Методические работы преподавателя

Дедова Анжелика Анатольевна

Методические работы, выполненные в течение 2017-2019 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnicheskiy_zachet_-_kopiya.doc67 КБ
Microsoft Office document icon vokalnyy_akompanement.doc44 КБ
Microsoft Office document icon k_konferentsii.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАЧЕТУ

В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Для обучающихся по ДПОП «Фортепиано»

Составитель:

Дедова Анжелика Анатольевна                                                                                                                                                                          Преподаватель высшей квалификационной  категории


 Александровск-Сахалинский

2017 г.

В данной работе представлены требования к техническому зачеты, апробированные в течение нескольких лет в ДШИ г. Александровск-Сахалинского. Технический зачет для обучающихся ДПОП «Фортепиано» проводится с 3 по 7 класс два раза в год – осенью и весной.

Зачетные формы:

- игра гаммового комплекса (согласно программным требованиям по классам);

- исполнение этюда;

- чтение с листа;

- проверка музыкальной терминологии.

3 класс

Осенний зачет (октябрь-ноябрь)

Одна гамма из пройденных в прошлом учебном году (в полном комплексе) по требованиям 2 класса:

- мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы;

- фа мажор двумя руками в прямом движении;

- минорные гаммы ля, ми, ре (в натуральном, гармоническом и мелодическом виде) в две октавы;

- хроматические гаммы от белых клавиш каждой рукой отдельно в две октавы;

- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно в пройденных тональностях;

- арпеджио короткие по 4 звука отдельно каждой рукой.

Этюд по требованиям 2 класса (примерный перечень)

Гедике А. Соч.32.№ 12,15, 18.

Лекуппе Ф. Соч. 17№ 3,6,7,9.

Лемуан А.  Соч. 37№ 1,2,6,7,10.
Лешгорн А. Соч. 65№ 3,5,6,7,9.

Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера, 1 ч. № 9,10,15-18, 23

Весенний зачет (март-апрель)

  1. Гаммы из числа пройденных в текущем учебном году – одна гамма исполняется в полном комплексе в максимальном темпе (согласно техническому развитию учащегося), остальные гаммы спрашиваются выборочно отдельными видами в спокойном движении.

- мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль в прямом движении в две-четыре октавы; в противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой;

- минорные гаммы ( гармонические и мелодические) ля, ми, ре, соль – в прямом движении двумя руками в две-четыре октавы;

- хроматические гаммы двумя руками в две-четыре октавы от всех клавиш;

- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука в пройденных тональностях двумя руками;

- арпеджио короткие по четыре звука двумя руками в две-четыре октавы;

-  арпеджио длинные каждой рукой отдельно.

- кадансы T-S-D-T

  1. Чтение с листа

- чтение с листа пьес репертуарной сложности 1 класса ДМШ.

Примерный перечень:

Ф. Киселев Железный дровосек

Д. Тюрк Алегретто

З. Ковальски Пинг-понг

  1. Знание музыкальной терминологии

Динамические обозначения - f, р, mf, mp, ff, рр, sf, crescendo, diminuendo


Штрихи - non legato, legato, staccato, marcato, tenuto


Темпы- Lento, Largo, Adagio, Andante, Andantino, Sostenuto, Moderato, Allegretto, Allegro,Presto


Изменения темпа – Ritenuto, а tempo, Accelerando
Характер - Cantabile, Dolce, Maestoso, Espressivo, Grazioso, Energico . 

4 класс

Осенний зачет (октябрь-ноябрь)

Одна гамма из пройденных в прошлом учебном году (в полном комплексе) по требованиям 3 класса:

- мажорные гаммы До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа, Си-бемоль в прямом движении в четыре октавы; в противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой;

- минорные гаммы ( гармонические и мелодические) ля, ми, ре, соль – в прямом движении двумя руками в четыре октавы;

- хроматические гаммы двумя руками в четыре октавы от всех клавиш;

- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука в пройденных тональностях двумя руками;

- арпеджио короткие по четыре звука двумя руками в четыре октавы;

-  арпеджио длинные двумя руками ( с пульсом по 3).

