«Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях»

Чистякова Светлана Ильсуровна

 Приобщение вокалиста к основам вокальной культуры. Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционные обороты. Развитие артикуляционного аппарата, при помощи дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой, вокальных упражнений, логопедических упражнений (скороговорок), артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_diktsiya_i_artikulyatsiya.doc83.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение 2

ООО «Инфоурок»

План-конспект урока

по (эстрадному вокалу)

МБУДО  ДДШИ в г. Яхрома

на тему «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях»

Разработала: Чистякова Светлана Ильсуровна

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении эстрадному вокалу»

                                                         Проверил: заведующая отделением                                                  

                                                         МБУДО  ДДШИ в г. Яхрома

                                                         Ломовцева Н.А.

г. Яхрома, 2019

Тема урока:

«Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях».

Дата проведения. 27.05

Тип урока. Открытие нового знания.

Технология урока. Развивающего обучения.

Цель урока: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения. Слайд 2.

Задачи:

1. Приобщать вокалиста к основам вокальной культуры.

2. Формировать навыки фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционные обороты.

3. Развивать артикуляционный аппарат, при помощи дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой, вокальных упражнений, логопедических упражнений (скороговорок), артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова.

Планируемые образовательные результаты.

Разовьют артикуляционный аппарата вокалиста.

Художественные способности.

 Сформируют эстетический вкус.

Улучшат физическое развитие и эмоциональное состояние.

Основные термины, понятия.

Артикуляционный аппарат. Артикуляция.  Дикция.

Оборудование Ноутбук, колонки, центр, микрофоны, инструмент фортепиано, музыкальные файлы, презентация, наглядные пособия.

План урока

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с вокалистом: - 3 мин.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1.         Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой: – 3 мин

2.        Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок: - 9 мин.

3.  Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова: - 5 минут.

4. Работа   над исполнением песни: - контрастные эмоции, аккомпанемент, - 5 мин.

5. Мысленное пропевание   мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией, исполнение песни под фонограмму «-»: - 6 мин.

6. «Про кота», муз. и сл.  А Варламова - пропевание мелодии    а сареlla, исполнение под фонограмму «-»: - 5 мин.

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия: – 4 мин.

Ход урока

 

I.  Организационный момент.

II. Введение в тему. Объявление темы, цели и задач урока через беседу - диалог с учеником.

Преподаватель: Сегодня мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения.

Преподаватель: Удивительный инструмент находится внутри нас.  Как ты думаешь, что же это за инструмент?

Ученик: Человеческий голос.

Преподаватель: Это самый древний инструмент, возникший в результате появления самого человека.  А сколько труда, здоровья, психологического настроя нужно, чтобы он зазвучал. Но, прежде чем мы начнём петь вокальные упражнения, нам потребуется хорошо разогреть голосовые связки, иначе   можно травмировать свой голос. Нам нужна зарядка! Нам нужна распева!  Нам нужна скороговорка!

Чтобы включились в работу все органы, из которых состоит наш голосовой аппарат.

Преподаватель: А какие это органы?

Ученик: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань, трахея, лёгкие. («Схема голосового аппарата») Слайд 3.

Преподаватель: Всё, что мы с вами перечислили это называется?

Ученик: Артикуляционный аппарат. Слайд 4.

Преподаватель: Наши песни состоят из слов, а слова из гласных и согласных звуков. Работа органов артикуляционного аппарата называется артикуляцией. Но эти звуки речи должны быть понятны при общении людей или пении всем окружающим. Для этого существует дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение звуков.

Преподаватель: А из чего может состоять зарядка вокалиста?

Ученик: Из вокальных упражнений и скороговорок.  Нужно подготовить свой музыкальный инструмент, точнее – настроить его.

Преподаватель: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Преподаватель: Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Сделаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос».

Преподаватель: А зачем мы выполняем дыхательную гимнастику?

Ученик: Мы настраиваем дыхательный аппарат, потому что знаем, что дыхание – это основа пения.

2. Распевание. Использование вокальных упражнений:

  • На одной ноте поём ма-э-и-о-у (восходящее движение по хроматизму)
  • Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.
  • По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём да-да-да-да-да-да-да-да.
  • Поём по слогам «Милая мама» по звукам T53 при нисходящем движении.
  • Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
  • До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.
  • Поём по слогам «Я иду» по звукам T53 при нисходящем движении.
  • По звукам T53 при восходящим движении поём  да-дэ-ди-до-ду;  бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.

Преподаватель: Завершаем блок распевания мы всегда скороговорками. А для чего нам нужны скороговорки?

Ученик: Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.

Преподаватель: Обрати внимание на сонорные согласные, вспомни как их правильно произносить. Четко произносим текст на улыбке в заданном ритме. Сначала медленно, затем увеличивая темп.

Поём скороговорку «Добыл бобов бобыль».

Проговариваем скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит»

Проговариваем скороговорку «На дворе трава, на траве дрова» Слайд 5.

3.Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова.

«Цокать» языком (высоко - низко), изображая лошадку.

 «Зеркало», показать разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).

  Преподаватель: А зачем мы сейчас делаем эти упражнения?

Ученик: Для развития   мышцы лица, артикуляционный аппарат.

Преподаватель: Выполним следующие   задания на основе скороговорки разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.  «У Сени и Сани в сетях сом с усами».

