Программа Основы музыкального исполнительства «ГИТАРА»

Пискунова Татьяна Владимировна

Данная программа реализуется в соответствии с художественной направленностью образования (ФЗ №273-ст.2, п.25) направлена на удовлетворение образовательных потребностей, обучающихся в духовно-нравственном и профессиональном совершенствовании.

Новизна программы заключается в тщательной разработке учебно-тематического плана, распределения учебных часов по основным методическим разделам и этапам обучения. 

Актуальность программы в том, что она является примером того, как ДШИ для своего успешного функционирования сегодня ориентируется на демократический стиль работы, привлекая к себе подростков и молодёжь различного возраста, желающих приобщиться к искусству, предлагая им различные формы обучения.

Обучение учащихся данного направления допускает определённую коррекцию учебного материала и форм отчётности в сторону снижения уровня их сложности. Учащиеся этой группы могут быть освобождены от сдачи технических зачётов, от обязательного изучения гамм, этюдов, полифонии. Высвободившееся таким образом учебное время целесообразно использовать для работы по общеразвивающему обучению, протекающему в более щадящем режиме: большее количество времени уделяется слушанию музыки разных стилей и жанров в исполнении педагога, слушанию аудио - и грамзаписей, обсуждению прослушанной музыки, тематическим музыкальным беседам с привлечением смежных видов искусства и литературы.

Больше внимания следует уделять развитию творческих способностей: чтению с листа, транспонированию, подбору по слуху, импровизации, развитию навыков анализа прослушанного музыкального произведения.

Подобные методы обучения в индивидуальных классах продуктивны как с точки зрения повышения музыкальной и общекультурной эрудиции школьника, так и в плане стимулирования устойчивого интереса к музыке и искусству вообще.

Педагогическая целесообразность. Обучение по данной программе дает возможность комплексного одновременного изучения целого ряда музыкальных дисциплин: практическое обучение игре на гитаре, пение, изучение музыкальной грамоты. Возможность комплексного обучения приводит к более эффективному результату.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gitara_1-4_.docx74.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 3 «Младость» городского округа Самара

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                               Директор МБУ ДО «ДШИ № 3 «Младость»

городского округа Самара

                                                                                               __________________Н.Ю.Александрова

                                                                                               «_____»______________ 20__г.

                                                                                             

  Программа принята на основании

                                                                                               решения методического совета

                                                                                               Протокол № __1___

                                                                                               от «_28_» ____08____ 2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Основы музыкального исполнительства

 «ГИТАРА»

(срок обучения 4 года)

        

2018

Разработчик:

  • Пискунова Т.В.

педагог муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Детской школы искусств № 3 «Младость» городского округа Самара.

                       

  1. Оглавление                                                                        3
  2. Пояснительная записка                                                        4-15                                                                                                                
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе                                                                                
  • Актуальность программы и педагогическая целесообразность программы                                                                                
  • Новизна программы                                                                 
  • Цель учебного предмета                                                        
  • Задачи                                                                                
  • Объём учебных часов                                                                
  • Возраст детей                                                                        
  • Сроки реализации программы
  • Форма обучения и режим занятий
  • Ожидаемые результаты:
  • Критерии оценок учащихся  
  • Критерии оценивания
  • Методы обучения
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
  1. Учебный план                                                                16-17
  2. Содержание учебного предмета                                        18-26        
  3. Методическое обеспечение учебного процесса                        27-35
  4. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы                                                                                                35-39
  • Учебно-методическая литература
  • Рекомендуемая нотная литература
  • Используемая литература

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа Основы музыкального исполнительства «ГИТАРА» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.

Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты.

Данная программа реализуется в соответствии с художественной направленностью образования (ФЗ №273-ст.2, п.25) направлена на удовлетворение образовательных потребностей, обучающихся в духовно-нравственном и профессиональном совершенствовании.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Недельная нагрузка по программе Основы музыкального исполнительства «ГИТАРА» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Одним из эффективных способов музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование  доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности  являются мотивацией для  начала обучения игре на  гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала:  бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

Новизна программы заключается в тщательной разработке учебно-тематического плана, распределения учебных часов по основным методическим разделам и этапам обучения.  

Актуальность программы в том, что она является примером того, как ДШИ для своего успешного функционирования сегодня ориентируется на демократический стиль работы, привлекая к себе подростков и молодёжь различного возраста, желающих приобщиться к искусству, предлагая им различные формы обучения.

Обучение учащихся данного направления допускает определённую коррекцию учебного материала и форм отчётности в сторону снижения уровня их сложности. Учащиеся этой группы могут быть освобождены от сдачи технических зачётов, от обязательного изучения гамм, этюдов, полифонии. Высвободившееся таким образом учебное время целесообразно использовать для работы по общеразвивающему обучению, протекающему в более щадящем режиме: большее количество времени уделяется слушанию музыки разных стилей и жанров в исполнении педагога, слушанию аудио - и грамзаписей, обсуждению прослушанной музыки, тематическим музыкальным беседам с привлечением смежных видов искусства и литературы.

Больше внимания следует уделять развитию творческих способностей: чтению с листа, транспонированию, подбору по слуху, импровизации, развитию навыков анализа прослушанного музыкального произведения.

Подобные методы обучения в индивидуальных классах продуктивны как с точки зрения повышения музыкальной и общекультурной эрудиции школьника, так и в плане стимулирования устойчивого интереса к музыке и искусству вообще.

Педагогическая целесообразность. Обучение по данной программе дает возможность комплексного одновременного изучения целого ряда музыкальных дисциплин: практическое обучение игре на гитаре, пение, изучение музыкальной грамоты. Возможность комплексного обучения приводит к более эффективному результату.

Обучение игре на гитаре способствует развитию мелкой моторики, что ведет к равномерному развитию обеих полушарий головного мозга. Это позволяет полнее раскрыть возможности детей и подростков в других областях знаний. Раздельность функций рук способствует развитию координации движений, развивает способность детей видеть, решать одновременно несколько задач (чтение с листа), способствует развитию абстрактного мышления. Исследования последнего десятилетия показали, что занятия музыкой способствуют гармонизации физического здоровья детей и подростков, повышению их интеллекта, памяти, развитию творчества, воли, аналитических способностей, способности к саморазвитию.

