Методические основы работы фольклорных коллективов в студии звукозаписи

Методические основы работы фольклорных коллективов

в студии звукозаписи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gabitova.docx24.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические основы работы фольклорных коллективов

в студии звукозаписи

Э.И. Габитова

педагог дополнительного образования,

Белгородский областной  Дворец детского творчества

Аннотация.

В научной статье рассмотрены основные моменты работы фольклорного коллектива в звукозаписывающей студии, с учетом особенностей фольклорных музыкальных произведений, которые помогут сэкономить время, затраченное на студийную запись.

На современном этапе руководители фольклорных коллективов вынуждены довольно часто прибегать к аудиозаписям. На многих мероприятиях, особенно уличных, требуется фонограмма «плюс», также более опытные коллективы не редко записывают свои CD-диски для популяризации своего творчества и фольклора в целом. Для осуществления записи музыкальных произведений нужна специальная звукозаписывающая аппаратура, а это значит, руководителям коллективов необходимо обратиться к помощи звукорежиссера.

Певческий диапазон  каждого исполнителя имеет несколько регистров: низкий, средний и  высокий. Каждый из регистров характеризуется особым тембром. Одно из главных свойств, которого стремятся добиться все вокалисты – это ровность звучания  во всем диапазоне. Микрофон подчеркивает и как бы увеличивает все неровности голоса при переходе от регистра к регистру.

Обычно голос хорошего вокалиста  слегка колеблется, как бы пульсирует ритмично и плавно с частотой  примерно 5—7 пульсаций в секунду. Эту пульсацию голоса принято называть  вибрато. Оно не только способствует полетности звука, но и помогает скрыть  некоторые недостатки голоса, такие, как неточность интонации,  небольшие неровности звука по интенсивности, а также гнусавость, а микрофон подчеркивает вышеперечисленные недостатки и усиливает их.

 Одним из существенных отличий пения от обычной разговорной речи являются его большая мощность и громкость. Следует  напомнить, что громкость пения также зависит от выбора помещения для записи. К сожалению далеко не все исполнители умеют работать с микрофонами, поэтому из-за неопытности приходится тратить на запись достаточно много времени. Необходимо учитывать, что работа  с микрофонами на сцене несколько отличается от работы с микрофонами во время записи вокала. Существует несколько основных рекомендаций, которые помогут сэкономить время, затраченное на студийную запись музыкальных произведений.

Если запись ведется в заглушенном помещении, то исполнителю будет казаться, что его голос звучит тихо и слабо. Чтобы достичь привычной громкости голоса вокалист часто начинает форсировать звук. Микрофоны очень  чувствительны к этому и подчеркивают неестественность пения. Но даже в благоприятных акустических условиях некоторые исполнители, особенно те, у которых отсутствует практика работы с микрофоном, бессознательно  форсируют голос. При таком пении громкость возрастает, особенно на  высоких нотах, и это может вызвать перегрузку в микрофонном усилителе, что сделает дальнейшую запись невозможной. Поэтому необходимо следить за своим голосом  и стараться не форсировать звук, а петь, как обычно.

Один из распространенных в  фольклорной практике случаев — запись солиста под аккомпанемент баяна или аккордеона. В концертном выступлении солист обычно стоит рядом с аккомпаниатором, но для записи такое размещение неприемлемо. Рекомендуется использовать двусторонне  направленный микрофон (такой микрофон ловит звук с лицевой и тыльной стороны, и не захватывает звуки по бокам микрофона). В этом случае вокалист и аккомпаниатор размещаются по  обе стороны от микрофона. Если технические возможности позволяют, то лучше записывать солиста в сопровождении аккомпанирующего инструмента, используя два односторонне направленных микрофона (данный тип микрофонов ловит звук только с одной стороны – лицевой), один для аккомпанемента, другой для вокалиста. Преимуществом этого варианта является то, что при такой записи звукорежиссер сможет более четко разделить звуковые планы, а также более качественно проводить частотную коррекцию и обрабатывать каждый сигнал в отдельности.

Практически все студийные микрофоны подчеркивают звуки "б" и "п"; если эту проблему не решить при записи, то  от неё сложно будет избавиться при помощи эквалайзера (так как ухо очень чувствительно к изменению тембра голоса) или эффектов при сведении. На звуках "б" и "п" появляются искажения, вызванные сильными потоками воздуха, которые "бьют" по диафрагме микрофона, создавая "взрывной" эффект.

У некоторых исполнителей возникает проблема с шипящими и свистящими звуками, уровень которых гораздо выше, чем уровень всех остальных звуков (иногда даже гласных). Эта проблема во многом схожа с "ударной" проблемой, и её причиной также является сильный поток  воздуха, возникающий при произнесении этих звуков. Если такие проблемы  возникает, то для начала следует поэкспериментировать с микрофонами:  возможно, удастся подобрать тот, который сведет их к минимуму. Если микрофон подобрать не удалось, то единственным верным решением будет установка специального защитного экрана между  исполнителем и микрофоном. Экран устанавливается на отдельную стойку или  прикрепляется к той же стойке, на которой находится микрофон.

