Мотивация интереса учащихся к музыкальным занятиям

Терехина Дарья Сергеевна

В работе показаны факторы отношения детей к обучению музыке: влияние личности педагога, отношение к музыкальным занятиям членов семьи, эмоциональная атмосфера в музыкальной школе, условия занятий. Индивидуальный подход и личная заинтересованность педагога в успехах ученика, правильно налаженные взаимоотношения - залог успешной мотивации к музыкальным занятиям. Опираясь на личный опыт работы, автор предлагает способы стимулирования и активизации интереса учащихся на уроке, а также подчеркивает важность работы с родителями, с которыми педагог должен быть постоянно в контакте и разъяснять им значение занятий музыкой для развития их ребенка.

Данная статья может быть полезна начинающим педагогам, которые сталкиваются с трудностями, встретившимися в их работе с учениками в вопросе мотивации интереса к обучению музыке. Главная цель музыкальной педагогики – так ввести ребенка в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_motivatsiya_interesa_uchashchihsya.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 555 "Белогорье" с углублённым изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

Статья

«Мотивация интереса учащихся к музыкальным

 занятиям»

Автор-составитель:
Терехина Дарья Сергеевна

 

г. Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

В работе показаны факторы отношения детей к обучению музыке: влияние личности педагога, отношение к музыкальным занятиям членов семьи, эмоциональная атмосфера в музыкальной школе, условия занятий. Индивидуальный подход и личная заинтересованность педагога в успехах ученика, правильно налаженные взаимоотношения - залог успешной мотивации к музыкальным занятиям. Опираясь на личный опыт работы, автор предлагает способы стимулирования и активизации интереса учащихся на уроке, а также подчеркивает важность работы с родителями, с которыми педагог должен быть постоянно в контакте и разъяснять им значение занятий музыкой для развития их ребенка.

Данная статья может быть полезна начинающим педагогам, которые сталкиваются с трудностями, встретившимися в их работе с учениками в вопросе мотивации интереса к обучению музыке. Главная цель музыкальной педагогики – так ввести ребенка в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.


Причины негативного отношения некоторых детей к музыкальным занятиям.

Учащиеся по - разному относятся к занятиям музыкой: одни занимаются увлеченно, другие покорно выполняют волю родителей, третьи сопротивляются, учатся, как говорится «из-под палки». По окончании музыкальной школы ничего не могут вспомнить из репертуара, совсем не подходят к инструменту.

Так от кого и от чего зависит отношение ребенка к музыкальным занятиям и к музыке вообще? Бесспорно, в первую очередь нужно назвать личность педагога, от которого зависит, будет ли ребенок охотно идти на урок, или при первой возможности постарается увильнуть от него. Захочет ли сам заниматься дома, или же его заставят родители. Далеко не каждый может быть хорошим педагогом. Скучная, сухая атмосфера на уроке, скудный репертуар учащегося, однообразно сформулированные, непродуманные домашние задания, формальное общение с родителями, оказывает влияние на интерес учащегося к урокам.

Кроме личности педагога существует еще множество стимулирующих факторов обучения: отношение к музыкальным занятиям ребенка и к музыке вообще членов семьи, эмоциональная атмосфера в музыкальной школе, условия занятий и пр. Порой самые незначительные, неважные на взгляд моменты играют для детей решающую роль.

Индивидуальный подход педагога к учащимся.

Для установления контакта и создания благоприятных условий для творческого самовыражения ученика от педагога требуется профессиональность и личная заинтересованность в успехах ученика. Контакт с учащимся устанавливается с первых же уроков и для того, чтобы этот контакт был успешным, педагог должен иметь максимум информации о своем ученике и, прежде всего – о его музыкальных пристрастиях. Но здесь не всегда ребенок с самого начала может ярко проявить, показать свои интересы. Поэтому педагог обязан интересоваться, что и как изучает ребенок в общеобразовательной школе и по другим музыкальным дисциплинам, какова его семейная среда, каковы его интересы, какие фильмы смотрит, что читает.  Это общение принесет много пользы в плане изучения психики ребенка, выявит его индивидуальные качества, и на их основе поможет строить занятия.

Еще одна немаловажная сторона в отношениях ученика и педагога - это равнодушие педагога, которое как бы тщательно не скрывалось, ребенок всегда чувствует особенно опасно, когда педагог – иногда сознательно, иногда непроизвольно, - по-разному относится к детям перспективным и к любителям музыки. Многие педагоги оправдывают такое отношение к малоодаренным детям тем, что, мол, все равно бесполезно. Это в корне неверно, да и просто бестактно. Разница должна быть, но не в отношениях к учащимся, а в способах и методах преподавания. Если же психологическое равновесие разрушается, то страдает подавляющее большинство малоодаренных детей, а некоторые вообще охладевают к музыкальным занятиям. Решающую роль играет первая встреча с педагогом. Учитель должен как минимум нравиться ребенку. Дети, как правило, безошибочно угадывают фальшь и натянутость в общении. Важно сразу найти, угадать подходящую интонацию. Большинство детей предпочитают дружеский, мягкий тон общения, а не жесткий, авторитарный.  Очень важны такие психологические моменты, как тон общения: для одного более требовательный, строгий, для другого менее. И даже темп произнесения слов: одному более подвижно, другому – совсем медленный. Важным стимулирующим моментом в работе педагога (особенно с начинающими) – своевременная похвала. Она помогает ребенку ощутить результат своей работы. Однако ученик должен точно знать – за что его хвалят. Имеет большое значение и то, как выглядит педагог. Немаловажное значение имеет интерьер кабинета, где проходят уроки. Создать в классе особый микроклимат для поддержания интереса учащихся к занятиям музыкой. На стенах – портреты композиторов, информация о жизни класса с фотографиями учащихся, различные стенды с занимательными заданиями. Все зависит от фантазии педагога.

