"Педагогический проект по художественно - эстетическому развитию "Мир музыкальных инструментов""

Бойчук Татьяна Михайловна

Сообщение из опыта работы. В рамках совместного долгосрочного проекта "Маленькими шагами в юные музыканты"  (МДОУ д/с №6 "Земляничка"  - МБУ ДО "ДМШ №1") был проведён пед.проект "Мир музыкальных инструментов". Проект был предназначен для детей старшего дошкольного возраста и воспитателей детского сада, учащихся и педагогов детской музыкальной школы и родителей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слайд №1. Педагогический проект

по художественно-эстетическому развитию

«Мир музыкальных инструментов»

Я представляю сообщение из опыта работы на тему: « Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию « Мир музыкальных инструментов»».

В настоящее время проектная деятельность приобрела довольно широкую популярность и стала частью образовательного процесса.

В Федеральном государственном образовательном стандарте данный вид деятельности определяется как один из наиболее продуктивных способов достижения предметных и личностных результатов учащихся, нацеленный на развитие познавательных интересов, который формирует активность, самостоятельность, инициативу обучающихся.

Проектная деятельность – это самостоятельная или коллективная творческая деятельность, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях. Результаты поиска обобщаются и объединяются в одно целое.

Слайд №2.

Любой проект имеет практически одинаковую структуру. Проект – это «пять П»:

  • Проблема (которой  посвящён  проект);
  • Проектирование (планирование) (действий хода проекта) ;
  • Поиск информации (для решения поставленной проблемы);
  • Продукт; (полученный в результате поиска информации)
  • Презентация (это собственно отчет о проделанной работе и полученном результате  проекта)

Проект «Мир музыкальных инструментов», который я сегодня представляю, был  предназначен для детей старшего дошкольного возраста и воспитателей детского сада № 6 «Земляничка» , учащихся и педагогов детской музыкальной школы и  родителей.

Слайд №3.

Актуальность. Художественно-эстетическое развитие по ФГОС дошкольного и школьного образования предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру. 

Музыкальный инструмент – это тоже произведение искусства, требующее своего понимания, восприятия и осмысления.

Как произведения искусства, музыкальные инструменты являются инструментом (средством) выражений эмоций и чувств человека.

Музыкальные инструменты восхитительны не только благодаря своей прекрасной роли. В каждом инструменте есть душа. Душа дерева, из которого этот инструмент изготовлен, душа мастера, его создававшего. И когда инструмент попадает в руки  музыканта, происходит чудо — рождается музыка.

Слайд №4.

 Проблема в том, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста нет целостного представления и смыслового восприятия музыкальных инструментов, как произведений искусства.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов.

Слайд №5.

Гипотеза. Если развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыкальных инструментов, как произведений искусства, то это будет способствовать художественно – эстетическому  развитию детей, а также развитию тембрового слуха, ритмических и творческих способностей.

Слайд №6.

Цель.  Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыкальных инструментов, как произведений искусства и приобщение детей к миру музыки.

Слайд №7.

Задачи.

  1. Расширять представления о разнообразии и видах музыкальных инструментов, вызвать интерес к истории создания музыкального инструмента.

2. Формировать представление об эстетической и художественной ценности    музыкального инструмента.

3. Развивать представление о понятии «оркестр» и «дирижёр».

4. Развивать эмоциональную сферу, тембровый слух,   ритмические и творческие     способности дошкольников и учащихся.

5. Проявить интерес к концертной деятельности.

6. Заинтересовать детей и родителей к поступлению в музыкальную школу.

7. Осуществить преемственность «детский сад – музыкальная школа».

Слайд №8.

Этапы реализации проекта.

  1. Организационный этап.

  1. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.

- методической  литературы для воспитателей и родителей.

- познавательная и энциклопедическая литература для детей.

  1. Подбор музыкального материала.
  2. Изучение интернет -  ресурсов.
  3. Создание предметно – развивающей среды:
  • подбор иллюстраций, фотографий, карточек с изображением музыкальных инструментов и музыкантов, играющий соло и в оркестре.
  • дидактические игры и пособия.
  1. Создание и использование презентаций:
  • «Музыкальное путешествие».
  • «Виды оркестров».
  •  «Путешествие в мир симфонического оркестра».

Слайд №1,2

2. Реализация проекта.

   Наш проект начался с  интересной встречи. Учащиеся музыкальной школы - выпускники детского сада,  подготовили концерт «Музыкальное путешествие»

Слайд №3. и своей игрой продемонстрировали, как звучит флейта, гитара,  баян, фортепианный ансамбль. Дети получили яркие впечатления от встречи, что вызвало  интерес и побудило желание продолжить знакомиться с музыкальными инструментами.

