Особенности музыкальной памяти и основные способы ее развития

Терехина Дарья Сергеевна

Данная методическая разработка посвящается одному из актуальных направлений в обучении и воспитании творческих способностей учащихся– развитию музыкальной памяти. Автор, опираясь на свой педагогический опыт и передовой опыт известных музыкантов-педагогов, показывает причины некачественного запоминания музыкального материала, излагают методику управления процессом запоминания, знакомят с видами и типами памяти и рекомендуют способы ее развития с помощью специальных заданий и упражнений.

Разработка может быть полезна и рекомендована педагогам дополнительного образования, преподавателям ДМШ, ДШИ, музыкальных студий и кружков, студентам, и всем, кого волнуют проблемы развития памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.raz-ka_osobennosti_muz.pamyati.doc100 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 555 "Белогорье" с углублённым изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга

 

Методическая разработка

«Особенности музыкальной памяти

 и основные способы её развития»

Автор-составитель:
Терехина Дарья Сергеевна

г. Санкт-Петербург

2020

Аннотация

Данная методическая разработка посвящается одному из актуальных направлений в обучении и воспитании творческих способностей учащихся– развитию музыкальной памяти. Автор, опираясь на свой педагогический опыт и передовой опыт известных музыкантов-педагогов, показывает причины некачественного запоминания музыкального материала, излагают методику управления процессом запоминания, знакомят с видами и типами памяти и рекомендуют способы ее развития с помощью специальных заданий и упражнений.

Разработка может быть полезна и рекомендована педагогам дополнительного образования, преподавателям ДМШ, ДШИ, музыкальных студий и кружков, студентам, и всем, кого волнуют проблемы развития памяти.

 

Содержание:

  1. Введение……………………………………....4
  2. Основная часть

2.1 Виды памяти и её природа……………….6

2.2 Специальные задания для развития памяти…………………………………………9

  1. Заключение……………………………………12
  2. Список использованной литературы………..13


1. Введение

Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память является основной, ведущей музыкальной способностью. Но несмотря на это, все они взаимосвязаны и не могут существовать независимо друг от друга. Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания.

В данной работе автор преследует следующую цель: выявить проблемы, связанные с процессом запоминания, кратко проанализировать опыт работы известных педагогов-музыковедов по вопросу запоминания музыкального материала и познакомить с методикой работы над музыкальной памятью на примере практических занятий. Он ставит задачу изложить способы развития музыкальной памяти с помощью комплекса специальных упражнений и заданий в процессе заучивания музыкальных произведений на уроках специальности.

В педагогической практике нередко возникают вопросы, связанные с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Одни ученики обладают цепкой, прочной памятью, другие схватывают «на лету», но запоминают произведение неточно, поверхностно, третьи продвигаются по этому пути тяжело. В процессе работы, на уроке с некоторыми учениками порой с большим трудом удается исправить неверно заученную фразу, аппликатуру, прием. Казалось бы, цель достигнута, но во время выступления на эстраде ученик неожиданно «вспоминает» первый, неправильно заученный вариант. В чем причина этого явления? Возникает и ряд других практических вопросов, например, как лучше работать над произведением, «доводить» его, заучив сразу на память, или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не «выграется» в пальцы, в движения рук.

Гигантской музыкальной памятью обладали В.А. Моцарт, Ф. Лист, А. Рубинштейн, С. Рахманинов, А. Тосканини, которые без труда могли удерживать в своей памяти почти всю основную музыкальную литературу. Но то, что выдающиеся музыканты достигали без видимого труда, рядовым музыкантам даже при наличии способностей приходится завоевывать с большими усилиями. Это относится ко всем музыкальным способностям вообще и к музыкальной памяти в особенности.

Естественным образом напрашивается вопрос: воспитуема ли музыкальная память, совершенствуется ли она под воздействием организованных и целенаправленных педагогических действий? Выдающийся русский композитор Н.А. Римский-Корсаков считал, что музыкальная память труднее всего поддаётся искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого человека от природы.

