"Навыки чтения с листа нотного текста, необходимые концертмейстеру"

В этой статье внимание читателей обращено на последовательность процесса чтения с листа концертмейстеров, как в хореографии, так и с исполнителями-музыкантами.

Только после достаточной тренировки концертмейстер сможет быстро ориентироваться в тексте нотного произведения, уметь упрощать трудные последовательности, учитывать намерения солистов и быть организатором ансамбля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_s_lista.doc200 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Школа искусств»

«Искусствояс школа» содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй асшöрлуна учреждение

«НАВЫКИ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА НОТНОГО ТЕКСТА, НЕОБХОДИМЫЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРУ»

Сыктывкар

2020


 

Составитель:        

  • Шелегова Марина Ивановна, концертмейстер МАУДО «Школа искусств»

Навыки чтения с листа нотного текста, необходимые концертмейстеру: методическая разработка. /  Сост. М. И. Шелегова. – Сыктывкар, 2020. – 10 с.

В этой статье внимание читателей обращено на последовательность процесса чтения с листа концертмейстеров, как в хореографии, так и с исполнителями-музыкантами.

Только после достаточной тренировки концертмейстер сможет быстро ориентироваться в тексте нотного произведения, уметь упрощать трудные последовательности, учитывать намерения солистов и быть организатором ансамбля.

© МАУДО «ШКОЛА ИСКУССТВ», 2020

Директор     –    Братусь Валентина Викторовна    

167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Димитрова, д.1/3

МАУДО «Школа искусств»

Тел./факс приемной: 8 (8212) 32-93-08

Е-mail: artschool-komi@mail.ru

Официальный сайт: http://artrk.ru/

                                                                                                                                       

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1.

«Навыки чтения с листа нотного текста, необходимые концертмейстеру»

4

2.

Литература

9

   Навыки чтения с листа нотного текста, необходимые концертмейстеру.

Чтение с листа это исполнение по нотам незнакомого музыкального произведения. Для чтения с листа помимо общей музыкальной культуры и исполнительской подготовки необходима специальная тренировка, включающая освоение приёмов ускоренного восприятия музыки при её исполнении. Владение чтением с листа важно для музыкантов многих специальностей [9, 627]. В работе концертмейстера  способность бегло читать с листа становится жизненной необходимостью. Нельзя стать профессиональным концертмейстером, если не обладаешь этим навыком [10, 5].

     В учебной практике ДШИ часто бывают ситуации, когда у аккомпаниатора нет времени для предварительного ознакомления с нотным текстом. К тому же обилие репертуара, находящегося в работе с учащимися разных специальностей не даёт возможности заучивания текстов и их приходится играть всегда по нотам.

     Прежде чем начать аккомпанировать с листа, музыкант должен мысленно охватить весь нотный и литературный текст, представить себе характер и настроение музыки, определить основную тональность и темп, обратить внимание на изменения темпа, размера, тональности, на динамические градации, указанные автором, как в партии фортепиано, так и в партии солиста. Надо учитывать, что некоторые указания, например tenuto, даются иной раз только в вокальной партии и не отражаются в аккомпанементе. Мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа.

     «Один из центральных аспектов сложной проблемы чтения с листа – координация исполнителем внутренних слуховых представлений и пианистических движений. Бесспорно, что проанализировать текст ещё недостаточно для хорошего исполнения. Нужно уметь и пианистически реализовать свои замыслы. А для этого необходимо вырабатывать свободу ориентировки в клавиатуре, в различных типах техники, аппликатуры. Только при полной мобилизации всех творческих способностей пианиста будет успешно проходить процесс чтения с листа» [10, 7]. При чтении нот с листа исполнитель должен настолько хорошо ориентироваться в клавиатуре, чтобы ему не было нужды часто на неё поглядывать, и он мог бы мобилизовать всё своё зрительское внимание на непрерывном осознании читаемого текста. Особо должно учитываться при этом значение точного охвата басовой линии, ибо неправильно взятый бас, искажая основу звучания и разрушая тональность, может дезориентировать и попросту сбить солиста.

     Концертмейстер должен постоянно тренироваться в чтении с листа, с тем, чтобы довести эти умения до автоматизма. Овладение навыками чтения с листа связано с развитием не только внутреннего слуха, но и музыкального сознания, аналитических способностей. «Важно быстро понять художественный смысл произведения, уловить самое характерное в его содержании, внутреннюю линию раскрытия музыкального образа; необходимо хорошо ориентироваться в музыкальной форме, гармонической и метроритмической структуре сочинения, уметь отделить главное от второстепенного в любом материале. Тогда открывается возможность читать текст не «нота за нотой», а суммарно, крупными звуковыми комплексами, так же, как протекает и процесс чтения словесного текста» [10, 6].

