Программа по обучению детей игре на клавишном синтезаторе «Гармония» (для детей от 7 до 15 лет)

Программа адресована учащимся, не имеющим начальной музыкальной подготовки. Программа несёт художественно-эстетическую ннаправленность. 1-2 год обучения младшие классы. 3-5 год обучения старшие классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.docx37.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО:                                                        УТВЕРЖДАЮ:

на заседании методического объединения                                       Директор ГБУ АО

педагогов дополнительного образования                                       «Сольвычегодский детский дом»

ГБУ АО «Сольвычегодский детский дом»                                      ______________И.Н. Сергеева

«___»____________________2017г.                                                «____»_____________2017г.

протокол №____

ПРОГРАММА

По обучению детей игре на клавишном синтезаторе

«Гармония»

(для детей от 7 до 15 лет)

Составитель программы:                                           музыкальный руководитель

                                                                                       Попова Ольга Андреевна

Сольвычегодск

2017г.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………….3
  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс…………………………………………………………………………………………………………..3
  2. Цели и задачи программы…………………………………………………………………………………………………………..3
  3. Основные этапы программы……………………………………………………………………………………………………….3
  1. Особенности методики…………………………………………………….………………………………………………………….3
  1. Формы, методы и приёмы работы……………………………………………………………..……………………………….4
  2. Структура занятий…………………………………………………………………………………………………………………………4
  1. Психолого-педагогические особенности каждого этапа обучения……………………………………………5
  2. Учебно-тематический план………………………………………………………………………………………………………….6
  3. Примерный перечень музыкальных произведений каждого года обучения………………………………………………………………………………………………………………………………………15
  4. Прогнозируемые результаты………………………………………………………………………………………………………21
  5. Техническое обеспечение программы……………………………………………………………………………………….21

       8. Список литературы……………………………………………………….………………………………………………………………..22

1. Пояснительная записка

1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.

«Личность ученика развивает только развивающаяся личность педагога»   В. Г. Ражников

Внедрение инновационных технологий в традиционный процесс обучения – занятие очень увлекательное и интересное, требующее от педагога-музыканта информационной грамотности, стремления к самообразованию, умения творчески и оригинально мыслить. Педагог-музыкант должен обладать соответствующим уровнем музыкальной компетентности, являющейся одной из сторон его профессионализма.

 В качестве одного из инструментов информатизации музыкального обучения выступает клавишный синтезатор. Приобщение учащихся к новому виду деятельности – электронному музыкальному творчеству является актуальным в связи с общей тенденцией информатизации образования, что и привело автора к необходимости создания образовательной программы.

Программа  адресована учащимся, не имеющим начальной музыкальной подготовки.

Программа несёт художественно-эстетическую направленность.

В основе данной программы лежат образовательная программа музыкальных школ «Программа фортепиано для учебных заведений культуры и искусства дополнительного образования» Министерства культуры Московской области, Москва, 2002г.

1-2 год обучения – младшие классы.

3-5 год – старшие классы.

1.2. Цели и задачи программы.

Целью данной программы является освоение навыков игры на синтезаторе, направленных на формирование всесторонне развитой, творческой личности.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

формирование музыкальных навыков и умений;

совершенствование исполнительской техники;

развитие музыкальных способностей (память, слух, чувство ритма);

воспитание слушательской и исполнительской культуры;

формирование устойчивого представления о работе синтезатора, его устройстве, основных функциях;

овладение базовыми навыками аранжировки;

овладение навыков импровизации;

развитие творческой деятельности – сочинение и подбор по слуху мелодийвоспитание уважения к музыкальной культуре казахского народа.

Программа предусматривает проведение занятий в форме индивидуального урока педагог-ученик. Продолжительность занятий 45 минут, два раза в неделю.

1.3. Основные этапы программы

Период обучения делится на три этапа:

I этап – 1-2 год обучения – начальное обучение, освоение первоначальных навыков.

II этап – 3-4 годы обучения – этап основного обучения.

III этап – 5 год обучения – этап музыкального совершенствования.

2. Особенности методики

2.1. Формы, методы и приёмы работы.

Формы воспитательной и музыкально-образовательной деятельности можно разделить на основные, дополнительные и формы самообразования учащихся.

Основной формой учебной работы является индивидуальное занятие педагога с учеником. Такая форма работы создаёт необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка.

Методы и приемы, используемые на занятиях:

 наглядный: исполнение музыки, наглядные пособия;

 словесный: беседа, объяснение, пояснение, указание и замечание;

 практический: систематические, последовательные, постоянные упражнения.

2.2. Структура занятий.