Педагоги считают, что начинать обучение игре на гитаре можно с любого возраста. Но важно учитывать, что каждый возраст имеет свои особенности. Учитывая эти возможности, успехов в обучении ребенка игре на гитаре можно достичь в любом возрасте.

Самое важно для педагога – это избегать любого давления на ученика. Занятия музыкой – это в первую очередь развитие эмоциональной сферы. Именно "мягкий" подход педагога к обучению, концентрация внимания ребенка на предмете, серьезное отношения к занятиям обычно и дают положительный результат обучения.

Цель: «Создание условий для получения учащимися базовых ЗУН в процессе обучения игры на гитаре, воспитание духовно развитой, нравственно сформированной личности через приобщение к высоким эстетическим идеалам музыкального искусства для самопознания, самоопределения, развитие их творческих способностей и креативного мышления».

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

Учебные:

  • Формирование у учащихся прочных базовых знаний, умений, навыков игры на гитаре;
  • Формирование и развитие исполнительской техники;
  • Формирование творческих навыков чтения с листа, подбора по слуху, транспонирования, импровизации;
  • Изучение  и освоение теоретических знаний;

Развивающие:

  • Формирование способности воспринимать музыку как живое, образное искусство;
  • Развитие творческого воображения и образного мышления.
  • Воспитание грамотного слушателя, способного понять закономерные связи содержания и формы произведения.
  • Приобщение  к культурным ценностям;
  • Создание условий для профессионального самоопределения.

Воспитательные:

  • Приобщение к музыкальному искусству, формирование музыкально-эстетических вкусов, любви к музыке, формирование общей культуры личности;
  • Воспитание качеств личности: самостоятельности, трудолюбия, настойчивости, выдержки, коллективизма;
  • Воспитание культурного слушателя, деятельного музыканта-просветителя, музыканта- пропагандиста;

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, от 9 до 14 лет.

Объём учебных часов и сроки реализации программы

Для достижения цели и ожидаемых результатов при освоении программы запланировано следующее количество учебных часов:

2 часа в неделю на одного обучающегося, 66 часов в течение года, 231 час за весь период обучения (4 года).

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

1-й год обучения – 33 часа, 33 недель

2-й год обучения – 66 часа, 33 недель

3-й год обучения – 66 часа, 33 недель

4-й год обучения – 66 часа, 33 недель

Всего часов за 4 года обучения: 231 час, 132 недели

Форма обучения и режим занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, 2 раза в неделю по 40 минут. Индивидуальная или мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Ожидаемые результаты. 

Выпускник, закончивший обучение по программе Основы музыкального исполнительства «ГИТАРА» (4 года обучения) должен по итогам освоения программы овладеть:

  • основными приемами игры на гитаре;
  • представлениями о средствах музыкальной выразительности при игре на гитаре;
  • умениями передавать свое настроение, эмоции, связанные с музыкальным произведением при его исполнении;
  • навыками чтения с листа и подбором музыкальных произведений на инструменте;
  • теоретическими и историческими знаниями в области музыки;
  • навыками игры аккомпанемента к мелодии или песни;
  • техникой ансамблевого исполнения;
  • сценическим мастерством;
  • основными техническими средствами исполнения на гитаре.

По итогам освоения программы у учащихся разовьется и сформируется:

  • музыкальный вкус;
  • навыки сценического поведения и исполнительства;
  • интеллект, память, музыкальный кругозор, образное мышление, коммуникативные качества;
  • музыкальный мелодический и гармонический слух;
  • чувство меры и образное восприятие искусства;
  • личностные качества (воля, трудолюбие, усидчивость, выдержка, ответственность);
  • потребность в занятиях музыкой в свободное время;
  • заинтересованность в совершенствовании исполнительского мастерства на инструменте и своего музыкального образования;
  • навык к анализу исполнительского мастерства.

Критерии оценок учащихся  

Контроль знаний, умений, навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся,
  • промежуточная аттестация,
  • итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля над качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • качество выполнения домашних заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.

Итоговая аттестация.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. При проведении итоговой аттестации применяется форма академического зачёта.

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Критерии оценивания

5 («отлично»)

  • предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

  • программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

  • программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

  • незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

  • отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение приемов игры на инструменте);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Ожидаемые результаты 1 года обучения:

К концу 1 года обучения, учащиеся овладеют:

  • элементарными техническими навыками игры на гитаре;
  • основными приемами звукоизвлечения, игры, штрихами, (апояндо, тирандо, арпеджио, легато, нон легато, стаккато, аккорды);
  • правильной посадкой, постановкой рук;
  • нотной грамотой и разбором музыкальных пьес мелодического изложения;
  • представлением об основных видах динамики;
  • знаниями о средствах музыкальной выразительности (форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано, фортиссимо, пианиссимо, крещендо, диминуэндо);
  • научатся определять характер музыки;
  • первыми навыками игры аккомпанемента знакомой мелодии;
  • первыми навыками игры в ансамбле;
  • простейшим музыкальным репертуаром из 8-10 пьес.

У учащихся разовьется музыкальный слух, музыкальное восприятие, чувство ритмической пульсации, усидчивость.

У учащихся воспитается самоконтроль и самооценка, трепетное отношение к исполнительскому мастерству старших учащихся, интерес к занятиям на музыкальном инструменте, осознанное желание заниматься игрой на гитаре.

Ожидаемые результаты 2 года обучения:

К концу 2-го года обучения, учащиеся овладеют техническими навыками исполнения на гитаре:

  • приемами и штрихами (спикатто, арпеджиатто, глиссандо, баррэ);
  • техникой аккомпанемента;
  • представлениями о средствах музыкальной выразительности: темпы: адажио, андантино, аллегретто, престо, виво, фермата;
  • знаниями аббревиатуры;
  • навыками разбора музыкальных пьес;
  • накопят разнообразный музыкальный репертуар;
  • научатся свободно подбирать по слуху;
  • навыками игры в ансамбле.

