Открытый урок "Развитие чувства ритма у детей посредством шумовых инструментов"

Коломеец Елена Юрьевна

На уроке представлены основные методы и приемы работы по воспитанию у обучающихся чувства ритма - основы музыкального развития.Использование звучащих жестов, создание шумового аккомпанемента к речевым композициям, подбор характерных по тембру для разных героев инструментов - все это залог того, что урок будет интересным и увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kolomeets_2019g.docx31.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

Вяземская детская школа искусств им. А.С.Даргомыжского

(филиал д. Кайдаково)

                                         

                                     

                                       Открытый урок

«Развитие чувства ритма у детей посредством шумовых инструментов»

                           

 

                   Преподаватель: Коломеец  Елена Юрьевна

                    Концертмейстер: Журавлева Елена Валентиновна,

                    Обучающиеся: 1-3 классов ДОП в ОМИ(эстетические классы)                                                              

           

                                                   

                                           

                                                   г. Вязьма

                                                    2020

Цель урока:

-Показ методов и приемов  работы по воспитанию у обучающихся ритмического начала-основы музыкального развития.

 Задачи:

- Развитие музыкально-ритмических способностей через движение и мышечные ощущения;

- Формирование навыков игры на шумовых инструментах, обучение совместному музицированию.

Тип урока: открытый

Оснащенность: набор инструментов для «Шумового оркестра», ф-но.

Основные этапы урока:

№п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время

1

Знакомство с детьми

Ритмическая игра «Мы играем в имена»

5мин.

2

 Использование звучащих жестов:

хлопок, шлепок,

щелчок, притоп

Знакомство учащихся со звуковыми возможностями своего тела.

Работа над различными ритмическими вариантами.

 5мин.

3

Прогулка в зимний лес

Звучащие жесты + шумовые инструменты. Использование в общении с детьми имитации. Подражание - как первая из множества стадий длительного и сложного процесса формирования индивидуальности.

5мин.

4

Музыка и слова Л.Олифировой

Игра с мишкой

Творческое задание: инсценировка посредством шумовых инструментов. Умение подобрать характерное для произведения движение, жест; подходящий по тембру инструмент для разных героев.

 5мин.

5

Ритмодекламация

Разучивание текста, каждая строчка которого произносится в определенном ритме.

Создание шумового аккомпанемента к речевым композициям

 5мин.

6

Е.  Поплянова марш Когда шагают лугом утята друг за другом

Слушаем  музыку

 5мин.

7.

И.Дунаевский Полька

Украшаем музыку

10 мин.

Ход урока:

№ этапа

Работа преподавателя

Работа обучающихся

1

Добрый день! Тема нашего открытого урока сегодня-«Развитие чувства ритма у детей посредством  шумовых инструментов» Урок у нас сегодня необычный. Цель урока не научить за 40 минут чему-то, а показать методы и приемы работы, которые я использую в работе с обучающимися эстетического класса.

1.Дети, давайте каждый из вас представится и назовет свое имя. Когда я была маленькой, меня все звали Ле-на (хлопок в ладоши и хлопок по коленям), а дома меня называли ласково  Ле-ноч-ка (3 хлопка в ладоши)

Постепенно задание усложняется: предлагается произнести свое имя очень громко, очень быстро, в сочетании с притопом, подняв высоко руку.

 

 

Что в музыке называется ритмом?   Чередование  и соотношение различных  музыкальных длительностей и акцентов.

 Ритм играет важную роль не только в музыке, но и в повседневной жизни человека.

Ритмическое биение нашего сердца, отсчет времени, смена дня и ночи, времени года-все на Земле подчинено определенному ритму. Его нарушение может привести к проблемам и беспорядку как в музыке так и в жизни человека.

 

1Каждый из детей проговаривает и прохлопывает свое имя.

2Все вместе, с хлопками, ласково называют каждое имя.

2

«Природными инструментами» обладает каждый человек. С помощью «инструментов тела», рук и ног, человек может производить ряд простых звуков.      Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др.

Хлопки отличаются друг от друга. Это отличие обусловлено формой, которую принимают ладони, и характером удара.

При  хлопке горстью ладони принимают форму чаши, ударяют так, чтобы между ними образовалось полое пространство, и воспроизводят благодаря этому «глухой звук».

По ладони можно ударять в разных местах: хлопок по центру ладони звучит иначе чем у края кисти.

Шлепки дают новую окраску могут применяться как сами по себе, так и в чередовании с хлопками и притопами.

Щелканье пальцами: не все могут научиться это делать, так как отчасти это зависит от строения руки. Звук щелчка происходит от удара среднего пальца по ладони. Соединив средний и большой палец, необходимо сделать некое усилие, чтобы средний  палец пошел вниз, а большой вверх и чуть в сторону. Другими словами, нужно надавит средним пальцем на большой так, чтобы средний соскользнул и ударил по подушечке, которая находится на ладони возле основания  большого пальца.