Этюд по требованиям 3 класса (примерный перечень)

Гедике А. Соч. 32. №23

Лемуан А. Соч. 37. № 11

Лешгорн А. Соч. 65. №1

Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера, 1 ч.: №17, 29, 33

Весенний зачет (март-апрель)

  1. Гаммы из числа пройденных в текущем учебном году – одна гамма исполняется в полном комплексе в максимальном темпе (согласно техническому развитию учащегося), остальные гаммы спрашиваются выборочно отдельными видами в спокойном движении.

Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом движении (в противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой) в четыре октавы;

-  минорные гаммы (гармонические и мелодические) ля, ми, ре, соль, до, фа – двумя руками в прямом движении в четыре октавы;

- хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от 2-3-х клавиш; в противоположном – от ре и соль-диез;

- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука в этих же тональностях;

- арпеджио короткие двумя руками;

- арпеджио длинные двумя руками  в трех-четырех гаммах от белых клавиш.

- кадансы T-S-D-T

  1. Чтение с листа

- чтение с листа пьес репертуарной сложности 2 класса ДМШ.

Примерный перечень:

А. Лемуан Прялка(этюд)

И. Гуммель Легкая пьеса

Л. Бетховен Аллегро

  1. Знание музыкальной терминологии

Темпы -  Vivo, Vivace, Largo   


Изменение темпа -  Rallentando, Accelerando, Meno mosso


Характер -  Espressivo, Energico, Risoluto, Leggiero

5 класс

Осенний зачет (октябрь-ноябрь)

Одна гамма из пройденных в прошлом учебном году (в полном комплексе) по требованиям 4 класса:

Мажорные гаммы до 4-х знаков включительно в прямом движении (в противоположном движении – гаммы с симметричной аппликатурой) в четыре октавы;

-  минорные гаммы (гармонические и мелодические) ля, ми, ре, соль, до, фа – двумя руками в прямом движении в четыре октавы;

- хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от 2-3-х клавиш; в противоположном – от ре и соль-диез;

- тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука в этих же тональностях;

- арпеджио короткие двумя руками;

- арпеджио длинные двумя руками  в трех-четырех гаммах от белых клавиш (пульс по 4).

- кадансы T-S-D-T

Этюд по требованиям 4 класса (примерный перечень)

Беренс Г. Соч. 88. Этюды №№ 5, 7

Бертини А. 28 избранных этюдов. №№ 4,5,9

Лемуан А. Соч. 37. Этюды №№ 28-30, 32, 33, 36

Лешгорн А. Соч. 66. Этюды №№ 1-4

Весенний зачет (март-апрель)

  1. Гаммы из числа пройденных в текущем учебном году – одна гамма исполняется в полном комплексе в максимальном темпе (согласно техническому развитию учащегося), остальные гаммы спрашиваются выборочно отдельными видами в спокойном движении.

- все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы;

- 2 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении;

-  минорные гаммы до 4-х знаков включительно (гармонические и мелодические), в прямом движении двумя руками в четыре октавы;

-  кадансы ко всем пройденным гаммам;

-  хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков, в противоположном – от ре и соль диез;

- тонические трезвучия с обращениями по три или  четыре звука;

- арпеджио короткие двумя руками, арпеджио ломаные отдельно каждой рукой;

- арпеджио длинные двумя руками;

- доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд – построение и разрешение, арпеджио длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш.

 

2. Чтение с листа

- чтение с листа пьес репертуарной сложности 3 класса ДМШ.

Примерный перечень:

А. Лемуан Прялка(этюд)

И. Гуммель Легкая пьеса

Л. Бетховен Аллегро

  1. Знание музыкальной терминологии

Темпы -  Vivo, Vivace


Изменение темпа – Rallentando, ritardando,  Accelerando

 Характер –  Espressivo, Energico, Risoluto, Leggiero

Дополнительные обозначения -  poco a poco,  da capo al Fine 

6 класс

Осенний зачет (октябрь-ноябрь)

Одна гамма из пройденных в прошлом учебном году (в полном комплексе) по требованиям 5 класса:

- все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы;

- 2 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении;

-  минорные гаммы до 4-х знаков включительно (гармонические и мелодические), в прямом движении двумя руками в четыре октавы;

-  кадансы ко всем пройденным гаммам;

-  хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков, в противоположном – от ре и соль диез;

- тонические трезвучия с обращениями по три или  четыре звука;

- арпеджио короткие двумя руками, арпеджио ломаные отдельно каждой рукой;

- арпеджио длинные двумя руками;

- доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд – построение и разрешение, арпеджио длинные каждой рукой отдельно от белых клавиш.