Слайд №4. При дальнейшем знакомстве с музыкальными инструментами и видами оркестров были проведены занятия и беседы с использованием презентации «Виды оркестров», где дети и учащиеся познакомились с разными оркестрами, их составом. Слушали произведения в исполнении духового, народного, джазового и симфонического оркестра.

Слайд №5. Проводились  дидактические игры: «У кого струны, у кого клавиши?», «Что как звучит?», игра «Угадай инструмент!», «Создай свой оркестр», «Соло на ладошках», подвижная игра «Оркестр».

Слайд №6. В рамках проекта я  провела ряд занятий, с использованием пособия Радыновой Ольги Петровны «Музыкальные инструменты и игрушки», которые были посвящены симфонической сказке Сергея Прокофьева «Петя и волк».

Слайд №7,8. Муз. руководитель д/с №122 г. Пенза Александрова Ирина Алексеевна создала презентацию к этой сказке  «Путешествие в мир симфонического оркестра», благодаря которой мы с ребятами познакомились с музыкальными инструментами, которые озвучивали героев этой сказки. После просмотра симфонической сказки, детям была дана возможность поиграть и проверить себя, как они запомнили инструменты и их звучание.

Слайд №9. Работа по реализации проекта велась и воспитателями в группах. Они  с детьми читали и смотрели сказки, в которых встречались музыкальные инструменты. Это сказка «Бременские музыканты» братьев Гримм, Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик», Л. Легут «Музыкальный магазин».

Слайд №10. В продуктивной деятельности дети рисовали муз. инструменты, лепили из пластилина гитару, барабан.

Слайд №11. В ходе педагогического проекта, когда дети знакомились с разными  инструментами, видами оркестров и их звучанием, возник вопрос: «А кто же в оркестре главный? Или какие из инструментов главнее всех?». Чтобы ответить на него, необходимо обладать более глубокими знаниями. И тогда,  у детей появилось желание  узнать историю создания музыкальных инструментов (может быть, именно там есть ответ на возникший вопрос).Дети выбрали свой любимый инструмент и вместе с родителями готовили свои проекты.

 Проекты у детей получились самые разные.

Прасолова София  подготовила устный рассказ о «ксилофоне».

Слайд №12.(Показ видео «Проект ксилофон».)

Слайд №13. Многие ребята подготовили проекты в печатном виде с иллюстрациями, картинками и своими рисунками.

Алейникова Алиса вместе с родителями творчески отнеслась к работе, они создали видео проект «Фортепиано».

Слайд №14.(Показ видео «Проект фортепиано»).

Слайд №15. Познакомившись с проектами своих товарищей, дети пришли к выводу, что в оркестре нет самого главного инструмента – все музыкальные инструменты очень важны. И сказка Сергея Янаки «Кто в оркестре самый главный?» помогла детям прийти к единому мнению, что в  оркестре тогда наступает лад и согласие, когда  у него есть дирижёр. Он то и будет главный в оркестре!

Слайд №16.С детьми была разучена и проведена игра «Оркестр и дирижёр». Дети точно старались воспроизвести ритмический рисунок на инструментах и с увлечением брали на себя роль дирижера, руководя маленьким оркестром.

Сейчас я вам хочу показать видео, как проводится эта игра.  Многие преподаватели ходят в детские сады с концертами, и этой игрой вы можете воспользоваться (так – как   детям дошкольного возраста необходимо в мероприятия включать игру и частую  смену деятельности для того, чтобы удержать их внимание, интерес и для того, чтобы они не уставали).

Слайд №17.(показ видео игра «Оркестр»)

Слайд №1,2.

 3. Заключительный этап.

В заключение реализации проекта было проведено совместное мероприятие с учащимися, преподавателями ДМШ и родителями -  создание мини-музея «Музыкальных инструментов». Не только дети, но и взрослые увлеклись темой музыкальных инструментов и пополняли музей новыми экспонатами.

Слайд №3. Детей заинтересовали расписные свистульки из дерева, глины, керамики,

Слайд №4. а также такой необычный народный инструмент «рубель».

Слайд №5. Но особый восторг у детей вызвал западноафриканский барабан «Джембе».

Слайд №6. За участие в проекте дети были награждены грамотами  и дипломами и получили приглашения на отчётный концерт в Детскую музыкальную школу Гимназии №1.

Слайд №7.

Оркестр детского сада «Весёлые нотки» исполнил на отчётном концерте «Зимний вальс» Евгения Доги.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Дети проявляли  инициативу в познавательно - исследовательской деятельности.