У учащихся разовьется:

  • музыкальный вкус и образное восприятие музыки;
  • интерес к музыкальным занятиям.
  • У учащихся воспитается:
  • выдержка и собранность при публичных выступлениях;
  • способность к самостоятельной работе над музыкальным произведением;
  • способность к самостоятельному анализу музыки;
  • устойчивый интерес к музыкальным занятиям;
  • усидчивость и память.

Ожидаемые результаты 3 года обучения:

К концу 3-го года обучения, учащиеся овладеют:

  • определенной самостоятельностью в развитии исполнительского мастерства;
  • новыми приемами технического исполнения: вибрато, флажолет, мелизмы (форшлаг);
  • представлениями о средствах музыкальной выразительности при игре на гитаре, темповых обозначениях - ларго, ленто, виваче;
  • навыками чтения с листа легких пьес;
  • навыками подбора на слух мелодий и аккомпанемента песен;
  • навыками ансамблевой игры;
  • накопят разнохарактерный программный репертуар;
  • опытом концертных выступлений.

У учащихся разовьются гармонический и мелодический слух, музыкальный слух, эстетика музыкального восприятия, навыки сценического поведения и исполнительства, выдержка, память.

У учащихся воспитаются трудолюбие, воля через творческий процесс, культура поведения при публичных выступлениях на сцене и в концертных залах.

Ожидаемые результаты 4 года обучения:

К концу 4 года обучения, учащиеся овладеют:

  • знаниями новых технических приемов и штрихов игры на гитаре: мордент, глиссандо, долгий форшлаг, скользящий форшлаг;
  • представлениями о средствах музыкальной выразительности при игре на гитаре: субито, поко а поко, ритенуто, аччелерандо, пиу моссо, мено моссо, тенуто;
  • знаниями о музыкальных формах (вариации, сонатная форма, рондо, 3-х частная форма) и жанрах (сарабанда, буррэ, менуэт, гавот, мазурка, прелюдия, этюд, романс);
  • методикой подбора и импровизации;
  • чтением с листа разнообразных набольших пьес;
  • программным репертуаром разных музыкальных форм и жанров;
  • подбором аккомпанемента к выбранному песенному репертуару.

Учащиеся будут уметь передавать свое настроение, эмоции, связанные с музыкальным произведением при его исполнении.

У учащихся разовьются музыкальный слух и музыкальное восприятие, музыкальный вкус, музыкальность в исполнении произведений, критическое отношение к собственному исполнению.

У учащихся воспитаются характер, трудолюбие и воля через систему организации занятий, а также в подготовке и участии в конкурсных и концертных программах; стремление к достижению поставленной цели, культура поведения на сцене и в обществе. Учащиеся приобретут опыт публичных выступлений.

  1. Учебный план

Учебно-тематический план первого года обучения.    

 

Наименование темы

 

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Подготовка номеров. Анализ произведений.

1

3

4

2.

Знакомство с классической гитарой

1

2

3

3.

Посадка. Постановка рук

1

2

3

4.

Упражнения для развития правой и левой кистей

1

3

4

5.

Гаммы и обучающие упражнения. Особенности гитарной техники.

1

3

4

6.

Работа с метрономом

1

1

2

7.

Знакомство с нотной грамотой

1

2

3

8.

Простые произведения

1

3

4

9.

Произведения средней сложности

1

3

4

10.

Воспитание навыков самостоятельной домашней работы.

1

2

2

 

ВСЕГО:

10

23

33

Учебно-тематический план второго года обучения.  

 

Наименование темы

 

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Подготовка номеров. Анализ исполняемых произведений.

2

6

8

2.

Повторение пройденного материала

1

4

5

3.

Формирование разминочного комплекса

2

6

8

4.

Работа с метрономом.  Настройка инструмента

1

3

4

5.

Углубление знаний нотной грамоты

2

4

6

6.

Произведения простой формы

1

6

7

7.

Произведения средней сложности

2

6

8

8

Изучение гитарной техники

2

8

10

9.

Произведения концертной формы

2

8

10

 

ВСЕГО:

15

51

66

 Учебно-тематический план третьего года обучения.

Наименование темы

Количество часов

 

 

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Подготовка номеров. Анализ произведений.

2

5

7

2.

Повторение пройденного

1

5

6

3.              

Чтение с листа. Аккомпанемент. Подбор                                                                                     по слуху. Импровизация

3

7

10

4

Формирование нового разминочного материала. Работа с метрономом

2

6

8

5

Углубление знаний нотной грамоты

2

5

7

6

Работа над произведениями

2

8

10

7

Тонкости гитарной техники

2

4

6

8

Разные жанры. Виртуозные пьесы для гитары

2

6

8

9

Игра в ансамбле

1

3

4

ВСЕГО:

17

49

66

Учебно-тематический план четвёртого года обучения.  

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Подготовка номеров. Анализ произведений.

2

5

7

2.

Составление репертуара

2

1

3

3.

Разминочный комплекс

2

8

10

4.

Работа с произведениями

3

17

20

5.

Тонкости гитарной техники. Навыки чтения с листа, аккомпанемента, импровизации.

3

7

10

6.

Углубляем знания нотной грамоты

2

5

7

7.

Игра в ансамбле

2

7

9

 

ВСЕГО:

16

50

66

 

 

  1. Содержание программы 

1 год обучения

Вводное занятие. Организация рабочего времени. Задачи и план работы. Техника безопасности и правила поведения в ДШИ. Подготовка исполнительских номеров.   Анализ исполняемых педагогом произведений.  

 Знакомство с классической гитарой. Устройство инструмента. Диапазон звучания. Краткая история гитары.  Характеристика и постановка струн. Уход за инструментом.

 Посадка. Постановка рук. Посадка с использованием подставки и без нее, исходя из особенностей организма воспитанника, удобства. Постановка левой кисти, разворот пальцев к грифу. Постановка правой кисти, перпендикуляр к струнам. Особенности поведения крайних фаланг пальцев. Работа над посадкой и постановкой рук продолжается в процессе всего обучения.