Этюд по требованиям 5 класса (примерный перечень)

Лешгорн А. Соч. 66. № 6,7,9,12,18

Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред. Гермера. Ч. 2. №№9-12

Соч. 299. Школа беглости: №№ 1-4

Весенний зачет (март-апрель)

  1. Гаммы из числа пройденных в текущем учебном году – одна гамма исполняется в полном комплексе в максимальном темпе (согласно техническому развитию учащегося), остальные гаммы спрашиваются выборочно отдельными видами в спокойном движении.

- мажорные гаммы  в прямом и противоположном движении в

четыре октавы;

- гаммы в терцию, дециму, сексту в прямом движении;

- минорные гаммы

до 5-ти знаков включительно (гармонические и мелодические), в

прямом движении двумя руками в четыре октавы; в терцию, дециму в 4 октавы;

- хроматические гаммы двумя руками в прямом и противоположном движении; - тонические трезвучия с обращениями по три и четыре звука;

- арпеджио короткие, ломаные, длинные двумя руками; длинные – в расходящемся движении;

- доминантсептаккорд, уменьшённый септаккорд – построение и

разрешение, арпеджио короткие, длинные двумя руками.

2. Чтение с листа

- чтение с листа пьес репертуарной сложности 3-4 класса ДМШ.

Примерный перечень:

Л. Бетховен Экосез

П. Чайковский Гросфатер из балета «Щелкунчик»

А. Лешгорн Этюд ре минор

  1. Знание музыкальной терминологии

Динамические обозначения – Subito

Темпы – Grave, rubato    

Характер – tranguillo, appassionato, agitato, аllargando,  Pesante

      Дополнительные обозначения non troppo,  meno mosso, piu mosso , sempre,    simile, assai          

7 класс

Осенний зачет (октябрь-ноябрь)

Одна гамма из пройденных в прошлом учебном году (в полном комплексе) по требованиям 6 класса:

мажорные гаммы  в прямом и противоположном движении в

четыре октавы;

- гаммы в терцию, дециму, сексту в прямом движении;

- минорные гаммы

до 5-ти знаков включительно (гармонические и мелодические), в

прямом движении двумя руками в четыре октавы; в терцию, дециму в 4 октавы;

- хроматические гаммы двумя руками в прямом и противоположном движении; - тонические трезвучия с обращениями по три и четыре звука;

- арпеджио короткие, ломаные, длинные двумя руками; длинные – в расходящемся движении;

- доминантсептаккорд, уменьшённый септаккорд – построение и

разрешение, арпеджио короткие, длинные двумя руками.

Этюд по требованиям 6 класса (примерный перечень)

Крамер И. Соч. 60.№ 1, 3, 9

Мошковский М. Соч 18 № 3, 8, 10

Черни К. Соч. 299 № 5, 8, 9, 12, 13, 15

Весенний зачет (март-апрель)

  1. Гаммы из числа пройденных в текущем учебном году – одна гамма исполняется в полном комплексе в максимальном темпе (согласно техническому развитию учащегося), остальные гаммы спрашиваются выборочно отдельными видами в спокойном движении.

мажорные гаммы  в прямом и противоположном движении в

четыре октавы;

- гаммы в терцию, дециму, сексту в прямом движении;

- минорные гаммы

до 5-ти знаков включительно (гармонические и мелодические), в

прямом движении двумя руками в четыре октавы; в терцию, дециму в 4 октавы;

- хроматические гаммы двумя руками в прямом и противоположном движении; 2-3 гаммы в терцию и дециму;

- тонические трезвучия с обращениями по три и четыре звука;

- арпеджио короткие, ломаные, длинные двумя руками; длинные – в расходящемся движении; обращения – в прямом;

- доминантсептаккорд, уменьшённый септаккорд – построение и

разрешение, арпеджио короткие, длинные, ломаные двумя руками.

2. Чтение с листа

- чтение с листа пьес репертуарной сложности 4-5 класса ДМШ.

