Сценарий внеклассного мероприятия "Колокола России"

Егорова Анжелика Юрьевна

Открытое мероприятие для учащихся 5-6 классов, направленное на знакомство с культурным наследием, традициями и обычаями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolokola_rossii.doc71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Колокола России»

для обучающихся 5 - 6 классов

Цель: Приобщение к духовным ценностям, формирование патриотического самосознания, чувства долга, ответственности.

Задачи: 

Образовательные:

- сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры;

-показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона.

Развивающие:

- развивать восприятие классической музыки и умение ее анализировать;

- развивать музыкальный слух, воображение, образно-художественное мышление, фантазию; - развивать руку детей в нанесении различных узоров без предварительных набросков.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине и её истории;

- способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности.

Ход мероприятия

СЛАЙД 1

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли нашу сегодняшнюю встречу?  (ответ: это колокольный звон) Правильно. А где можно услышать колокола? (ответ: на улице, в церкви, по ТВ и т.д.)

Сообщение темы и цели мероприятия.

СЛАЙДЫ 2, 3, 4

Ведущий: Вы уже, конечно, догадались, что сегодня мы будем говорить о замечательном явлении – колокольном звоне и его значении в жизни русского человека. А для этого мы отправимся в виртуальное путешествие в глубь истории нашей страны.

СЛАЙД 5

О, Русь, благословенная моя!

Познать тебя не хватит целой жизни.

Твоих церквей златые купола

И многовещный звон колоколов отчизны.

Тот небесный гул, идущий от небес,

Он гласом Божьим нисходил к народу.

Призывом к дальней жизни без мирских страстей,

И родником, где пьют живую воду.

Знакомый звон, любимый звон –

Руси наследие святое

Мое причастие к тебе да будет вечным,

Как и все живое.

Ребята, какие чувства вызвало у вас стихотворение Евдокии Растопчиной, посвященное колокольному звону? (чувства радостные, восхищения, любви, гордости)

СЛАЙДЫ 6, 7

Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (Нет. Это было придумано давно.)

СЛАЙДЫ 8, 9

Ведущий: Давным-давно, в Западной Европе, в начале 5 века, святой Павлин, епископ Ноланский, увидел во сне полевые цветы – колокольчики, трепетавшие на ветру, услышал их благостные звуки. Этот сон так запал в душу Святому, что приказал Павлин литейщикам-умельцам повторить форму этих цветов и научить их петь…

СЛАЙД 10

Так откуда же взялось слово «колокол»? Первые летописные упоминания о колоколах на Руси датированы 988 годом. Это время зарождения Христианства. Слово»колокол» образовалось от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша». И, действительно, форма колокола не что иное, как опрокинутая чаша, из которой изливаются звуки.

СЛАЙД 11

Со звуком колокола на Руси связаны многие события. Колокола: указывали путь странникам, предупреждали людей о различных бедствиях (пожар, нападение неприятеля и пр.) – набат, сообщали о возвращении воинов с поля брани, возвещали о предстоящей встрече высоких гостей.

Ребята, а можем ли мы назвать колокольный звон музыкой? (Да, т.к. в колокольном звоне мы можем услышать мелодию, в нем есть такие средства выразительности как лад, ритм, темп, гармония).

Существует несколько типов колокольного звона. С одним из них вы уже знакомы. Вспомните, как называются частые удары в один колокол, сообщающий о каком-либо бедствии. Он называется… (набат)

А сегодня мы узнаем о таких типах колокольного звона как благовест, трезвон, перезвон.

СЛАЙД 12

Ведущий: Внимание на экран! (Идет слайдовая презентация разных видов колокольного звона – 2 мин.)

СЛАЙДЫ 13, 14, 15

Ведущий: Ребята, а где находятся колокола? (на колокольне)

СЛАЙД 16

СЛАЙД17

Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольней или звонницей, которая строилась над входом в храм или же рядом с храмом.

СЛАЙД 18

Звонница – это щит под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера. Каждый звенел своим собственным голосом.

А как называют человека, который звонит в колокол? (звонарь)

СЛАЙД 19

Как вы думаете, каким должен быть этот человек? (сильным, т.к. колокола тяжелые, с хорошим чувством ритма, внутренним чутьем, прекрасным знанием звукоряда, владеть техникой исполнения).

СЛАЙД 20

Чтобы легче запомнить колокольные перезвоны, стали придумывать попевки:

1. Пеки блин – дров нет.

2. А мы знаем, да не скажем.

3. Динь-дон, динь-дон, колокольный перезвон.

