«Возможности проявления творческой активности в деятельности музыканта-исполнителя»

Володина Татьяна Сергеевна

       Любой вид деятельности, связанный с музыкальным искусством, характеризующийся активностью, преобразующей и обновляющей психической деятельностью, считается музыкальным творчеством. В целом, музыкальное искусство - это мир художественных образов. Музыкальное творчество, главным образом, - это поиск и результат.

        По сути, музыкальная деятельность сама по себе уже предполагает творчество, и как способ познания, и как способ действия, и как результат. Все виды музыкальной деятельности носят творческий характер. В процессе взаимодействия с музыкальным искусством, постижения и воплощения его сущности, активно задействуются все сферы личности, в силу чего происходят преобразования не только внешнего мира, но и внутреннего мира обучающегося музыканта. Именно последнее и составляет ценность результата детского творчества – личностный рост. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19814_1577111465.docx21.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Возможности проявления творческой активности в деятельности музыканта-исполнителя»

        Любой вид деятельности, связанный с музыкальным искусством, характеризующийся активностью, преобразующей и обновляющей психической деятельностью, считается музыкальным творчеством. В целом, музыкальное искусство - это мир художественных образов. Музыкальное творчество, главным образом, - это поиск и результат.

        По сути, музыкальная деятельность сама по себе уже предполагает творчество, и как способ познания, и как способ действия, и как результат. Все виды музыкальной деятельности носят творческий характер. В процессе взаимодействия с музыкальным искусством, постижения и воплощения его сущности, активно задействуются все сферы личности, в силу чего происходят преобразования не только внешнего мира, но и внутреннего мира обучающегося музыканта. Именно последнее и составляет ценность результата детского творчества – личностный рост.

        В стремлении к данным преобразованиям, как своего внутреннего мира, так и окружающего, в соответствии со своими способностями, возможностями, взглядами и устремлениями, проявляется творческая активность личности. В обучении, как было выявлено исследователями, творческая активность представляет собой высший уровень учебно-познавательной деятельности. Исполнительская деятельность музыканта по своей природе эвристична. Направленная на внешнее и внутренне преобразование, восприятие и постижение музыки, она сама по себе является актом творческого познания. Деятельность исполнителя, являясь творчески активной деятельностью, основанной на творческом восприятии, переработке и воплощении музыкального содержания, в то же время выступает и как средство развития творческой активности личности.

        Творчество исполнителя представляет собой продукт «вторичного» творчества, т.е. преобразование уже созданного в новый неповторимый продукт, являясь при этом связующим звеном между творчеством сочинителя и слушателя. Преобразуя и возрождая к жизни продукт композиторского творчества – зафиксированное в нотном тексте музыкальное сочинение, пропуская его через свое личное содержание, исполнитель создает нечто уникально новое, и воплощая доносит до слушателя. Данный творческий процесс включает не только воплощение содержания произведения, заложенного композитором, но и процесс поиска и создания личностного исполнительского истолкования. Одно и то же слово в речи человека может произноситься по-разному, то же и в музыкальном языке - одна и та же пьеса может иметь различные варианты интерпретации. Это исходит из многогранности художественного образа, которая подразумевает различные варианты его истолкования.

        Важно, чтобы исполнение музыкального произведения, каждый раз, представляло собой уникальное творческое действие. Активность в творчестве исполнителя должна быть направлена, прежде всего, на глубокое понимание и проникновение в суть произведения, наиболее целостное раскрытие и воплощение художественно-образного содержания музыки. Исходя из этого, можно выделить основную цель деятельности музыканта-исполнителя – целостное восприятие, понимание и воплощение содержания музыкального произведения. Упомянутая цель накладывает большую ответственность на музыканта-исполнителя. Не следует забывать, что исполнительское творчество представляет собой синтез композиторского и исполнительского творчества, где последний является проводником и участником сотворчества.  Важно, создавая и воплощая в исполнительской интерпретации собственное художественно-образное содержание, верно понять и "не потерять" тот замысел или образ, что вложил в произведение композитор. Еще одним из важнейших моментов является взаимодействие и взаимовлияние между исполнителем и слушателем, что делает необходимым донесение до обучающегося понимания ответственной роли музыканта-исполнителя, который является «носителем» музыкального искусства, как средства культурного просвещения социума.