4. Работа   над исполнением песни «Про кота» - муз. А. Варламова- контрастные эмоции.

Преподаватель: А сейчас, на примере данной песни, мы попробуем закрепить то, что делали на зарядке, в скороговорках.

5.   «Прекрасен мир поющий», муз.и сл. Абеляна:

Преподаватель: Прочти вокально выразительно текст первого куплета, используя музыкальную фразу;

-  Мысленно пропеть мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией

 Исполнить песню под фонограмму «-» При повторении вокального произведения нужно чётко пропивать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звукоизвлечение.

Преподаватель: Во время работы над вокальным произведением необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат, дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче. Слайд 6.

III.        Подведение итогов, выводы. Рефлексия.

Преподаватель: Подведём итоги нашего урока. Слайд7.

Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата.

1.Какой аппарат формирует звуки речи?
2.Каким словом называется четкое произношение звуков?
3.Как называется работа органов речи?

 Что мы делали на уроке?

Ученик: Работали над согласными звуками в скороговорках и упражнениях-распевках.

Преподаватель: Получилось – ли у нас приблизиться к образцу?  Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Ученик: Мы сегодня хорошо потрудились!

Преподаватель: Спасибо за плодотворную работу!

IV.Домашнее задание.

Выучить определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат». Выучить и текста 1-го куплета новой песни «Про кота» муз. и сл.  А Варламова.

Список используемой литературы:

  1. Дубровская С. В. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М.: РИПОЛ классик, 2018.
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., искр. – СПб: Лань, 20106– 192с.

3. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. – 2013. –  № 5.

4. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М.,  2012.

5. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб: ПИТЕР, 2010.

6. В. Федонюк .  Детский голос. Изд. Союз художников. С-П, 2013 г.

Интернет источники:

  1. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-vokalu-s-detmi-5-7-let.htm
  2. http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-vokalu-264735.html

Используемая нотная литература:

1.        Сборник песен Прекрасен мир поющий.  Л. Абелян Изд-во «Композитор»,  С-П, 2014.        


Самоанализ урока

«Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях».

1. Внешние связи урока.

Место и роль урока и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи с предыдущими уроками, последующими уроками, межпредметные связи.

 Урок по вокалу, дает возможность непосредственно прикоснуться к прекрасному миру музыки, не имея под рукой никаких музыкальных инструментов. В школе искусств дети изучают музыкальную грамоту, осваивают инструмент (фор-но и др.) в комплексе основных музыкальных дисциплин. Учебный предмет «Эстрадный вокал» входит в предметную область «Музыкальное искусство» и относится к обязательной части учебного плана.

2. Характеристика триединой цели урока.

Цель урока: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

I. Организационный момент.

Объявление темы, цели и задач урока через беседу-диалог с вокалистом: - 3 мин.

II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.

1.         Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой: – 3 мин

2.        Распевание. Использование вокальных упражнений – скороговорок: - 9 мин.

3.  Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова: - 5 минут.

4. Работа   над исполнением песни: - контрастные эмоции, аккомпанемент, - 5 мин.

5. Мысленное пропевание   мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией, исполнение песни под фонограмму «-»: - 6 мин.

6. «Про кота», муз. и сл.  А Варламова - пропевание мелодии    а  сареlla, исполнение под фонограмму «-»: - 5 мин.

      III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия: – 4 мин.

II. Содержание урока

  1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.

Образовательные:

1.        Обучить правильному произношению скороговорок.

2.        Обучить пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

Развивающие:

1.        Развивать певческий и артикуляционный аппарат.

2.        Формировать навык фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

1.        Формировать речевую культуру.

      2.        Воспитывать внимательность и добросовестное отношения к труду.

2. Правильность подбора учебного материала на уроке.

Вокальные упражнения, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, Элементы артикуляционной гимнастики В. В. Емельянова, песни, вокализы.

3. Связь теории с практикой.

Форма занятия: практикум

Отработка на уроке полученных знаний на практике.

4.Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.

На уроке использовались приемы повторения изученного материала ранее. Прослеживается связь между пройденным материалом и новым.

 5. Уровень знаний, умений, навыков обучающихся.

Основными вокальными навыками являются певческое дыхание, певческое звукообразование и певческая дикция. Именно эти элементы искусства пения зиждется искусство художественного пения – вокального искусства.

(средний уровень знаний у вокалиста)

III. Методическая сторона урока и его оборудование

  1. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока (занятия) и уровню развития познавательных возможностей детей и взрослых.
  2. Чередование методов обучения.

Методы:  

•        наглядные – наглядно - иллюстративный, личностный показ;

•        словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

•        практические – упражнения, практические задания;

Оборудование урока и его использование.

Ноутбук, фортепиано, колонки, центр, микрофоны, инструмент фортепиано, музыкальные файлы, презентация, наглядные пособия, музыкальные произведения классического и современного направления.

  1. Методы опроса. Правильность ответа обучающихся.

Индивидуальный опрос.

4.  Функциональный анализ урока.

Структура урока соответствовала поставленной цели и замыслу урока.

Демократический стиль отношений педагога и ученика способствовал успешному формированию результата урока.

5. Оценка конечного результата урока.

Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися. Определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом. Причины этого разрыва. Оценка достижений воспитательных и развивающих задач урока. Выводы и самооценка урока.

 Образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока выполнены.

Цель урока развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения достигнута.