Структура занятий: разбор и разучивание произведения; чтение с листа; музыкально-теоретический анализ; аранжировка, импровизация, сочинение. Каждый урок включает проверку домашнего задания, освоение нового материала, повторение, закрепление изученного.

Занятия состоят из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательное возрастание трудности заданий. Учитывая индивидуальные способности, знания и умения учащихся, прилежание и желание заниматься, возраст, разный уровень подготовки — необходимо осуществлять дифференцированный подход обучения.

Этапы работы над произведением:

выбор произведения;

предварительная подготовка к его изучению;

анализ и выбор средств выражения (Tone, Style);

подбор вспомогательного технического материала (Intro, Original, Fill, Ending)

подбор режимов игры (Split, Dual);

творческое, исполнительское воплощение.

3. Психолого-педагогические особенности каждого этапа обучения

I этап обучения – 1-2 годы

Начальное обучение включает в себя введение ребёнка в мир цифровой музыки, знакомство с выразительными средствами клавишного синтезатора в доступной художественно-увлекательной форме.

Именно в младшем школьном возрасте происходит художественно-эстетическое развитие детей. Дети этого возраста обычно очень интересуются пением, музыкой, игрой на детских музыкальных инструментах. В процессе музыкальных занятий у детей формируются определенные личностные установки, такие, как установка на выполнение определенных норм поведения, согласование своих действий с интересами коллектива.5у

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные человеческие характеристики познавательных процессов — восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Развитие этих процессов очень важно для обучения детей музыке, игре на музыкальных инструментах. Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Ребёнка этого возраста отличает исключительная конкретность восприятия музыкальных образов, чуткость к вокальному звучанию мелодий, сосредоточение слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре, ритму и интонациям музыкальных произведениях.

II этап обучения – 3-4 годы

На этом этапе обучения у ребёнка появляется способность к познанию музыки, сочетающем образно-эмоциональное и логически-смысловое её восприятие. Учащиеся совершенствуют полученные на I этапе обучении практические умения и углубляют музыкальные знания. Особое место занимает развитие технических навыков – свободное владение клавиатурой синтезатора и панелью управления. Техника игры на синтезаторе близка технике игры на фортепиано, особое внимание уделяется преодолению зажатости рук и корпуса, освобождению запястья, свободные пальцы. Ученик осваивает приёмы аранжировки и импровизации, пробует сочинять. Техника сочинения укрепляется, в ней могут появиться отдельные приметы продуманности замысла, авторской воли, поисков сочинительской свободы.

Естественная для этого возраста попытка осмысления своего «Я» в бесконечном по времени, пространству, динамике страстей мире не может не найти отражения в сочинительской деятельности. К импровизации и сочинению в этом возрасте впервые присоединяется желание и возможность интерпретации не по названию, а по сути деятельности. Только в этом возрасте мировосприятие учащегося может обеспечить ему незаимствованную, самостоятельную потребность высказать услышанное по-своему, выразить себя в сочинении другого человека, через его музыкальный взгляд на мир.

II этап формирует понятие особенностей музыкального языка: жанровый колорит, интонационно-ритмический рисунок, развитие основной темы, а также навыки самостоятельной работы. Совершенствуется работа ученика над аранжировкой, что способствует развитию музыкального воображения и мышления.

III этап обучения - 5 год

III этап — является завершающим в процессе обучения и, часто, приходится на переходный возраст учащихся. Требования к ученику повышаются во много раз. Основной характеристикой данного этапа является психологическая готовность к самоопределению, стремление к самостоятельности, растущие потребности в общении и самоутверждении.

Задачей, стоящей перед педагогом на этом этапе, является организация процесса обучения таким образом, чтобы ученик в полной мере овладел знаниями и навыками игры на синтезаторе; приобрёл хорошую музыкально-теоретическую базу; в дальнейшем расширял свой музыкальный кругозор; мог применить полученные практические и теоретические знания в разных видах музыкально-творческой деятельности. Что очень важно для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств после окончания школы. Повышенные требования в отношении качества домашней работы и степени самостоятельности её выполнения, способствуют формированию у учащегося принципов объективной оценки своей деятельности и способов её коррекции.

4. Учебно-тематический план.

4.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Знакомство с инструментом - клавишный синтезатор

4

2

2

2.

Посадка, постановка игрового аппарата

6

2

4

3.

Изучение клавиатуры

7

3

4

4.

Основы музыкальной грамоты

14

7

7

5.

Функциональная характеристика клавишного синтезатора

8

4

4

6.

Работа над репертуаром

14

2

12

7.

Учебно - тренировочный материал

8

2

6

8.

