Развитие образного мышления на уроках слушания музыки.

Еремеева Маргарита Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx348.03 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint2.pptx1.84 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие образного мышления

на уроках слушания музыки.

     Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, побуждая его к сопереживанию, способствует гармоничному формированию его личности. Психологи подтверждают, что эмоции как физиологическое явление поддаются развитию. Умению слушать и слышать музыку необходимо учить, и в центре внимания должен быть художественный образ произведения и постижение его через эмоциональное сопереживание. Известный физиолог И. Павлов доказал, что если подаваемая информация не подкреплена эмоциями, то в коре головного мозга формируются центры ее нейтрализации. В связи с этим воспитание эмоционально-образного мышления у детей в процессе слушания и восприятия музыки является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики.

    Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением.

    Образное мышление носит как непроизвольный, так и произвольный характер. Приемом непроизвольного являются: сновидения, грезы. Произвольные широко представлены в творческой деятельности человека.

С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.

   В музыкально - педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо на уровне учителя музыки иметь целостную систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления учащихся.

Какие же существуют приемы для развития образного мышления?

Я применяю следующие приемы:

  1. Визуализация
  2. Система вопросов и заданий
  3. Перевод музыки на язык другого вида искусства
  4. Эмоциональный отклик
  5. Узнай по описанию

Предлагаю остановиться на каждом более подробно.

Период школьного возраста является сензитивным для развития музыкального мышления. В это время школьники стремятся удовлетворить свою повышенную потребность в творчестве. Именно эти особенности школьников помогают вовлечь их в творческую деятельность.

Учащиеся школьного возраста еще не всегда способны воспринимать музыку адекватно и откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов.

Поэтому, на начальном этапе развития мышления я использую

Прием визуализации.  Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Перед применением этого приема предлагаю ребятам проблемную ситуацию. Например, при знакомстве с новым произведением предлогаю ученикам помечтать, представить себе образ или ситуацию, и прошу поделиться впечатлением, своими мыслями.

Например, при знакомстве с балетом "Золушка" С.С.Прокофьева -Вы оказались в сказке. Находитесь на балу, где танцуют Принц и Золушка (звучит "Вальс"). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка?

- Счастье, праздник, радость, сияние, любовь и т.д.

- И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами?

Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д

 Предлагаю отразить внутренне ощущение различными зрительными моделями:

  • спонтанное рисование;
  • цветовое и графическое изображение;
  • пластическое движение (руки, тело).

    Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.

Для учащихся постарше использую приём со схемно-знаковыми моделями информации. Более подробно расскажу о кроссенсе.

«Кроссенс» -это загадка, головоломка, ассоциативная цепочка в виде изображений.

Классический кроссенс представляет собой 9 квадратов, в которые помещены изображения, каждое из которых связанно с предыдущим и последующим по смыслу.

      Читаются изображения, как правило, слева направо и сверху вниз. В центральном квадрате должно быть изображение, связанное со всеми остальными.

   Задача ученика объяснить кроссенс, составить рассказ по изображениям.

  • Род музыки, сопровождающей или рисующей стройное размеренное движение людей.

Варианты могут быть различными, использовать можно на разных этапах урока: Определение темы урока, оценка уровня знаний по теме и выявление затруднений, закрепление материала, на этапе рефлексии, составление кроссенса может быть домашним заданием.

Что ещё помогает мне в работе?

Прежде всего система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Они представляют собой диалог и рождают у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений.

      Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), а обращал бы его, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием музыки.

Слайд 5. Возможны такие вопросы:

Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?

Что важнее в песне музыка или слова?

А в человеке, что важнее ум или сердце?

Как ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка?

Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать?

Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?

Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

       Важно не только задавать детям вопросы, но и услышать ответы, часто оригинальные, нестереотипные, а это очень важно и ценно.

Часто ребята дают противоречивые, недосказанные ответы, но зато в них уже сквозит индивидуальность, личностная окрашенность - это я и пытаюсь услышать.

          На уроках обобщения применяю прием "Узнай по описанию", так как он предполагает накопление музыкального багажа. Предлагаю детям выбрать карточку с названием музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее предлагаю описать словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих. Это развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые возможности ребенка.

           Развитие образного мышления необходимо: невозможно понимать музыку, изучать шедевры мировой музыкальной классики, не погружаясь в неё полностью. И учить этому надо с самых первых занятий. "Если в раннем детстве", - писал В.А. Сухомлинский - "донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие образного мышления на уроках слушания музыки.

Слайд 5

Возможны такие вопросы: Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке? Что важнее в песне музыка или слова? А в человеке, что важнее ум или сердце? Как ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка? Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать? Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать? Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда? Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?