2.  Дети сами могут определить вид музыкального инструмента, оркестра, различают их звучание, составить рассказ о  музыкальных инструментах, пытаются сами объяснить, как устроены музыкальные инструменты,  и определить их роль в оркестре.

3. Дети могут точно воспроизводить ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и быть эмоционально отзывчивыми.

4. Дети,  учащиеся и родители с удовольствием общались друг с другом и принимали участие в поисковой деятельности и концертных выступлениях.

5. В этом году в 1 класс музыкальной школы пришли учиться 8 выпускников детского сада № 6 «Земляничка».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию «Мир музыкальных инструментов» Преподаватель МБУ ДО «ДМШ №1» : Бойчук Т.М.

Слайд 2

Проект – это «пять П»: .

Слайд 3

Актуальность. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.

Слайд 4

Проблема. У детей дошкольного и младшего школьного возраста нет целостного представления и смыслового восприятия музыкальных инструментов, как произведения искусства.

Слайд 5

Гипотеза. Если развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыкальных инструментов, как произведений искусства, то это будет способствовать художественно – эстетическому развитию детей, а также развитию ритмических и творческих способностей.

Слайд 6

Цель: Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания мира музыкальных инструментов, как произведений искусства и приобщение детей к миру музыки.

Слайд 7

1. Расширять представления о разнообразии и видах музыкальных инструментов . Вызвать интерес к истории создания музыкального инструмента. 2 . Формировать представление об эстетической и художественной ценности музыкального инструмента. 3 . Развивать представление о понятии «оркестр», «дирижёр». 4 . Развивать эмоциональную сферу и творческие способности дошкольников. 5.Проявить интерес к концертной деятельности. 6. Заинтересовать детей и родителей к поступлению в ДМШ. 7. Осуществить преемственность «детский сад – музыкальная школа». Задачи:

Слайд 8

Этапы реализации проекта: 1. Организационный этап


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию «Мир музыкальных инструментов» Преподаватель МБУ ДО «ДМШ №1» : Бойчук Т.М.

Слайд 2

2. Реализация проекта

Слайд 4

ВИДЫ ОРКЕСТРОВ

Слайд 8

С. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Слайд 11

?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект по художественно – эстетическому развитию «Мир музыкальных инструментов» Преподаватель МБУ ДО «ДМШ №1» : Бойчук Т.М.

Слайд 2

3. Заключительный этап



Предварительный просмотр:

Игра  «Оркестр и дирижёр»
Песня  «Добрый мастер»
Автор: Злотник О. Долгалева О. Холодная И. исп Ю.Селиверстова

1. Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил
    Ложки, дудки, погремушки, детям с радостью дарил.
Припев: Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки- туки!
               Тук-тук, поиграйте, от меня не отставайте!
               Тук-тук, ну-ка вместе, тук-тук, эту песню!
               Тук-тук, посмелее, тук-тук, веселее!
2. Добрый мастер в сказке славной погремушки вырезал,
    Песенки припев забавный он все время повторял!
Припев: Динь- динь, погремушка, динь - динь, возле ушка!
               Динь - динь, поиграйте, от меня не отставайте!
               Динь - динь, ну-ка вместе, динь - динь эту песню!
               Динь - динь, посмелее, динь - динь, веселее!
3. Добрый мастер в сказке славной даже бубны вырезал!
    Песенки припев забавный он все время повторял.
Припев: Шлеп - шлеп, бубен в руки, шлеп-шлеп, туки – туки!
               Шлеп - шлеп, поиграйте, от меня не отставайте!
               Шлеп - шлеп, ну-ка вместе, шлеп-шлеп, эту песню!
               Шлеп - шлеп, посмелее, шлеп-шлеп, веселее!
4. Добрый мастер в сказке славной инструменты мастерил,
    Колокольчики, звоночки детям с радостью дарил!
Припев: Дзынь - дзынь, пошумите, дзынь – дзынь, позвените!
               Дзынь - дзынь поиграйте, от меня не отставайте!
               Дзынь - дзынь, ну-ка вместе, дзынь – дзынь, эту песню!
               Дзынь - дзынь, посмелее, дзынь - дзынь, веселее!
5. Добрый мастер в сказке славной очень музыку любил
    Музыкальных инструментов много детям подарил!
Припев: Тук-тук, ложки в руки, тук-тук, туки -туки!
               Динь- динь, погремушка, динь- динь, возле ушка!
               Шлеп-шлеп, ну-ка вместе, шлеп-шлеп, эту песню!
               Дзынь - дзынь, посмелее,  дзынь - дзынь, веселее!