Примерный перечень:

А. Грибоедов Вальс

С. Майкапар Вальс

Л. Бетховен Багатель

3.Знание музыкальной терминологии

Характер -  calando, soto voce, con brio, con spirito, Morendo, Brillante

Дополнительные обозначения -  una corda, tre corde    



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

Методическая работа на тему:

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НАД ВОКАЛЬНЫМ АККОМПАНЕМЕНТОМ В СТАРШИХ КЛАССАХ ДШИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНСА А.ДАРГОМЫЖСКОГО «Я ВСЕ ЕЩЕ ЕГО ЛЮБЛЮ»

Выполнила:

Дедова Анжелика Анатольевна,

 преподаватель по классу фортепиано

высшей квалификационной категории

Холмск, 2018 г.

Учебная дисциплина «Аккомпанемент» (в ДПОП-программах – «Концертмейстерский класс») занимает важное место в комплексе исполнительских дисциплин, формирующих основные компетенции юного ученика-пианиста. Следует отметить, что такие формы коллективного музицирования, как игра в ансамбле и аккомпанемент, особенно любимы учащимися и способствуют наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Работа над аккомпанементом в старших классах школ искусств базируется на пианистических (двигательных, слуховых, технических) навыках, приобретенных за годы обучения в школе. Можно сказать, к предмету «Аккомпанемент» обучающийся 6-7 класса подходит, уже достаточно владея инструментом и имея опыт ансамблевого музицирования в предыдущих классах.  

При обучении учащихся искусству аккомпанемента перед педагогом ставятся следующие задачи:

  • познакомить учащегося с основными принципами аккомпанемента в вокальных и инструментальных произведениях;
  • научить читать различную фактуру, выделять главное, видеть и различать технические моменты (арпеджио, гаммы, аккорды), особенно при чтении с листа;
  • развить быстроту реакции во время исполнения;
  • выработать умение быть одним целым с солистом, чувство ансамбля;
  • привить любовь к концертмейстерскому исполнительству и повысить общую музыкальную эрудицию.

Для первоначального освоения аккомпанемента предпочтительнее начинать с вокальных произведений, т.к. природа певческого голоса гораздо более гибка, чем любой иллюстрирующий инструмент. Ученику очень полезен опыт ансамблевого исполнения с вокалистом, особенно в кантиленных произведениях. Мы знаем, что многие великие пианисты (Ф. Шопен, А. Рубинштейн и другие) советовали учиться у вокалистов искусству дыхания, звукоизвлечения, звуковедения, а при обучении юных пианистов это действительно актуальная проблема, и один из способов ее решения – чаще аккомпанировать голосу.

Специфика вокального аккомпанемента еще и в том, что содержание произведения раскрывается не только через музыку, но и через поэтический текст. Перед учеником встает возможность изучить произведение не в узко прикладном значении – выучить партию аккомпанемента – а в широком охвате. Можно сказать, что к учащемуся предъявляются требования, как к профессиональному концертмейстеру – освоить вокальное произведение комплексно, многопланово, не ограничиваясь собственно аккомпанирующими задачами. В данном случае  ключом к художественному образу является прежде всего текст, и поэтому одной из важнейших задач на начальном этапе разучивания становится изучение литературного источника, его содержания и эмоционального наполнения.

Лучшим материалом для первых шагов аккомпанирования служат замечательные шедевры русского классического романса. В этом особая ценность занятий аккомпанементом – они позволяют ученику соприкоснуться с удивительным миром камерно-вокальной лирики в лучших русских и зарубежных образцах. Для примера мы обратились к изучению романса А. Даргомыжского на стихи Ю. Жадовской «Я все еще его люблю».

Знакомя ученика с данным произведением, уместным будет напомнить ему знания из курса музыкальной литературы об особенностях вокальной лирики А. Даргомыжского, о том, какое значение придавал композитор мелодии, чтобы «звук прямо выражал слово», о сочетании ариозного и речитативно-декламационного начал в мелодике композитора. Естественным в таком случае будет начать освоение романса с изучения поэтического текста и вокальной партии – раскрыть эмоциональное содержание и образный строй произведения. Обязательно нужно обратить внимание ученика, как в романсе мелодия чутко следует за словом, как особо эмоционально значимые фразы («душа моя трепещет…», «сжимает грудь мою…», «и радость ясная…») отмечены восходящими скачками интервалов, «Безумная…» - скачок на тритон вниз, движение к кульминации в припеве – стремительные взлеты и падения мелодической линии. В дальнейшем при игре в ансамбле с солистом эти моменты нужно учитывать и чутко управлять временем, так как вокальные скачки требуют некоторого расширения в голосе.

