«Этапы развития полифонического мышления учеников пианистов»

Рыльцева Татьяна Анатольевна

Тема урока: 

    «Этапы развития полифонического мышления»

 

Цель урока:

     Систематизация и обобщение знаний.

     Более глубокое осмысление полифонии.

     Работа над полифоническими произведениями

 

Задачи урока:

Образовательные: развитие навыков полифонического

                                       мышления. Знакомство с различным

                                       полифоническим  репертуаром.

Воспитательные:  развитие коммуникативной культуры

                                      поведения и общения.

Развивающие:       расширение кругозора по теме

                                      «полифония», развитие памяти,

                                      внимания, мышления, воображения.

 

 

В открытом уроке принимают участие ученики класса

                  Рыльцевой Татьяны Анатольевны:

                        

                         Кириченко Анна

                         Прохоренко Арина

                         Любых Софья

                         Леонова Ксения

                         Терехова Екатерина

                         Пешехонова Анна

                         Елфимова Наталья

                         Манцурова Ольга

                         Шувалов Назар

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

     Что такое  полифония?  Полифония  - это вид многоголосия представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий .

      Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это очень важная работа развивает полифоническое мышление, владение полифонической фактурой, умение слышать полифоническую ткань.

       Ученик начинает знакомство с полифонией с первых лет занятий в музыкальной школе. Благодаря этому к старшим классам приобретает определённые навыки работы. В репертуаре для начинающих немного пьес с действительно равноправными голосами, но много пьес с отдельными полифоническими моментами. Часто полифонический материал для начинающих составляют лёгкие обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям. В этих пьесах ребёнок учится произносить мотивы второго голоса другим звуком: подголоски можно произносить звуком более приглушённым, или, напротив, более подчёркнутым, в зависимости от характера музыки. Таким образом ученик прикасается к основам полифонической музыки, знакомится с разными тембрами, развивает умение слышать и воспроизводить два голоса.

                                   (исполнение укр.нар.песни «Не щебечи, соловейко»)

                                   

Труднее исполнять пьески сочетающие подголосочную полифонию с имитационной, т. к. имитационная полифония представляет большие требования к музыкальному мышлению исполнителя.

                                ( исполнение пьесы Н Руднева «Щебетала пташечка»)

   

Детям очень интересно и полезно работать над полифоническими пьесами на основе народных песен. Здесь композиторы удобно для детских рук переложили ряд ярких и разнообразных песен. В этих песнях сочетаются подголосочные и имитационные виды полифонии. Основную мелодию ведёт верхний голос, нижний же, уступая верхнему по выразительности всё же имеет самостоятельную, непрерывную линию, включающие моменты имитации верхнего голоса.  

     Вслед за освоением простой имитации (повторение мотива в другом голосе) начинается работа над пьесами построенными на стреттной имитации, которая вступает до окончания имитируемой мелодии.

       

     Так же на этом начальном этапе знакомства ученика с полифонией , мы начинаем изучать форму канона. Канон — это музыкальная полифоническая форма, основанная на технике последовательно проводимой имитации, при котором мелодия в каждом имитирующем голосе вступает до того, как она закончилась в другом голосе.  

                                         (исполнение  А. Караманов «Канон»)

   

           Следующим этапом знакомства с полифонией являются миниатюры преимущественно танцевального жанра европейских композиторов (XVII-XVIIIвв). Они вводят ученика в мир музыки эпохи Барокко. Это великолепный материал, на котором ученик знакомится с новым для себя музыкальным языком, с мотивной структурой, гармонической составляющей, с характером изложения музыкальных идей, с формой произведения. Это — менуэты, сарабанды, экоссезы  Ф. Куперена, Д Циполи, И Пахельбеля, Г. Бёма, Ж. Рамо, Л. Моцарта, Д. Тюрка Г. Пёрселла  и др. Эти пьесы отличаются живостью, изяществом, законченностью. Изложены они чаще двухголосно. На данном этапе развития трудно ожидать от ребёнка большой самостоятельности.   Поэтому на уроке много внимания уделяется многократному прослушиванию учеником произведения, при этом объясняя детали произведения, обсуждая с учеником инструментовку голосов, ведь это — неотъемлемая черта любого полифонического произведения. Очень важно рассказать ученику для каких инструментов сочинялась эта музыка. Она писалась для клавирных инструментов (клавесины, клавикорды) и для органов.

Клавикорд — небольшой муз. инструмент с тихим звучанием, расчитан на небольшую комнату, ему не свойственны яркие оттенки и звуковые контрасты.

Клавесин — с более ярким и блестящим звуком, имеет 4 регистра для окрашивания голосов произведения. Звук извлекается не молоточком, а твёрдым клинышком, который щипком извлекает звук.

Рассказ об этих инструментах обогощает представления ученика о музыке XVII-XVIII вв., он учится извлекать из инструмента не случайный, а определённый, необходимый в данном случае звук. Здесь важно говорить о тембровом своеобразии голосов произведения.

