Открытый урок "Воспитание игровых и исполнительских навыков в работе над кантиленой в классе скрипки"

Коломеец Елена Юрьевна

Данный урок посвящен одной из важнейших задач развития скрипача - работе над кантиленой, искусством "пения на скрипке ".  Постановочные моменты, которым уделяется в работе много внимания, тесно связаны с культурой звука.Выделенные и организованные по времени основные этапы урока помогут в работе начинающим педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_kantilena.docx23.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского (филиал ул. Юбилейная)

                                       

                                                        Открытый урок

«Воспитание игровых и исполнительских навыков

 в работе над кантиленой в классе скрипки»

                           

  Преподаватель: Коломеец  Елена Юрьевна

                             Концертмейстер: Журавлева Елена Валентиновна,

                              Обучающаяся: Мамедова Алина                                                              

           

Цель урока:

-показ методов и приемов  работы по формированию у обучающихся игровых и исполнительских навыков в пьесах кантиленного характера

Задачи урока:

- Работа над правильностью оформления игрового аппарата обучающегося – базой для воспитания качественного звука;

- Обучение правильному владению смычком в процессе звукоизвлечения;

- Приемы связывания звуков смычком на примере  штриха  «легато» в пьесах;

-Вибрация как прием для более красивого и выразительного исполнения кантилены;

Тип урока: открытый

Оснащенность: скрипки, ф-но, пульт, нотные сборники

Основные этапы урока:

№п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время

1

Организационные моменты

Представление ученика, подготовка рабочего места, настройка инструмента.

2 мин.

2

 Кантилена

Понятие кантилены

2 мин.

3

Работа над постановкой правой руки

Положение пальцев на смычке

3 мин.

4

Звукоизвлечение

Ведение смычка по пустым струнам, исполнение упражнений Шрадика.

3 мин.

5

Штрих легато

Виды легато

5 мин.

6

Исполнение подготовленных произведений

Проигрывание произведений, анализ  исполнения, работа над выразительностью исполнения

20 мин.

7

Работа над вибрацией

Виды вибрации

5 мин.

Ход урока:

№ этапа

Работа преподавателя

Работа обучающегося

1

Добрый день! Тема нашего открытого урока сегодня-«Воспитание игровых и исполнительских навыков в работе над кантиленой в классе скрипки». Урок у нас сегодня необычный. Цель урока не научить за 40 минут чему-то, а показать методы и приемы работы, которые я использую в работе со скрипачами своего класса. Хочу представить вам Мамедову Алину, об-ся 5класса и концертмейстера Журавлеву Е.В.

Настройка инструментов

2

В чем сила, в чем главное достоинство скрипки? Вообразите такую картину. На концерт не приехал певец. На сцену вышел только аккомпаниатор и стал играть аккомпанемент тех песен и романсов, которые должен был исполнять певец. Интересно будет слушать?

Многие из сидящих в зале не узнают даже знакомых песен в таком исполнении.

В такой музыке нет самого главного – мелодии. Без мелодии любая самая прекрасная музыка умрет: она не сможет ничего выразить, ни о чем рассказать.

Что нужно, чтобы мелодия звучала как можно выразительнее, напевнее, шире? Чем дольше тянется звук, чем плавнее и незаметнее он переходит в другой, тем красивее мелодия. Поэтому так красив человеческий голос-все звуки мелодии, спетые на одном дыхании, плавно и мягко переходят один в другой. Но дыхание человека далеко не беспредельно. Певец не может петь очень длинную музыкальную фразу, не беря дыхания. Где то он обязательно должен прервать мелодию, чтобы набрать воздуха в легкие. Тоже можно сказать и о флейте, кларнете и др. инструментах, звучанием которых управляет дыхание человека.

Ответы ученицы

Слово «кантилена»- это напевная мелодия, как вокальная, так и инструментальная. Владение кантиленой, искусством «пения на скрипке»- одна из важнейших сторон техники скрипача. Работа над кантиленой, как и над другими видами техники, требует последовательности и постоянства. Инструменты самого большого дыхания – виолончель, скрипка, альт и даже контрабас могут тянуть звук очень долго.  Пока рука скрипача не устанет водить смычок, скрипка будет петь. Скрипка подчиняется только умелым рукам. А для того чтобы научиться водить смычком по струнам скрипки, нужно время. Время и терпение!

3

Давай правильно расположим пальцы на смычке и поговорим о значении каждого пальца в звукоизвлечении.

Положение пальцев на смычке очень важно.

Пальцы правой руки  и смычок – одно целое.

Держим смычок 3 –мя пальцами (без указательного и мизинца).

Указ. палец уравновешивается мизинцем.

«Качели» покачать.

Ученица показывает правильное расположение пальцев на смычке

4

Давай внимательно рассмотрим смычок: он имеет свои особенности. А именно: у колодочки трость более толстая, чем в верхней части смычка – значит колодочка тяжелая, а конец смычка легкий.

Чтобы звук был красивым, при звукоизвлечении нужно пользоваться весом руки. Вес руки идет прямо в кисть.

 Указ. палец дает звук, но не давит.

Ученица делит смычок на части и работает в верхней и нижней частях, контролируя правильность действий.

Ведем смычок указательным пальцем,  по – середине между грифом и подставкой. От середины смычка – нажим указательного пальца на трость усиливается. К концу смычка пальцы правой руки выпрямляются, но при подведении смычка к колодочке, должны принять исходную округлую форму. У колодки вес смычка переносится на мизинец.

При смене смычком струны, должен «включиться» правый локоть – «руль».

Упражнения Шрадика

5

-Ой, дуга какая тут!,

Как, скажи, тебя зовут?

— ЛИГА называюсь я.

И запомните, друзья,

В пьесах роль моя важна,

Нотам очень я нужна

Для того, чтоб их учить

Плавной поступью ходить.

Ну, а поступь та, ребята,

Называется ЛЕГАТО.

    Певучая, мелодическая природа скрипки в наибольшей мере связана со штрихом легато.               Данный штрих «должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным» (Л.Ауэр).

    Основополагающее значение штриха легато в скрипичном исполнительстве делает необходимым целенаправленное его развитие на протяжении всего процесса обучения скрипача.

     Методы освоения различных приемов связывания звуков смычком одновременно должны быть ориентированы на разностороннее воспитание внутреннего слуха скрипача.

       Исполнить на скрипке музыкальную фразу легато означает не просто сыграть несколько звуков одним движением смычка.

       Главное состоит в том, чтобы достичь особого характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности – качеств, исконно присущих певческому голосу.

 

 Три вида легато:

Легато на одной струне. При одном динамическом оттенке - это точное деление смычка на равные части; смычок движется плавно, пальцы левой руки равномерно опускаются на струну.

Легато на двух струнах. Переход смычка на другую струну подготавливается постепенным приближением смычка и всей руки к последующей струне. Переход выполняется лёгким движением кисти правой руки: предыдущий палец левой руки обязательно надо задержать на месте.

Чередование четырех струн на легато. В данном случае переходы смычка выполняются плавными движениями предплечья и кисти правой руки. Легато на трёх, четырёх струнах (арпеджио) исполняются эластичными движениями всей руки от плеча.

6

Работа над кантиленой

Исполнение об-ся

 «Мелодии»Юон

7

Упражнения на развитие навыков вибрации

Работа над вибрато в пьесе

Н.Соколовой «Мелодия»

Исполнение Мамедовой Алиной со своим преподавателем Коломеец Е.Ю. «Раздумье»  А.Шувалова.

 Прослушивание записей выдающихся инструменталистов а также вокалистов помогают в разностороннем воспитании внутреннего слуха  скрипача.