разработка внеурочного мероприятия Гридин Виктор Федорович

Гилязетдинова Надежда Владимировна

Знакомство с творчеством Виктора Гридина популяризация творчества выдающегося земляка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gridin.docx120.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка внеурочного мероприятия

Виктор Федорович  Гридин

Гилязетдинова Надежда  Владимировна,

учитель музыки

        МБОУ»        Густомойская СШО»  Льговский район

Цели:

- Знакомство с творчеством Виктора Гридина, популяризация творчества выдающегося земляка

- Развитие интереса к его произведениям; умения видеть прекрасное рядом с собой; умения сотрудничать в ходе совместной работы.

- Воспитание любви к родному краю; к своей малой родине, умения гордиться выдающимися людьми края; развитие таких нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему;

Задачи: познакомить с музыкальными произведениями и биографией В.Гридина:

-способствовать развитию личности ребёнка средствами искусства;  

-воспитывать интерес к музыкальному творчеству:

-создать условия для свободного самовыражения детей;

 -формировать у уч-ся умения высказывать свои мысли и чувства;

 -воспитание исполнительской и слушательской культуры

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД:

воспитание интереса к  музыкальному искусству посредством восприятия и исполнения музыкальных произведений, формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы.

2. Регулятивные УУД:

планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание  музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

3. Познавательные УУД:

формирование интереса к  музыкальным занятиям и  позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, расширение представлений о средствах музыкальной выразительности.

4. Коммуникативные УУД:

участие в ансамблевом  исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление)  расширение словарного запаса, владение умениями совместной деятельности.

Оборудование. Мультимедийный проектор

Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о людях искусства – о тех, кто делает нашу жизнь прекрасной.

Я хочу рассказать вам о нашем замечательном  земляке, выдающемся исполнителе-баянисте, композиторе, дирижере Викторе Федоровиче Гридине.

http://gorenka.org/images/history/izv_kur/gridin_vf.jpg


 Виктор Фёдорович Гридин - советский и российский баянист-виртуоз, композитор, дирижёр, народный артист РСФСР (1987).
Родился 28 ноября 1943 г.в с. Пристенное Пристенского р-на Курской обл.
Семья Виктора Федоровича Гридина была одной из самых бедных на селе. Дети рано остались без родителей, потому за отца с матерью им была старшая сестра Виктора – Анна. Соседи любили семью Гридиных, в том числе и за музыкальности – почти каждый из детей играл  на каком-нибудь инструменте.
После школы Виктор уехал к родственникам в Харьков. Там закончил музыкальное училище и отправился покорять Москву. Будущий баянист-виртуоз поступил в музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных.

Сразу же после окончания музыкального училища девятнадцатилетний музыкант был приглашен солистом Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения под руководством известного советского дирижера Юрия Силантьева.

В 1968-1975 годах Виктор Фёдорович солист дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова. С легендарным ансамблем В. Гридин объехал полмира.

В 1975 году Виктор Федорович возглавил группу музыкантов, которая аккомпанировала известной певице — Людмиле Зыкиной. Годом позже они вместе создали знаменитый Государственный академический русский народный ансамбль «Россия». С 1976 по 1993 годы Гридин был главным дирижером и солистом этого ансамбля, а Людмила Зыкина — художественным руководителем.

С ансамблем «Россия» много гастролировал по городам СССР и заграницей. В 1987 году был с гастролями по гарнизонам ГСВГ. Часто приезжал на гастроли в Курск и родную Пристень.

Виктор Гридин был женат на Людмиле Зыкиной, народной артистке Советского Союза. У него родились двое детей – сын Валерий и дочь Мария. После 15-ти лет совместной жизни и плодотворной работы с Л. Зыкиной, В. Гридин ушёл к Надежде Крыгиной, которая была моложе его на 18 лет. Надежда Крыгина в настоящее время - Народная артистка России (2012), исполнительница народных песен. С ней он провел последние годы своей жизни.

«Заслуженный артист РСФСР» (28 апреля 1980 года) ,народный артист РСФСР(9 января 1987 года)

Гридин является автором многочисленных виртуозных сочинений для баяна, изданных в грамзаписях. 

Наиболее известные произведения

  • Рассыпуха
  • Ехал казак за Дунай
  • Утушка луговая
  • Озорные наигрыши
  • Цыганская рапсодия
  • Дунайские волны
  • На арене

Слушают произведение В. Гридина «Озорные наигрыши»» и  «Утушка луговая» видиозапись.

- Поделитесь своими впечатлениями. Чем тронула вашу душу это музыкальное произведение?

- Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)

Ученица: В Курске ежегодно проводится открытый конкурс молодых музыкантов им.В.Ф Гридина, обязательное условие которого – исполнение произведений В. Ф. Гридина.  

Первый открытый областной конкурс баянистов и аккордеонистов, посвященный памяти народного артиста Виктора Гридина, прошел в 1998 году в Курчатове, спустя год после смерти композитора. С 2003 года конкурс проводится в Курске один раз в два года, чередуясь с фестивалем. Конкурс и фестиваль с самого начала их возникновения проходили при поддержке народной артистки СССР Людмилы Зыкиной и ансамбля «Россия», художественным руководителем которого Виктор Гридин был много лет.

С 2012 года конкурс получил статус всероссийского.

28 февраля 2019года, в Курске состоялось торжественное открытие I Международного конкурса баянистов имени народного артиста РСФСР Виктора Гридина. Он продлится до 4 марта. В этом году конкурс, который проводится уже 20 лет, приобрел международный статус. Он традиционно приурочен ко дню рождения прославленного баяниста-виртуоза. В этом году Виктору Федоровичу исполнилось бы 76 лет.

28 февраля 2013 года у здания Курской государственной филармонии установлен бюст Виктора Гридина
Скончался 4 апреля 1997 года от цирроза печени. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. На могиле В.Ф. Гридина установлен памятник работы народного художника России В.М. Клыкова.

http://gorenka.org/images/history/izv_kur/gridin1.jpg

Памятник у здания Курской областной филармонии.

Рефлексия.

Учитель: Что нового  мы узнали?

1 этап.

*Удар 'шапочками" перед грудью.

* Удар "шапочками" над головой, руки при этом должны быть либо согнуты, либо полностью выпрямлены у всех детей.

* Удар "шапочками" по ножкам стула, на котором сидит ребенок

* Удар "шапочками" по полу, туловище при этом нагибается вперед. Выполняя это движение, следует добавить, что оно будет смотреться лучше, если лица исполнителей будут не опущены вниз, а наоборот, будут смотреть на зрителей.

* Удар "шапочками" попеременно, то у правого уха, то у левого. Это

движение выглядит более красиво, если за движением рук следует движение туловища, то есть оно не много покачивается, то в одну сторону, то в другую.

* Переменный удар правой ложкой то по "шапочке", то по « корешку" левой ложки. При этом "шапочка'' левой ложки зажимается в ладони. Звучание ложки при таком ударе меняется. А если одновременно с ударом менять положение ладошки левой руки, то будет меняться тон ложек.

* Переменный удар по внешней стороне шапочки" и по внутренней ее стороне, то есть ложка, которая находится в левой руке, меняет свое положение. Этот прием помогает передать динамические оттенки, так как удар по внутренней стороне "шапочки" более тихий. Можно один и то же ритм сыграть вначале громко, затем тихо.

* Ударяя "шапочки" друг о друга, руки медленно поднимаются вверх на первые четыре доли. На другие четыре доли руки плавно опускаются через стороны вниз.

*Приём «Игра парами». Дети поворачиваются лицом друг к другу и играют так : удар перед грудью, удар правой ложкой о правую ложку товарища, опять удар перед грудью, удар левой ложкой о левую ложку товарища.

*Приём «Игра с соседями» - Удар перед грудью, руки разводят в стороны и ударяют «шапочками" о ложки соседей с обеих сторон.

* Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

* Прием "Ножницы". Руки вытянуты вперед. Затем одна рука опускается вниз, другая поднимается вверх. Затем руки меняют свое положение. В тот момент, когда руки соединяются, "шапочки" скользящим движением ударяются друг о друга. Движение будет смотреться более красиво, если амплитуда рук будет большой.

*Приём «Скольжение»- это скользящие удары ложки об ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки нужно держать в горизонтальном положении.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить ритмическими рисунками. Основываясь даже на таких простейших приемах, с юными исполнителями можно сделать маленькую концертную программу, главное добиться синхронного исполнения всех участников ансамбля.

2 этап.

Следующий этап более сложный. Две ложки вкладываются в правую руку таким образом, чтобы указательный палец правой руки находился между «корешками". Большой палец прижимает сверху правую ложку, а три нижних пальца поддерживают снизу вторую ложку. Таким образом, ложки как бы зажимаются в тисках, окончания «корешков» плотно удерживаются в ладошке. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Вот ложки в руках у маленького музыканта и теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок. Это будет не сразу, и от педагога потребуется не мало терпения, чтобы научить ребенка выдать такой хлопок.