 Упражнения для развития правой и левой кистей. Хроматические упражнения, на адаптацию рук к грифу, выработку чистоты звукоизвлечения. Упражнения на чередование пальцев правой кисти. Физические упражнения для разминки и разогрева мышц.

Гаммы и обучающие упражнения. Гамма до-мажор в I и II позициях. Гамма соль-мажор в две октавы, модуляция по грифу. Арпеджио в до-мажоре с разной ритмикой. Упражнения на правильный и сильный щипок. Упражнения на исполнение и перестановку аккордов.

Работа с метрономом. Камертон.  Исполнение полученных навыков под метроном. Держим темп ногой, учимся считать. Правила настройки гитары.

 Знакомство с нотной грамотой. Нотный стан. Основной и дополнительный нотоносец, скрипичный ключ «соль». Нотная запись гитарного строя. Запись гамм и мелодических упражнений. Высотное расстояние (тон, полутон). Длительность нот и пауз.  Тактовый размер.  

 

Произведения простой формы. Произведения объемом три-четыре строчки в первой позиции с простой ритмикой, одно- и двухголосные. Легко запоминающиеся, часто известные, мелодии, предложенные педагогом, обучающийся выбирает самостоятельно.

 Произведения средней сложности.  Произведения объемом в три-пять строк, как правило, двухголосные и более. Меняющийся ритмический рисунок, сложный рисунок в более быстром темпе. Выходящие за первую позицию. Интервалы и аккорды.

Особенности гитарной техники. Флажолеты. Глиссандо. Ответ на вопрос в зависимости от интереса, обучающегося и демонстрация приемов звукоизвлечения.  

Результативность первого года обучения.

По окончании первого года обучения, учащийся может исполнить до 6 легких пьес; несколько технических приемов в работе для исполнения следующей, более сложной композиции; имеет первые навыки в настройке инструмента (настраивать учимся в течение всего процесса обучения). Весь комплекс изученных упражнений и произведений поддерживает руки обучающегося в приемлемой форме и стимулирует желания дальнейшего изучения инструмента.  

Развитие музыкально – слуховых представлений и музыкально – образного мышления. Посадки и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Освоение нотной грамоты и чтение нот в первой и второй позициях. Ознакомление с настройкой инструмента. В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-15 музыкальных произведений: народные         песни,         пьесы         танцевального характера, этюды, ансамбли с педагогом.

   В качестве теоретического материала учащиеся начинают осваивать нотную грамоту: современную систему линейной нотации, устройство нотного стана, нотопись: музыкальной звукоряд, расположение нот на грифе.          Рекомендуемые упражнения и этюды.

  1. Упражнения на первой и второй струнах.
  2. Упражнения на трех струнах.
  3. Упражнение на шестой струне.
  4. Упражнение на пятой и шестой струнах.
  5. Упражнение на басах.
  6. И.Резин. Упражнение «Морские волны».
  7. Д.Монахов. Этюд.
  8. Упражнение «Маленький кораблик»
  9. Упражнение на прием арпеджио.
  10. Х. Сагрерас. Этюд.
  11. Ф.Сор. Этюд.
  12. И. Кюффнер. Этюд.

Произведения на аккордовую технику, аккордовые последовательности

Освоение грифа в пределах I позиции, исполнение мелодии на гитаре, знакомство с русским фольклором, игра с педагогом в ансамбле: мелодия и аккомпанемент. Рекомендуется играть аккордовые цепочки: Em-EAm-A-Dm-D; Em-Am-Em-Dm, Dm-Em-Am-E-Dm и т.д.  

Рекомендуемые ансамбли:

  1. Арген. Н.п. «Плывет, плывет лодка»
  2. Э.Торлаксон «Время рождества»,
  3. р.н.п. «Возле дуба» обр. Э.Торлаксон,
  4. А.Виницкий «Дождик»    

Примерные исполнительские программы 1 года обучения:

  1. вариант

Ш. Мухатдинов «Маленький медленный вальс»

Г.Санс «Паванна»

Р.н.п. «Ходила младёшенька»

2 вариант

С.Вайс «Менуэт» из Сонаты №2

Н.Кошкин «Бумажный кораблик»

«Частушка» обр. В.Калинина

3 вариант

В.Шаинский «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот»

В.Козлов «Петушок и эхо»

М.Каркасси «Прелюдия»

  1. вариант

Й.Кюффнер «Лендлер»

Е.Крылатов «Колыбельная медведицы» из мультфильма Умка

Г.Перселл «Ария»

Второй год обучения.  

Вводное занятие. Организация рабочего времени. Построение творческих планов. Техника безопасности и Правила поведения обучающихся в ДШИ. Подготовка исполняемых номеров.  Анализ исполняемых произведений.  

 Повторение пройденного материала. Повторение гамм и упражнений первого года обучения, их исполнение в более быстром темпе. Произведения первого года обучения, их исполнение по памяти, возможно глядя на гриф. Любой утраченный навык восстанавливаем обязательно.

 Формирование разминочного комплекса. В зависимости от индивидуальных возможностей, подбор новых, более сложных, объемных, музыкальных упражнений (гамма октавами, секвенции, гамма терциями). Упражнения на правильный щипок, разминочные арпеджио. Индивидуальные упражнения на устранение недостатков.  

 Настройка инструмента. Работа с метрономом. Строй. Работа с метрономом.

 Углубление знаний нотной грамоты. Закрепление всех полученных ранее знаний на новых, более сложных произведениях. Чтение с листа.

 Произведения простой формы. Легкие произведения объемом в одну-три строчки, проигрываются с целью закрепления полученных знаний. Исполнение по памяти, не глядя на гриф. Отработка динамических оттенков исполнения.

    Произведения средней сложности. Произведения объемом три-пять и более строк, включающие разные ритмические рисунки, интервалы, аккорды, возможно штрихи и 1-2 мелизма. Выходящие за рамки первой позиции, содержащие новые технические приемы (баре, легато и т.п.). Динамически разнообразные произведения. Выбираются самостоятельные из предложенных преподавателем.

 Изучение тонкостей гитарной техники. Упражнения на отработку барре. Флажолеты в произведениях. Легато, глиссандо, стаккато, особенности применения этих приемов во время игры на гитаре. Звукоизвлечение апояндо, разгеадо.