Одним из важных этапов разбора романса является игра вокальной строчки с басом аккомпанемента, тем самым глазами охватывается трехстрочная партитура и осмысляется гармоническая канва мелодии. Аккомпанемент данного романса представлен в виде гармонической фигурации гитарного типа. Сталкиваясь с подобным изложением, на этапе разучивания полезно собирать фигурацию в аккорды, вслушиваясь в гармонические вертикали и одновременно анализируя ладо-гармонический план романса. Обязательно нужно обратить внимание ученика на изменение гармонических красок во втором куплете в связи с иной эмоциональной окраской содержания.

Немаловажно сразу понять структуру романса, его форму, соотношение вступления, проигрыша, заключения, строение куплетов. В данном случае мы имеем куплетно-вариационную форму, обусловленную особенностями содержания текста. Удивительным образом Даргомыжский варьирует мелодию и гармоническое наполнение, воплощая в музыке тончайшие нюансы поэтического слова.

Рассмотрим круг проблем, с которыми сталкивается ученик-аккомпаниатор при работе с певцом-иллюстратором. Основная задача совместного исполнения – добиться максимального ансамбля, слаженности и единства раскрытия музыкального содержания.

- Роль вступления. Поскольку аккомпаниатор начинает первым, ему очень важно с первых нот войти в образ, подготовив тем самым вступление солиста. Определение темпа для вступления согласовывается с солистом во время репетиций. Вступление к романсу «Я все еще его люблю», несмотря на изломанную мелодическую линию, имеет вокальную природу с четко очерченной фразировкой. Учитывая, что на вступлении, проигрыше и заключении Даргомыжский дает один и тот же музыкальный материал, есть возможность ученику поискать интонации и разнообразить звучание эмоциональными красками, не выходя за рамки художественного образа.

- При начале куплета важно добиться бережного звукового баланса внутри фигурации аккомпанемента – сочетание более глубоких басов и прозрачной фигурации, не переусердствовать с педалью.  Роль баса для солиста – ощущение гармонической краски и метроритма. При однообразной фигурации аккомпанемента необходимо учитывать момент дыхания, затактовое построение фраз, как бы дышать музыкой вместе с солистом, помогая ему. При кажущейся на первый взгляд ритмичности аккомпанемента, при игре с солистом никогда не получится строго ритмичного исполнения. Моменты агогических изменений, всегда ощущаемые в вокальной музыке, должны быть очень чутко поддержаны аккомпаниатором. При выразительных скачках мелодии, подразумевающих нарастание эмоционального напряжения, можно немного опоздать в аккомпанементе, давая солисту возможность приготовиться к взятию широкого интервала.

-Динамический план романса исходит от текста. В каждом куплете присутствуют свои микро-кульминации, причем один и тот же оттенок в зависимости от содержания имеет различное эмоциональное наполнение: так, нарастание звучности в первом куплете связано с душевным волнением, драматизмом, во втором куплете – с радостным, молитвенным состоянием. исполнения должен быть очень слитным –  нюансировка и агогика,  обозначенные  в партии солиста, являются необходимыми и для концертмейстера. При исполнении на сцене иногда встречаются динамические отклонения у солиста, на которые аккомпанирующему важно вовремя среагировать.

- Особо следует сказать о припеве-рефрене, завершающим каждый куплет – здесь мелодика ариозного склада сменяется речитативно-декламационной, драматически насыщенной, это отражается в напряженных паузах, ферматах, ускорении темпа и нарастании звучности. И это требует умения ученика проникнуться эмоцией солиста, помочь ему в подходе к вершине – и звуком и движением.

При исполнении произведения на сцене юному аккомпаниатору нужно учиться быть готовым ко многим нюансам. Главный принцип ансамбля – при допущении ошибки концертмейстером не останавливаться и не исправляться, а подхватывать солиста. Вполне вероятны ситуации допущения ошибок солистом, и здесь ученику следует не быть беспомощным, где-то подсказать слова, где-то продублировать мелодию, держа глазами три нотные строчки.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что работа ученика по предмету «Аккомпанемент» развивает в нем потребность к живому музицированию, знакомит с лучшими образцами камерно-вокальной и инструментальной музыки, учит быть одним целым с солистом на сцене. Приобретенные на занятиях навыки аккомпанирования пригодятся в дальнейшем и любителям и профессионалам.