                                    (исполнение  Менуэта a-moll  Генри Пёрселла)

                                    (исполнение Фугетты №4 g-moll Доменико Циполи)

         Полифонические пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» - ценнейший материал, который активно развивает полифоническое мышление ученика, его звуковую палитру, воспитывает чувство стиля и формы. Это 2 тетради, которые являются домашними музыкальными альбомами семьи Бах. Они содержат произведения Баха и других композиторов и предназначались для исполнения в домашнем кругу.

                                               (исполнение менуэта  c-moll И.С. Баха)

Здесь следует отметить самостоятельность голосов как неотъемлемую черту любого полифонического произведения. Объяснить ученику в чём именно проявляется эта самостоятельность.

  1. в различном звучании голосов
  2. в разной, почти нигде не совпадающей фразировке
  3.  в несовпадении штрихов
  4. в несовпадении кульминаций, динамики, артикуляций.

Полифонии Баха свойственна полидинамика, стоит избегать динамических преувеличений. В динамике Баха главное выразительность интонации, тембровая  выразительность (не стоит отходить от намеченной инструментовки) Определить с учеником какие мелодические ходы должны звучать более напряжённо (восходящие движения, диссонансы), а какие спокойно и мягко (разрешения, низходящее движение, консонансы). Градации оттенков при сохранинии тембра должны быть ощутимы, но не чрезмерны. Стоит обратить внимание ученика на трактовку баховских кадансов. И. Браудо придаёт окончаниям  весомость и значимость, предлагая делать crescendo, а в некоторых случах подчёркивая утверждающий характер каданса risoluto. Кадансам Баха свойственны динамический пафос, значительность и некоторое замедление темпа.

      И.С. Бах создал огромное колличество художественных произведений самых различных жанров и форм,  так же он создал множество специально педагогических сочинений. К педагогическим сборникам  относятся  помимо «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»  - «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха»,  инвенции и конечно же уже составленный после смерти И.С. Баха  и изданным в 1848 году  известным немецким музыкантом Ф. Грипенкерлем сборник «Маленькие прелюдии и фуги». Причина популярности этого сбоника в том, что замечательная красота музыки идёт здесь рука об руку с технической несложностью. Рассмотрим содержание сборника «Двенадцать маленьких прелюдий».  Маленькие прелюдии хоть и были написаны со скромной целью быть упражнениями для учеников, тем не менее отразили всю мощь Баховского гения. Этот цикл чудеснейших миниатюр органически воплощает мир типичных образов композитора. Трудность их исполнения заключается  в соединении поразительного лаконизма с ёмкостью содержания. Они дают возможность познакомить ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения, объяснить ему такие важнейшие понятия теории полифонии как ТЕМА, ИМИТАЦИЯ, ПРОТИВОСЛОЖЕНИЕ, СКРЫТОЕ МНОГОГОЛОСИЕ и т. д. Во время работы над прелюдиями Баха у ученика возникает вопрос, что представляет собой жанр ПРЕЛЮДИИ. Прелюдии в XVII-XVIII вв являлись вольными импровизациями органиста, который играл их в качестве вступления к хоралу, фуге или сюите. У И.С. Баха прелюдии становятся самостоятельным жанром. Каждая их этих «Маленьких прелюдий» резко отличаются по настроению, складу, фактурному изложению и здесь развивается только один образ. Поэтому в любой из них свойственно лишь однотипное мелодическое движение.

                             (исполнение Маленькой прелюдии №8 F-dur И.С. Баха)

Это миниатюра в которой нет ярко выраженной темы, а весь мелодический материал изложен в виде гармонических фигураций. Хотя мы здесь слышим  появление имитации, следовательно есть оформленная , более или менее завершенная тема.  Прелюдия  одночастна. В этой миниатюре всё наполнено ощущением праздника. Нет спокойных четвертей в нижнем голосе, на смену им пришли активные ходы восьмых. Переборы 16-х звучат то в сопрано, то в басу, словно радостные перезвоны. В этой прелюдии нужно обратить внимание ученика на секвенции (повтор одного мотива от разных звуков). Попросить ученика сосавить гармоническую схему секвенций, выписав в аккорды гармоническую основу фигурации правой руки.  Цель этих упражнений  - осознание выразительного смысла гармонии, художественное значение которой чрезвычайно велико в полифоническом творчестве Баха.

                            (исполнение Маленькой прелюдии №6 d-moll И.С. Баха)

Это прелюдия — размышление. Несмотря на миниатюрный размер (всего 10 тактов) — она вполне серьёзна по содержанию. Музыка погружает нас в состояние скорбного раздумья. На фоне выдержанных длительностей, образующих горестные секундовые мотивы, проходит печальная низходящая мелодия. Одна из особенностей этой прелюдии — четырёхголосный склад. И если бы не четырёхдольный размер, мы вполне могли бы её сравнить с сарабандой.  В этой полифонической пьесе , как и в других полифониях Баха, имитацию следует подчёркивать не громкостью, а иным, отличным от другого голоса, тембром. Если один голос звучит более ярко и выразительно,  а другой более протяжно, скорбно и  тише, то имитация будет слышна яснее, чем при громком её исполнении. Именно такая манера игры выявляет наличие  самостоятельных голосов. А это главное в полифонии.

