РП по народному вокалу для солиста

Рабочая программа на год по народному творчеству для индивидуальников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind_marsh_dlya_solista.doc157.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования Белгородской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБУДО

«Белгородский областной Дворец детского творчества»

/ И.В.Тяпугина /

Приказ  от «28» августа 2015 г. №167-ОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(индивидуальное обучение)

Долженко Юлия

по дополнительной общеобразовательной

 общеразвивающей программе

«Каравай»

(автор программы З.А. Квочка)

на 2016 – 2017 учебный год

                                             

Год обучения: 1

Возраст обучающегося: 13 лет

Рабочую программу составила педагог дополнительного образования

Габитова Эмма Ильгизовна

г. Белгород, 2017


Пояснительная записка

Рабочая программа первого года обучения фольклорно-инструментальной студии «Ладушки» художественной направленности разработана на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Каравай»  (автор Квочка З.А.) и реализуется в детском областном духовно - просветительском Центре «Благовест».

Рабочая программа разработана  в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от «18» ноября 2015 года № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года № 41).

Предметная область  определена музыкальным исполнительством, включающая в себя народный вокал, русские народные инструменты, народное творчество (сведения о традиционной  русской культуре)  и способствует формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства; воспитанию активного зрителя, участника творческой самодеятельности. 

Программа рассчитана на очную форму обучения и направлена на индивидуальную организацию работы с обучающейся. Программа имеет стартовый уровень сложности и рассчитана на обучающуюся среднего школьного возраста.

 Диагностика уровня способностей обучающейся и ее индивидуальных особенностей или одаренности 

        Долженко Юлия, обучающаяся  ГБУДО «Белгородский областной Дворец  детского  творчества», учащаяся  8 «е» класса МБОУ «СОШ  № 49»                     г. Белгорода. Юлия, ранее занималась в музыкальной школе №5 на фольклорном отделении. Результаты входной диагностики показали её высокий уровень подготовки. Она проявляет интерес к изучению народной культуры, показала себя с творческой позиции, продемонстрировала свои творческие способности. Долженко Юлия изъявляет желание изучать традиции родного края глубже. По согласованию с родителями определены цели и  задачи обучения.

Цели и задачи, которые должны быть достигнуты обучающейся по окончании индивидуального обучения.

Цель: Формирование интересов к народному творчеству, художественной культуре, любви к родине, природе, народной песне.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.        Приобщить обучающуюся к народному творчеству, познакомить с историей, с видами и жанрами детского фольклора.

2.        Научить народной манере пения. Развить ритм и слух в сочетании движений и пения. Использовать элементы игры при исполнении песен, танцев.

3.        Изучить фольклор родного края.

  1. Пропагандировать фольклор на концертах среди детей в других школах, дошкольных учреждениях.
  2. Принимать активное участие в фольклорных фестивалях и конкурсах.

Деятельность педагогов строится на следующих принципах:        

  • доступность знаний, с учетом возрастных особенностей детей;
  • последовательность и обоснованность  изложения материала;
  • внимательное отношение к личности обучающегося, пробуждение его к творчеству;
  • предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
  • уважение и соблюдение прав обучающегося;
  • доступность понимания музыки различных стилей и жанров;
  • всестороннее развитие обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

1.  Общепедагогические:

  • репродуктивный (вербальный, невербальный);
  • проблемно-поисковый;
  • объяснительно иллюстрированный,
  • игровой
  • проблемный,
  • модульный.
  1. Музыкального воспитания:
  • индивидуальное.

Формы учебных занятий:

  • занятие-беседа;
  • игровые импровизации
  • конкурсы;
  • концерты;
  • открытые занятия для родителей и гостей из других коллективов;
  • практическая работа;
  • занятие-игра;
  • занятие-сказка;
  • занятие-презентация;
  • занятие-репетиция.

Условия реализации программы

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Выполнение программы рассчитано на 76 учебных часов.

Для реализации программы нужно следующее материально-техническое обеспечение:

  • музыкальный проигрыватель,
  • фольклорные инструменты
  • музыкальный зал
  • народные костюмы
  • баян
  • фортепиано
  • проектор
  • зеркало
  • компьютер/ноутбук

По итогам обучения обучающаяся должна

знать:

1.        Народное и культурное наследие родного края.

2.        Основные принципы народной манеры пения.

3.        Деятельность работы фольклорно-инструментальной студии «Ладушки».

4.        Правила охраны детского голоса.