Другая точка зрения, приверженцем которой был известный психолог Б.М. Теплов, основана на возможности значительного развития всех способностей, так как способности не существуют иначе как в движении, а следовательно – в развитии. Несомненно, вторая точка зрения оказывает благотворное влияние на любого музыканта-исполнителя, так как именно запоминание и выучивание наизусть музыкального материала является спецификой и нормой профессии музыканта-исполнителя.

Также доказано, что игра на память обеспечивает несравненно большую свободу выражения. Р. Шуман считал: «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и на половину не звучит так свободно, как сыгранный на память». (О музыке и музыкантах. Сб. статей. Т.2. М.1973. с.254)

Свободная, эмоциональная и раскрепощенная игра юных музыкантов на концертах – это результат достижения прочной памяти. Итак, решая проблему сценического волнения ученика, преодоления страха и боязни выступления без нот, преподаватель должен развивать и укреплять его музыкальную память, чтобы избежать всевозможных осечек и провалов на сцене.


2. Основная часть.

2.1 Виды памяти и её природа

 Для того, чтобы управлять процессом запоминания, максимально его активизировать, разумно обращаться с памятью ученика, необходимо иметь представление о видах и типах памяти, о ее природе. Стоит заметить, что при слушании музыки память проявляет себя как способность сохранения и узнавания, то есть является пассивной. При исполнении же – она активна и выступает как способность воспроизведения.

С точки зрения психологии, память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. Таким образом, можно сказать, что музыкальная память представляет собой способность человека к запоминанию музыкального произведения, прочному сохранению в сознании и последующему точному воспроизведению музыкального материала даже спустя длительный срок после выучивания. Она является специфической и сложной структурой.          

Как и любой вид профессиональной памяти, память музыканта является комплексной и «полифонической»: она включает процессы и действия различной сложности и опирается на те органы чувств, которые больше всего и чаще всего связаны с данной профессией. Причем в различных обстоятельствах у одного и того же музыканта в зависимости от установки и цели деятельности доминирует какой-то один вид музыкальной памяти – слуховая, логическая, двигательная, зрительная с различным сочетанием других ее сенсорных и психологических видов – эмоциональной, образной.

К настоящему времени в теории музыкального исполнительства утвердилась точка зрения, согласно которой наиболее надежной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов.

В последовательных процессах музыкальной памяти различают отдельные, относительно самостоятельные процессы, характерные и для других видов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Есть и общие процессы, связанные как с запоминанием, так и с сохранением и воспроизведением – забывание и узнавание.

Запоминание - начальный, многокомпонентный и своеобразный процесс выделения, анализа, отбора и синтеза отдельных сторон звучания и законченных его отрывков. Он начинается вместе с восприятием музыки и сопровождает его, принимая различные формы, в зависимости от цели деятельности, ее структуры и отношения к ней субъекта.

Сохранение запечатленного - следующая важная функция памяти. Она представляет собой сложный динамический процесс, принципиально отличающийся, например, от звукозаписи. Как уже указывалось, переход на стадию консолидации в долговременную память происходит как преобразование внешних воздействий, их кодирование, приводящее к биохимическим изменениям внутри клетки. Но, как показали специальные исследования, даже в пассивном состоянии, когда сохраняемый материал не извлекается из кладовой памяти, он претерпевает определенные изменения: он как бы все больше обобщается и "спрессовывается", многие детали и частности выпадают, остается самое важное и существенное. Поэтому один и тот же, но запечатленный ранее материал, существенно отличается от вновь запечатленного.

Важнейшее значение для всех процессов памяти имеет воспроизведение (извлечение). Фактически оно является критерием индивидуальных особенностей памяти и ее качества.