Чтение с листа

8

2

6

9.

Академические концерты и выступления

3

1

2

Итого:

72

25

47

4.2. Содержание программы 1 год обучения

Тема 1: «Знакомство с инструментом – клавишный синтезатор»

Теория: Общая характеристика клавишных синтезаторов как представителей семейства электронных цифровых (компьютеризированных) музыкальных инструментов. Обращение с синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети и батареек, подключение к инструменту педалей, наушников, усилителей).

Тема 2: «Посадка, постановка игрового аппарата»

Теория: Расположение инструмента. Удобное расположение ученика за инструментом – стоя или сидя. Важно, чтобы локоть руки был на уровне клавиатуры. Свободное положение корпуса и рук.

Практика: Выполнение упражнений для постановки руки, начиная с третьего пальца. Развитие пальцевой техники, ориентированной на технику игры на фортепиано. Преодоление зажатости корпуса.

Тема 3: «Изучение клавиатуры»

Теория: Стандартный тип диапазона клавиатуры – 5 октав. С3 – инфразвуки, С2 – субконтроктава, С1 – контроктава, С – большая, с – малая, сl –малая, с2 – вторая, с3 – третья, с4 – четвёртая, с5 – пятая, с6 – шестая, с7 – ультразвуки. Регистры – низкий, средний, высокий. Деление клавиатуры – Split, Dual. Зона автоаккомпанемента.

Практика: Нахождение октав на клавиатуре, игра в режимах Split, Dual.

Тема 4: «Основы музыкальной грамоты»

Теория: Нотоносец, ключи, название нот и октав, ноты первой октавы, паузы, знаки альтерации — диез, бемоль.  Длительности, метр, такт, затакт, размер, счёт. Знаки альтерации, музыкальный синтаксис – мотив, фраза, предложение. Буквенное и цифровое обозначение нот, понятие — мажор, минор. Запись аккордов для левой руки: C – мажорное трезвучие,Cm – минорное трезвучие. Сокращённое обозначения итальянских терминов: forte, piano, crescendo, diminuendo.

Практика: Работа с нотным материалом. Нахождение нот, мажорных и минорных аккордов на клавиатуре, исполнение мелодии со счётом вслух. Правильное прочтение итальянских терминов.

Тема 5: «Функциональная характеристика клавишного синтезатора»

Теория: Название и характерные особенности банков паттернов и голосов инструмента: Style, Tone. Главные клавиши управления: Family [<] [>], Select [<] [>], Start/Stop, Sync Start.

Практика: Выбор паттерна и голоса набором номера, клавишами Family, Select, воспроизведение партии ударных при нажатии клавиши Start/Stop, взятие различных звуков в режиме Sync Start.

Тема 6: «Работа над репертуаром»

Теория: Разбор нотного текста: звуковысотное строение мелодии, размер, темп, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи – non legato, legato, staccato, ладовая окраска, динамический план, Style, Tone, Intro, Fill, Ending.

Практика: Навыки ориентировки на клавиатуре и панели управления, приёмы звукоизвлечения, постановка рук, игра с автоаккомпанементом, в режимах Split, Dual.

Тема 7: «Учебно-тренировочный материал»

Теория: Формула строения мажорной и минорной гаммы; мажорные и минорные тональности до двух знаков, аппликатура гамм, арпеджио, аккордов; понятие тональности, значение термина «Этюд».

Практика: Этюды; гаммы – До мажор, Соль мажор, Ля минор, Ми минор; арпеджио, аккорды, в этих тональностях; упражнения.

Тема 8: «Чтение с листа»

Теория: Анализ строения мелодии, ритмические группы в простых размерах, понятие о гармонических функциях, Tone, Style.

Практика: Исполнение произведения с листа в заданном режиме, предложенном Tone и Style, c использованием Intro, Fill, Ending. Нахождение рациональной аппликатуры.

Тема 9: «Академические концерты  и выступления»

Теория: Беседа о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональный настрой, психологическая подготовка к выступлению.

Практика: Исполнение на академических концертах в I и во II полугодии. Участие в концертах, мероприятиях.

4.3. Учебно-тематический план 2-го года обучения

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Особенности гармонизации для синтезатора

11

5

6

2.

Игра в режимах Split,  Dual

6

2

4

3.

Автоаккомпанемент

7

3

4

4.

Основы музыкальной грамоты

7

3

4

5.

Изучение панели синтезатора

8

4

4

6.

Работа над репертуаром

14

2

12

7.

Учебно - тренировочный материал

8

2

6

8.

Чтение с листа

8

2

6

9.

