Развитие навыков самостоятельной работы в классе специального фортепиано

Максимова Алина Данисовна

«Одна из главных задач педагога –

скорее быть ненужным ученику,

т.е. привить ему самостоятельность мышления,

методов работы, самопознания и умения добиваться цели».

Г.Г.Нейгауз

 

 

Воспитать успешного музыканта не удастся никогда,  если его не приучить к ежедневной самостоятельной работе дома.

В XXI веке учитель перестал быть единственным носителем знания, как было раньше, теперь он должен выполнять роль  проводника в мире информации. Наша задача в том, чтобы не просто развить музыкальные способности ученика, обучить его игре на фортепиано, но и научить его взаимодействовать со средой, в которой он растет, чтобы, став взрослым, этот маленький человек мог занять достойное место в обществе.

Наблюдения за учениками показывают, что дети с прекрасными данными для обучения на инструменте,  теряют  со временем возможность двигаться  вперед, если они игнорируют выполнение домашней работы. И напротив, если ученики со средними способностями относятся серьезно с к самостоятельной ежедневной работе, они достигают больших успехов – участвуют в конкурсах, концертах,  и по окончании школы продолжают обучение в  соответствующих учебных заведениях, либо    просто идут с музыкой в одну ногу по жизни.                                                            

Самостоятельная работа – вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные  задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_doklad.docx29.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа № 15 ГО г.Уфа РБ

Методический доклад на тему:

“Развитие навыков самостоятельной работы

в классе специального фортепиано”

Выполнила: Максимова А.Д.

Уфа, 2019

«Одна из главных задач педагога –

скорее быть ненужным ученику,

т.е. привить ему самостоятельность мышления,

методов работы, самопознания и умения добиваться цели».

Г.Г.Нейгауз

Воспитать успешного музыканта не удастся никогда,  если его не приучить к ежедневной самостоятельной работе дома.

В XXI веке учитель перестал быть единственным носителем знания, как было раньше, теперь он должен выполнять роль  проводника в мире информации. Наша задача в том, чтобы не просто развить музыкальные способности ученика, обучить его игре на фортепиано, но и научить его взаимодействовать со средой, в которой он растет, чтобы, став взрослым, этот маленький человек мог занять достойное место в обществе.

Наблюдения за учениками показывают, что дети с прекрасными данными для обучения на инструменте,  теряют  со временем возможность двигаться  вперед, если они игнорируют выполнение домашней работы. И напротив, если ученики со средними способностями относятся серьезно с к самостоятельной ежедневной работе, они достигают больших успехов – участвуют в конкурсах, концертах,  и по окончании школы продолжают обучение в  соответствующих учебных заведениях, либо    просто идут с музыкой в одну ногу по жизни.                                                            

Самостоятельная работа – вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные  задания.

Самостоятельная работа способствует сознательному и прочному усвоению:

  • знаний;
  • умений;
  • навыков формирования познавательной деятельности.

В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность. Воспитание самостоятельности ученика является важнейшей частью преподавательской работы. Таким образом, работа преподавателя включает большой комплекс средств воздействия на ребенка, предусматривающий, в том числе, и развитие его самостоятельности.

Воспитание самостоятельности должно стать неустанной заботой педагога, начиная с первого урока и вплоть до выпускного экзамена. Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Чтобы научить обучающегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления в домашней работе.

Самостоятельность в работе является необходимым условием развития мышления обучающихся, воспитание самостоятельности и познавательной активности обучающихся, привития навыков учебного труда.

Отсюда вытекают задачи формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы:

  • Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно усиленное выполнение данной самостоятельной работы.

По своему дидактическому назначению самостоятельные работы можно разделить на два основных вида: обучающие и контролирующие.

1.Обучающие: самостоятельное выполнение учащимся данных преподавателем заданий в ходе изучения произведения, в выявлении сделанных ошибок и повторном объяснении преподавателем с учетом этих ошибок.

          2.Контролирующие работы заключаются в самостоятельном выполнении обучающимися данных преподавателем заданий после полученных знаний и умений.

Начиная с первых уроков, необходимо нацеливать ребенка на формирование навыков самостоятельности в домашней работе, умении выполнять задание. А для этого, работа на уроке является «генеральной репетицией» домашней работы. Все теоретические знания, пианистические навыки, приобретаемые и вырабатываемые на уроке, ребенок должен учиться «переносить» в домашнюю работу. Ясность поставленной цели и знание, которое ребенок получил на уроке – является залогом в успешной работе. Но часто обучающиеся не вникают в прочитанное задание, прочитали и забыли. Поэтому, нужно постоянно спрашивать, что задано конкретно, если ребенок не знает, то записывать в дневник следующее: «Прочитать задание и выполнить его». Чаще всего, такие методы применяют, начиная со 2-го класса, т.к. дети уже достаточно знают теоретический материал (ноты, длительности, аккорды, интервалы и т.д.) и достаточно часто применять в заданиях слово «самостоятельно». Например, если неверно выучена аппликатура, ритм, ноты, то пишем: «Самостоятельно найти и исправить ошибки», конкретизировать какие именно. Чаще всего, дети успешно справляются с таким заданием. Главное, «не уступать» им в этом. Они прекрасно могут справиться сами, даже если на это потребуется не один урок.

