методический доклад «Особенности работы концертмейстера - баяниста в классе народного танца.

Гилязетдинова Надежда Владимировна

Работа концертмейчтера заключается в подбореи освоении музыкального материала, связанная с народным танцем и его хорографической спецификой, а также  с возрастными  особенностями ребенка.Освоение музыкальной  специфики  хореографического искусства, как классического, так и народного танца, понимании их родственных связей и отличий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad.docx31.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методический доклад

концертмейстера  отделения хореографического искусства ДШИ г. Рыльска Курской области

 в классе народного танца Гилязетдиновой Н.В.

«Особенности работы концертмейстера - баяниста в классе народного

танца.

Работа концертмейстера  заключается в подборе и освоении музыкального материала, связанного с  народным танцем и его хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями детей. Если взять нашу школу искусств, то на отделении хореографии обучается порядка 70 детей (с учетом отделения раннего музыкально - эстетического развития), возрастом от 4 лет до 13-14 лет, и со всеми мне приходится работать как  концертмейстеру и преподавателю  на уроках ритмики, народного, современного и бального танцев.

Освоение музыкальной специфики народной хореографии возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства, как классического, так и народного танца, понимании их родственных связей и отличий.

Во-первых, я изучила (и продолжаю изучать) основную танцевальную терминологию, чтобы знать - о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi  plie, Grands  plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battementstendus (Battements  tendus  jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое  выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Впрочем, в народном танце многие движения могут носить совершенно другой характер, амплитуду и ритм, чем в классическом танце, или вообще не иметь аналогов. В частности, движение «Флик-фляк», например, в классическом танце отсутствует вообще. Все эти тонкости концертмейстер -аккордеонист класса народного танца должен знать и использовать в своей работе.

Во-вторых, мне необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом –  уметь ориентироваться в нотном тексте, в том числе по памяти, соотнося музыкальный материал с начинающимся движением танца. Дело в  том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. Также надо быть готовым к импровизационным моментам, вариативности исполнения при разучивании нового элемента , например, только с группой мальчиков, или девочек и пр.

А еще знание исполнения всех хореографических упражнений, которые воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.

Насколько мне известно, сейчас в Московском училище хореографии на факультете концертмейстеров ввели занятия, где будущие концертмейстеры изучают азбуку классического танца на практике, непосредственно занимаясь у станка и на середине зала. Я же  в своей практике внимательно наблюдал и наблюдаю за упражнениями в стадии разучивания их педагогом-хореографом с воспитанниками, «примеряя» их на себя – мысленно «протанцовывая» движения вместе с детьми,  при этом запоминая ритмическую основу движений, синкопы, акценты и прочее–всё, что характерно, то что поможет детям и выучить движение именно для народного танца - и соотнося с имеющимся нотным материалом либо зная музыкальный материал по памяти.

В-третьих, особенность работы концертмейстера народного танца хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим я кроме народного танца,  изучил и изучаю специфику  современного танца (у современного танца так же есть своя терминология). А так же возрастные особенности  детских групп. Это тем более необходимо в моем случае, так как мне приходится работать с детьми от 4 (отделение раннего эстетического развития) до 13-14 лет.

В-четвертых, концертмейстер-аккордеонист работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя, я четко осознаю, что не являюсь  самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогаю глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.

Внимание  концертмейстера–  внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, переключением регистров, движением и сменой меха но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно что и как делают пальцы, какое туше, как работает мех, что в данный момент делают дети, что требует педагог-хореограф, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс. 

        

Во время исполнения я учитываю и разные физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.

.

Особенности музыкального сопровождения концертмейстером  уроков народного танца класса хореографии.

Весь урок я строю на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.

Музыкальное сопровождение прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью.

Музыкальное сопровождение  урока в значительной мере  зависит и от возрастных особенностей учащихся. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление. Поэтому  для них  подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: хоровод, полька, вальс и другие. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, подвергаю определенной аранжировке, несколько упрощаю. Также для облегчения и ускорения процесса обучения детей движению танца в музыкальном материале может быть изменен ритмический рисунок и по-иному расставлены или подчеркнуты музыкальные акценты.

В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит  необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже глубина  образов, более сложная фактура, развитая мелодия,  более быстрые темпы исполнения.

Все мы знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. Поэтому во всех возрастных группах и классах музыкальное сопровождение и исполнение всегда должно быть ярким и эмоциональным.

На своем опыте я убедился, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. Музыка должна нравиться детям.