Таким образом, правильно налаженные взаимоотношения ученика и педагога- залог успеха всего учебного процесса. Во-первых, они создают взаимную теплоту и доверительность общения; во-вторых, у ребенка возникает желание сотрудничать, «угодить» педагогу; в-третьих, индивидуальный подход педагога помогает учащимся наиболее полно творчески самовыразиться.

Об активизации интереса учащихся на уроке.

Главная цель учебного процесса – творческое самовыражение учащихся. Наиболее полно самовыражение ребенка происходит в игре. В игре он свободен, активен, непосредственен. Поэтому важно продлить атмосферу игры на весь начальный период обучения. Удобнее всего игровые формы использовать в донотном периоде. Здесь минимум теории, минимум технологии; познание музыки носит чисто эмоциональный характер. Этот период требует от педагога максимум фантазии и изобретательности: всевозможные музыкальные игры, слушание музыки, музыкальные загадки, по возможности подбор по слуху простейших мелодий и попевок, ритмические считалки и т.д. Естественно, что при всем этом присутствуют не только развлекательные моменты; параллельно решается целый ряд воспитательных задач. Творческое самовыражение учащихся неразрывно связано с их инициативой. Педагог же обязан поддержать и стимулировать самостоятельные поиски ребенка. 

Существуют способы стимулирования интереса учащихся на уроке. Например, можно активизировать слух ребенка непосредственно через музыку. Педагог методом показа (играя какое-либо произведение) обращает его внимание на наиболее выразительные и характерные эпизоды (ритм, литературное содержание и т.д.). 

Дети активно себя ведут на уроках при игре в ансамбле. Коллективизм сам по себе очень стимулирует музыкальные занятия учеников, как на уроке непосредственно, так и дома. Возможно также проигрывание одной и той же пьесы разными детьми (т.е. активизация ребенка за счет конкурентности).  

О работе с родителями.

Успех начального этапа обучения не просто во многом зависит от родителей – он невозможен без их участия. Это участие требует определенных усилий. В семье должна создаваться атмосфера интереса к музыкальным занятиям детей. Это возможно в том случае, если педагог постоянно в контакте с родителями, разъясняет им значение занятий музыкой для развития их ребенка. Конкретно же можно говорить следующее:

  1. Мы вводим детей в сферу духовного. Никакое другое искусство не может так развивать ребенка эмоционально (ведь музыка искусство чувств, эмоций);
  2. Целый ряд навыков ученика связан с умением ориентироваться в пространстве;
  3. Совершенствуются координация движений, вплоть до самых мельчайших и разнообразных, каких нет ни в одном виде спорта;
  4. развитие тактильных ощущений (прикосновение к клавиатуре, напряжение мышц);
  5. Воспитывается концентрация внимания;
  6. Развитие интеллектуальных способностей;
  7. Неоспоримое преимущество в индивидуальном общении педагога с учащимся в музыкальной школе по сравнению с общеобразовательной (ведь в первом случае педагог развивает ребенка исходя из особенностей его личности);
  8. Музыка организует и дисциплинирует характер ребенка.

Родители должны знать, что занятие музыкой – это не только удовольствие, но и труд. При этом малышу особенно нужна поддержка взрослых. Он должен знать, что за трудом последует результат.  Родители вместе с педагогом должны продумать и установить режим домашних занятий ребенка.

Особенно актуален сегодня следующий вопрос. Часто в общеобразовательной школе ребенок не получает поддержки своим занятиям музыкой, да и дома нередко встречается несерьезное отношение: «Лишь бы по улице не бегал!», необходимо в классе музыкальной школы создать «противовес». Для этого индивидуальные занятия должны сочетаться с коллективными формами работы. Например:

  1. Коллективное музицирование (желательно объединить детей не по учебному плану, а втягивать всех, независимо от классов);
  2. Каждый должен иметь возможность оценивать другого (для этого хорошо устраивать коллективное прослушивания с всеобщим обсуждением и общей оценкой);
  3. Коллективное посещение концертов и прослушивание музыки с последующими дискуссиями;
  4. Выступления учащихся в школьных и городских концертных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, отчетных концертах класса.

Последний момент особенно важен для развития детского интереса. Б.М. Теплов писал: «Нельзя сочинять, играть, рисовать и т.д. только упражнения в данной деятельности; необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен. Без этого развитие ребенка неизбежно подменяется развитием некоторого формального умения».

Хочется обратить внимание всех преподавателей (особенно молодых и малоопытных) на слово «творчество». Ведь у педагога, творчески относящегося к своей профессии, учиться детям будет всегда интересно.


Список используемой литературы

  1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие., 1989г.
  2. Баренбойм Л. «Путь к музицированию», 1979г.
  3. Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». Пособие., 1989г.
  4. Бернстайн Л. «Музыка – всем»., 1989г.
  5. Коган Г. «Избранные статьи»., 1979г.
  6. Коган Г. «У врат мастерства»., 1961г.
  7. Мильштейн Я.И. «Вопросы теории и истории исполнительства»., 1983г.
  8. Сохор А. «Воспитательная роль музыки»., 1975г.
  9. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»., 1974г.