 Произведения концертной формы. Большое по объему произведение (пять-семь строк) и более, ритмически разнообразное, либо в быстром темпе, содержащее в себе ранее изученные технические навыки и более сложные, требующие дополнительной работы. Произведение подбирается в зависимости от возможностей обучающегося, с учетом его пожеланий.

 Результативность второго года обучения.  

По окончании второго года обучения обучающийся может играть на память до 6 пьес средней сложности, динамически артикулировать. Легкие пьесы разбираются самостоятельно. У обучающегося формируется репертуар, есть в работе перспективное произведение. Настраивает инструмент значительно лучше, в идеале самостоятельно. Все полученные навыки поддерживают руки в достойной форме и стимулируют желание заниматься дальше.  

Список предлагаемых произведений для второго года обучения  

  1. Катанский, Иванов-Крамской «Маленький вальс»  
  2. Н. Коста «Этюды»  
  3. Пьесы Беренса, Иванова-Крамского
  4. М. Каркасси «Прелюд», «Андантино», «Вальс», «Аллегретто»  
  5. М. Джулиани «Этюд», «Аллегро», «Упражнения»  
  6. Д. Агуадо «Тема и вариации»  
  7. Ф. Сор «Анданте»  
  8. Ф. Карулли «Маленький вальс»  
  9. В. Моцарт «Буре»  
  10. Кригер «Менуэт»  
  11. Иванов-Крамской «Песня», «Пьеса», «Колыбельная», «Грустный напев»  
  12. Шуберт «Вальс»  
  13. Бах «Сарабанда», «Менуэт»  
  14. Ф. Тарре «Слеза», «Мазурка», «Аделита»….
  15. Пьесы современных композиторов для гитары из материалов преподавателя.

 Содержание третьего года обучения.  

Вводное занятие. Организация рабочего времени. Анализ технического уровня к третьему году обучения. Техника безопасности при нахождении в ДШИ. Подготовка номеров.   Анализ произведений.  

 Повторение пройденного материала. Повторение разминочного комплекса. Повторение ранее изученных произведений, исполнение их на память и по возможности, не глядя на гриф. Устранение технических недостатков и пробелов.  

 Навыки чтения с листа, аккомпанемента, импровизации.  

 Формирование нового разминочного материала комплекса. Работа с метрономом. В зависимости от индивидуальных способностей обучающегося, подбираются новые, более сложные, более музыкальные упражнения (секвенции, трѐхоктавные гаммы приемом апояндо, октавы восьмыми т.д.). Усложнение арпеджио. Последовательность из четырех аккордов с различной комбинацией пальцев правой кисти. Отработка правильного щипка. Индивидуальные упражнения.  Исполнение упражнений в определенной последовательности под метроном.

 Углубление знаний нотной грамоты. Нотная запись мелизмов, сокращения.  Обозначения штрихов, динамических оттенков. В целях закрепления навыков проигрывание легких пьес с листа. Разъяснение всех встречающихся новых символов с демонстрацией исполнения.

 Работа с произведениями.  Большое внимание уделяем выбору произведений. Исходим из их музыкальности, технической сложности, эффектности в исполнении. Работа над звукоизвлечением, динамическими оттенками.  Ритмическая проработка всех сложных моментов.

 Тонкости гитарной техники. Тремоло, сложные флажолеты, пиццикато, разгеадо, пульгер т.д. Разъяснение всевозможных моментов с демонстрацией звукоизвлечения и отработкой.

 Разные жанры. Виртуозные пьесы. Фламенко, основные понятия и приемы. Джазовые пьесы, свинг, босса-нова. Регги, ритмическая особенность, и т.д.

 Игра в ансамбле. Дуэты: мелодия и аккомпанемент.

 

Результативность третьего года обучения.  

По окончании третьего года обучения, обучающиеся достаточно свободно исполняют до 8 пьес средней сложности, включающие серьезные технические приемы. До трех больших концертных пьес, раскрывающих всю музыкальность и уровень обучающегося. В работе, либо уже исполняют виртуозное произведение большого объема с техническими элементами сложности. Ориентируются в различных стилях, могут их демонстрировать. Вполне могут выступать на внутренних мероприятиях.  

Список предлагаемых произведений для третьего года обучения    

  1. Ф. Торрега «Сборник пьес»  
  2. Вилла-Лобос «Этюды, прелюдии»  
  3. Пико де Лусиа «Андалузские мелодии»  
  4. Н. Коста «Болеро»  
  5. И.К.Мерт «Fingals Holo»  
  6. И.-С. Бах «Менуэт», «Сарабанда», «Прелюдия»  
  7. А. Винницкий «Джазовые сборники»  
  8. Пьесы современных композиторов из нотных материалов преподавателя.

Содержание программы четвёртого года обучения

Вводное занятие. Организация рабочего времени. Обсуждение и выбор направления обучения. Анализ технического уровня. Техника безопасности и Правила поведения обучения в ДШИ. Подготовка номеров. Анализ исполняемых произведений.  

 Составление репертуара. Формирование концертного репертуара. Выбор пьес, над которыми собираемся работать: классика, фламенко, джазовые композиции и др. Планирование концертов.

Разминочный комплекс. Регулярное исполнение большого набора упражнений под метроном по всему грифу, увеличение темпа, достижение легкости исполнения. Навыки чтения с листа, аккомпанемента, импровизации.  

  Работа с произведениями. Работа над сложными моментами. Звукоизвлечение. Динамическая и ритмическая работа.

Тонкости гитарной техники. Технический уровень: мелизмы, штрихи, оригинальные технические приемы.

Углубление знаний нотной грамоты. Самостоятельный разбор произведений.  Специальные символы.

Игра в ансамбле. Дуэты, обмен партиями. Трио. Углубление аранжировок, введение басовой лини, ритмической партии. Квартет.

Результативность программы четвёртого года обучения.  

