Статья "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО"

Балашова Лариса Михайловна

В статье рассматриваются практические аспекты применения проблемной технологии на уроках специальности в классе фортепиано. Автор приводит детальные примеры педагогических приемов, способствующих развитию познавательной активности, мышления и интереса к исполнительской деятельности учащихся. В статье изложены способы использования наглядности, наводящих вопросов, совместный поиск решения, интеграция различных областей искусств и др.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Балашова Лариса Михайловна

МБУ ДО «ДШИ №» 1 г. о. Самара

Аннотация. В статье рассматриваются практические аспекты применения проблемной технологии на уроках специальности в классе фортепиано. Автор приводит детальные примеры педагогических приемов, способствующих развитию познавательной активности, мышления и интереса к исполнительской деятельности учащихся. В статье изложены способы использования наглядности, наводящих вопросов, совместный поиск решения, интеграция различных областей искусств и др.

Ключевые слова: проблемное обучения, педагогика фортепиано, музыкальная педагогика, педагогические приемы, обучение.

TECHNOLOGY FOR PROBLEM-BASED LEARNING IN THE PIANO CLASSROOM

Balashova Larisa Mikhailovna

Samara Art School for Children №1

Annotation. The article deals with practical aspects of using problem technology in piano lessons. The author gives detailed examples of pedagogical techniques that contribute to the development of cognitive activity, thinking and interest in performing activities of students. The article describes ways to use visibility, leading questions, joint search for solutions, integration of various fields of art, etc.

Key words: problem-based learning, teaching piano, music pedagogy, teaching methods, learning.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»

А. Дистерверг

Самое консервативное педагогическое направление – это обучение игре на инструменте. В данной сфере искусства методика преподавания остается неизменной на протяжении многих лет. Современные реалии в области классической музыкальной педагогики говорят о необходимости обновления не только содержания, но и арсенала педагогических приемов и способов обучения. Сегодня в педагогической практике и теории назрела необходимость внедрения инновационных обновлений в систему обучения игре на музыкальных инструментах. Использование инновационных педагогических технологий – сегодня является необходимым условием деятельности педагога-профессионала.

Для формирования устойчивой мотивационной системы обучающегося к занятиям музыкой педагогу-профессионалу необходимо постоянно держать в тонусе интерес ученика на музыкальных уроках. Интерес должен постоянно подпитываться, тогда у ученика может появиться желание понять и принять музыкальное искусство, а после и попробовать изобразить музыку. На каждом уроке нужна новизна, проблема, неожиданная ситуация, актуальная и доступная для конкретного обучающегося. Инновационная педагогическая технология проблемного обучения реализует в себе идею «обучения через открытие нового, неизвестного», она призвана стать важной и неотъемлемой частью музыкально-интеллектуальной работы обучающихся на занятиях.

В отличие от традиционных методов музыкального образования, когда педагогом передаются готовые сведения о музыке и музыкантах и запоминании их обучающимися, проблемное обучение ориентируется на исследовательскую деятельность (прямую – самостоятельное исследование и косвенную – через демонстрацию ее педагогом) учащихся, нацеленную на формирование новых знаний и умений в процессе решения практических и теоретических проблем обучения [4, с. 101].

Проблемное обучение – достаточно разработанная область педагогической сферы, в которой накоплен широкий арсенал образовательных приемов. Проблемные педагогические приемы, помогают обострить противоречия в педагогической проблемной ситуации, сделать их доступными и понятными для учащегося: эмоциональное воздействие, острота и неожиданность, учет важности и актуальности рассматриваемого вопроса, сопоставление и сравнение, анализ и синтез, открыто поставленный проблемный вопрос и другие.

Рассмотрим, каким образом можно применять практические приемы технологии проблемного обучения на уроках в классе фортепиано.

В классах обучающихся по начальным образовательным программам с целью создания проблемной ситуации целесообразно после проигрывания произведения педагогом предложить обучающемуся придумать название музыкальному произведению, вербально или с помощью наглядного изображения описать визуальные образы исполняемых им музыкальных пьес. Все изменения характера музыки, смена частей и деталей, движение мелодии, фактура выражаются с помощью визуально-образных оттенков, что несомненно помогает в осмыслении исполняемого произведения. Таким образом, обучающийся на основе базы имеющихся у него знаний, путем сравнений, сопоставлений, анализа, синтеза открывает для себя нечто абсолютно для него новое, неизвестную до этого музыкальную истину (знание) [5, с. 92].  