На 1-м году обучения, играя неверно ритмически, чаще всего ребенок правильно рассказывает про длительности, но применить это знание умеет не всегда, т.е. нет внутреннего контроля, внимания, но при педагогической настойчивости постепенно навык самоконтроля приобретается. Считать вслух так же следует обязательно уже при первом разборе. Очень важным навыком является привычка начинать счет вслух за один или два такта до начала игры. Для нахождения какой-либо ошибки, просим ученика карандашом водить по нотным знакам, считая вслух и передвигать карандаш соответственно ритму; или называть ноты, или порядок пальцев.

Очень важно на начальном этапе приучить ребенка к грамотному разбору. Опасны все еще существующие формы обучения, когда ребенку все расшифровывается без предъявления ему требований принятия самостоятельных решений даже в самом малом. Это и есть то «натаскивание», которое порицается педагогами.

Все мы прекрасно понимаем, что есть такая категория обучающихся, с которыми работа сводится только к работе над текстом. Но, если достигнут результат самостоятельности  и ребенок в итоге все таки сам провел эту работу, значит время потрачено не зря, независимо от потери художественности.

Педагогам иной раз кажется, что можно «раз и навсегда» покончить с укреплением того или иного навыка. Так, например, удачно организовав однажды игровые движения ученика, педагог полагает, что этим делом можно пока не заниматься; в результате – на одном из следующих этапов «неожиданно» обнаруживается ряд двигательных дефектов.

Работа на уроке ни в коем случае, как это часто бывает, не должна подменять домашнюю работу ленивого, неаккуратного, невнимательного, небрежного ученика; через это он делается еще ленивее, еще невнимательнее. Если ученик не умеет работать, нужно сделать его прежде всего работоспособным, а для этого – заставлять самостоятельно работать в своем присутствии.

Очень важно в процессе первоначального разбора не смотреть на клавиатуру, а все поправки стараться делать, находя нужную клавишу по слуху и «ощупью». Этим одновременно тренируется и слуховая сфера, и пространственная ориентировка на клавиатуре на основе двигательных ощущений; ученик, кроме того, перестает «терять глазами» нотный текст, что на каждом шагу бывает с начинающими учениками.

Выступления немотивированных обучающихся надо обязательно включать в общие классные концерты. Это придает им уверенность в своих силах и побуждает к работе над более сложными произведениями. Таким ученикам надо точно и четко объяснить их достоинства и недостатки. Достоинства следует всячески развивать и поощрять каждую, даже самую маленькую удачу. А недостатки тщательно анализировать и планомерно стремиться от них избавиться.

У немотивированных обучающихся существует своеобразная «боязнь» плохой оценки. Если они получают «тройку», то настроение у них падает, заниматься начинают с неохотой. Необходимо объяснить ребенку, что даже «хорошую», «крепкую» тройку заработать можно только упорным трудом. И, если учитель доволен занятиями данного обучающегося, то «тройка» - это этапная оценка. Надо спокойно работать дальше и результат будет выше.

Оценку следует использовать как обратную связь, необходимую для ученика, информацию об эффективности его работы, а не как средство жесткого контроля, давления. Включать ученика в оценочную деятельность, обучать умению оценивать свою работу и работу одноклассников – все это позволяет развить самоконтроль. Стимулами к самостоятельности являются поощрение и хорошая оценка за минимум сделанного. Но иногда и отрицательная оценка толкает к самостоятельности.

Мотивация – это создание и поддержание у обучающегося интереса к изучаемому материалу. Чтобы учение было сознательным и успешным, ученик должен понимать, зачем ему нужен изучаемый материал. Всякая новая мысль должна появляться перед ним как ответ на возникший вопрос, как выход из той или иной проблемной ситуации. Или же мысль должна быть подана ученику во внешне заинтересовывающей форме, подавляющей недоуменное «а зачем это нужно?». Необходимый тип мотивации определяется как возрастом ребенка, так и содержанием самого материала.

Методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность обучающихся (поищи, подумай, попробуй и т.д.), и методы «авторитарной» педагогики (запомни то-то, сделай так-то) должны быть сбалансированы в работе учителя.