По окончании четвертого года, обучающиеся владеют определенным репертуаром, содержащим до 8 произведений различной формы. Могут самостоятельно разбирать достаточно серьезный сложный нотный текст. Виртуозные пьесы могут играть не все, но, как правило, до трех шедевров классической гитарной музыки у них в работе или уже в репертуаре. Являются постоянными участниками концертов, конкурсов и фестивалей.

Список произведений для четвёртого года обучения.

  1. О.Киселёв «Клубника со сливками»
  2. Е.Птичкина «Эхо любви» из кинофильма «Судьба»
  3. Е.Ларичев. Вариации на тему р.н.п. «Ивушка»
  4. Ф.Сор «Менуэт»
  5. М.Фрадкин «Русское поле» из кинофильма «Новые приключения неуловимых»
  6. А.Григорьев «Цыганская венгерка»
  7. А.Новиков «Смуглянка» из кинофильма «В бой идут одни старики»
  8. Ю.Соловьев Четыре лирические серенады: Вечерняя.
  9. Х. Пернамбуко «Бразильский танец»
  10. В.Семёнов «Бразильский танец»
  11. В.Козлов «Ноктюрн»
  12. «Клён ты мой опавший» обр. Г.Фетисова

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогам

Срок обучения по данной программе составляет 4 года. Форма проведения занятий – урок. Длительность урока - 40 минут. Возраст поступающих – от 7 до 17 лет. Занятия проводятся индивидуально. Занятия носят как практический, так и теоретический характер: даются сведения о гитаре, известных музыкантах, используются аудио- и видеозаписи, используются элементы импровизации, основы аккомпанемента, пение.

При первой встрече с учеником педагог должен рассказать ему об инструменте, его назначении, особенностях, условиях ухода и хранения, ознакомить с его конструкцией, научить обращаться с ним. Необходимо сообщить ученику сведения из истории гитары, рассказать о ее художественных возможностях, об исполнителях-гитаристах, о репертуаре для гитары.

Начинать обучение нужно с овладения элементарными навыками. Каждый новый навык отрабатывается отдельно и потом закрепляется в упражнениях, этюдах, пьесах.

Играя переложения песен (мелодий с аккомпанементом), ученик постепенно учится применять на практике различные фактурные варианты аккомпанемента, что пригодится ему в игре по цифровкам, подборе по слуху, при самостоятельном музицировании. В результате обучение становится интересным и осмысленным: ребенок учится делать то, что в первую очередь пригодится ему в дальнейшем. Ученик будет иметь в руках большой репертуар, сможет самостоятельно учить новые произведения, играть популярные песни для исполнения в кругу семьи, друзей. Гитара для него станет любимым инструментом, а главное — он полюбит музицировать!

Для расширения музыкального кругозора учащегося, помимо произведений, детально изучаемых в классе, следует знакомить его с целым рядом разнохарактерных пьес, допуская при этом различную степень завершенности работы с ними и не требуя обязательного выучивания наизусть. Так как одни из них подготавливаются для публичного выступления, другие для показа в классе, а третьи - в порядке ознакомления.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем. Успеваемость учащегося во многом зависит от правильной организации его самостоятельных домашних занятий. Очень важно научить учащегося рационально использовать время, отведенное для самостоятельных домашних заданий. Он также следит за обеспечением своего класса учебниками, учебно-методическими и нотными изданиями, хрестоматиями, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями.

Преподаватель должен систематически учить сознательно и вдумчиво работать с учеником над изучаемым музыкальным произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения, тщательно работая над отдельными трудно усвояемыми тактами.

Постоянное внимание педагог должен уделять вопросам посадки, постановки правой и левой рук, освоению различных способов звукоизвлечения, приемов игры и штрихов.

Посадка гитариста

С первых же уроков необходимо постоянно следить за правильной посадкой и постановкой рук ученика. Без этого невозможно чистое звукоизвлечение и развитие техники.

Учащийся должен сесть на стул ближе к краю, левую ногу поставить на подставку (скамеечка высотой 12-18 см), корпус гитары положить выемкой на левое бедро (головка грифа должна находиться на одном уровне с плечом или немного выше); правую ногу отодвинуть в сторону. Нижняя дека должна касаться груди и располагаться вертикально. Предплечье правой руки у локтя кладется на большой изгиб обечайки. Корпус играющего слегка наклонен вперед, плечи на одном уровне, не напряжены. Гитара в руках должна быть устойчива, руки свободны.

Для девочек предлагается несколько иная посадка: ноги вместе, стопа правой ноги расположена у подставки. Нельзя отводить правую ногу под стул: это некрасиво выглядит со сцены. Подставка должна быть выше, чем при мужской посадке.

Постановка правой руки

Кисть устанавливается свободно над струнами, по возможности, отвесно (получается естественный угол между предплечьем и кистью). Пальцы округлены. Запястье не должно проваливаться или выгибаться наружу. Большой палец отставлен от остальных в сторону и располагается на басовой струне примерно на середине розетки. Указательный, средний и безымянный пальцы касаются струн у розетки, вправо от большого пальца. Мизинец в игре участвует очень редко. Звук извлекается кончиками пальцев с подушечки на ноготь. В начальных классах полезно начинать играть без ногтевого способа, чтобы укрепить мышцы пальцев.

Постановка левой руки

Пальцы левой руки прижимают лады около металлических порожков. Большой палец в игре не участвует. Находясь за грифом, он служит опорой для четырех играющих пальцев. Место расположения большого пальца в 1 позиции - напротив второго пальца, на середине шейки грифа. Большой палец не должен вы выступать из-за грифа, упираться в него. Он только поддерживает гриф, располагаясь параллельно ладам. Струны прижимаются крайними фалангами пальцев (без ногтей), которые ставятся на лады перпендикулярно плоскости грифа, наподобие молоточков. Пальцы округлены (особенно нужно следить за мизинцем) и не прогибаются в суставах. Запястье не должно быть зажато или выгибаться наружу. Локоть не отставляется, не прижимается к телу, плечо и предплечье свободны, не напряжены.

Способы звукоизвлечения

Существует два основных способа извлечения звука:

1) апояндо - опираясь на соседнюю струну (при этом сила удара должна исходить от первого, ближайшего к ладони, сустава);

2) тирандо - по направлению к соседней струне, но, не касаясь ее.

