«Круговые русские народные танцы как неотъемлемая составляющая музыкального образования»

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования музыкальной направленности, педагогов-организаторов, музыкальных руководителей детских садов.  В этой работе заявленная тема раскрыта на примере русских круговых танцев, основанных на элементах русского хоровода. Вашему вниманию предлагается сценарий проведения праздника «Весна на пороге» — интерпретации традиционного праздника Масленицы. В работе представлены описания танцев, нотные примеры музыкального сопровождения для пения и игры на музыкальных инструментах орф-оркестра или шумового детского оркестра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект65.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский творческий центр «Театральная Семья»

Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка:

«Круговые русские народные танцы

как неотъемлемая составляющая музыкального образования»

План – конспект

праздничного мероприятия с использованием

разных видов русского хоровода

Автор: Прохонова Марина Ильинична,

педагог дополнительного образования

г. Санкт-Петербург

2019 г.

Аннотация

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования музыкальной направленности, педагогов-организаторов, музыкальных руководителей детских садов.  В этой работе заявленная тема раскрыта на примере русских круговых танцев, основанных на элементах русского хоровода. Вашему вниманию предлагается сценарий проведения праздника «Проводы Зимы – встреча Весны» — интерпретации традиционного праздника Масленицы. В работе представлены описания танцев, нотные примеры музыкального сопровождения для пения и игры на музыкальных инструментах орф-оркестра или шумового детского оркестра.

"Танцуя эти старые формы, мы как будто оказываемся в другом времени, владеем древним знанием и воплощаем его в настоящем движении…"

Бернард Возиен,

профессор хореографии и основатель движения Sacred Circle Dances 

Введение

Круговой танец служил особым языком общения с природой, богами, людьми и со своим собственным естеством. На протяжении многих веков он выражал настроения и чувства, копил опыт и стремления народа.

Происхождение круговых танцев теряется в доисторической глубине. Праздничные и простые, приуроченные к временам и событиям года: к посеву и сбору урожая – медитативные и задорные, исполняемые для заклинания стихий, духов солнца и дождя, для привлечения счастья и сохранения мира. Через танец люди разных национальностей передавали свои знания и понимания следующему поколению.

Круговые танцы – это древняя традиция и способ общения, повод для встречи и возможность поднять настроение. Участвовать в них может любой человек.  Медленные и быстрые, простые и сложные, игривые и задумчивые. Круговые танцы знакомят нас с культурой, философией и традициями разных народов. В танце мы как бы путешествуем по странам, вбирая в себя лучшее, что бережно сохранялось людьми на протяжении многих лет и веков.

Шаги в народных танцах простые и логичные, поэтому легко запоминаются и исполняются. Народная музыка, в чём-то схожая, в чём-то различная, но всегда красивая, увлекательная. Танцующие, наслаждаясь прекрасной музыкой, через движение в едином темпе и ритме чувствуют единство круга, через контакты рук и глаз лучше понимают друг друга и себя. Движения и музыка, которым уже несколько сотен лет, будят рецепторы наших тел, развивают интуицию, давая уверенность движений, защищённость и теплоту.

У разных народов шаги танцев часто похожи, и складывается впечатление, что на планете был единый язык круга, некая общность человеческих проявлений, заложенная самой природой, и к которой мы возвращаемся, оказавшись в танцевальном кругу. Многие танцы отражают богатую и красочною природу: полет птиц, распускающиеся цветы. Как будто сама природа нашептывает нам ритм движения.

Круговой паттерн движения присутствует во многих танцах народов мира:
- Хороводы – встреча времен года, праздники, свадьбы, изгнание русалок (Древняя Русь),
- Коло – круг (Сербия, Богемия, Хорватия),
- Хора (праздники, свадьбы): Молдавия, Румыния, Израиль
- Норвежская круговая (викинги)
- Ёхор – культ неба, земли и воды (Бурятия, Байкал, Алтай),
- «Изгнание злых духов»,  «Праздник кита» (Чукчи)
- Асланбий – во славу царя зверей – льва (народы Кавказа, Китай, Корея, Средняя Азия, Персия, Тибет)
- женский круговой танец сбора урожая (Корея)
- в Европе: менуэт (Франция), грюттмакерюнг (Германия), краковяк (Польша)
- Сиртаки, Нasapiko - танец мясников (Греция)