Глубоко порочным является то положение, при котором ученик неоправданно долго растягивает сроки работы над произведением. Долгосрочный разбор нотного текста говорит об отсутствии навыков самостоятельной работы и о беспомощности ученика. Объем самостоятельной работы возрастает по мере развития ученика, возрастает и требовательность к нему педагога. Освоение навыков самостоятельной игры воспитывает в ребенке самоконтроль и уверенность в своих силах. Чтобы обучающийся научился при минимальной затрате времени с пользой работать над приобретением пианистической техники, не следует загружать его сразу большим количеством специальных приемов. Лучше сначала дать возможность усвоить лишь немногие из них, но так, чтобы при игре их воспроизведение отличалось достаточной стабильностью. Только после того, как ученик твердо усвоит эти приемы, можно переходить к более сложным.

Особо навык самостоятельности, на мой взгляд, проявляется в изучении гамм (строение; аппликатурные закономерности в гаммах от белых и черных клавиш, в арпеджио; строение аккордов), где всегда приходится думать.

Ошибки, которые остаются после выполнения самостоятельной работы нужно анализировать. В таких случаях часто выясняется, что дети только проигрывают произведения, а не работают над сложными местами.

Тесный контакт с родителями является хорошим катализатором  развития самостоятельных навыков. За первую четверть  работы в музыкальной школе с первоклассниками я пришла к выводу, что присутствие на уроке кого-нибудь из родителей ускоряет учебный процесс, повышает мотивацию к обучению, как у ребенка, так и у родителей:  Родители получают начальное музыкальное образование, могут помочь и проконтролировать домашнюю работу ученика.

С первых уроков родители видят, что обучение игре на фортепиано – серьезный и длительный процесс, требующий их контроля. Сразу образуется связь: родитель – учитель – ученик – родитель. Темп развития и усвоения материала у каждого ребенка  свой, следовать по четко намеченному плану невозможно, поэтому к абсолютно каждому ребенку нужно подбирать индивидуальную программу развития.  Родителей нужно постоянно призывать к контролю за домашними занятиями детей, с точным выполнением записанного задания.

Как научить работать:
1. Воспитывать отношение к игре на фортепиано как к серьезному делу. Это не только удовольствие, но и обязанность. Регулярность занятий, которые не должны зависеть от вдохновения и настроения.
2. Воспитание внимания:
а) к звуку, к слышанию конкретного звучания;
б) достижение цели в каждый данный момент.
3. Воспитание отношения к тексту.

Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:

Образовательную (систематизация и закрепление знаний обучающихся);

Развивающую (развитие познавательных качеств обучающихся – их внимания, памяти, мышления, речи);

Воспитательную (воспитание устойчивой  мотивации к учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра на инструменте, как и любая художественная деятельность – это навыки и творчество.

Большое значение в домашней самостоятельной работе имеет правильный режим, который требует ряд условий. Это регулярность и систематичность в работе, целенаправленное внимание, сознательность и точность в выполнении заданий, самоконтроль, настойчивость в преодолении трудностей.

В раскрытии ли текста, в освоение ли технических навыков – везде необходима ежедневная работа, которая способствует осмысливанию и углублению знаний, умению постепенному улучшению их качества.

Основное условие самостоятельной работы, в особенности домашней – целенаправленное внимание и большое желание  к самосовершенствованию. Так же важна дисциплина, сформированный комплекс навыков, ответственность и способность самостоятельно решать возникающие проблемы.  Преподаватель лишь организует познавательную деятельность учащегося, а познание осуществляет сам ученик. Постепенное совершенствование и повышение уровня самостоятельной работы позволят сформировать ценнейший опыт, который будет направлен, прежде всего, на развитие творчества, будет  тем импульсом, который поможет личности в дальнейшем  не останавливаться на достигнутом, а постоянно стремиться к пополнению своих знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кирнарская  Д. К. Музыкальные  способности   / Д. К.  Кирнарская – М.: Таланты  ХХ1 век,  2004, - с. 437 - 443.
  2. Коган Г. Работа пианиста. (Текст) Г.Коган. Учебное пособие. – М.: Музыка, 1979. – 256 с.
  3. Крафт Н.Н. Самостоятельная работа как средство саморазвития студентов / Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2006. № 4. С. 11-16
  4. Метнер Н. К. Повседневная работа пианиста и композитора. Н.К.Метнер-Учебно-методическое пособие. -М: Музыка, 1963. 157 с.
  5. Мильштейн  Я.И. Статьи.  Воспоминания, Материалы.М., 1990, с. 87.
  6. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М., 1983, с. 224.
  7. Натансон В. А. Вопросы музыкальной педагогики. В. А. Натансон, Л. В. Рощина. Методическое пособие. Музыка. 1984. 133 с.
  8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Методическое пособие. Музыка, 1988. 187с.
  9. Педагогика и психология высшей школы: учеб.пособие / под общ. ред. М.В. Булановой- Топорковой. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
  10. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. Советский композитор. 1988. 143 с.
  11.  Трифонов А.А. Теория и практика фортепианной педагогики. Куйбышев: Изд-во КГУ, 1979. 86 с.
  12. Халабузарь П.В. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. Музыка. 1990 173 с.
  13. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Классика-XXI, 2002. 176 с.