Работая над звукоизвлечением в средних и старших классах для более глубокого и осознанного понимания тематики произведения, предлагаемой ученику на занятии, педагогу предпочтительнее применять «совместный поиск» решения поставленной проблемы. Обучающийся, добившись осознанного им самим решения поставленной проблемы, не подсказанного педагогом, хорошо запомнит и закрепит самостоятельно добытые знания [6, с. 125].

Одним из принципов проблемной технологии обучения является наглядность. Преподаватель может показать обучающемуся несколько вариантов исполнения произведения: верного и неверного. Выходом из сложившейся проблемной ситуации является поиск обучающимся, среди представленных примеров и образцов, правильного варианта. Таким образом, уже на данном этапе обучающийся использует различные приемы мыслительной деятельности: сравнение, анализ, обобщение, и формулирует определенный вывод, решение [2, с. 14].

Эффективной методикой проблемной технологии является интеграция разнообразных видов искусства, что способствует оптимизации целей уроков эстетического цикла. Для эффективного результата осмысления и понимания определенного технического навыка, определенного мелодического или гармонического музыкального хода, или характеристики динамических оттенков, педагог-профессионал может проводить параллель между различными областями и сферами искусства [1, с. 141].

Приемом наводящих вопросов можно натолкнуть обучающегося на размышление о форме произведения, о жанре, предложить проанализировать, сопоставить и сравнить несколько вариантов исполнения одного и того же музыкального произведения или редакций нотного текста.

При изучении нового музыкального произведения проблемную ситуацию эффективно создавать при расстановке аппликатуры, обозначении динамической нюансировки, определении кульминации произведения. Преподаватель, опираясь на сформированную у обучающегося систему знаний, может задать вопросы, на которые ученик не может давать однозначные ответы «да» или «нет»: «Какой палец здесь нужно поставить?», «Какие динамические оттенки ты бы здесь исполнил?» «Как бьют часы, как звенят бубенчики?», «Где кульминация музыкального произведения?». К примеру, работая над трудными в техническом исполнении местами, обучающегося можно спрашивать: «Что бы ты сделал, чтобы легко проиграть пассаж?». Ученик, размышляя, рассуждает о корректности подбора аппликатуры, степени собранности пальцев. Работая над образным содержанием, эффективным будет вопрос о средствах музыкальной выразительности (метроритм, фразировка, штрихи), которые использует композитор [3, с. 366].

Эти и многие другие вопросы подводят обучающегося к самостоятельной и активной творческой деятельности, формируют высокий мотивационный потенциал музыкальных занятий. Подводя итог, следует отметить, что, осваивая весь комплекс знаний, умений и навыков, применяя элементы технологии проблемного обучения, обучающиеся приобретают навыки самостоятельной деятельности, что позволяет развивается познавательной активности, активизирует креативное мышление, формирует интерес к инструментально-исполнительской деятельности. Технология проблемного обучения способствует воспитанию гармонично развитой творческой личности, способной логически мыслить, находить эффективные способы решения в различных проблемных ситуациях.

Литература

1. Зенина Л.Л. Формирование музыкального мышления студентов в классе общего фортепиано // В сборнике: Актуальные проблемы модернизации высшей школы: модернизация отечественного высшего образования в контексте национальных традиций Материалы XXX Международной научно-методической конференции. 2019. С. 141-144.

2. Малыхина И.В. Инновационные технологии организации самостоятельной работы обучающихся в классе фортепиано // Музыка и время. 2019. № 8. С. 14-17.

3. Петрова В.П. Структурно-функциональная модель формирования профессиональных компетенций у обучающихся вокалистов на основе полихудожественного подхода в классе фортепиано // В сборнике: Юсовские чтения. Экология культуры и модернизация современного образования Сборник научных статей по материалам XVIII Международной научно-практической конференции. Научный редактор Е.П. Олесина, редактор-составитель О.И. Радомская. Под общей ред. Л.Г. Савенковой. 2018. С. 366-372.

4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 240 с.

5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика –  XXI, 2001. – 176 с.

6. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические технологии. –  Краснодар 1993. –  215 с.

.