Методическое обоснование темы

«Элементарная музыка — это не музыка сама по себе; она связана с движением, танцем и словом» (Карл Орф) («Элементарное музыкально воспитание по системе Карла Орфа»/ Под. ред. Л. А. Баренбойма. – М., 1978., стр. 150)

Такое единство, которое и сегодня является чем-то самим собой разумеющимся для многих культур нашей земли и не нуждается там в специальной заботе, в большинстве цивилизованных стран в значительной мере утрачено и в чистом виде осталось разве лишь у детей. С этой целью, наряду с развитием музыкального и речевого начал, необходимо целенаправленно развивать и элементарные двигательные навыки, что в свою очередь — благодаря особому вниманию, уделяемому ритмическим элементам, — оказывает воздействие на формирование музыкальных способностей.

Музыкальное движение относится к так называемым «творческим», или активным, методам обучения. Их основная идея такова: вместо того, чтобы в процессе обучения формировать у ребенка отдельные навыки или натаскивать на шаблоны, по возможности создаются полноценные ситуации, требующие от детей самостоятельного, осмысленного действия. В музыкальном движении ребенок как бы «проживает» музыку своим телом. Специальные упражнения, задуманные как маленькие игры или этюды, предлагают пережить разные музыкально-двигательные образы в соответствии с характером и эмоциональным содержанием музыки. Например, все в детстве «прошли» через известный детский хоровод-игру «Каравай».

Таким образом, в движении и игре дети учатся слушать и понимать музыку и, самое главное, давать самостоятельный «ответ», ярко выражать свои чувства, вызванные музыкой.

Работа над точностью детского ответа идет совместно с ребенком, пробуждая его инициативу и одновременно привлекая внимание к содержанию музыки и средствам музыкальной выразительности.

Главный итог такой работы – глубокое и при этом естественное вхождение ребенка в мир музыки, овладение эстетическими переживаниями, умение выразить свои чувства в доступной художественной форме. Как распорядится приобретенным богатством ребенок, а потом взрослый, покажут жизнь и время. Очевидно одно: пробужденная душа, открытая через искусство миру человеческих переживаний и ценностей, имеет шанс вырасти в самостоятельную и творческую личность.

Особенности реализации программы-праздника

Цели и задачи

Цель программы –  приобщение учащихся и их родителей к культурному национальному наследию, раскрепощению их творческого потенциала для позитивного творческого взаимодействия в коллективе.

  • Основная задача – создание условий для развития и реализации творческого потенциала.

Задачи:

  1. обучающие – освоение песенного, игрового, стихотворного материала, получение новых знаний о природных явлениях и о связанной с этими явлениями деятельностью наших предков. Формирование навыков вокально-двигательной координации. Изучение национальных традиций.
  2. развивающие – развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения; развитие ритмической и музыкальной памяти;
  3. воспитательные – умение действовать по правилам, соотносить своё «Я» с коллективом, умение договариваться, уступать, помогать; воспитание творческой активности.

КОНЕЧНЫЙ ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Таким образом, полноценно реализованная предложенная программа может содействовать введению детей в мир народной культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта позитивной, созидательной самореализации в совместной со сверстниками и с родителями творческой деятельности.

Тип занятия – комбинированный, т.к. сочетает в себе этап закрепления полученных навыков, знаний и умений, этап систематизации и обобщения изученного материала, этап проверки полученных навыков, знаний и умений.

Вид занятия - творческая игра

Форма организации занятия – коллективная

Метод  обучения: практико-ориентированной деятельность

Ссылка на видео-материал:

https://vk.com/id52038296?z=video52038296_456239085%2Fceaa78316acef5f31e%2Fpl_wall_52038296

Место проведения.

  • Танцевальный зал  
  • сценическая площадка для орф-инструментов (в том числе и шумового оркестра)

2. Программа занятия рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому сориентирована на их возможности. Продолжительность 1- 1,5 часа (в зависимости от возраста).

3. Количество учащихся – 20–30 детей и их родители.

Оборудование.

В качестве художественного оформления используются:

  1. предметы национальной утвари (скатерти, самовары, посуда, прялка, лапти и т.д.);
  2. народные инструменты (гусли, балалайка, трещотки, шаркуны, окарины, свирели, бубны, бубенцы, деревянные ложки и т.п.);
  3. аудиозаписи с народными песнями, наигрышами;
  4. костюмы: косоворотки, кушаки, сарафаны, шали, панёвы, рубахи, бусы.