Первый способ применяется при исполнении мелодии, одиночных звуков, гамм, гаммообразных пассажей, для выделения мелодии в арпеджированной фактуре. Вторым способом играют аккорды, арпеджио, аккомпанирующие звуки как аккордовые, так и одиночные. Большой палец правой руки, в основном, и извлекает звук способом апояндо.

Много в методической литературе говорится о «свободе» и гибкости кисти. Но, в тех случаях, когда мышцы руки настолько расслаблены, что почти атрофируются, приходится говорить о «жесткой» кисти. Ощущение действительно «железной» кисти в сочетании с активными мышцами плеча и хорошими кончиками пальцев чрезвычайно мобилизует аппарат, соединяет его в единое целое и помогает перераспределить работу мышц в больных руках таким образом, чтобы активную функцию в игре брали на себя крупные мышцы. Кисть при этом становится проводником энергии, идущей от крупных мышц. И наоборот, как только кисть повисает, «отключается» от вышележащих частей руки, так мышцы пальцев, кисти, предплечья перестают получать энергию от сильных мышц плеча и спины, а это крайне опасно.

Когда же человек привыкает чувствовать руку, как единое целое, при ходит пластика. Тогда не теряя источника движения – от плеча, рука, превращается в гибкий упругий шланг, помогающий пальцам вести непрерывные текучие линии. А на первых порах нужна именно жесткая, тягучая кисть.

Мышцы плеча и спины

Другой, не менее важный фактор – активизация мышц плеча и спины, которые должны при игре нести основную нагрузку. Одной из главных за дач является воспитание целостного гармонического ощущения игрового аппарата, при котором крупные объединяющие движения плечевого пояса направляют точную, дифференцированную и активную работу пальцев. «Я всегда ощущаю свои пальцы в плече», – говорил Г. Нейгауз.

Пальцы

Следующий очень важный момент – это активизация кончиков пальцев. Здесь тоже нужно дать ученику необходимое внутреннее мышечное ощущение. Тут бесполезны слова «крепче пальцы». Достаточно несколько раз, зацепившись кончиком своего пальца за палец ученика, сказать ему: «Я оттягиваю твой палец, а ты не давай», и осторожно потянуть палец ученика к себе, и его подушечка оживёт.

Чаще всего эта предварительная работа длится от несколько дней до нескольких недель. Всё это не так просто! Ученик должен привыкнуть к: расслаблению мышц, ощущению «точки» в спине, нужной степени напряженности кисти, ощущению активности кончиков пальцев.

Очень важным моментом в занятиях является закрепление новых ощущений. Нужно постоянно следить, чтобы они не стёрлись из памяти, ибо новые связи ещё неустойчивы. Вне инструмента ученик должен продолжать следить за своей осанкой, держать «точку» в спине, не позволять кистям «болтаться» в «изолированном» от вышележащих частей рук состоянии.

Такой постоянный контроль особенно важен на первых порах.

Работа над инструктивным материалом
Работа над инструктивным материалом (гаммами, упражнениями, этюдами) - неотъемлемая часть обучения. Она необходима для развития аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а в дальнейшем - владения всеми музыкально-выразительными средствами исполнения. Польза, которую принесет изучение инструктивного материала, будет тем большей, чем интереснее поставленные при этом музыкальные задачи.

Последовательность изучения гамм в классе гитары зависит от удобства расположения тональностей, возможностей использовать типовую аппликатуру, поэтому не всегда совпадает с последовательностью их расположения по квинтовому кругу.

Сначала необходимо изучить гаммы с открытыми струнами в 1-2 октавы в наиболее употребительных тональностях. Для 1 и 2 класса рекомендуются гаммы с каденциями по «Школе игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси. С 3 класса ДМШ изучаются типовые аппликатуры двух октавных гамм мажорных и минорных (см. «Школу игры на шестиструнной гитаре» П. Роча, «Технику игры на шестиструнной гитаре» Н. Кузнецова и др.). Каденции к гаммам во всех тональностях приводятся в «Школах» М. Каркасси, П. Агафошина, П. Роча.

В дальнейшем изучают трехоктавные мажорные и минорные гаммы, имеющие по две типовые аппликатуры - от шестой и от пятой струн.

Для подвинутых учащихся рекомендуются гаммы в аппликатуре А. Сеговии. Планомерная работа над гаммами развивает музыкально-слуховые и ладотональные представления, способствует развитию беглости. Задачи при игре гамм: освоение техники переходов в другие позиции, ритмического варьирования; работа над беглостью, динамикой и др.

С первых лет обучения необходимо прививать ученику навыки ансамблевого исполнения, в том числе использования гитары в качестве аккомпанирующего инструмента.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.

В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено дня публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

  • решение технических учебных задач – координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков;
  • работа над приемами звукоизвлечения;
  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.

В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на грифе инструмента, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение аппликатурных моделей гамм, пентатоник, арпеджио и аккордов. Освоение гамм и пентатоник рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач.

Важную роль в освоении игры на электрогитаре играют навыки чтения с листа и импровизации. Владение этими навыками позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.

Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.

Часто необходим показ – игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Методические пособия.

  1. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: Справочник. – М.: Композитор, 1999. – 326 с.
  2. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 152 с.
  3. Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов,  В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.
  4. Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006, - 200 с.
  5. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
  6. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. – И.: Катанский, 2008. – 248 с.
  7. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
  8. Ноуд Фредерик. Самоучитель игры на гитаре. – М.: Астрель, 2005. – 270 с.
  9. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор. – 189 с.
  10. Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007, - 165 с.
  11. Шумидуб А. Школа игры на гитаре.- М.: Шумидуб, 2002, - 127 с.