Притопы

Топать можно стоя и сидя. После удара нога должна оставаться на полу. Притопы можно выполнять всей ногой  или только носком (пятка остается на полу), или только пяткой (носок на полу).

Ритмическая зарядка «Раз,два,три»

Раз, два, три!

Ну-ка, повтори!

Ну-ка, не зевай!

За мною повторяй!

Хлоп-хлоп, шлеп-шлеп-шлеп

Топ-топ-топ

 

Раз, два, три!

Ну-ка, повтори!

Ну-ка, не зевай!

За Сашей повторяй  повторяй!

За Сергеем повторяй!  И тд.

Дети, а сейчас нам надо подкрепиться, особенно тем, кто не успел пообедать.

Игра Рынок

Пирожки

Булочки

Сладкие орешки

Квас

                         

 

Дети повторяют  за преподавателем.

Дети повторяют за Сашей

Дети повторяют за Сергеем

1.Всех детей делят на 4 группы, каждая из которых поочередно, при помощи «Звучащих жестов», со словами повторяет свой ритми ческий рисунок.

2.Все группы начинают одновременно свою ритмическую композицию.

3

             

Прогулка в Зимний лес

Едем, едем на лошадке

 по лесной дорожке гладкой

скок, скок, скок

цок, цок, цок.

Санки скрипят, бубенчики звенят

Санки скрипят, бубенчики звенят

Едем, едем на лошадке

 по лесной дорожке гладкой

скок, скок, скок

цок, цок, цок

Ветер шумит, дятел стучит

Ветер шумит, дятел стучит

 

Едем, едем на лошадке

 по лесной дорожке гладкой

скок, скок, скок

цок, цок, цок

Холод, стужа

Снег кружится, снег кружится

Холод, стужа

Снег кружится, снег кружится

Едем, едем на лошадке

 по лесной дорожке гладкой

скок, скок, скок

цок, цок, цок

Белка на ветке орешки грызет

Рыжая лисичка зайчишку стережет

Белка на ветке орешки грызет

Рыжая лисичка зайчишку стережет

 Едем, едем на лошадке

 по лесной дорожке гладкой

скок, скок, скок

цок, цок, цок

Ехали, ехали и наконец приехали

С горки - ух

В ямку - бух

Дети вместе с преподавателем повторяют под музыку слова и хлопают ладошами по коленочкам ритм

Преподаватель показывает

как и на каком шумовом инструменте можно «сыграть» эти слова

Один из учеников

пытается повторить за преподавателем

Дети вместе с преподавателем повторяют под музыку слова и хлопают ладошами по коленочкам ритм

Преподаватель показывает

на самодельных инструментах и барабанных палочках  как можно «сыграть» эти слова.

Один из учеников

копирует преподавателя

Дети вместе с преподавателем повторяют под музыку слова и хлопают ладошами по коленочкам ритм

Преподаватель показывает

на треугольнике и маракасах как можно «сыграть» эти слова

Один из учеников

Все вместе

Щелканье заколкой для волос

Звуки смятого листа бумаги

Один из учеников

Все вместе

Все вместе говорят слова, дети подсказывают на каких инструментах это можно изобразить

 

4

5

Как под горкой снег, и на горке снег, и на елке снег, и под елкой снег.

А под снегом спит медведь, тише, тише, не шуметь!    

Игра с мишкой

По тропинке, по дорожке

Мы к берлоге подойдем,

Все похлопаем в ладошки и немного подождем

Кто здесь хлопал?

Кто здесь топал?

Нет, не я. Нет, не я.

Ты здесь топал,

Ты здесь хлопал?

Догоню вас я!

Задание: озвучить стихотворение

«ВЕСЕЛЫЙ   СТАРИЧОК»  Д.  ХАРМС

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

 Ха-ха-ха   да хе-хе-хе,

 Хи-хи-хи  да бух – бух,

 Бу – бу-бу  да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да  трюх-трюх!

Загадки:

Чок-чок, пятачок,

Сзади розовый крючок.

Сам – как бочонок, голос очень звонок.

Кто это?

Это поросенок.

Бьют его, а он не злится,

Он гремит и веселится,

Потому что без битья,

Барабану жить нельзя.

 

 

Дети выбирают себе любой шумовой инструмент и под музыкальное сопровождение (на пиано) отстукивают ритм.

Медведя выбирают из желающих  и все дети предлагают на каком инструменте может он играть, чтобы напугать детей.

Мишка говорит слова, обращаясь то к одному, то к другому ребенку и играет на инструменте

Дети отвечают при помощи шумовых инструментов.

Медведь

Дети изображают на инструментах как они побежали.

Дети подбирают инструменты и озвучивают стихотворение и загадки.

6.

Слушаем марш Е.Попляновой Когда шагают лугом утята друг за другом

Дети  исполняют марш Звучащими жестами + шумовые инструменты

7.

В исполнении шумового оркестра звучит Полька И.Дунаевского