Воспроизведение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. Поскольку очень важную роль в извлечении информации играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспроизведение считают более чувствительным показателем фактического объёма усвоенного материала. Узнавание – проявление памяти, которое проникает при повторном восприятии объекта; воспоминание, возникает при отсутствии восприятия объекта; припоминание, представляющее наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависит от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в долговременной памяти информации.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять. Для того чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно организовать повторение воспринятого материала, не откладывая надолго эту работу.

Качество музыкальной памяти связано с самим процессом запоминания, продолжительностью сохранения его в сознании и объемом памяти.

Таким образом, музыкальная память характеризуется:

  • быстротой запоминания;
  • точностью воспроизведения;
  • прочностью сохранения;
  • объёмом памяти.

Быстрота (скорость) запоминания определяется числом повторений, необходимых человеку для запоминания определённого объёма информации.

Точность воспроизведения определяется процентным соотношением правильно воспроизведённого материала ко всему объёму воспроизводимого материала.

Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания. Быстроте и прочности запоминания способствует интерес к изучаемому, и сосредоточение на нем внимания.

Наиболее распространенной формой проверки быстроты и точности восприятия мелодий является воспроизведение их голосом. По количеству проигрываний, необходимому для правильного воспроизведения учащимися данного отрывка, судят о скорости его запоминания.

Качество памяти характеризуется не только способностью воспроизвести произведение тотчас же после его прослушивания, но и тем временем, в течение которого оно остается в нашем сознании (то есть скоростью его забывания).

Показателем качества запоминания является полное узнавание учащимися слышанной музыки. Если ученики вспомнят сочинение неполно, то, следовательно, они его уже забыли или начали забывать. Значит продолжительность сохранения музыки в их сознании меньше того времени, которое прошло от ее запоминания до воспроизведения.

Качество музыкальной памяти определяется не только быстротой и точностью запоминания музыки, а также длительностью сохранения ее в сознании, но и тем, каков объем самой памяти.

Объем памяти характеризуется, во-первых, количеством сочинений, одновременно сохраняющихся в сознании в течение некоторого времени; во-вторых, протяженностью произведения, после однократного его восприятия. Расширение объема памяти по линии увеличения количества одновременно сохраняющихся в течение некоторого времени сочинений происходит в процессе работы как над быстротой и точностью их запоминания, так и над увеличением срока сохранения в сознании.

Чрезвычайно важно для музыкального воспитания детей младшего школьного возраста создать условия для накопления ими запаса музыкальных впечатлений, объёма репертуара, опыта разнообразной музыкальной деятельности. Процессом, опосредующим это накопление и использование музыкального материала в различных видах деятельности, является музыкальная память. Музыканты-педагоги придают очень большое значение музыкальной памяти в комплексе музыкальности ученика и диагностируют уровень ее развития на приемных испытаниях в учебные заведения.

В процессе обучения на музыкальном инструменте приходится сталкиваться с такой проблемой: учащиеся с трудом запоминают изучаемые произведения. Привыкшие играть от начала до конца, не могут повторить и сыграть по памяти отдельный фрагмент произведения. Для того, чтобы помочь учащимся научиться быстро и легко запоминать пьесы, предлагаются задания, направленные на развитие скорости запоминания музыкального материала, точности воспроизведения, прочности сохранения, расширения объёма музыкальной памяти. В этих заданиях авторы используют методы, предложенные И. Гофманом, В.И. Муцмахером, С.И. Савшинским, Л. Маккинон, А. Щаповым, а также разработанные в процессе личной педагогической практики.


2.2 Специальные задания для развития памяти

Задания для развития скорости (быстроты) запоминания музыкального материала.

1. Учащемуся предлагается несложная мелодия. Он внимательно играет ее с листа, затем ноты мелодии педагог убирает. Задание:

  • сыграть данную мелодию по памяти,
  • сыграть данную мелодию на октаву выше,
  • сыграть данную мелодию от другого звука.