уметь:

•        Запоминать тексты песен.

•        Исполнять песни в правильной манере, учитывая все особенности произведения.

•        Уметь исполнять несложные песни без аккомпанемента.

•        Уметь выступать на публике.

•        Использовать в пении навыки импровизации.

•        Использовать навыки игры на фольклорных инструментах.

•        Применять народно-бытовую хореографию при исполнении произведений.

Формы подведения итогов 

Контроль знаний и умений обучающихся проводится в форме:

  • концерта,
  • участия в театрализованном представлении
  • творческих конкурсов.
  • опроса
  • викторины
  • игры
  • прослушивания

Календарно-тематический план

(1 года обучения)

№ п/п

Дата проведения

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности

Дидактические материалы, техническое обеспечение

теоретическая часть занятия

практическая часть занятия

1

05.09

Правила охраны детского голоса

1

Беседа по технике безопасности.

Упражнения на дыхание

Фортепиано, упражнения на дыхание

2

07.09

Гигиена детского голоса

1

Упражнения на дыхание

Нотно-песенный материал игровых песен.

фортепиано

3

12.09

Звукообразование.

1

Формирование певческого дыхания

Разучивание распевок

Фортепиано, инструменты

4

14.09

Правильная манера

исполнения

1

Пение несложных песен

Нотно-песенный материал игровых песен.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи игровых песен

5

19.09

Работа с речью

1

Разучивание стихотворения

Текст стихотворения

6

21.09

Сценическая речь

1

Выразительное чтение стихотворения

Текст стихотворения, зеркало

7

26.09

Исполнения несложных песен в диапазоне ре-ля

1

Исполнение колядок, щедровок

Нотно-песенный материал игровых песен,

фортепиано

8

28.09

Культура звука

1

Рассказывает сказки  и стихи

Зеркало, микрофон,

9

03.10

Певческое дыхание

1

Развивающие задачи игр на дыхание

Рассказывает считалки, которые подготовила

Нотно-песенный материал игровых песен, магнитофон, кассеты, инструменты

10

05.10

Работа над дикцией

1

Применение считалок, скороговорок

Нотно-песенный материал игровых песен,

фортепиано

11

10.10

Грудное дыхание

1

Комплекс упражнений

Игра «Растяпа»

Нотно-песенный материал игровых песен, фортепиано

12

12.10

Смешанное дыхание

1

Игра в «Кони»

Нотно-песенный материал игровых песен, фортепиано

13

17.10

Дикция и артикуляция

1

Проговаривание скороговорок и стихов

Нотно-песенный материал игровых песен, фортепиано

14

19.10

Гласные и согласные звуки

1

Группы гласных  звуков в песнях

Пение гласных и согласных звуков

Нотно-песенный материал игровых песен, фортепиано

15

24.10

Фермата

1

Игра «Пошла коза по лесу»

Нотно-песенный материал игровых песен, фортепиано

16

26.10

Резонирование звука

1

Тренировочные упражнения

Ноутбук, видеозапись игры «Здравствуй дедушка Семак»

17

31.10

Речевые игры с музыкальным сопровождением

1

«Каравай»

Ноутбук, видеозапись игры «Каравай»

18

02.11

Повторение ранее изученного материала

1

Повторение песен изученных ранее

Нотно-песенный материал ранее изученных песен, фортепиано

19

07.11

Знакомство с музыкальными формами

1

Виды музыкальных форм

Фортепиано, текст песни «Просо»

20

09.11

Мимика, жесты

1

Театрализация сказки, рассказа

Ноутбук, видеозапись игры «Бояре»

21

14.11

Вокальная работа

1

Разучивание песни «Ты река»

Нотно-песенный материал,

фортепиано, инструменты

22

16.11

Вокальные упражнения

1

Виды упражнений

Упражнения на легатто

Нотно-песенный материал,

фортепиано, инструменты

23

21.11

Примарная зона детского голоса

1

Особенности примарной зоны

Укрепления примарной зоны детского голоса

Нотно-песенный материал игровых песен, фортепиано

24

23.11

Пение в нюансе mf

1

Работа над песней

«Ты река»

Зеркало, фортепиано

25

28.11

Пение упражнений без музыкального сопровождения

1

Вокальные упражнения

Зеркало, фортепиано

26

30.11

Песенные жанры

1

Особенности песенных жанров

Учимся определять жанровую принадлежность произведений

Видеозапись театрализованных игр, ноутбук, колонки

27

05.12

Жанр народной песни

1

Драматическое действие в играх

Разыгрывание ролей

Видеозапись театрализованных игр, ноутбук, колонки

28

07.12

Театрализация игровой песни

1

Выполнение хореографических движений в играх

Видеозапись театрализованных игр, ноутбук, колонки, зеркало

29

12.12

Народный поэтический язык

1

Читаем народные сказки

Выписываем и запоминаем старинные слова

Тетрадь, ручка, книга с русскими народными сказками

30

14.12

Пение без аккомпанемента

1

Разучивание несложных попевок.