Хотите попробовать себя в роли звонарей и создать подобие колокольного звона?  (Да)

Музицирование.

 (3 группы детей; идет ритмизация текста)  

Молодцы. А кто из вас знает, где находится самая известная колокольня в России и самый большой в мире колокол?

СЛАЙД 21

Внимание на экран!

На территории Московского Кремля находится Колокольня Ивана Великого. В её четырех ярусах 37 колоколов, вес которых от 320 кг до 32 тонн. (Ведущий пересказывает легенду о том, как Наполеон хотел взорвать колокольню)

Осенью 1812 года Москва и Россия в целом пережили очень трагические события. Армия Наполеона одерживала победы по всем фронтам и смогла войти в столицу. Как только вражеские войска проникли в Москву, она сразу же запылала. Но спустя несколько недель еще большая опасность грозила древнему Кремлю - Наполеон приказал его взорвать и разрушить до основания. К счастью, этого не произошло. Москва стала последней столицей, которую захватил Наполеон. Но город встретил его очень жестким сопротивлением. Если ранее ему выносили ключи от города и сдавались на милость победителя, то Москва встретила его пустыми улицами и огнем. Жар от пожара был таким сильным, что приблизиться к Кремлю просто не было физической возможности. Из-за этого Наполеон на время был вынужден выехать из города. Поселился он в Путевом дворце. Великого полководца очень огорчал тот факт, что жители сами подожгли свой город, лишь бы он не достался врагу. В отместку за это Наполеон и решил взорвать Кремль.

Данную миссию он возложил на маршала Мортье, которого назначил генерал-губернатором Москвы. Он отдал приказ заминировать все дворцы и соборы Кремля, а также колокольню Ивана Великого. Было запланировано взорвать и все хозяйственные постройки. Чтобы русские не помешали взрыву Кремля, Мортье пошел на военную хитрость. В письме начальнику штаба он указал датой начала операции 21 октября десять часов вечера, но в последний момент ее перенесли на полночь 23 октября.

Хоть местные жители и знали о планах врага, но все же в запланированное время французы подожгли фитили. Но внезапно над городом разразилась гроза, пошел сильный дождь. Он то и затушил большую часть фитилей. Остальные же фитили повынимали вместе с взрывчаткой казаки и жители города, которые не побоялись оказаться под каменными завалами. Поскольку к этому времени французы покинули крепость в целях безопасности, русским никто не мешал. Хоть Кремль и был спасен, но все же враги сумели взорвать Арсенал, часть крепостной стены и Никольской башни.

СЛАЙД 22

Царь-Колокол не имеет равных по весу (масса =200 тонн) и художественному литью (1735 г.)

СЛАЙД 23

Колокол жестоко пострадал от страшного пожара в 1737 году. Царь-Колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами. Когда эти леса загорелись, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много трещин и от него отвалился большой кусок, весом 11,5 тонн.

СЛАЙД 24

После пожара Царь-Колокол пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент, на котором он стоит и теперь. Внизу к постаменту прислонен отпавший край. Такова судьба величайшего в мире колокола, который, кстати, никогда не звонил.

СЛАЙД 25

Колокольная музыка на Руси стала национальным искусством, т.к. отвечала духовным запросам русских людей. Оказалось, что ничем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее, ничем праздник не может быть прекраснее и торжественнее возвеличен, как именно мощным колокольным звоном. 

СЛАЙД 26

Ребята, колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. Давайте вспомним уже знакомые вам произведения.

СЛАЙДЫ 27, 28

М.И.Глинка опера «Иван Сусанин», хор «Славься».

СЛАЙДЫ 29, 30

С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские».

СЛАЙД 31

Сегодня мы обратимся к музыке величайшего русского композитора  С.Рахманинова, так как колокол, как символ России, пронизывает все его творчество, являясь отзвуком ярких воспоминаний детства. Чтобы перейти к слушанию музыки, давайте вспомним, какой великий праздник весной отмечают все православные христиане? (Пасху)

Кто-нибудь был из вас в церкви, слышал колокольный звон?

Давайте послушаем заключительную часть первой сюиты  для двух фортепиано С.В.Рахманинова, посвященную «празднику праздников», «торжеству из торжеств» - светлой Пасхе.

             

И мощный звон промчался над землею,

И воздух, весь гудя, затрепетал.

Певучие серебряные громы

Сказали весть святого торжества.

(А.Хомяков)

СЛАЙД 32

Слушание финала Первой сюиты для двух фортепьяно «Светлый праздник».

Ваши впечатления о прослушанной музыке. (Музыка звучит празднично, слышен непрерывный трезвон мелких колоколов. Колокольный напев носит плясовой характер.)