Академические концерты и выступления

3

1

2

Итого:

72

24

48

4.4. Содержание программы 2 –го года обучения.

Тема 1: «Особенности гармонизации для синтезатора»

Теория: Сильная доля метра, правильный подбор стиля и темпа. Изменение гармонии зависит от скорости темпа.

Практика: Нахождение сильных долей в размерах 4/4 и 3/4, подбор подходящего стиля к данной гармонии и произведению, использование Fill (сбивки) при смене гармонии.

Тема 2: «Игра в режимах Split, Dual»

Теория: Split – разделение клавиатуры на два голоса, тембра (для исполнения правой и левой руками без автоаккомпанемента). Dual – наложение тембров (для добавления к партии правой руки ещё одного тембра с воспроизведением автоаккомпанемента).

Практика: Разделение клавиатуры на тембры, удерживая нужную клавишу Split или Dual, регулировка громкости каждого голоса – Volume. Выбор соответствующей октавы для каждого тембра.

Тема 3: «Автоаккомпанемент»

Теория: Интерактивный аранжировщик, структура стиля автоаккомпанемента — Intro, Original, Variation, Fill, Ending, Balance, ритмический секвенсер. Основные действия при игре с автоаккомпанементом.

Практика: Настройки автоаккомпанемента перед исполнением — Arranger Band, Start/Stop, выбор стиля, владение основными клавишами управления на панели в процессе исполнения.

Тема 4: «Основы музыкальной грамоты»

Теория: Ноты большой, малой, второй, третьей октав. Различные виды синкоп, нечётное деление длительностей. Музыкальные жанры и формы, сложные и переменные размеры, особенности мелодической линии, ритмический рисунок в произведениях казахских композиторов. Итальянское обозначение основных темпов музыки.

Практика: Нахождение нужных нот на клавиатуре. Подбор характерных стилей к произведениям казахских композиторов. Определение жанров исполняемой музыки.

Тема 5: «Изучение панели синтезатора»

Теория: Знакомство с клавишей Function (меню синтезатора), с помощью которой можно получить доступ к таким настройкам: Metronome, Volume, Octave, KeySplit (точка разделения клавиатуры).

Практика: Самостоятельное изменение параметров, необходимых для исполнения произведения, с использованием клавиши – Function, Family, Select.

Тема 6: «Работа над репертуаром»

Теория: Анализ нотного текста, формы произведения, использование художественных возможностей синтезатора. Беседа о жанре, стилевых особенностях композитора, эпохе.

Практика: Отработка координации движения рук, развитие пальцевой техники, осознание средств художественной выразительности, овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.

Тема 7: «Учебно-тренировочный материал»

Теория: Три вида минора, мажорные и минорные тональности до трёх ключевых знаков.

Практика: Гаммы в прямом движении, арпеджио, аккорды, этюды на разные виды техники.

Тема 8: «Чтение с листа»

Теория: Буквенное обозначение аккордов, основные ладовые функции – T-S – D; T – S – T; T – D – T, оборот «качалка» — I – IV – II – V.

Практика: Играть аккорды в буквенном обозначении левой рукой с автоаккомпанементом и без, в различных тональностях находить T – S – D. Играть оборот «качалку» в тональностях – До мажор, Соль мажор, Фа мажор.

Тема 9: «Академические концерты и выступления»

Практика: Развитие навыков сценического выступления, участие в концертах, мероприятиях, конкурсах. Выступления на академических концертах в I и во II полугодии.

4.5. Учебно-тематическое планирование 3-го года обучения.

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Освоение простейших приёмов аранжировки на синтезаторе

6

2

4

2.

Простейшие основы импровизации

4

2

2

3.

Игра в ансамбле

6

1

5

4.

Основы музыкальной грамоты

12

4

8

5.

Сочинение

4

2

2

6.

Работа над репертуаром

22

4

18

7.

Учебно - тренировочный материал

8

2

6

8.

Чтение с листа

6

1

5

9.

Концерты и выступления

4

0,5

3,5

Итого:

72

18,5

53,5

4.6. Содержание программы 3 год обучения.

Тема 1: «Освоение простейших приёмов аранжировки на синтезаторе»

Теория: Жанры и стили различной музыки. Гармонизация мелодии.

Практика: Анализ текста оригинала, составление проекта аранжировки, подбор звуковых средств.

Тема 2: «Простейшие основы импровизации»

Теория: Повторение и закрепление понятий: ритм, интервалика, регистры, интонации.

Практика: Имитация голосов животных и птиц, изображение диалогов животных, упражнения по определению и запоминанию интервалов путем ассоциаций: «сигнал трубы», «клаксон автомобиля», «гудок тепловоза» и др.