СЦЕНАРИЙ «ВЕСНА НА ПОРОГЕ»

(план-конспект)

Действующие лица.

  1. Ведущий
  2. Зима
  3. Весна
  4. «Птички» - свита Весны
  5. Музыканты-скоморохи – помощники Ведущего
  6. Участники (дети и родители)

***

Звучит народная музыка.

Участники входят в зал. На пороге их встречает Зима.

Участники - Здравствуй, Зимушка-Зима!

Зима- Здравствуйте, детишки-ребятишки! Зачем пожаловали?

Участники - Весну встречать!

Зима (огорчённо) - А как же я? Ведь я же лучше?

Участники - А тебя, Зимушка-Зима, будем провожать!

Зима - Да я обратно дорогу теперь не найду!

Участники - А мы тебе путь-дорожку укажем!

Ведущий – детям: - Давайте уведём Зиму по запутанной дорожке, чтобы она обратно к нам не скоро вернулась.

Танец 1. Хоровод «Метелица» (под оркестр и напевая песню «Как зима с весною…») Спокойная певучая музыка создаёт светлое, уравновешенное настроение, которое отражается в ходьбе.

Ход танца «змейка с воротцами»:

  1. Все встают друг за другом и, взявшись за руки, образуют цепочку и движутся за ведущим. Дети идут неторопливо, небольшими шагами, ставя ногу мягко на всю ступню, сохраняя непринуждённую осанку.
  2. Ведущий проводит учащихся по залу «змейкой», делает завитки то глубже, длиннее, то мельче, короче, но обязательно чередуя повороты направо и налево, в двухдольном размере (2/4).
  3. Два первых участника образуют воротца, взявшись за обе руки и подняв их.  Когда вся цепочка пройдет через воротца, эти участники встают замыкающими.
  4. Ведущим становится 3-ий участник хоровода, который по ходу музыки образуют следующие воротца. И так далее.

Рекомендации: если группа многочисленна, то можно образовать 2 группы-змейки танцующих. Для участников складывается благоприятные условия для импровизации по ходу исполнения хоровода.

 

Движение завершается в кругу. Появляется Зима.

Зима: - Как это Зима с Весною повстречается? Пока я здесь, Весна не придёт!

Ведущий - Да у нас волшебные слова есть, веснянки-заклички. Услышит их Весна и придёт. Мы веснянку споём, Весну красную зовём!

Ведущий предлагает игру-соревнование, какая команда звонче перепоёт другую.

Танец 2. Ход танца «сторона на сторону».

  1. Такты 1-8. Ведущий проводит участников по кругу и разводит на 2 шеренги.  
  2. Такт 9-12. 1-ая шеренга движется вперёд к стоящей против неё 2-ой шеренге. С концом фразы останавливается и отмечает ударом ноги (топ).

Такт 13-16. 1-ая шеренга, отступая, возвращается на место.

  1. Такты 17-20 и 21-24. То же исполняет 2-ая шеренга.
  2. Итак, несколько раз, как бы соревнуясь друг с другом.

Песня «Весна, весна красная» под оркестр с народными инструментами.

Весна,%20весна

Зима берёт ведро со «снежками» и начинает бросать в детей, те поднимают и ловят снежки и забрасывают Зиму.

Зима: - Что-то я устала, ох, уморили вы меня…

Участники: - Уходи-ка, ты спать! Будем мы весну встречать!

Пора тебе на покой! А нам играть в весенние игры!

Участники оркестра с инструментами (ложки, бубенцы, колокольчики, бубны) встают полукругом и исполняют весёлые наигрыши, под которые остальные участникам предлагается поплясать, «согреть ноги».

Танец 3.  «Птичий перепляс».

Пляска даёт возможность детям, у которых ещё нет никаких музыкально-двигательных навыков, поплясать, повеселиться.

Дети одевают заготовленные накидки-крылья, шапочки с клювами или полумаски.

Ход танца «Плясовая».  Танец носит подражательный характер.

  1. Такты 1-4: участники то подпрыгивают поочерёдно на каждой ножке, то на двух, то замирают на одной.
  2. Такты 5-8. На смену музыки «взмахивая» крыльями, кружатся на месте вокруг себя.
  3. На проигрыш произвольно перелетают на новое место, меняясь с другим участником. И танец повторяется.