Игра в «Мак»

Нотно-песенный материал,

фортепиано, инструменты

31

19.12

Знакомство с жанром колыбельная песня

1

Особенности колыбельных песен

Прослушивание записей с колыбельными песнями

Аудио записи колыбельных песен, магнитофон, нотный материал, фортепиано

32

21.12

Сюжеты колыбельных песен

1

Сюжеты колыбельных песен

Разучивание колыбельной «А, баюшки, баю»

Нотный материал, фортепиано

33

26.12

Колыбельные песни.

1

Исполнение песни «А, баюшки, баю»

Звуковая аппаратура, микрофоны, нотный материал, инструменты

34

28.12

Поем колыбельные игрушкам

1

Исполнение колыбельной песни своим игрушкам

Мягкие игрушки, зеркало, фортепиано

35

08.01

Колыбельные- страшилки

1

Разучивание колыбельной-страшилки «Ой баюшки, баю»

Аудио записи колыбельных песен, магнитофон, нотный материал, фортепиано

36

15.01

Авторские песни в народном стиле

1

Что такое авторская песня

Разучивание народной песни «Снег и ёлки»

Нотно-песенный материал,

фортепиано,

37

22.01

Пестушки

1

Что такое пестушка

Разучивание пестушки «Потягушечки», «Потягуси»

Нотно-песенный материал,

фортепиано, аудиозапись пестушек

38

29.01

Потешки

1

Особенности жанра потешки

Разучивание потешки «Зайка начал умываться»

Нотно-песенный материал,

фортепиано, инструменты

39

05.02

Прибаутки

1

Разучивание прибаутки «Пошел мужик по воду»

Нотно-песенный материал,

фортепиано, инструменты

40

12.02

Импровизация

1

Особенности импровизации

Учимся импровизировать в ранее разученных песнях

Звуковая аппаратура, микрофоны, нотный материал

41

19.02

Народно-бытовая хореография

1

Знакомство с народной хореографией

Просмотр диска DVD «Белгородские  карагоды»

DVD «Белгородские  карагоды»

42

26.02

Базовые движения женских рук

1

Разучивание

Движений рук в хороводе

DVD «Белгородские  карагоды», зеркало

43

05.03

Жанровые особенности движений рук в хороводе

1

Исполнение

хороводных песен с хореографическими движениями

Нотно-песенный материал,

фортепиано, зеркало, сменная обувь

44

12.03

Основные движения корпуса в карагодах

1

Разучивание песни «Барыня»

Нотно-песенный материал,

фортепиано, зеркало

45

19.03

Простой шаг

1

Учимся ходить простыми шагами, во время исполнения хороводных песен

DVD «Белгородские  карагоды», зеркало, сменная обувь

46

26.03

Переменный шаг,

шаг с подскоком

1

Освоение переменного шага с  подскоком

DVD «Белгородские  карагоды», зеркало, сменная обувь

47

02.04

Шаг с прибивом

1

Проговаривание скороговорок

DVD «Белгородские  карагоды», зеркало, сменная обувь

48

09.04

Простой «пересек»

1

Что такое пересек, особенности применения пересека

Освоение простого пересека

DVD «Белгородские  карагоды», зеркало, сменная обувь

49

16.04

«Пересек-«трелистник»

1

Освоение пересека-трелистника

DVD «Белгородские  карагоды», зеркало, сменная обувь

50

23.04

Фольклорные инструменты

1

Знакомство с русскими народными инструментами

Разучивание песни «Моя Россия»

Звуковая аппаратура, микрофоны, фортепиано

51

30.04

Деревянные ложки. Основные приемы

1

Как и из чего делают деревянные ложки

Осваиваем основные приемы игры на двух деревянных ложках

Народные инструменты

52

07.05

Трещотки

1

Приемы игры на трещотках

Нотно-песенный материал,

Фортепиано, народные инструменты

53

14.05

Рубель

1

Что такое рубель, где его применяли

Освоение основных приемов игры на рубеле

Народные инструменты

54

21.05

Играем на музыкальных инструментах

1

Играем на музыкальных инструментах под аккомпанемент

Народные инструменты

55

28.05

Итоговое занятие

1

Подведение итогов

Исполнение песен. Игра на музыкальных инструментах

Звуковая аппаратура, микрофоны, фортепиано, костюм, инструменты

Всего:

55ч.