Тема 3: «Игра в ансамбле»

Теория: Ансамбль, составы ансамблей, фактура.

Практика: Формирование навыков игры в ансамбле, анализ нотного текста, развитие навыков полифонического слышания, умение «поймать» свою партию с любого места.

Тема 4: «Основы музыкальной грамоты»

Теория: Знаки альтерации – дубль-диез, дубль-бемоль; интервалы. Структура музыкальных построений, формы произведений – сложная двух- и трёхчастная, соната, вариации. Фактура: мелодия, аккомпанемент, гомофония, полифония.

Практика: Умение определять форму и фактуру произведения.

Тема 5: «Сочинение»

Теория: Пьесы с ярко выраженной собственной программой. Способы художественной выразительности. Жанровость, форма, фактура.

Практика: Сочинению пьес по типу пройденных с точностью звукоподражания, изобразительных моментов, в определённом жанре, с точной мелодической линией, в определённой форме и фактуре.

Тема 6: «Работа над репертуаром»

Теория: Предварительный разбор нотного текста, форма и фактура произведения, сведения о композиторе, эпохе, стиле.

Практика: Анализ и самостоятельное разучивание музыкального произведения, работа над художественной интерпретацией музыкального образа.

Тема 7: «Учебно-тренировочный материал»

Теория: Аппликатура в мажорных и минорных гаммах от чёрных клавиш.

Практика: Исполнение гамм, арпеджио, аккордов в более быстром темпе, Этюды на разные виды техники.

Тема 8: «Чтение с листа»

Теория: Гармонический анализ; зрительный анализ мелодического движения, фактуры, формы. Сильные и слабые доли. Особенности нотации для синтезатора.

Практика: Чтение с листа различных произведений с автоаккомпанементом и без. Умение слышать и отличать сильные и слабые доли в автоаккомпанементе.

Тема 9: «Концерты и выступления»

Практика: Выступление на зачётах и академических концертах, мероприятиях в течение года. Закрепление навыков сценического выступления.

4.7. Учебно-тематический план 4-го года обучения

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Настройка синтезатора

4

2

2

2.

Освоение новых приёмов аранжировки

5

2

3

3.

Аранжировка сочинённых произведений

6

2

4

4.

Основы музыкальной грамоты

12

4

8

5.

Жанровая импровизация

5

2

3

6.

Работа над репертуаром

22

4

18

7.

Учебно - тренировочный материал

8

2

6

8.

Чтение с листа

6

1

5

9.

Концерты и выступления

4

0,5

3,5

Итого:

72

19,5

52,5

4.8. Содержание программы 4 год обучения

Тема 1: «Настройка синтезатора»

Теория: Режим автоаккомпанемента, стиль, тембр, громкость, темп, деление клавиатуры Split, Dual, октавы.

Практика: самостоятельная настройка параметров синтезатора перед исполнением музыкального произведения.

Тема 2: «Освоение новых приёмов аранжировки»

Теория: Освоение новых приёмов синтезаторной аранжировки: гармонизация мелодии в режиме автоаккомпанемента с применением главных трезвучий и D7; выбор аккомпанирующего паттерна в стилях народной и современной популярной музыки; художественно обоснованный выбор мелодического голоса, относящегося к той или иной группе струнных, духовых, клавишных инструментов.

Практика: Аранжировка произведений различных жанров, стилей.

Тема 3: «Аранжировка сочинённых произведений»

Теория: Опорные тоны мелодии, мелодическая интонация и форма, вспомогательные и проходящие звуки, гармонизация.

Практика: Определение стиля сочинённого произведения, формы; гармонизация, подбор средств художественной выразительности.

Тема 4: «Основы музыкальной грамоты»

Теория: Понятие о стиле и жанре; стилевые особенности творчества композиторов разных народов и эпох.

Практика: Работа с нотным материалом.

Тема 5: «Жанровая импровизация»

Теория: Жанры: марш, танец, песня. Фактурные варианты аккомпанементов в этих жанрах. Секвенция. Мелодическая импровизация и орнаментика. Орнаментика казахской народной музыки, особенности гармонизации.

Практика: Импровизация в разных жанрах, в казахском народном стиле, гармонизация; использование при гармонизации мелодии главных ступеней лада (I – IV — V), подбор басового голоса с применением этих ступеней. Игра простых секвенций на синтезаторе. Импровизация орнаментики в изучаемых произведениях.

Тема 6: «Работа над репертуаром»

Теория: Жанровые особенности произведения, форма, фактура, стиль.

Практика: Самостоятельное определение жанра, особенностей стиля, художественная интерпретация произведений.