        В процессе формирования творческой активности музыканта-исполнителя, важно верно выделять репродуктивные и продуктивные стороны его деятельности. Говоря о данных видах исполнительской деятельности, следует отметить их взаимообусловленность. Без усвоения, повторения и закрепления готовых знаний, умений и навыков обучающимся не возможен переход от репродуктивной деятельности к творческой. Репродуктивная деятельность является отправной точкой к продуктивной, или служит способом накопления не достающих элементов для проявления творческой активности в деятельности музыканта-исполнителя. Для процесса обучения является естественным и характерным круговорот от одного вида деятельности к другому, и обратно. 

        Как уже упоминалось, основными задачами в творческой деятельности исполнителя являются целостное восприятие, осознание и понимание музыкального произведения, его интерпретация и донесение его до слушателя в процессе концертного выступления. Именно в процессе музыкального восприятия и решения перечисленных исполнительских задач происходит развитие и проявление творческой активности музыканта-исполнителя. Постижение музыкального содержания осуществляется посредством психических музыкально-познавательных процессов. Среди основных, по данным общей психологии, выделяются: ощущение, восприятие, воображение и мышление. В музыкальной педагогике они рассматриваются, как основа познания музыки. Музыкальное искусство – это процесс чувственного восприятия и постижения музыки, где эмоции преобладают. В творческом процессе эмоциональная и интеллектуальная стороны образуют взаимосвязь, что особенно проявляется в музыкальном мышлении.        

        Познавательные процессы в музыкальной деятельности, в качестве основных, опираются на слуховые, ритмические, тактильные и двигательные ощущения. Все этапы работы над музыкальным произведением осуществляются посредством сложнейшего процесса - музыкального восприятия. Оно опирается на комплекс ощущений и предшествующий опыт, что обеспечивает восприятию целостность и устойчивость. Отсюда, ввиду небольшого жизненного опыта, восприятие ребенка будет отличным от восприятия взрослого, т.к. данный процесс во многом зависит не только от свойств объекта, но и от особенностей субъекта познания, его предшествующего жизненного опыта, образуя при этом взаимосвязь перечисленных свойств. Детское восприятие – первый шаг к восприятию-мышлению.

        Благодаря творческому восприятию возможно создание идеальной интерпретации на первом этапе знакомства с произведением, осуществление последующего этапа разучивания и проработки деталей, регуляция исполнительских действий посредством восприятия на последнем этапе работы. Восприятие музыкального произведения – это процесс его целостного восприятия, посредством органов чувств. На качестве и глубине его отображения во много сказывается жизненный опыт, способности и индивидуальные особенности личности исполнителя. По данным общей психологии, восприятие является репродуктивным процессом, направленным на воспроизведение готовой информации. В музыкальном искусстве уже восприятие является проявлением творческой активности, т.к. направлено не просто на воспроизведение, а на преобразование.

        В связи со специфичностью и многоаспектностью деятельности музыканта-исполнителя, в процессе его творческого воспитания, необходимо уделять большое внимание развитию индивидуально-личностных качеств, эмоциональной отзывчивости на музыку. Основу исполнительской деятельности составляет комплекс музыкально-творческих способностей, музыкальность, творческое восприятие и воображение, художественно-образное мышление и др., оказывающие большое воздействие на творческое развитии музыканта. В деятельности обучающегося музыканта-исполнителя выделяются качества, которые будут способствовать проявлению активности в творческой деятельности. Среди них значится потребность в общении с музыкой, склонность к исполнительству, ярко выраженная заинтересованность, владение необходимым для исполнителя комплексом знаний, умений и навыков, позволяющим осуществлять в совокупности восприятие интонационно-образного содержания, воплощение характера, жанровых и стилистических особенностей музыкального произведения. Важную роль играет отождествление обучающимся исполнительской деятельности с творческой, его умение осуществлять оценку различных интерпретаций, самоанализ, самоконтроль и самокоррекцию собственного исполнения на основе личных представлений о качестве исполнительского звучания и истолкования музыки.