Не секрет, что в последние годы очень многие духовные ценности нашего общества обесценились. Поэтому при подборе музыкального материала именно русского танца я ставлю перед собой задачу подобрать музыку так, чтобы дети полюбили именно русский танец, русскую песню и русскую музыку больше всего, ассоциировали себя с русским танцем, музыкой, песней- духовным наследием  русского народа. Познакомить ребенка, будущего гражданина своей страны с духовным наследием своего народа, к которому я отношу русские танцы и песни, помочь ему полюбить это наследие, гордиться им- один из маленьких шагов педагогической деятельности , в результате которой должен вырасти Человек, гражданин своей страны. В этом я вижу одну из своих задач как педагога –концертмейстера.

Само собой разумеется,  музыка должна избираться и изменяться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем виде, так и в обработанном. Нельзя, с моей точки зрения, чтобы подлинная народная мелодия (а известно, какой ясностью, поэтичностью и мелодизмом отличаются созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном, искаженном виде.

Поэтому музыкальное сопровождение концертмейстером- аккордеонистом должно отличаться профессионально высоким исполнительским мастерством, и использовать все возможности инструмента.

Сама специфика народных танцев предполагает огромную вариативность в динамике и характере исполнения, ритмических построениях и их особенностей, технике касания и звукоизвлечения (туше), знания особенностей специфического звучания (тембральной окраски) характерных для данной народности музыкальных инструментов. Возьмем тембральную окраску. Например, в аккомпанементе грузинских танцев используется именно аккордеон, и тембрально всегда тутти с «разливом» (четыре точки). Для ирландских танцев характерно использование «разлива» с флейтой-пикколо (три точки), для немецких- использование «разлива» без пикколо, для французских- усиленный (двойной и тройной) «разлив» и так далее. Безусловно, концертмейстер в классе народного танца должен все эти особенности звучания учитывать в своей работе, для придания максимальной выразительности звучанию и максимально точному отображению характера танца данной народности. Далее, многие характерные народные танцы (например, молдавские) требуют очень хорошего владения техникой и виртуозностью игры. Так как игра концертмейстера –аккордеониста в классе народном танце связана с большим количеством синкоп и ярких динамических акцентов(особенно в старших классах) , при исполнении, например, различных дробей и выстукиваний и других характерных движений народного танца он должен также постоянно работать и над техникой меховедения.

Подбор инструмента для музыкального сопровождения на уроке народного танца.

Необходимо заметить , что работа концертмейстера-аккордеониста  народного танца предъявляет особые требования к музыкальному инструменту, на котором играет концертмейстер. Инструмент должен быть выбран и подготовлен концертмейстером осознанно, с учетом требований, налагаемых спецификой данной работы. Именно, если взять аккордеон, он должен быть четырехголосным (фагот+гобой+пикколо+разлив),   размером оптимально 3\4, с точно подогнанными ремнями (особенно важен подгон кистевого ремня, от которого зависит точность меховедения, и который должен максимально плотно облегать руку исполнителя- иногда приходится разбирать инструмент и специально укорачивать кистевой ремень.), иметь хорошую компрессию, все голоса инструмента должны иметь быстрый отклик, клавиши инструмента не должны заедать.

Большая нагрузка на инструмент приводит к преждевременному выходу его из строя. Концертмейстер народного танца должен следить за исправностью своего инструмента, знать его техническое строение и уметь оперативно привести его в порядок в случае мелкой неисправности- например, исправить «залипание» клавиши или пропускание воздуха.

О нотном материале.

Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматривал большой объем нотной литературы и переписывал в тетрадь то, что мне подходило для работы. А подходило мало чего в связи со специфичностью данной профессии и общим дефицитом всего на свете, в том числе и нот. С течением времени и появлением Интернета нотных сборников, пособий доступно много больше. Но по-прежнему тратится много времени и во время занятий на поиск нужных фрагментов из произведений, и дома- при поиске вообще нотного материала в Интернете.

Поэтому мною сейчас готовится «Сборник музыкального сопровождения  на занятиях народного танца». В нем присутствуют музыкальные произведения для экзерсиса разных возрастных групп, т. е. с учетом возрастных особенностей детей. На данный момент это несколько облегчило работу, а в последующем, я думаю, что смогу поделиться этим опытом с другими концертмейстерами в классе народного танца, выложив их в Интернет.

Педагогические функции концертмейстера

Я говорил об особенностях  работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца, но не сказал главного.

