  произведения: «JA-DA» B.Carlton. Музыкальное произведение  расписано  по  партиям  для  разных  инструментов: бас-гитары, соло-гитары, ритм-гитары. Есть вокальный текст песни. Вначале, я распределяю  партии  среди  учащихся  и  начинаю  с  ними  разучивать их  партии. Например: сначала  разучиваем  партию  бас-гитары по  нотам  или  по  табулатуре (здесь  важна  игра  со  счетом, выдерживание  лиг, пауз  и  т.д.).  Затем отдельно  разбираем  партию  соло-гитары и  позже соединяем эти  две  партии.  Потом  разбираем  партию  ритм-гитары (аккорды  в  ритмической  последовательности) и  включаем  в  игру  с  бас и  соло  гитарой.  Здесь  важен  дирижерский  жест  педагога. Позже  подключаются  барабаны (на  синтезаторе) и  в  последнюю очередь  вокальная  партия (на английском языке).

SDC12937

Пример№2:  «Героям России»  С.Михайлова.

Вначале, педагог подготавливает учащихся к разучиванию песни. Он говорит  о  том,  что эта песня  посвящена  событиям  Великой Отечественной войны.

Затем  педагог  исполняет  песню «Героям России»  и  обсуждает  с учащимися.

 Музыкальное  произведение  расписано  по  партиям  для  разных  инструментов: бас-гитары, ритм-гитары. Есть вокальный текст песни.

Вначале, я распределяю  партии  среди  учащихся  и  начинаю  с  ними

разучивать их партии. Например: сначала разучиваем  партию  бас-гитары

по  нотам (здесь  важна  игра  со  счетом, выдерживание  лиг, пауз  и  т.д.).  Потом  разбираем  партию  ритм-гитары (аккорды  в  ритмической  последовательности) и  включаем  в  игру  с  бас  гитарой. Здесь  важен  дирижерский жест педагога. Позже подключаются барабаны (на  синтезаторе) и  в  последнюю очередь  вокальная  партия.

Следующий этап  разбора  песни – это  характер исполнения  произведения.

Уметь передать эмоционально и образно характер песни, умело использовать  музыкально-выразительные  средства:  темп,  динамику, ритм  и т.д.

Начинается песня с коротких фраз и остановок, здесь  важно всем участникам  одновременно делать остановку и вступать вместе по руке педагога.  По мере развития песни динамика должна нарастать, увеличиваться,  которая  создается  благодаря  смене  тональности  несколько  раз. В процессе разучивания песни учащиеся знакомятся с новыми аккордами, ритмическими рисунками,   учатся транспонировать песню  в другие тональности.

Последним, завершающим этапом  работы  должно  стать  выступление  учащихся на  концерте,  конкурсе и т.д.

        По мере накопления опыта дети знакомятся с новыми  произведениями, новыми  стилями  и  жанрами, с  новыми  композиторами, авторами  песен (разучивают   новые  аккорды, ритмы, темпы). Некоторые   ребята   начинают  сами  сочинять  песни  и  предлагают  свои  произведения.

        Итогом ансамблевой  игры  должна  быть  концертная   деятельность, как  внутри  учреждения, так  и в  городе, районе.

        Исполнительский репертуар постоянно  пополняется  и   обновляется  новыми  произведениями.  В связи  с  этим  программой «Гитарная песня»  предусматривается  лишь  примерный  репертуар  ансамбля.

                                        Заключение

 Так как  подростков в кружок влечёт интерес совместной  игры в ансамбле,

необходимо процесс обучения вести так, чтобы этот интерес не ослабевал, то

 есть педагог наряду с тем, что он даёт воспитаннику знания по основам

музыкальной грамоты, учит его приёмам игры на гитаре, не должен  

навязывать ему своих музыкальных пристрастий, то есть не нужно заставлять

учащихся играть то, что им не нравится, или то, чего они не понимает на

данный момент. Исключением могут быть популярные на данный момент

 песни и мелодии, которые воспринимаются большинством учащихся.

Сколько детей, столько и вкусов. Это и всевозможные рок-направления,

джаз, поп-музыка и т.д. При этом, педагог, идя навстречу пожеланиям

 подростков, обязан следить за формированием их эстетического вкуса,

 помогать им правильно сориентироваться в выбранных ими направлениях.

  Возможность играть любимые песни и мелодии в ансамбле делает

процесс обучения более интересным и плодотворным. Периодически

проводятся беседы о развитии популярной музыки и в частности об

отдельных исполнителях, гитаристах, группах с использованием 

аудиозаписей.

 Тесное сотрудничество с планом работы учебного объединения даёт

 возможность ребятам участвовать в различных концертах. Это тематические

вечера, благотворительные концерты, тематические концерты,  городские

 конкурсы, выездные смешанные выступления с участниками других детских

 объединений, фестивали и т.д.

                        Список литературы

1. Брылин Б. А.  Вокально-инструментальные ансамбли школьников

    М. Просвещение, 1990.

2. Дадиомов А.Б.  Начальная теория музыки – М. Музыка, 1999.

3. Кузнецов В. Г.  Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами

    и ансамблями. – М. Музыка, 1989.

4. Ларичев Е. Д.  Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

     М. Музыка, 1982.

5. Ровнер В. «Работа самодеятельного вокального ансамбля», Сб-П.,1983г.

6. Л. Волков, в. Дерук «Твой друг гитара», 1970 год.

7.  Красинская, В. Утин ЭТМ Москва «Музыка» 1991 год.
   Программы для внешкольных учреждений. Москва
   «Просвещение» 1982 год.

8.  Н.Г. Кирьянов «Искусство игры на шестиструнной гитаре» Москва
    «Тоника» 1991 год

9.  Э. Пухоль «Школа игры на гитаре» Москва «Советский композитор»

     1989 год.

10. Репертуар группы «Металлика» 1984-1998 г. Москва ГИД.

11. Джордж Бенсон «20 лучших композиций» 2002г. Москва ГИД.

12.  Т.Карлос Сантана «Лучшие композиции» 2002г. Москва. ГИД.

13. Альберт Кинг (Би Би Кинг) «Соло из нескольких композиций» 2002г. 

      Москва. ГИД.

14. Хрестоматия гитариста. Ансамбли для гитары для учащихся средних

     классов ДМШ. Составление и редакция: Н.А. Ивановой-Крамской.

     Ростов- на-Дону «Феникс» 2007г.

15.  «Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблица аккордов.

        Аккомпанемент песен». Катанский А., Изд-во: ИД Катанского, 2007г.

16.  Малков О. «Гитара в ансамбле», Изд-во: Феникс, 2014г.