Список литературы

1. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент. Авторская программа для ДМШ

    и ДШИ. – СПб.: Композитор, 2009

2. Шендерович Е. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. –

    М., Музыка, 1996

3. Шрамко А.Е. Особенности работы над вокальным и инструментальным          аккомпанементом в старших классах ДМШ. Методическая работа – Саров, 2015.



Предварительный просмотр:

Дедова А.А.,

МБОУ ДО ДШИ МО «Холмский городской округ»

Организация внеклассной деятельности учащихся  ДШИ

в условиях реализации ДПОП «Фортепиано» (из опыта работы)

«…как важно внушить любому ученику с самого начала,

с каким драгоценным материалом

он будет иметь дело в своей жизни…»[1]

Г. Нейгауз

Основополагающая роль детских школ искусств в системе дополнительного образования заключается в создании условий для развития и саморазвития творческой личности, мотивации к познанию и реализации через выбранный вид искусства. Современные требования, предъявляемые к дополнительным предпрофессиональным образовательным программам в области музыкального искусства, помимо учебных задач, направленных на приобретение учащимися знаний, умений и навыков игры на инструменте, немаловажным фактором определяют эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие. В сегодняшних непростых реалиях эта проблема становится особенно актуальной, определяя одну из приоритетных задач школ искусств – воспитание гармоничной, духовно богатой, социально значимой личности.

Обучая детей игре на фортепиано, на мой взгляд, любому педагогу хочется не просто освоить необходимый набор учебного материала, но и развить ученика, так сказать, вглубь, расширить его музыкальный и художественный кругозор. Одна из первостепенных задач в воспитании юного музыканта – с  первых шагов обучения наполнить ребенка любовью к музыке, к звучанию своего инструмента, в течение всех лет всячески поддерживать в нем интерес к познанию нового. Он не только должен научиться грамотно исполнять произведения, повышать свой технический и звуковой потенциал, но и обогатиться интеллектуально в плане искусства – ученик должен  посещать концерты, выставки, спектакли, т.е. развивать себя за пределами учебного класса. Эти позиции отражены в образовательной программе «Фортепиано» в разделе «Культурно-просветительская деятельность». Но тут возникает ряд сложностей, знакомых многим – как в условиях маленького города и практически полного отсутствия культурно-развивающей среды обогатить ученика интеллектуально и духовно, как это естественным образом происходит в более цивилизованном социуме?

Кроме того, в условиях преобладающего индивидуального обучения, имея фортепианный разновозрастной класс из 10-12 человек, которые крайне редко встречаются все вместе, неизбежно возникает желание объединить ребят общей идеей, общими впечатлениями, разговаривать с ними о том, чего на индивидуальном уроке не касаешься. Многолетние наблюдения за учениками моего класса показали, что при всей их мотивации к обучению, эмоциональной отзывчивости и желании музицировать, территориальный фактор играет свою отрицательную роль, сказываясь на уровне исполнительской и слушательской культуры. Нередко возникают ситуации, что учащиеся-пианисты старших классов, вполне успешно осваивающие программу, слабо развиты в плане общего и профессионального кругозора, не знакомы с великими пианистами, дирижерами, художниками прошлого и настоящего. Не говоря уже о том, что дети мало слушают классической музыки, ограничиваясь рамками разучиваемых произведений. Находясь в удаленности от крупных городов, ученики почти не слышат своих ровесников-пианистов, варятся, так сказать, в собственном соку, не имея возможности сравнивать свою игру с игрой других. Не каждый ученик способен участвовать в олимпиадах и конкурсах, выезжая за пределы города, но каждый способен развиваться в духовном плане и воспитывать себя. И здесь немаловажная роль отводится педагогу – по возможности восполнить этот пробел и позаботиться о создании культурно-развивающего пространства хотя бы в пределах своего класса. Эта проблема неоднократно обсуждалась в работах великих педагогов-пианистов, рассуждающих о развитии самостоятельности и эстетическом воспитании юных пианистов. М. Фейгин в своей работе «Музыкальный опыт учащихся» писал, что педагог специального класса обязан «планомерно, систематически воспитывать умение слушать музыку в связи с работой, проводимой за инструментом, воспитывать как бы между прочим, ненавязчиво, но действенно».[2]