Учебная литература

  1. Альбом для детей и юношества. Произведения для шестиструнной гитары. Вып. 4./ Сост. Г. Ларичев. – М.: 2004. – 56 с.
  2. Воспоминание: Произведения для шесиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. – М.: Музыка, 2004. – 48 с.
  3. Детский альбом гитариста: альбом пьес и упражнений для начальных классов ДМШ. Тетрадь 1 / сост. А. В. Катанский. – М.: Катанский. – 2006. – 32 с.
  4. Детский альбом гитариста: альбом пьес и упражнений для начальных классов ДМШ. Тетрадь 3 / сост. А. В. Катанский. – М.: Катанский. – 2006. – 32 с.
  5. Калинин В. Юный гитарист. – М.: Музыка, 2009. – 125 с.
  6. Караван мелодий. Популярная музыка зарубежных композиторов в переложении для шестиструнной гитары. Сост. Т. В. Левина. – М.: Кифара, 2010. – 43 с.
  7. Киселев О. Н. Первые шаги: альбом юного гитариста / Олег Киселев. – Челябинск: MPI, 2006. – 59 с.
  8. Киселев О. Н. Времена года: альбом юного гитариста / Олег Киселев. – Челябинск: MPI, 2006. – 56 с.
  9. Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. Альбом 2. Музыка из кинофильмов, мюзиклов и опер. – СПб.: Диада-СПб, 2003. – 33 с.
  10. Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. Альбом 7. Дом восходящего солнца. – СПб.: Диада-СПб, 2000. – 24 с.
  11. Козлов В. В. Кругосветное путешествие сеньориты Гитары: альбом юного гитариста / Виктор Козлов. – Челябинск: MPI, 2005. – 50 с.
  12. Козлов В. В. Эхо бразильского карнавала: ансамбли для 2-х гитар / Виктор Козлов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Челябинск: MPI, 2007. – 36 с.
  13. Кошкин Н. Сюита «Шесть струн» для гитары. – М.: Классика-XXI, 2005. – 20 с.
  14. Кошкин Н. Сюита «Маскарад», пьесы для гитары. Тетрадь 1. – М.: Классика-XXI, 2005. – 14 с.
  15. Кошкин Н. Сюита «Маскарад», пьесы для гитары. Тетрадь 2. – М.: Классика-XXI, 2005. – 26 с.
  16. Легкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 2. / Составитель Г. Гарнишевская. – СПб.: Композитор, 2003. – 42 с.
  17. Любимые мелодии для шестиструнной гитары. Сост. О. Кроха. – М.: Музыка, 2005. – 119 с.
  18. Нотное приложение к журналу «Классическая гитара». Вып. 1./ Сост. К. Миронов. – Красноярск: 2001.
  19. Поплянова Е. М. Счастливые башмаки: ансамбли для двух гитар / Елена Поплянова; исполн. Ред. В. Козлова. – Челябинск: MPI 2006. – 32 с.
  20. Произведения для шестиструнной гитары. Ступеньки к мастерству. Вып. 2.. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 92 с.
  21. Семенов В. Ю. Во саду ли, в огороде: Альбом юного гитариста. – Челябинск: MPI, 2003. – 12 с.
  22. Старинная музыка. 1-5 классы ДМШ./ Сост. В. Мельниченко, Т. Косарева. – Омск: ГРАН-центр, 1999. – 60 с.
  23. Суханов В. Ф. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Р-н-Д.: Феникс, 2001. – 112 с.
  24. Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Младшие классы ДМШ. 1  тетрадь. – М.: Классика-XXI, 2004. – 63 с.
  25. Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Младшие классы ДМШ. 2  тетрадь. – М.: Классика-XXI, 2004. – 63 с.
  26. Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Средние классы ДМШ. 3  тетрадь. – М.: Классика-XXI, 2004. – 66 с.
  27. Хрестоматия гитариста. Вторая тетрадь./ Сост. Г. Фетисов. – М.: Катанский, 2003. – 56 с.
  28. Хрестоматия гитариста: Учебно-методическое пособие. 1-2 классы ДМШ./ Сост. и общая редакция Н. Ивановой-Крамской. – Р-н-Д.: Феникс, 2006. – 104 с.
  29. Хрестоматия гитариста: Учебно-методическое пособие. 3-4 классы ДМШ./ Сост. и общая редакция Н. Ивановой-Крамской. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. – 88 с.
  30. Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ. Пьесы./ Сост. О. Кроха. – М.: Музыка, 2004. – 80 с.
  31. Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ, младшие курсы музучилищ. Этюды./ Сост. В. Агабабов. – М.:  Музыка, 2003. – 48 с.
  32. Хрестоматия гитариста. Подготовительные классы ДМШ./ Сост. В. Гуркин. – Р-н-Д.: Феникс, 1999. – 56 с.
  33. Хрестоматия гитариста. 3-4 классы ДМШ./ Сост. В. Гуркин. – Р-н-Д.: Феникс, 2000. – 72 с.
  34. Хрестоматия гитариста: сонаты и сонатины / редактор-сост. Ю. Г. Лихачев. – Р-н-Д.: Феникс, 2009. – 101 с.
  35. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре (2 класс) / авт.-сост. П. В. Иванников. – М.: АСТ, 2008. – 56 с.
  36. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре (4 класс) / авт.-сост. П. В. Иванников. – М.: АСТ, 2008. – 56 с.
  37. Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре. 5 класс / авт.-сост. П. В. Иванников. – М.: АСТ, 2006.  – 55 с.
  38. Хрестоматия юного гитариста. 1-3 классы ДМШ./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2005.  – 88 с.
  39. Хрестоматия юного гитариста. 2.-4 классы ДМШ./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2006.  – 76 с.
  40. Хрестоматия юного гитариста. 3-5 классы ДМШ: учебно-методическое пособие./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2006. – 96 с.
  41. Хрестоматия юного гитариста: репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио): учебно-методическое пособие./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. – 96 с.
  42. Шумидуб А. Л. Школа гитариста-исполнителя. М.: Шумидуб, 2006. – 109 с.
  43. Юному гитаристу: Учебно-методическое пособие. – М.: Катанский, 2007. – 40 с.
  44. Юному гитаристу: Хрестоматия для начинающих.  Сост. И. Пермяков.– СПб.: Композитор, 2007. – 40 с.
  45. 100 этюдов для развития универсальной гитарной техники. 1-5 классы ДМШ./ Сост. В. Мельниченко,  Т. Косарева. – Омск: ГРАН-центр, 1999. – 48 с.