2. Педагог исполняет на инструменте с пением знакомую для учащегося песню. Учащийся внимательно слушает. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на усвоение ритмической структуры:

  • простучать ритмический рисунок мелодии;
  • воспроизвести ритмический рисунок по фразам: педагог выстукивает – первую фразу, ученик – вторую фразу, педагог – третью фразу, ученик – четвертую фразу;
  • воспроизвести ритмический рисунок следующим образом: первую фразу ученик простукивает по столу, вторую фразу «про себя», третью фразу по столу, четвертую фразу «про себя».

3. Учащийся внимательно слушает мелодию, которую исполняет педагог. Педагог предлагает выполнить ряд заданий, направленных на быстроту запоминания.

  • Прослушай и определи количество тактов.
  • Прослушай и напой повторяющиеся мелодические элементы.
  • Прослушай и определи направление мелодии.
  • Пропой начало и конец мелодии.
  • Воспроизведи мелодию полностью.

4. Учащемуся предлагается зрительно изучить и сыграть мелодию, состоящую из 4 тактов. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на скорость запоминания:

  • Учащемуся предлагается спеть мелодию по памяти.
  • Из 5 предложенных мелодий, расположенных на карточках учащемуся необходимо выбрать нотное изображение услышанной мелодии.
  • Учащемуся необходимо сыграть на инструменте услышанную мелодию.

5. Учащийся внимательно слушает несложную мелодию. Педагог предлагает выполнить ряд заданий, направленных на скорость запоминания.

  • Учащемуся предлагается сыграть мелодию с листа.
  • Педагог играет три мелодии, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. Задача ученика узнать мелодию.
  • Педагог простукивает ритм четырех мелодий, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. Задача ученика узнать мелодию по ритмическому рисунку.

6. Педагог предлагает выполнить ряд заданий, направленных на скорость запоминания с помощью метода фотографирования.

  • Внимательно изучив первые два такта мелодии, учащийся воспроизводит их на инструменте, без нот.
  • Пока ученик играет первые два такта, он запоминает и воспроизводит без нот следующие два такта мелодии и т.д.
  • В конце работы учащийся играет всю мелодию по памяти.

Задания для развития точности воспроизведения музыкального материала.

1. Учащемуся предлагается прослушать несложную мелодию. Для точного воспроизведения мелодии используются следующие задания:

  • пропевание данной мелодии учащимся с преподавателем, а капэльно;
  • проигрывание данной мелодии учащимся на инструменте по нотам;
  • пение мелодии с одновременным проигрыванием ее на инструменте;
  • пение мелодии с одновременным проигрыванием ее на инструменте в другой октаве;
  • простукивание ритмического рисунка мелодии;
  • простукивание сильных долей мелодии с пением;
  • пение мелодии с одновременным простукиванием всего ритма;
  • пение мелодии под аккомпанемент преподавателя;
  • проигрывание данной мелодии учащимся на инструменте по памяти.

2. Учащемуся предлагается несложная мелодия, которую он играет по нотам. Задание:

  • Графически («мозаика») при помощи фишек изобразить движение мелодии.
  • Среди трёх «мозаик» найти ту, которая соответствует данной мелодии.
  • Воспроизвести данную мелодию на инструменте по памяти.

3. Учащемуся предлагается проиграть мелодию по нотам. Задание:

Ученику предлагается поиграть в «пазлы». В записанной мелодии пропущен такт. Задача учащегося найти пропущенный такт из предложенных 4-х вариантов.

Задания для развития прочности (длительности) сохранения музыкального материала.

Практика показывает, что при выучивании произведения, в основном участвует моторно-двигательная память, т.е. учащиеся запоминают как правило, движения рук, при этом заучивание происходит без осмысления. Учащиеся не в состоянии воспроизвести или пропеть нотный текст. Как правило, многие учащиеся пытаются запомнить произведение в результате многократных повторений. Основная нагрузка при таком способе заучивания ложится на двигательную память. Но такой способ решения проблемы, как справедливо отмечала знаменитая французская пианистка Маргарита Лонг, - ленивое решение сомнительной верности и притом расточающее драгоценное время. Произведение, выученное таким образом, как правило, быстро забывается.