Зажигательное настроение формируется благодаря образности танца и импровизации. Дети не боятся ошибок и с удовольствием придумывают свой танец.

Появляется Весна в сопровождении «свиты» (дети, одетые в костюмы птиц).  

Весна – Здравствуйте, мои дорогие! Спешу к вам, а как флейты услыхала, так бегом побежала!

Ведущий: - Возьмём ложки, бубенцы, и приветствуем Весну.

Зима: – Ладно уж, сама уйду, коли не люба я вам.  Только последнюю игру со мной сыграйте.

Участники: -  Нам морозом не грози! Через год приходи!

Зима (стелет коврик и ложится): - Вот не много отдохну и тогда от вас уйду.

Весна: - Знаю я, как Зиму с места поднять. Да есть одно средство!

- Чего Зима боится? - Правильно, огня! Разведём-ка мы костёр.

Танец 4. Хоровод «Гори, гори ясно!»

Ход танца напоминает известный детский хоровод «Каравай»:

  1. Движение по часовой стрелке и против часовой стрелки.
  2. Движение в центр круга и из центра (сужение и расширение).

Участники выполняют этот хоровод, напевая народную детскую попевку:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят!

Гори

Участники исполняют песню всё громче и громче, крещендо изображает разгорающийся костёр.

Весна: - Теперь попрыгаем через костёр! И ты Зима с нами!

Все перепрыгивают по очереди

Зима (перепрыгивает и охает): - Ох, горячо! Ох, растаю! Ой, убегу по добру, по здорову, а то спалят меня на этом костре!

 Зима убегает из зала.

 ***

Ведущий – Вот и Зима отправилась на отдых, а вместе с ней и снег и лёд растаяли. И зажурчали. Зазвенели ручейки по полям, по улицам. А мы с вами поиграем в ещё в одну игру - в «Ручеёк».

«Ручеёк» — это древний обрядовый хоровод, его водили весной.

Этот обряд символизировал таяние снега и журчание ручьёв. В настоящее время ни один хороводный праздник не обходится без хороводных ручейков. Возможно, потому что люди в этом хороводе чувствуют единение, связь и гармонизацию окружающего пространства.

Танец 5. Ход танца «Ручеёк».

  1. Такты 1-8. Ведущий проводит участников по кругу и разводит на 2 шеренги, которые встают близко к друг другу, «визави» берутся за руки и делая воротца, из которых формируется коридор.
  2. Далее непарный участник проходит через воротца, выбирая себе пару, и проводит участника до конца коридора.
  3. Пары движутся мелкими шагами вперёд, что позволяет сохранять постоянное движение внутри коридора.  

Ведущий – Вот и праздник к нам пришёл!  Для тебя, Весна, мы приготовили подарки своими руками.

Дети берут у родителей своих «птичек» (окарины из глины, раскрашенные детьми с родителями) и несут Весне.

- Ах, какая красота! Неужели вы сами их раскрасили? Потрудились вы на славу.

Весна и Ведущий: - А теперь встали все в кружок, и как, мои птицы: скок да скок.

«Скок, скок, поскок» - танец (6) «Круговой перепляс» под пение и оркестр.

Ход танца.

  1. Участники встают парами по кругу: один лицом в круг, другой спиной к центру круга. 1-ая фраза топают ритм ногами поочередно, руки на поясе. 2-ая фраза – хлопают крест-на-крест в ладоши друг с другом.
  2. На последней доле каждый участник делает шаг вправо по кругу и оказывается лицом к лицу с другим участником. Движения повторяются.
  3. Таким образом, получается 2 круга, которые движутся в противоположные по отношению к друг другу стороны. Темп постепенно ускоряется.

Меняющиеся пары, ускорение, весёлая музыка и активные ритмичные движения – всё это создаёт энергичный финал и позволяет поставить точку праздника на яркой эмоциональной ноте.

Дроздок

Финал. Участники по сигналу бубна встают в круг.

Весна: – И я без дела не сидела, угощенье вам пекла и на праздник принесла.

Достаёт из корзинки фигурные пряники.

- Мышки, да зайчишки,

Олени да котишки

Вы в ладошки их возьмите

И домой отнесите.

Там кусочки отломите,

Всех родных угостите,

Вкусным чаем напоите!
Ведущий: - Вот и празднику конец! Кто пришёл к нам – молодец!