Какова роль концертмейстера как преподавателя в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное?        

I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание.

Музыкально-ритмические  движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая   деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:

  1. обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;  
  2. усвоение музыкальных знаний;
  3. формирование умений подчинять движения музыке.

Музыкально-ритмическая  деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную –педагог- концертмейстер.

II. Концертмейстер помогает создавать художественный образ, помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа.

            Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.

ТАНЕЦ – создание художественного образа под музыку.

Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.

Взаимодействие концертмейстера с хореографом.

 Работа концертмейстера в классе народного танца  требует глубоких знаний музыки и хореографии.

В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.

Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену его игре на инструменте приходит фонограмма.  Но это не значит, что моя работа, как концертмейстера закончилась. Я еще раз хочу отметить, что концертмейстер – это помощник хореографа. Значит, должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.

В чем это заключается в моей личной практике. Большинство (свыше 90%) фонограмм, использующихся для постановки танцев, разыскивается, подготавливается, записывается, изменяется мной. У хореографа, помимо своей непосредственной работы, еще есть огромная дополнительная нагрузка, связанная с шитьем костюмов, организацией концертов (наши дети много и успешно выступают на концертных площадках города и области), ведением документации и пр.  Кроме того, на уроках при работе хореографа с фонограммами ранее тратилось достаточно много времени урока на поиск нужной фонограммы или нужного фрагмента фонограммы при разучивании конкретных движений.

В своей работе концертмейстера я всегда старалась использовать инновационные технологии.  В свободное от работы время я старалась изучать различные музыкальные программы с таким расчетом, чтобы использовать их в повседневной работе, облегая работу себе и хореографу, и получая ряд дополнительных возможностей для улучшение её качества и эффективности. Это такие программы как SoundForge, Cubase, CapellaScan, NeuratronPhotoScoreUltimate, нотные редакторы Finale , Sibelius и др. Так же через Интернет я изучала и хореографические термины -сайты http://smile2010.ucoz.ua/index/khoreograficheskaja_terminologija/0-11, http://cleopatra2010.forum2x2.ru/t34-topic  и др.,

искала ноты и музыку(http://ale07.narod.ru/music/notes/song/bayan/narodnye.htm , http://www.horeograf.com/biblioteka/noty ).

Самостоятельное изучение и использование мной инновационных технологий в работе дало мне ряд новых возможностей для моей работы концертмейстером народного танца в таких сферах как:

1. Хранение, накопление и использование нотного материала на уроках.

2. Редактирование и транспонирование нотного материала с последующей распечаткой в полиграфическом (издательском) качестве в удобной для исполнения тональности. Возможность предварительного прослушивания нотного материала в целях создания образа и характера муз. произведения без затрат времени на ознакомление и разучивание материала.

3. Возможность поиска необходимого нотного и музыкального материала, возможность общения с коллегами- концертмейстерами на форумах в Интернете, посвященных решению каких-либо задач, связанных с работой в данной сфере деятельности.

4. Возможность быть в курсе последних разработок и инноваций в выбранной сфере деятельности.

5. Возможность поиска, создания, записи, редактирования любой фонограммы любым необходимым способом  для решения поставленных педагогом-хореографом целей и задач.

6.Существенную экономию рабочего времени урока хореографии, позволяющую за отведенное на урок время выполнить больше задач или выучить с детьми больше танцевального материала.

ПОЯСНЕНИЯ:

1.В своей повседневной работе на уроках  я постоянно и ежедневно использую компьютер и знание инновационных технологий. Например, большинство нотного материала хранится на компьютере в электронном виде в формате pdf, что позволяет при необходимости мгновенно развернуть , найти , открыть большое количество нотного материала, необходимого для работы. Экономится время, не нужен пюпитр, больше вариативности в исполнении поставленных целью урока задач.

Я надеюсь, что обобщение моего опыта в отношении особенностей работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца, необходимости изучения инновационных технологий и применения их на практике поможет многим специалистам понять специфику данного направления исполнительского мастерства в области хореографии, определить круг проблем и пути их решения, добиться качественного улучшения результата в своей работе.

Используемая литература:

  1. Л.Д.Блок Классический танец и современность –М, 1987
  2. Т.Ткаченко. Народные танцы. -  М., 1975.
  3. Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
  4. Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.
  5. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.
  6. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.

Основные используемые Интернет-ресурсы:

http://www.horeograf.com/

http://ale07.narod.ru/index.html

http://www.rutracker.org/

http://accordion-note.narod.ru/

2019г