Тема 7: «Учебно-тренировочный материал»

Теория: Мажорные и минорные гаммы до 5-ти знаков, хроматическая гамма от чёрных клавиш.

Практика: Исполнение гамм до 5-ти знаков, аккордов, арпеджио, хроматических гамм от чёрных клавиш. Этюды на разные виды техники.

Тема 8: «Чтение с листа»

Теория: Анализ произведения: жанр, форма, фактура, особенностей нотации для синтезатора.

Практика: Чтение с листа пьес в жанре — песня, танец, марш, с автоаккомпанементом и без.

Тема 9: «Концертыи выступления»

Практика: Выступление на зачётах и академических концертах, мероприятиях в течение года. Совершенствование навыков сценического мастерства.

4.9. Учебно-тематический план 5-го года обучения

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Акустика и эффекты

4

2

2

2.

Звукорежиссёрское редактирование электронной композиции

6

2

4

3.

Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента

4

2

2

4.

Режим записи ALL

10

3

7

5.

Джазовая импровизация

4

2

2

6.

Работа над репертуаром

26

4

22

7.

Учебно - тренировочный материал

6

2

4

8.

Ансамблевая импровизацая

6

2

4

9.

Выпускные экзамены

6

2

4

Итого:

72

21

51

Содержание программы 5 год обучения.

Тема 1: «Акустика и эффекты»

Теория: Процессор мульти-эффектов – MFX, реверберация.

Практика: С помощью клавиши Function выбирается функция «Effects» для обработки звучания.

Тема 2: «Звукорежиссёрское редактирование электронной композиции»

Теория: Звуковые эффекты, громкостный и пространственный баланс.

Практика: Работа над произведением с использованием процессора мульти-эффектов — MFX.

Тема 3: «Запись музыки на многодорожечный секвенсер инструмента».

Теория: Функциональное членение музыкальной фактуры – мелодия, бас, гармонические голоса, подголосок, как основа её разделения при записи на многодорожечный секвенсер. Режимы записи – ALL, Count – In, Single, Punch I/O.

Практика: Запись на 16 – трековый рекодер инструментов в режимах ALL, Count – In, Single, Punch I/O.

Тема 4: «Режим записи ALL»

Теория: Запись автоаккомпанемента в режиме ALL. Описание функции применения каждой дорожки трекового рекордера.

Практика: Поэтапная запись каждого голоса, выбор подходящих тембров.

Тема 5: «Джазовая импровизация»

Теория: Джазовая гармония, ритм. Сравнительный анализ аккордики классической гармонии с джазовой. Септаккорды как основа джазовой гармонии.

Практика: Упражнения на гармонизацию мелодии с использованием обращений доминантсептаккордов. Простейшие виды аккомпанирующей левой руки в джазе.

Тема 6: «Работа над репертуаром»

Теория: Закрепление всех полученных знаний.

Практика: Применение на практике всех полученных знаний и умений, самостоятельное осмысление музыкального образа произведения.

Тема 7: «Учебно-тренировочный материал»

Теория: Повторение всех мажорных и минорных гамм до 5-ти знаков, аккордов и арпеджио, хроматические гаммы.

Практика: Исполнение всех мажорных и минорных гамм до 5-ти знаков в быстром темпе, аккордов и арпеджио, хроматические гаммы. Этюды на разные виды техники.

Тема 8: «Ансамблевая импровизация»

Теория: Виды ансамблевой импровизации. Эскиз и общий рисунок композиции. Психофизическое состояние и эмоциональная совместимость.

Практика: Распределение партии соло, аккомпанемента.

Тема 9: «Выпускные экзамены»

Теория: Настрой на положительный результат и стимулирование желания выступать на сцене.

Практика: Исполнение в течение учебного года экзаменационной программы. Выступление в конце года на выпускном экзамене.

5. Примерный перечень музыкальных произведений каждого года обучения

 5.1.Первый  год обучения

Гаммы:

 До и Соль мажор, Ля и Ми минор в две октавы каждой рукой отдельно; тонические трезвучия аккордами без обращения в тех же тональностях, арпеджио.