Основные особенности работы над полифоническими произведениями.

      В полифонических произведениях  динамика не единственное и не лучшее средство сделать тему (или мелодию) в любом голосе ясно различимой. Ученик должен усвоить, что слышно не то, что громко, а то, что имеет свой особый, отличный от другого голоса тембр, фразировку, артикуляцию. Легкое звучание басового голоса хорошо контрастирует со звонким пением верхнего, и часто воспринимается более отчётливо, чем громкое исполнение имитации. Когда мы только знакомимся с полифоническим произведением желательно, чтобы ученик сначала отдельно поработал над тематическим материалом, после этого его легко направить на вопросно-ответный диалог темы и её имитации. На уроках этот диалог полезно вести за двумя роялями. Без ощущения такого диалога имитации часто превращаются в ряд механических повторений темы.  Целесообразен и такой приём: тему спеть, а имитацию сыграть, и наоборот. Упражнение довольно трудное, требует ежедневной домашней тренировки, но зато активно стимулирует слух и полифонической мышление ученика.

      Забота о точности голосоведения заставляет с особым вниманием относиться к аппликатуре.  Она специфична в полифонических произведениях. Частый подмены пальцев для выдерживания голосов, перекладывания и т. д.  Поначалу она кажется трудной и даже неприемлимой. Поэтому на уроках нужно привлекать ученика к совместному обсуждению аппликатуры, выявлению спорных вопросов, а далее её соблюдению. Даже разбирая по голосам важно играть той аппликатурой, которая  применяется в многоголосии с указанием штрихов и фразировки.  Ученикам так же  нужно объяснять каково значение каждого голоса, как он должен звучать. Нужно добиваться правильной фразировки  каждого голоса, нужного характера, тембрового разнообразия. Полезно побудить слушать разговор голосов, услышать, уловить вокально-речевые интонации.

 Для полного понимания полифонического произведения и осмысленности работы над ним, ученику необходимо с самого начала рассказать о форме, теме, характере, артикуляции. Артикуляция  произведениях Баха часто зависит от длительности нот (более мелкие — legato, крупные — non legato) - приём «восьмушки» Браудо. В старинной музыке артикуляция и ритм являются основными средствами выразительности.  Штрихи подбираются в зависимости от характера музыки. Для понимания структуры мотивов ученика следует научить различать основные типы мотивов: Ямбические (со слабой доли на сильную) и Хореические ( начало мотива на сильную долю). Так же нужно научить маленького пианиста правильно трактовать Орнаментику (мелизмы). Ученик должен уметь пропеть каждый мелизм. У Баха мелизмы нужно исполнять за счёт длительности основного звука, все мелизмы начинаются с верхней вспомогательной ноты, вспомогательные звуки исполняются на ступенях диатонической гаммы (если знак альтерации не указан композитором).

        Природа клавирных сочиненений Баха такова, что без активного учатия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Музыке Баха чужды вялость, размягченность, синтементальность. Способ извлечения звука должен быть всегда собранным, крепким, здоровым. Даже при игре пиано, звук не должен быть расплывчитым или беззвучно шелестящим.Ученик должен знать, что какие бы печальные или нежные чувства он не обнаружил в пьесах Баха, это чувства всегда как бы погружены в атмосферу мужественности, а иногда и суровости. Произведения этого композитора эпохи Барокко принадлежат к интеллектуальной музыке.  

                                                Заключение

    Для восприятия полифонической музыки необходимо её понимать. Для понимания полифонии нужны специальные знания, система их усвоения. Достижение определённого уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного, плавного наращивания знаний и полифонических навыков. Главное научить ученика осознанию структуры мотивного строения полифонического произведения.

     Изучение полифонии всегда отнимает много времени, поэтому важно, чтобы ученик эскизно знакомился с несколькими произведениями, тщательно прорабатывая 1, 2 произведения к показу. Не надо жалеть ни времени, ни сил, чтобы кропотливо работать над полифоническими произведениями, над каждым голосом, каждой мелодической линией. Полифоническое мышление развивается медленно, но упорная работа даст положительный результат.

                                           

                        (звучит «Шутка» из оркестровой сюиты h-moll  И.С. Баха)

                                             

                                 Список литературы:

И.Браудо  «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе»

                                                                Ленинград «Музыка» 1979г.

А Майкапар        Вступительная статья к редакции

                           «Нотной тетради Анны  Магдалены Бах» 2006г.

Н. Любомудрова   «Методика обучения игре на фортепиано»

                                                    Издательство «Музыка» Москва 1982г.

Н Копчевский    Вступительная статья к редакции Н Кувшинникова

                               «Маленькие прелюдии и фуги» И.С. Бах

                                       издательство «Музыка» Москва 1972г.