Размышляя над данной проблемой, я понимала, что за короткое время урока по специальности поднять такой объем информации не представляется возможным. Так возникла необходимость привлечения внеурочных форм работы с  учащимися моего класса, направленная на реализацию следующих задач:

- поднимать  духовно-интеллектуальный уровень учащихся, направлять их знания в профессиональное русло. Ученики должны быть знакомы с именами великих пианистов прошлого и настоящего, слушать высококачественные образцы  мировой фортепианной музыки, высказывать свои впечатления об увиденном и услышанном, используя свой, пусть небольшой, исполнительский опыт.

- способствовать большему сплочению класса, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

 В данной работе я опишу процесс организации внеурочной деятельности в своем классе периода 2015-2018 гг. Так сложилось, что наша внеклассная работа развернулась по двум направлениям –  более широком на внутришкольном уровне, а также внутри самого класса. Одним из направлений стало проведение тематических классных часов для учащихся школы с привлечением учеников моего класса. Дети получали задание для поиска информации и музыкального материала, разучивали стихи, рассказы о композиторах и музыкантах, готовили музыкальные номера для концерта. Подготовка к таким мероприятиям очень сплачивает детей разных возрастов, объединяет их единой задачей, превращает их в актеров, режиссеров, сценаристов – словом, творчески развивает. Так, в октябре 2015 года состоялся классный час «Великие имена», посвященный истории Международного конкурса им. П. И. Чайковского и итогам прошедшего недавно XV конкурса. Учащиеся старших классов подготовили наглядный и слуховой материал о победителях конкурса разных лет. Ребята знакомились с такими музыкантами, как Ван Клиберн, Михаил Плетнев, Денис Мацуев, Даниил Трифонов и др.; с удовольствием смотрели видеофрагменты их блистательных выступлений на конкурсе. Готовясь к классному часу «Образы детства в музыке П. И. Чайковского» для учащихся дошкольных групп, мы применили интегрированные формы работы -  ученики учили стихи и к каждому исполняемому номеру подбирали иллюстрации из шедевров русской живописи. Таким образом зрители имели возможность слушать музыку и одновременно изучать полотна великих мастеров. Эта проблема так же актуальна, поскольку учащиеся-музыканты почти не знакомы со смежными видами искусства. Классный час «Моцарт на все времена», посвященный юбилею великого композитора, был также проведен в комбинированной форме – стихи, эмоциональные рассказы об интересных фактах творчества композитора, музыкальный материал, видеоряд  и др. Все сценарии классных часов были опубликованы на интернет-ресурсах и получили положительную оценку, сценарий «Великие имена» получил диплом I степени Всероссийского интернет-конкурса «Педагогический триумф».

Желание погрузить учеников в мир фортепианной музыки и великих исполнителей  привело меня к мысли об организации периодических классных собраний, которые мы назвали «Творческие встречи». Из-за загруженного расписания такие встречи проводились по выходным дням один раз в месяц. Готовясь к этим мероприятиям, я определяла тематику встреч. Как правило, она была связана с текущими событиями в музыкальной жизни  – юбилеи, конкурсы, концерты.  Следующим шагом были поиски подходящего видеоматериала в Интернете, чтобы он был понятен и доступен для детей, и в то же время интересным и познавательным. Весь визуальный материал оформлялся в виде презентации и выводился на большой экран.