Этюды:

К.Черни, соч. 599, №1, № 2,№ 3

Петренко – Этюд

Шитте — Этюд

В.Б.Пороцкий — Этюд

Пьесы:

Гнесина – Песня

Руббах – Воробей

Арман – Пьеса

Эрнесакс – Паровоз

Кургузов – Блюзик

Кургузов — Марш

Роули – Акробаты

Бетховен – Сурок

Бетховен – Финал IX симфонии

Петренко – Аленький цветочек

Петренко — Полечка

Орф – Жалоба

Пьесы композиторов Казахстана:

Ж.Тезекбаев – Аяз ата сыйлығы

Ж.Тезекбаев – Әншi бала

А.Абдинуров – Би

А.Абдинуров – Бесiк жыры

Е.Ташев – Балдаурен

А.Таниева – Аналар мерекесi

Ансамбли:

А.Островский – До, Ре, Ми, Фа, Соль

Т.Хренников – Токкатина

Латвийский народный танец – Рыбачок

Н.Римский-Корсаков – Колыбельная из оперы «Золотой петушок»

М.Черняк – Красная шапочка

Как на дубчике два голубчика

5.2. Второй год  обучения

Гаммы:

Ре мажор, Си минор, Фа мажор, Ре минор, Си бемоль мажор, Соль минор, аккорды с обращениями, арпеджио в две октавы двумя руками.

Этюды:

К.Черни, соч. 599, № 5, № 6, № 9

Л.Петренко – Этюд

Д.Кабалевский – Маленькая арфистка, соч. 89, № 24

А.Гедике – Арабеска, соч. 46, № 9

Пьесы:

С.К.Фостер – Домик над рекой

Н.Мясковский – Беззаботная песенка

Е.Мелартин – Песня

Шёнбергер – Нашёптывая

Ф.Шуберт – Форель

Л.Моцарт – Колыбельная песня

Л.Моцарт – Бурлеска

Э.Градески – Счастливые буги

Л.Книппер – Полюшко-поле

С.Кургузов – Трубач

С.Кургузов – Весна

Русская народная песня – Чёрный ворон

Ламбада

В.Шаинский – Улыбка

Пьесы композиторов Казахстана:

Ансамбли:

П.Чайковский – Зелёное моё ты виноградье

Русская народная песня в обработке А.Флярковского и Р.Щедрина – Жили да были два братца

Н.Смирнова – Хорошее настроение

В.Беляев – Стрекоза и муравей

Я.Ванхаль – Пьеса

Как ходил гулял Ванюша

5.3.Третий  год обучения

Гаммы:

Ля мажор, Фа диез минор, Ми бемоль мажор, До минор, Ля бемоль мажор, Фа минор, аккорды, арпеджио в три октавы. Хроматическая гамма от «До», «Ре», «Ми», «Фа».

Этюды:

К.Черни – Этюд, соч. 599, № 7, № 8

А.Гедике – Этюд, соч. 32, № 19

А.Гедике – Этюд, соч. 6, № 5

А.Гедике – Этюд, соч. 36, № 26

О.Питерсон – Джазовый этюд ми бемоль мажор

Пьесы:

Р.Шуман – Весёлый крестьянин

Б.Мокроусов – Я за реченьку гляжу

Г.Пёрселл – Менуэт

И.Пахельбель – Гавот

Б.Кемпферт – Путники в ночи

А.Зацепин – Найди себе друга

А.Волохонский – Под небом голубым

Дж.Дассен – Привет

Л.Делиб – Вальс из балета «Коппелия»

Латвийская народная полька

С.Кургузов – Джазовые бусинки №2

С.Кургузов – Джазовые бусинки №3

С.Кургузов – Муха

С.Джоплин – Регтайм

Ансамбли:

Ф.Шуберт – Лендлер

Л.Бетховен – Три немецких танца

Русская народная песня в обработке А.Флярковского и Р.Щедрина – Уж как по лесу – Как по сеням

М.Глинка – Хор «Славься»

З.Левина – Неваляшки

Л.Бетховен — Контрданс

5.4. Четвёртый год обучения

Гаммы:

Ми мажор, До диез минор, Ля бемоль мажор, Фа минор, Си мажор, Соль диез минор, аккорды, арпеджио

Этюды:

К.Черни – Этюд, соч. 139, № 19

К.Черни – Этюд, соч. 599, № 10, № 11

А.Лешгорн – Этюд, соч. 65, № 8

В.Новожилов – Этюд

М.Шух – Джазовая импровизация — Этюд

Пьесы:

С.Шевченко – Весёлый день

Украинская народная песня – Ой, летает сокол

Ш.Брукс – Однажды

Д.Г.Тюрк – Сонатина

Г.Кингстей – Воздушная кукуруза

Н.Рота – Слова любви

Дж.Мендел – Твоей улыбки тень

В.Лебедев – Голубка

Моцарт — Бурре

Польский танец – Краковяк

П.Чайковский – Итальянская песенка

Дж.Каччини – Амарилис

Л.Бетховен – Шуточный канон

Дж.Верди – Марш из оперы «Аида»