А какой прием использовал С.Рахманинов в своем произведении? (прием имитации или подражания, так как звон колоколов передается игрой на двух фортепьяно).

СЛАЙД 33

Ведущий предлагает обучающимся импровизировать, исполняя на треугольниках и металлофонах праздничный колокольный напев.

Импровизация на детских музыкальных инструментах.

Ведущий: Давайте подведем небольшой итог. Что нового вы узнали о колокольном звоне, его значении в жизни русского народа? (Ответы детей)

СЛАЙД 34

Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России» Специалисты утверждают, что «контакт» с колокольным звоном делает общительным даже замкнутого человека. Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится…

СЛАЙДЫ 35, 36

СЛАЙД 37

Исполняется песня «Колокола» Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина

СЛАЙД 38

Ведущий: Самые лучшие колокола отливали в России. Мастера делали большие наборы колоколов разного размера, строя, силы, что давало возможность играть яркую музыку.

СЛАЙД 39

Сохранились имена мастеров. Давайте вместе их прочитаем:

Филипп Андреев

Емельян Данилов

Андрей Чохов

Флор Терентьев

Михаил и Иван  Моторины  (Царь-Колокол) 

Русские мастера умели не только изготавливать колокола с чистым звуком, но и украшали их изображениями Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, ликами святых, а также сопровождали надписями, своеобразными девизами. Ярким тому примером служит Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, о которой вы уже слышали сегодня.

На колоколе, посвященном Богородице, имеются изображения   Владимирского и Донского образа, Рождества и Покрова Богородицы и надпись: «В благодарствие Пресвятой Богородице, заступнице христианской, не оставившей рабов своих и помощь им пославшей, нетленной ризой своей покрывшей и врагов их устрашившей».

 

А как вы считаете, как дошли до нас имена мастеров колокольных дел? (ответы). Каждый, кто возьмет в руки   колокольчик, непременно обратит внимание, что его нижняя часть - юбка - не только украшается затейливыми орнаментами, но и имеет надписи, несущие интересную и разнообразную информацию об авторе изнутри.

Колокольчик не только поет - он говорит!   Это народное слово, увековеченное в бронзе!

СЛАЙД 40

Сегодня, в начале XXI века, единственный в России Музей колокольчиков открыт и действует в   городе Валдае, где есть колокола не только из России, но и Азии, Америки.

СЛАЙД 41

Современные мастера создают колокола даже изо льда. Примером служит Ледяной колокол-рекордсмен высотой 2 метра, который был установлен в 2009 г. на Площади Революции в Москве.

СЛАЙДЫ 42, 43, 44

Колокольные мастера обладали завидным чувством юмора и создавали колокольчики и из керамики, стекла и из подручного материала.

СЛАЙД 45

В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки, на которые съезжаются любители этого прекрасного вида народного искусства. Чаще всего эти праздники устраивают в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»: в Суздале, Ростове Великом, которые известны своими чудесными колоколами. Тогда целый день в городах звучат колокола, и над родной землёй плывут волшебные мелодии колокольной музыки.

Вся человеческая жизнь невольно связана с колоколами….

Слышу вас, колокола, над землёю

Против горя, против зла вы со мною!

Сколько веры и тепла! Сколько силы!

До чего же вам мила Мать-Россия!

Колокола… Может быть, они очищают наши души? Может быть, благодаря им Россия живёт?

Ребята, я хочу, чтобы у вас после нашего мероприятия остался колокольчик, который вы сделаете своими руками.

СЛАЙД 46

Практическая работа

Ведущий: Перед вами лежат все материалы, которые вам понадобятся: ножницы, клей, шаблон на картоне, ленточка.

Работаем по этапам:

1. Вырезаем шаблон.

2. По линиям сгиба выполняем ножницами рицовку (на изнаночной стороне).

3. Сгибаем.

4. Склеиваем.

5. Прорезаем отверстия для ленточки.

6. Вставляем и завязываем ленточку.

Звучит Песня «Малиновый звон», муз. А Морозова, сл. А. Поперечного

Рефлексия деятельности

СЛАЙД 47

Ведущий: Соберем свои  колокола  и колокольчики в собственную звонницу. Пусть зазвучат они иными голосами, небесными, истинными голосами нашего родного края.

 «…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят,  звонят её колокола».

Я желаю, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик (звонит в колокольчик).

Все исполняют песню «Россия – ты моя звезда», муз и сл. Ю. Тарана

Егорова Анжелика Юрьевна,

педагог-организатор

ФГКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»