Для развития прочности (сохранения) музыкального материала в памяти учащихся предлагаются следующие задания:

1. Выучивание наизусть нотного текста мелодии:

  • пропевание мелодии с одновременным проигрыванием на инструменте;
  • простукивание ритмического рисунка;
  • пропевание мелодии с одновременным простукиванием ритмического рисунка;
  • пропевание мелодии без инструмента;
  • графическое изображение мелодии;
  • целостный анализ;
  • пропевание под аккомпанемент педагога.

2. Игра без инструмента и без нот на плоскости.

Музыканту любой специальности лишь тогда можно быть убежденным, что действительно запомнил данное произведение, когда он, музыкант в состоянии восстановить его мысленно, проследить развитие его точно сообразно тексту, не глядя в ноты, и осознавать в себе ясно его мельчайшие составные элементы.

Это - наиболее трудный способ работы над произведением, и И. Гофман недаром говорил о его сложности и «утомительности» в умственном отношении. Тем не менее, чередуя мысленные проигрывания произведения без инструмента с реальной игрой на инструменте, учащийся может добиться предельно прочного запоминания произведения.

  • Задание: Учащемуся предлагается проиграть выученное произведение без нот и без инструмента, т.е. пропевать нотный текст про себя или вслух, и проигрывать на воображаемом инструменте.
  • Задание: Учащемуся предлагается записать выученную мелодию по памяти, при этом, не прибегая к помощи инструмента.

Задания для расширения объема памяти.

1. Угадай мелодию

Педагог проигрывает на музыкальном инструменте несколько мелодий, различных по характеру: быстрых, медленных, лирических, грустных, изящных и т. п. Учащийся воспринимает на слух эти мелодии, запоминая характер исполнения. Задание: при проигрывании музыкального фрагмента определить по эмоциональной окраске, характеру исполнения, из какого произведения этот фрагмент.

2. Учащемуся предлагается на уроке выучить и воспроизвести на инструменте музыкальный фрагмент, состоящий из 4-х тактов. На последующих уроках объем музыкального фрагмента (такты) увеличиваются до окончания музыкального фрагмента.

3. Для увеличения объема памяти учащегося, можно использовать следующий метод: каждый урок учащийся выучивает небольшую понравившуюся пьесу, к концу четверти объем памяти учащегося увеличивается за счёт увеличения репертуара.


3. Заключение

В заключении автор рекомендует данные задания применять на каждом уроке. Таким образом, используя комплекс специальных заданий в процессе заучивания музыкальных произведений, направленных на развитие таких навыков, как скорость запоминания музыкального материала, точность воспроизведения, прочность сохранения нотного текста в памяти, расширение объёма музыкальной памяти, можно значительно повысить уровень её развития в процессе обучения юных музыкантов.

Исходя из всего вышесказанного, можно построить неразрывную цепь необходимых процессов исполнителя. Чтобы уметь что-либо воплощать, надо уметь это воображать; чтобы уметь воображать – надо уметь запоминать, а чтобы уметь запоминать – необходимо уметь слышать. И как писал К.Д. Ушинский: «Педагог, желающий что-нибудь запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений…приняли участие в акте запоминания». (Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М. 1984. с.104)


   Список, используемой литературы

  1. Григорьев В. «О развитии музыкальной памяти учащегося», из сборника статей Вопросы музыкальной педагогики».
  2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: «Институт психологии РАН», 1997.
  3. Липс Ф. Искусство игры на баяне, методическое пособие для педагогов ДМШ, учащихся ССМШ, музучилищ, вузов. – М.: Музыка, 2004
  4. Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Музыка, 1967.
  5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
  6. О музыке и музыкантах. Сб. статей. Т.2. М.1973.
  7. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
  9. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., Педагогика 1988.
  10. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. – СПб: «Композитор», 2008
  11.  Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М. 1984.
  12.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, М., 1989.