        В связи с тем, что в исполнительском творчество ярко проявляется личностное содержание, выражающееся в своеобразном переживании, воплощении и истолковании музыкального произведения, соответственно возможностям, способностям и особенностям обучающегося, то работа над целостным восприятием музыкального произведения требует от преподавателя индивидуального подхода и структурирования перечисленных выше компонентов. Исполнительское творчество является многоаспектным и сложным видом деятельности, которое можно рассматривать и в историческом аспекте, и в психолого-педагогическом, и философском, и во многих других. Т.е. данный вопрос требует глубокого всестороннего изучения, поэтому здесь будут рассмотрены лишь основные его моменты.

        Процесс целостного постижения музыкального произведения исполнителем можно условно разделить на этап творческой переработки содержания и этап подготовки к концертному выступлению. Первый этап характеризуется созданием первичного мысленного музыкального образа, который является продуктом восприятия и воображения, имеющейся системы теоретических и исполнительских знаний и навыков, творческой переработки, а также, необходимого комплекса психических процессов, т.е. способностей. Под упомянутым выше комплексом способностей подразумевается музыкальность, которая является необходимой на всех этапах работы над музыкальным произведением. Музыкальность рассматривается как совокупность музыкальных способностей, и как особое качество личности, обладающей повышенной эмоциональной восприимчивостью к музыке, тонким и глубоким, на уровне интуиции, пониманием содержания музыки, способностью его передавать. Причем, музыкальный, это не просто человек, который занимается музыкой и что-то умеет в этой области, а скорее человек, который занимается музыкой легко, с большим желанием и удовольствием.

       Создание идеального художественного образа произведения на начальном этапе, требует от исполнителя не только привлечения музыкально-образного мышления, но и логического компонента музыкального мышления, музыкальной памяти. В исполнительской деятельности музыкальное восприятие, воображение и мышление тесно взаимосвязаны и являются продуктивными процессами, которые можно объединить словосочетанием «понимание музыки». Так как за процесс восприятия отвечает правополушарная сфера, то это обеспечивает наличие у исполнителя вовлеченности и осознанной включенности в акт творчества. Когда в процессе творческого познания смешивается опыт предшествующих восприятий с создаваемыми ныне, подключаются механизмы мышления и воображения, тогда становится очевидной их взаимосвязь и границы между ними становятся условными, а в музыкальной деятельности, скорее невозможными.

        Следующим этапом становится проработка деталей музыкального произведения, направленная на осознание новизны, формы, темпа произведения, его интонационных, ритмических и технических сложностей, поиск музыкальных выразительных, штриховых, агогических средств, определение верной фразировки, аппликатуры и т.д. Здесь активно задействована работа воображения, музыкальной памяти, необходимы такие мыслительные операции, как анализ, синтез и последующее обобщение. Важно отметить, что в работе над произведением, данные операции мышления постоянно сменяют друг друга, переходя от деталей к целому, а от целого к прорабатыванию деталей. На данной ступени большие требования выдвигаются к навыку чтения с листа, координации двигательных умений, к психомоторике музыканта-исполнителя.

        В ходе работы над деталями, наступает период выучивания произведения наизусть. Здесь идет активная работа не логической, а музыкальной и двигательной памяти, в особенности таких ее компонентов, как эмоциональный и образный. Выученный наизусть текст произведения переходит из оперативной памяти в долговременную. Эффективность данного этапа во многом зависит от волевых проявлений исполнителя, способности к самоконтролю и самокоррекции собственного исполнения, умения осуществлять самооценку деятельности.