На творческих встречах мы коснулись таких событий, как 100-летний юбилей Эмиля Гилельса, 85-летний юбилей  Глена Гульда – весь информативный блок сопровождался видеозаписями с концертов великих мастеров. Просмотру  предшествовал обязательный настрой детей на мысленное присутствие в концертном зале, соответствующее поведение, непременные аплодисменты после выступления. Нужно отметить, что на первых порах непросто было удержать слуховое внимание учеников при  прослушивании серьезных произведений, особенно первоклассников. Поэтому количество и качество музыкального материала строго дозировалось, в расчет на особенности аудитории. Кроме музыки, у меня появилась идея коснуться живописи, познакомить ребят с выдающимися полотнами великих художников. Так, одна из встреч была посвящена 200-летию И. Айвазовского, где мы с учениками «гуляли» по виртуальной картинной галерее, любуясь морскими шедеврами прославленного  живописца. Не менее интересно было ученикам наблюдать уровень исполнительского мастерства своих ровесников – на встречах, посвященных итогам детских исполнительских конкурсов «Щелкунчик», «Grand Piano Competition». Отмечу сразу, что это стало мощным стимулом в дальнейшей домашней работе. Бесценным материалом для развития юных пианистов явился цикл давних телепередач Веры Горностаевой «Открытый рояль» - на творческих встречах с большим интересом были просмотрены передачи «Королевский рояль» и «Мазурки Ф. Шопена». В 2018 г., после моей поездки в Москву на курсы повышения квалификации, я провела встречу с виртуальными экскурсиями по дому-музею А. Гольденвейзера, музею музыкальной культуры им. М. Глинки, краткими впечатлениями о посещенных мастер-классах педагогов ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского.

Кроме всего прочего, данные классные собрания служили отличным поводом обсудить в детском коллективе текущие вопросы обучения – например, подготовку к академическим концертам, техническим зачетам…Мы устраивали совместные репетиции с последующим обсуждением, показы самостоятельно выученных пьес. Вместе с ребятами коллективно осваивали комплекс упражнений на освобождение рук и плечевого пояса, так необходимые пианисту; создавали игровые ситуации, где старшие ученики пробовали себя в роли преподавателей, помогая первоклассникам  - все это  способствовало развитию коммуникативных навыков и дружеской обстановки внутри класса.

Вся проведенная внеклассная работа не могла не сказаться на развитии учащихся  – их музыкальный и общий кругозор гораздо более расширились, что позволило общаться на уроках на более высоком уровне, глубже изучать различные интерпретации исполняемых произведений, решать исполнительские проблемы. Ребята научились внимательно слушать музыку, делиться впечатлениями, соответствующе вести себя на концертах, повышали свой исполнительский потенциал. Подвинутым учащимся это помогло в подготовке конкурсных программ, что вывело их на высокие результаты по итогам Областного конкурса в 2017 г. Очевидно, что подобная внеклассная работа требует качественной подготовки педагога, его личного времени за пределами учебной нагрузки, активного включения в процесс, творческого горения и интереса к своему делу.  Обычно этот вид деятельности материально не оценивается, в лучшем случае в виде стимулирующих выплат. Но тот результат, который получает педагог на выходе, с лихвой окупается в будущем в виде образованных, воспитанных и исполнительски грамотных учеников-единомышленников, готовых при желании пополнить ряды пианистов-профессионалов.

Думаю, что любой преподаватель, заинтересованный в исполнительском и интеллектуальном росте своих учеников, может найти свой путь решения данной проблемы, не обязательно в рамках внеклассной работы. На мой взгляд, одним из возможных вариантов могло бы стать включение в учебный план предмета под названием, к примеру, «Мир фортепианной музыки», или «Беседы об исполнительстве», в рамках вариативной части ДПОП «Фортепиано». Таким образом, подобная оптимизация педагогического процесса создает условия для разностороннего развития личности ученика, реализации его возможностей в избранной сфере деятельности, воспитания активного любителя музыки, что и является основной миссией воспитательной работы детских школ искусств.

В завершение статьи хочу привести высказывание великого фортепианного педагога Г. Нейгауза: «Меня никогда не покидает ощущение «чуда», когда я объясняю ученикам гениальные творения великих музыкантов и мы вместе стараемся исследовать по мере сил их глубины, проникнуть в их тайны, понять их закономерности, возвыситься до их высоты. Знаю, что это ощущение «чуда» и связанной с ним радости – радости от его восприятия и осознания – дает мне весь смысл моей жизни, заставляет работать гораздо больше, чем «полагается по штату», и жертвовать собой без всякого сожаления».[3]

Список литературы

  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – Спб., 2015.
  2. Ляховицкая С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся / Вопросы фортепианной педагогики. в.3 – М., 1971.
  3. Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся / Вопросы фортепианной педагогики. в.3 – М., 1971.


[1] Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – Спб., 2015. – С.16.

[2] Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся / Вопросы фортепианной педагогики. В. 3 – М., 1971. - С.6.

[3] Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – Спб., 2015. – С.16.