Интонирование и фразировка в эстрадном пении

В статье представлен материал, отображающий особенности интонирования и фразировкм в эстрадном пении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonirovanie_i_frazirovka_v_estradnom_penii.docx17.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интонирование и фразировка в эстрадном пении

Интонирование в эстрадном пении. Перед тем, как начать рассмотрение интонирования в эстрадном исполнении, следует выделить главную разницу между академической певческой школой и школой эстрадной. В академическом пении одним из ключевых требований является чистое интонирование, предполагающее точную и стабильную высоту каждого звука (здесь уместно вспомнить таблицу тяготения каждой ступени в ладу, изобретённую в академической Европе).

Не менее важным требованием в академическом вокале является ярко выраженный тембр, который достигается суммой взаимодействия резонаторов и правильной подачей звука – и что весьма важно – выдержанность, однородность этого тембра, как и выдержанность точной интонации звука (как инструментального, так и вокального) на всем его протяжении. Тогда как принципиальными различиями интонирования в эстрадном вокале являются: 

- нестабильная интонация, которая сознательно изменяется в рамках избранного для композиции стиля, а также обусловлена жанром самой композиции.

Например, спецификой джаза является более низкая интонация в сравнении с относительно нейтральной эстрадной или более высокой интонацией в латиноамериканской традиции. Конечно, неискушенный слушатель на первых порах может и не ощутить эту разницу. Интонационное занижение нужно воспринимать как микрозанижение тона на 4-5 %, что при пении невозможно вычислить математически; при таком занижении звук тембрально будет казаться более глубоким и матовым.

Джаз перенял заниженную интонацию из традиций блюзового пения, где блюзовые тоны интонировались несколько ниже привычных III, V и VII ступеней. В блюзе ноты часто пелись с «подтягиванием» к ним снизу вверх, помимо этого использовались различные голосовые эффекты (рычание, скрип, шипение, эффект несмыкания голосовых складок, свойственный чаще афроамериканским певцам, нежели европейским).

Завышенную интонацию имеет направление латино-джаз: стиль босса-нова, традиция бразильской самбы. Микрозавышение интонации имеет и отражение на манере пения: более легкий и близкий тембр, артикуляция, как в пении, так и в импровизации (босса-нова исполняется на португальском языке).

Эстрадные певцы, работая над стилем и интонацией, принимают за эталон оригинальное исполнение, соответственное той стране, в которой зародился данный стиль, слушают мастеров и родоначальников данного стиля. Каждый поп-исполнитель пытается попасть в интонацию певца, «снимать», копировать, для того, чтобы уловить мельчайшие интонации конкретного стиля, чтобы музыка данного стиля не потеряла свой шарм. Весьма серьёзным недостатком для эстрадных исполнителей является возможная потеря «энергетики» при перепевании композиции, которая имела место в оригинальном исполнении.

- качественное изменение тембра (например, когда мягкое звукоизвлечение сменяется жёстким, вкрадчивая манера – агрессивной, яркий звук – бестембровым, и т.п.), которое в эстрадной музыке является одним из признаков профессионализма, а также является критерием «интересности» произведения для искушенного западного слушателя.

Изменение тембра, во-первых является результатом поисков индивидуальных характеристик голоса, во-вторых, обусловлено слуховой базой, на которой воспитывался певец, и в-третьих – наличием  различных стилей в рамках эстрады. Каждый стиль характеризуется собственной манерой пения, которая зависит от вокальных приёмов (техник), – в свою очередь, современные вокальные техники напрямую определяют звучание голоса.

Помимо качественного изменения тембровых характеристик, в эстрадном вокале отличаются и принципы развития музыкальной формы любой эстрадной композиции, которая всегда представлена куплетом и припевом. Любое произведение классической музыки движется к кульминации посредством накопления общих музыкальных средств (таких, как усложнение гармонии, ритмоформул, усиление динамики, уплотнение фактуры, темброво-инструментальное обогащение). Тогда как в эстрадной песне единственным инструментом является голос, а аккомпанемент (обычно это единократно записанная и используемая в дальнейшей концертной практике фонограмма) основан на ритме – вокалисту приходится «вытягивать» не только кульминацию, но и всю композицию. Экономно расходуя динамические средства (от тихого звучанию к предельно громкому, иногда – наоборот) и возможности диапазона, эстрадный исполнитель расцвечивает своё произведение различными тембровыми красками.

Фразировка в эстрадном пении. Для соответствия пения конкретному эстрадному стилю очень важен ритм, если же дело касается ритмичной музыки, то работа над ритмом ведется в первую очередь. Одна из основных целей ритмичной музыки «раскачать» слушателя, что возможно лишь в том случае, когда солист чётко понимает и ощущает ритмическую структуру композиции. Большинство энергичных (драйвовых) ритмичных стилей поются с опережением основных долей,  медленные композиции поются с оттяжкой – после основной доли. 

Не менее важно ощущение времени, пульс (тайминг)  музыки: в свинге и блюзе он триольный, а в роке и фанке (танцевальный джаз) – мыслится шестнадцатыми. Для того чтобы почувствовать тайминг, необходимо, чтобы музыка пульсировала самыми мелкими длительностями – шестнадцатыми, реже восьмыми, а затем исполнитель старается избегать основных долей.

Любое отклонение мелодии относительно ритма особенно хорошо ощущается тогда, когда музыканты (оркестр) интенсивно исполняют основной пульс, ритмическую сетку, представленную равными долями. Фразировка в оркестре, которая обязательно занимает основные доли, строится по сильным долям и подчёркивает их, называется граунд-бит (основной удар).

В то время как офф-бит (между долей) – синкопированная фразировка солиста, занимает пространство между долями, при помощи оттяжки или опережения, которые состоят из тайминга (пения с ощущением мелкой пульсации), динамических и тембральных акцентов на самых неожиданных слабых долях.

Соответствие звучания инструментальному сопровождению. В зависимости от инструментального сопровождения эстрадному певцу необходимо менять характеристики тембра и способ атаки звука. Например, подача звука в сопровождении электрогитары и акустической гитары должна быть разной: в первом случае – более драйвовой и с твёрдой атаки, с использованием металлических способов звукоизвлечения; и более лёгкий, объемный звук в нейтральной манере при пении под акустическую гитару. Основная задача состоит в том, чтобы голос соединялся и тембрально сочетался с аккомпанирующим составом, а не шёл вразрез.