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Дети должны почувствовать, что движение и музыка органически связаны содержанием, характером, формой. У детей воспитывается восприятие целостности каждого музыкального произведения.

Активное использование элементов музыкального движения на основе народных танцев помогает учащимся качественнее осваивать разделы программы «Элементарное музицирование»:

  1. В вокале и игре на блокфлейте мелодия «оживает», дети чувствуют движение музыки в пространстве, что благотворно сказывается на дыхании и исполнении.
  2. Ритм и темп произведений, пропущенный через тело с использованием ритмических, танцевальных композиций, позволяет учащимся чувствовать себя более раскованно и ритмически организованно.
  3. Формы народных танцев, как правило, просты, но через их исполнение доходчивее понимается музыкальная форма.
  4. Народные танцы часто исполняются под пение. Это очень важная особенность в освоении народного творчества, которая помогает развитию координации между движением и вокалом, формирует сложные комбинации навыков, развивает способность к распределённой деятельности.
  5. Коллективное творчество, партнёрские конструктивные отношения, радость творческого созидания – всё это бесценные семена для развития учащихся, для коррекции внутренних качеств и личностного становления.

Методические рекомендации

При подготовке и проведении занятия педагогу следует:

  • добиться максимальной активности учащихся,
  • включить в творческий процесс всех участников,
  • сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету,
  • побудить получать знания и приобретать конкретные умения.

Для успешного освоения материала следует добиваться «погружения» учащихся в тему с помощью разнообразной деятельности:

  1. Знакомство с литературной основой фольклора: сказки, игры, поговорки и т.д.
  2. Использование наглядных материалов: просмотр видео, слушание музыки, иллюстрации, таблицы. (Приложение 1.)
  3. Изучение народных орнаментов через прикладное творчество. (Приложение 1.)
  4. Изготовление элементов костюмов, реквизита.
  5. Запись и проигрывание ритмических рисунков танца. (Приложение 2.)
  6. Пение мелодий и песен разных народов, сопровождающих танец.
  7. Музицирование на инструментах.

Интернет ресурсы.

  1. https://samopoznanie.ru/schools/krugovye_tancy/#ixzz63UiNikxB
  2. Ссылка на видео-материал:

https://vk.com/id52038296?z=video52038296_456239085%2Fceaa78316acef5f31e%2Fpl_wall_52038296

Список литературы для педагогов

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. -  М., 1987.
  2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. -  М., 1989.
  3. Арисменди. Музыкальное воспитание. – М., 1989.
  4. Виноградов Л. В. Элементарное музицирование. – М., 2001.
  5. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада / Сост. А. В. Кенеман; под ред. Т. И. Осокиной. – М., 1989.
  6. Джон Бин, Амилия Оулфилд. Волшебная дудочка. Развивающие музыкальные игры. Москва, «Теревинф», 2000.
  7. Дыкман Л. Гармоничный ребёнок. Как этого достичь? (Игры, музыка, праздники года), Санкт-Петербург, «Петро-РИФ», 1998.
  8. Каплунова И., Новоскольцева И. Музыка и чудеса. Музыкально-двигательные фантазии. С-Пб., «Композитор», 2000.
  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, Москва, «Педагогика», 1986.
  10. Музыкальное воспитание Венгрии / Под. ред. Л. А. Баренбойма. – М., 1989.
  11. Науменко Г. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки скороговорки, считалки, игры. Москва, «Советский композитор», 1984.
  12. Науменко Г., Новлянская З.  От Зимы до Осени: Фольклорный праздник в школе. М., «Детская литература», 1982
  13. Науменко Г. Солнышко, покажись! (Русские народные скороговорки,  заклички, игры) М., «Детская литература», 1977.
  14. Пшеницына Н.А. Времена года (песни, пословицы). М., «Владос», 2003.
  15. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. С-Пб., Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000.
  16. Элементарное музыкально воспитание по системе Карла Орфа/ Под. ред. Л. А. Баренбойма. – М., «Советский композитор», 1978.
  17. Э.Жак-Далькроз. Ритм. М., Издательский дом «Классика ХХI», 2019.

Приложение 1.

Основные фигуры хоровода.

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2013/04/212.jpg

Приложение 2.

Ритмические таблицы.

Двутакты-2Двутакты-1