Содержание программы

(1 год обучения)

Тема 1. Формирование детского голоса.

  1. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
  2. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
  3. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

1.4. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.

1.5. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

1.6. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука. Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня - формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема 2. Работа с солистом. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

Тема 3. Народно-бытовая хореография

3.1 Движения рук и корпуса. Освоить базовые движения рук и корпуса в Белгородской области.  Развить у ребенка навыки использования этих движений, с учетом жанровых особенностей исполняемого произведения. Устранение неловкости и скованности в движениях рук и корпуса.

3.2 Движение ног. Освоить основные традиционные для Белгородской области движения ног. Освоить простой «пересек» (это сочетание нескольких ритмов выбиваемых ногами), и несколько видов притопов, чтобы в дальнейшем использовать хореографические навыки при исполнении того или иного произведения. Научить ребенка не сбивать певческое дыхание при исполнении хореографических элементов.

Тема 4. Фольклорные инструменты

4.1 Ударные инструменты. Освоение базового владения народными ударно-шумовыми инструментами такими как: ложки, трещотки, рубель, бубен. Освоение игры с использованием трех деревянных ложек. Умение импровизировать и придумывать ритмические рисунки на данных инструментах с целью «украшения» произведения.

4.2 Духовые инструменты. Освоение игры на народных духовых инструментах, таких как свирель и кугиклы. Постановка правильного дыхания и подачи воздуха при игре на данных инструментах. Умение подбирать по слуху основную мелодию, чтобы в дальнейшем использовать эти навыки при исполнении произведения.


Методическое обеспечение программы

При реализации программы используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (обучающиеся  сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации.

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

В процессе обучения применяются такие формы занятий, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, конкурсы, экскурсии, занятие-путешествие, занятие-концерт.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

  • песенный аудиоматериал к изучаемым темам;
  • иллюстрации, репродукции к темам «Сказки»;

раздаточный материал:

  • карточки со скороговорками
  • нотно-песенный материал

материалы для проверки освоения программы: 

  • карточки с заданиями для  занятий-зачётов,
  • творческие задания;
  • кроссворды, викторины и др.

В учебно-воспитательный процесс следует включать воспитательные мероприятия, посещение концертов народной музыки и пения, фольклорных фестивалей и конкурсов, что  позволит накопить и расширить зрительский опыт обучающейся, развить у неё умение отличать народное творчество от эстрадного, приходить к правильному нравственному суждению.


Список литературы

  1. Алексеева М. А. Музыкальный фольклор с элементами народоведения. – Б., 1998.
  2. Аникин В. П., Гусева В. Е. Мудрость народная, жизнь человека в русском фольклоре.- М, 1991.
  3. Бакланова Т.И.  «Народная художественная культура» М.,1998.
  4. Веретенников И. И. Белгородские карагоды - Б., 1993.
  5. Веретенников И. И. Русская народная песня в школе - Б., 2005.
  6. Веретенников И. И. Народные песни Валуйского района – Б., 2010
  7. Жиров М.С. и. Жирова О.Я. «Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины» Белгород, 2002.
  8. Жиров М.С., Жирова О.Я. «Традиции народной художественной культуры Прохоровского района» -Белгород, 2001.
  9. Кулабухов А.В., Солодовникова Н.В. Сборник статей и материалов /Народные традиции села Подольхи Прохоровского района/ «Прекрасна ты, моя сторонушка..»-Белгород, БГЦНТ, 2004.
  10. Лазарева А. Г. Сборник авторских программ дополнительного образования детей - М.,  2002.
  11. Миленко В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи. – М. 1995.
  12. Новицкая М. Ю. Введение в народоведение - М.,1994.
  13. Овчарова  Р. Практическая психология в начальной школе. – Ташкент.

Интернет источники:

http://ped-kopilka.ru/roditeljam/detskii-folklor.html

http://folklor-dlya-detej.ru/category/pesni-pripevki-stixi/

https://culture.wikireading.ru/63957