А.Исакова – Смешной фаготик

Ансамбли:

М.Глинка – Кавалерийская рысь

А.Абдинуров – Туған жер

А.Казелла – Маленький марш из цикла «Марионетки»

Я.Ванхаль – Пьеса

Н.Смирнова – Полька и танго

5.5. Пятый  год обучения

Этюды:

 К.Черни – Этюд, соч. 599, № 12, № 13

А.Лемуан – Этюд, соч. 37, № 22

А.Гедике – Этюд, соч. 46, № 44

Шмитц – Этюд фа мажор

И.Беркович – Этюд фа маж

Пьесы:

П.Чайковский – «Времена года» — Июнь

С.Кургузов – Прогулка

К.Веласкес – Besame Mucho

Ф.Лей – История любви

З.Абрэу – Тико-тико

С.Майкапар – Полька

Гендель – Сарабанда

Перуанская народная мелодия – El condor pasa

Дж.Леннон, П.Маккартни – Мишель

Венгерский народный танец

И.Красильников — Из-под дуба, из-под вяза – Вариации

О.Питерсон – Упражнение на блуждающий бас

Б.Баяхунов – Считалка

Брусиловский – Колыбелная

Ансамбли:

Н.Смирнова – Регтайм

П.Чайковский – Колыбельная в бурю

М.Мусоргский – Гопак

Татарская народная песня

Доницетти – Баркарола

Н.Смирнова — Фокстрот

6. Прогнозируемые результаты

  • В результате прохождения программного материала учащийся должен:
  • иметь представление об устройстве синтезатора, практическом его применении;
  • свободно владеть основными понятиями и терминами, характерными для данного инструмента;
  • уметь работать в оперативных режимах: Normal, Split, Dual;
  • ориентироваться в музыкальных стилях, направлениях и жанрах;
  • знать основные тембры голосов;
  • знать понятия ладовой и гармонической основы, буквенно-цифровые обозначения;
  • создавать самостоятельно аранжировки, используя стили и тембры, характерные данной эпохе, национальному колориту, жанровым особенностям музыкального произведения;
  • владеть панелью управления синтезатора;
  • уметь подбирать по слуху различные мелодии, а также, аккомпанемент к ним;
  • читать с листа;
  • уметь сочинять.

7. Техническое обеспечение программы.

Клавишный синтезатор YAMAHA PSR-290 – 1 шт.

Клавиатура: 61 динамически чувствительная клавиша, 5 октав.

Звуковой источник: PCM семплы.

Максимальная полифония: 64 голоса.

Тоны: 510 звуков на рабочей панели, +542 XG совместимых звуков,+256 GM2 совместимых звуков.

Барабанные наборы: 20 Drum Kits, 11 Drums kits XG совместимых, +9 Drums Кits GM2 совместимых.

Тип дисплея: новый большой ЖКИ дисплей.

Коммутация: порт USB: MIDI обмен информацией и перекачка файлов, MIDI IN, OUT.

Эффекты: Reverb: 8 типов, Multi – FX: 47 типов.

Функции: 2 простых режимах: Piano/Solo, Arranger/Band.

Требования к кабинету:

кабинет площадью 9-15 кв.м. с возможностью естественной вентиляции, с освещением и температурным режимом, соответствующим санитарно-гигиеническими нормам.

Мебель:

 стол – 1;

 стулья – не менее 5;

 подставка для синтезатора – 1;

 книжный шкаф – 1.

Оборудование и оснащение:

 синтезатор;

 подставки на стул и под ноги разных размеров для детей различного возраста;

 магнитофон и проигрыватель для прослушивания музыкальных записей;

 грампластинки, видео- и аудиозаписи;

 нотная литература;

руководство пользователя;

 книги по музыке, справочные издания.

8. Список литературы

1. Будкина Е.М. Программа «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор»

2. Красильников И. Проблемы построения методики игры на синтезаторе. Искусство в школе. №2, №3. – М.,1996.

3. Красильников И. Синтезатор на уроке? / Искусство в школе. №2. –– М., 1995.

4. Красильников И.М. Программа «Электронные музыкальные инструменты», 2001г.

5. Красильников И.М., Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. Дубна: Феникс+, 2007 г.

6. Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. – М.: Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. – 55 с.

7. Мухина В. Возрастная психология, М., 1998

8. Пешняк В., Самоучитель игры на синтезаторе.

9. Порунов А.В., Порунова И.В. Программа «Клавишный синтезатор-предмет по выбору для учащихся фортепианного отделения»

10.Рапецкая Лариса Викторовна. Образовательная программа по предмету синтезатор. Пермский край г. Добрянка, 2010 г.