        Итогом предыдущих этапов становится создание целостного музыкально-слухового, т.е. озвученного образа, соединение деталей в единое целое. В соответствии с возрастными и исполнительскими особенностями и возможностями музыканта, на данной ступени происходит уточнение темповых, агогических, динамических нюансов, художественных и исполнительских приемов. Важными действиями здесь являются соединение и обработка частей произведения, его пробные проигрывания целиком, что уже выдвигает требования не только к психомоторике координаций, но и к исполнительской выносливости. Мысленный художественный образ, созданный на предыдущих этапах, здесь претерпевает творческие изменения, приобретает личностные черты сообразно с особенностями исполнителя. Процесс создания исполнительской интерпретации включает музыкальную память, художественные представления, логическое мышление, мыслительный уровень слуховых и ритмических способностей. Следует подчеркнуть, что только логическая взаимосвязь эмоций, впечатлений и чувств, проявляющихся в процессе исполнения, способствуют рождению художественно-музыкального образа произведения. Итак, данный этап имеет контрольно-коррекционный характер смыслового содержания произведения. Для достижения данной цели происходит объединение исполнительской техники, мысленных образов и художественных представлений, происходит коррекция верности слухо-двигательных представлений, проверка степени выученности текста наизусть. Воплощение содержания музыкального произведения, в свою очередь, требует направленности на самовыражение в процессе исполнения, взаимодействие и взаимовлияние со слушателем. При этом, не следует поощрять излишнюю эмоциональность, которая может приводить к стрессам и сценическим волнениям. Справиться с волнением можно путем укрепления памяти, т.к., в большинстве случаев его причина кроется в боязни «забыть». Донести до слушателя итог кропотливой работы, доиграть до конца, не взирая на недочеты, помогут волевые качества личности, устойчивость внимания.

       Итак, деятельность музыканта-исполнителя представляет собой художественно-творческую деятельность, в процессе которой основные виды творческой активности проявляются в восприятии, постижении содержания музыкального произведения и в его воспроизведении. Целенаправленный процесс художественного воспитания музыканта-исполнителя служит фундаментом успешного развития его личности. Данный процесс представляет собой сложный комплекс, требующий от обучающегося активности, сознательности и самостоятельности.        

        Основная цель преподавателя, в процессе обучения музыканта-исполнителя, должна заключаться, прежде всего, в воспитании творческой личности, способной к саморазвитию природных способностей, проявлению любознательности, художественной фантазии и воображения, творческих волевых и мыслительных способностей. Необходимым является создание оптимальных условий в процессе обучения, которые бы побуждали к развитию творческого потенциала, заложенного в каждом.

        Важно помнить, что, только побуждая к активной познавательной деятельности, преподаватель создает условия для формирования творческой активности обучающегося исполнителя. Такие условия, при которых творческая деятельность перерастает в творческую активность, возможны при осуществлении в процессе обучения музыканта-исполнителя интерпретаторского подхода, акцент на развитии его творческого воображения и мышления. Ни один вид творческой деятельности музыканта не возможен без развития музыкального мышления, основы музыкального творчества. Творческое мышление, воплощенное в деятельности музыканта-исполнителя, составляет сущность его творческой активности. В исполнительской деятельности развитие музыкального мышления служит отправной точкой для вдумчивого анализа нотной ткани музыкального произведения, последующего создания и воплощения плана интерпретации.

        Творческая активность музыканта-исполнителя опирается на предшествующий жизненный опыт и возможна при условии овладения обучающимся необходимыми теоретическими знаниями и понятиями, накопления опыта слухового восприятия музыки, исполнительских навыков, владения навыками анализа, синтеза, обобщения и др. Целостное постижение музыкального произведения исполнителем и проявление творческой активности в процессе его воплощения, подразумевает комплексное развитие его способностей, благоприятной почвой для которых будет межпредметная связь. Несмотря на перечисленные требования, важно помнить, что для формирования творческой и познавательной активности, все же, необходима доля неизвестности и привнесение в обучение проблемных ситуаций. Способствовать формированию творческой активности будут такие виды работ в деятельности музыканта-исполнителя, как чтение с листа, творческие задания, коллективные виды музицирования, коллективная исследовательская и проектная деятельность, коллективное обсуждение, концертные и конкурсные мероприятия и др.