Перед началом процесса звукозаписи всем исполнителям необходимо распеться. Также следует сделать несколько пробных дублей для того, чтобы звукорежиссер отстроил аппаратуру, с учетом особенностей голоса каждого из исполнителей. Не стесняйтесь просить звукорежиссера дать вам прослушать пробный дубль, так вы сможете сразу скорректировать недочеты. Возможно, кого-то будет слышно ярче остальных, или наоборот, чей-то голос будет слышен слабее, выскажите свои пожелания относительно громкости голосов звукорежиссеру сразу, потому что в дальнейшем исправить это будет невозможно.

В идеале лучше всего записывать фольклорное произведение от начала до конца, но если вы впервые пришли в студию звукозаписи, к тому же с неопытным коллективом, то в целях экономии времени, лучше записывать произведение по 1-2 куплетам. Это связанно с тем, что в отличие от сценического исполнения, где свои эмоции можно выразить с помощью телодвижений, при записи исполнителям необходимо стоять практически неподвижно. Необходимо следить за своим дыханием, так как микрофон не только записывает, но и усиливает вдохи, выдохи и вздохи, и вместо эмоционального эффекта получается посторонний шум, который раздражает слух. Неопытным исполнителям, особенно если вы работаете с детским коллективом, сложно с первого раза учесть всё это. После записи музыкального произведения, необходимо его внимательно прослушать. Иногда первые две фразы куплета спеты громче, чем вторые две, перезаписанные отдельно; не редко приходится прибегать к мелкой корректировки ритмики или уровня громкости отдельных слов. Если в процессе прослушивания звукозаписи вы заметили, что некоторые слова спеты слишком тихо или громко, или нарушен темпоритм, лучше перезаписать этот фрагмент.

На протяжении всей записи исполнителям необходимо стоять на одинаковом расстоянии от микрофона, особенно если вы записываете произведение не одним дублем, а по частям. Лучше всего поставить себе крестик мелом на полу или приклеить листик в том месте, где вы будете стоять относительно микрофона,  тогда на протяжении всей записи вам удастся избежать резких перепадов в динамике голоса. Во время исполнения фольклорных произведений можно помогать себе руками и туловищем, главное не двигать головой, так как это не в лучшую сторону повлияет на качество звука. Не стоит руками или ногами трогать микрофонные стойки, это создаёт дополнительный шум в записываемой дорожке. Если во время звукозаписи кто-то из исполнителей заденет микрофонные стойки, допойте произведение до конца, но этот отрывок необходимо будет перезаписать.

В случае, когда вам нужно записать притопы или пересек, следует сделать это отдельно от вокала, на специальный микрофон, чтобы избежать посторонних шумов и динамических всплесков во время пения. Полы в студии звукозаписи, как правило, покрыты звукопоглощающим материалом, и вам не удастся записать четкий и звонкий пересек. В этом случае необходимо принести с собой плоскую, а главное ровную деревянную дощечку, которую вы в дальнейшем сможете разместить в студии, что позволит вам исполнять пересек прямо на ней. Запись притопов отдельно от вокала не означает то, что вам придется записывать их в полной тишине. Попросите звукорежиссера вывести  запись вашей песни на мониторы или наушники, для того чтобы все исполнители почувствовали темп и ритм произведения, и звукорежиссеру не пришлось бы догадываться в какой момент вашей песни необходимо вставлять  притопы и пересек.

Представленный в данной работе материал будет полезен руководителям фольклорных коллективов любого возраста. Он позволит сэкономить время затраченное на запись того или иного произведения, и соответственно сэкономить финансовые средства, ведь услуги, которые предоставляют профессиональные звукозаписывающие студии платные. Как правило, оплата зависит не от количества записываемых произведений, а от времени, которое затрачено на запись, и здесь уже в интересах руководителя, например, записать за один час ни одно произведении, а три или четыре.

Литература:

  1. Жирова, О.Я. Народное музыкальное творчество как объект научно-творческого анализа // IV Всероссийские  научно-творческие «Маничкины чтения». – Белгород: Изд-во БГИИК,  2011. – С. 28–35.
  2. Жирова, О.Я. Фольклорная экспедиция как метод освоения певческой традиции // Материалы областного научно-методического семинара. – Белгород: Изд-во БГИИК, 2013. – С. 5–10.
  3. Загуменнов А.П. Запись и редактирование звука. Музыкальные эффекты. М., "НТ Пресс", 2010. – 181с.
  4. Сараева, Л. П. Расшифровка народной песни как метод ее познания: учебное пособие / Л. П. Сараева. –  Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. –  132с.
  5. Севашко А.В. Звукорежиссура и запись фонограмм. М.: "Альтекс-А", 2004. – 430с.
  6. Тищенкова, Т.В. Расшифровка записей народной музыки: методические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов заочного обучения / Т.В. Тищенкова. – Орел: ОГИИК, 2012. – 20с.