* Самый простой прием это, когда ложки ударяют о левую ладошку. Можно украсить это движение, постепенно поворачивая кисть левой руки, ударяя то по внутренней стороне, то по внешней стороне кисти.

* Приём «Мячик». На 1,2,3,4, ударяют ложкой по колену, ложки как мячик отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют.

* Приём « Плечики» Ударяют ложками по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

* Приём « Коленочки» Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

* Приём «Дуга» На счёт 1-удар по колену. На счёт 2-удар по локтю левой руки.

*Приём « Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник.

* Можно сделать просто несколько ударов по левой руке и в конце, на четвертую долю ударить ложками о правую коленку. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой.

* Прием «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. При этом правая рука следует точно за левой. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность.

*Практически такой же прием, только полукруг с движением вниз, одновременно нагибая туловище.

*Прием «Солнышко». Начинается с удара над головой и затем перед собой очерчивается полный круг, сначала вправо, затем влево. Правая рука делает уже 8 ударов, по указанным точкам.

* Прием «Восьмерка». Левая рука на поясе. Правой рукой ударяем о правое колено и затем рука опускается вниз, вдоль ноги, затем очерчивая круг рука медленно поднимается к левому плечу, ударяет ложками о плечо и поднимается вверх также очерчивая плавный круг, затем вновь опускается к колену. Таким образом, получается как бы восьмерка.

* Прием «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

* Приём «Усложнённая трещотка». Поочередный удар то по правому, то по левому колену. Можно добавить левую руку, то есть ложки от колена отскакивают вверх и ударяются о ладонь левой руки.

* Приём « Тремоло». Если ложками стучать в быстром темпе, то отлетая от колена ударяясь о ладонь левой руки и возвращаясь опять к колену получается прием «тремоло».

* Приём «Поклон». Еще один, очень красивый прием. Левая рука на поясе, а правая рука делает в начале четыре удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются и туловище делает как бы поклон, затем четыре удара по левой ноге, поднимаясь выше, с каждым ударом туловище выпрямляется.

* Прием «Маятник» Это удары ложки об ложку, напоминающие движение маятника. Ложки двигаются вправо и влево. Движение рук повторяет и корпус.

* Приём «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

* Приём «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

* Приём «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приведенные выше приемы игры обязательно надо разнообразить всевозможным ритмическим кружевом. Тогда в каждом произведении они всегда будут смотреться по-новому.

Темы уроков вокала и методических докладов

— Основные формы обучения в МШ материал для аттестации


— Певческая установка
— Строение органов голосообразования
— Определение типа голоса
— Работа над звукоизвлечением
— Выработка качественной интонации у учащихся
— Пение в высокой позиции
— Строение голосового аппарата
— Звукообразование
— Правильное формирование гласных в сочетании с согласными
— Артикуляционная гимнастика
— Выработка «округлого» звучания
— Развитие диапазона голоса
— Дыхание певческое и речевое
— Развитие певческого дыхания с помощью упражнений
— Развитие музыкального слуха
— Развитие чувства ритма
— Разбор произведения
— Выработка вокально-технических навыков
— Развитие внимания и памяти
— Работа над штрихами
— Работа над кантиленой
— Работа над художественным образом произведения
— Цифровая поэзия. Выработка эмоциональности и артистичности детей
— Межпредметные связи: урок по специальности и музыкально-теоретические предметы
— Формирование исполнительских навыков
— Понятие о резонаторах
— Понятие о вибрато
— Охрана детского голоса
— Снятие мышечных зажимов
— Пение на опоре и атака звука
— Вокальная орфоэпия
— Исполнительский язык музыки
— Самостоятельная работа дома
— Работа над подвижностью и гибкостью голоса
— Работа над динамическими оттенками
— Формирование навыков вокально-сценического мастерства
— Волевые качества вокалиста
— Подготовка к выступлению
— Средства художественной выразительности
— Работа над концертным репертуаром
— Развитие и воспитание голоса детей
— Работа по сглаживанию регистров
— Смысловое единство вокального текста и музыки
— Работа над техникой исполнения
— Активизация учебного процесса
— Инновационные методы обучения
— Методика проведения урока в музыкальной школе (тема для методического доклада)
— Открытый урок в музыкальной школе (тема для методического доклада)

Тему урока вокала из данного списка можно взять за основу, объединить схожие темы в одну единую. А можно взять какую-то свою.

Так что дерзайте! И успехов на поприще преподавания вокала, уважаемые коллеги!

С уважением, Ирина Анищенко