    Чтение с листа должно вестись по музыкально-смысловым членениям, начиная от простейших интонационных ячеек (мотивов, попевок), и кончая музыкальными фразами, периодами и т.д. Музыкант должен уметь быстро группировать ноты по их смысловой принадлежности (мелодической, гармонической) и в такой связи их воспринимать. Такое восприятие сразу же активизирует музыкальное мышление и музыкальную память и даёт этим импульс творческому воображению музыканта. Введение в действие этих способностей в процессе восприятия нотного текста является мощным фактором образования слуховых представлений, то есть первейшего условия превращения нотных знаков в музыку.
   На этапах тренировки чтения аккомпанемента с листа эффективен приём сжатия гармонической фактуры в аккордовую последовательность, чтобы более наглядно представить логику и динамику ее развития. Последовательность полезно проиграть с точным соблюдением длительности каждого аккорда, без повторений одного и того же аккорда на метрических долях. При этом обнаруживается интересный ритм, образуемый сменой гармоний.

После достаточной тренировки такие представления возникают чисто мысленным путём, без предварительного проигрывания и являются одним из важнейших условий быстрой ориентировки в тексте нового произведения. Для чтения нотного текста, изложенного на трёх и более нотных станах, (в вокальных и инструментальных произведениях с сопровождением рояля) быстрое определение гармонической основы составляет необходимое требование.
   Для хорошей ориентировки в нотном тексте аккомпаниатор должен выработать комплексное восприятие и в отношении мелодических связей. Мелодическое движение быстрее воспринимается, если ноты мысленно группируются в соответствии с их музыкально-смысловой принадлежностью. Образующиеся при этом слуховые представления легко ассоциируются со зрительными представлениями клавиш и мышечно-тактильными ощущениями. При повторной встрече с подобной интонацией (восходящее, нисходящее, арпеджированное движение, опевание и др.)
музыкант её легко узнаёт и почти не нуждается во вторичном разборе.
     При чтении аккомпанемента с листа, помимо умения расчленить фактуру сочинения на составные гармонические и мелодические комплексы, важно ощутить характерность, присущую различным композиторским стилям.

Чтение с листа аккомпанемента – процесс ещё более сложный, чем чтение обычного двухручного изложения. Читающий с листа часть трёхстрочной и многострочной партитуры должен зрением и слухом следить за солистом или другими исполнителями и координировать с ними своё исполнение. Поэтому для чтения с листа аккомпанемента необходимо прежде всего овладеть навыками целостного зрительного и слухового охвата всей трехстрочной партитуры, включая слово.

   Приступая к игре, аккомпаниатор должен смотреть и слышать немного вперед, хотя бы на 1-2 такта, чтобы реальное звучание шло как бы вслед за зрительным и внутренним слуховым восприятием нотного текста. Целесообразно использовать при этом указанные в тексте паузы, и повторы фраз для подготовки к тому, что следует дальше. Исполнение с листа всегда показывает степень слышания произведения «внутренним слухом».
  Понимая, что «при беглом чтении с листа невозможно и не нужно играть абсолютно всё» [1, 20], опытный концертмейстер умело сокращает нотный текст, сохраняя при этом замысел композитора и не теряя целостности произведения. Например, можно не играть отдельные звуки в широких аккордах, но нельзя сокращать ритмические и гармонические басы. «Упрощения необходимы в основном в особо трудных октавных, терцовых, аккордовых последованиях и в репетициях» [3, 127] и сводятся к исполнению одного (чаще верхнего) голоса или к чередованию двойных и одинарных нот; ломаные октавы заменяются простыми. В  аккордовых пассажах оставляется только то, что возможно сыграть в заданном темпе. «Это очень трудно сделать «на ходу», играя. Нужно определить возможные сокращения во время чтения нот глазами» [1, 20]. По мере развития навыков чтения с листа фактурные упрощения сводятся к минимуму.

   Всё вышесказанное можно отнести к умению играть с листа как таковому. Но задачи концертмейстера при чтении с листа аккомпанемента имеют ещё и свои специфические особенности, учитывая наличие солиста. Концертмейстер должен быстро и точно поддержать солиста в его намерениях, создать единую с ним исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, но вместе с тем при необходимости быть незаметным и всегда чутким его помощником. При чтении аккомпанемента с листа в ансамбле с певцом или солистом-инструменталистом категорически запрещаются любые остановки и поправки, так как это мгновенно нарушает ансамбль и вынуждает солиста остановиться. Развитие этих навыков возможно при развитом чувстве ритма и ощущении ритмической пульсации, единой для всех участников ансамбля. При этом с увеличением числа исполнителей (оркестр, хор), пианист становится организатором ансамбля, беря на себя функции дирижёра.

Литература

  1.  Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа. - М.:Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1960
  2. Виноградов К.М. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1 М.: Музыка, 1988
  3. Виноградов К.М. О работе оперного концертмейстера // О работе концертмейстера: Сб. статей /  Ред.  М.  Смирнов.  –  М.:  Музыка,  1974
  4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы и вопросы о фортепианной игре –М.:Музгиз, 1961
  5. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность Музыка в школе - 2001 - № 4
  6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002
  7. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1981
  8.  Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. Л.: Музыка, 1972
  9. Музыкальный энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия» 1990
  10. О работе концертмейстера / Мос.конс., ред.-сост. Смирнов - М.: Музыка, 1974
  11. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М., Музыка, 1996