Мотивация учебной деятельности учащихся детских школ искусств

Анисимова Татьяна Петровна

Мотивация обучения– одна из самых главных проблем, которые вынужден решать педагог. Ведь если эта задача решена, то ребёнка уже не надо заставлять, он сам ищет возможность позаниматься, и никогда вам не придётся уговаривать его не бросать занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мотивация обучения30.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методическая разработка

«Мотивация учебной деятельности учащихся детских школ искусств»

Преподаватель

Анисимова Т.П.

г. Сафоново

2020

Мотивация учебной деятельности учащихся

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и нам, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Перед нами стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно выработать такие задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им.

Мотивация обучения– одна из самых главных проблем, которые вынужден решать педагог. Ведь если эта задача решена, то ребёнка уже не надо заставлять, он сам ищет возможность позаниматься, и никогда вам не придётся уговаривать его не бросать занятия.

Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами. Существует понятие «подготовить почву для саморазвития» и задача – не убить врождённое стремление к познанию. Мотивы, почему ребёнок не желает заниматься, а убегает на улицу, нужно рассматривать в каждом конкретном случае отдельно.

Обучение музыке – это многосторонний процесс, в котором педагог должен формировать у ученика не только профессиональные навыки игры, но и здоровый эстетический вкус, широкий художественный кругозор и моральные качества передового, прогрессивного человека.

Весьма важно воспитать нужное отношение к искусству и занятию им. Уже одно это может благотворно сказаться на формировании мировоззрения ученика. Важно, чтобы он научился ценить искусство за то прекрасное, что оно даёт людям, за те богатейшие возможности, какие оно открывает для активной жизненной позиции, за ту радость творческого труда, какую оно дарит тому, кто им серьёзно занимается. Эстетическое воспитание протекает тем успешнее, чем более разносторонне оно ведётся. Необходимо при любой возможности посещать концерты, театры, музеи, экскурсии в памятные культурно – исторические места. Важно, чтобы ученик, как можно больше получал ярких художественных впечатлений. Благотворность воздействия концертов больших артистов, искусство которых оставляет неизгладимый след в сердцах слушателей трудно переоценить. Нужно обращать внимание ученика на красоту образов музыки, литературы, картины или скульптуры.

Пробуждать глубокий и стойкий интерес к прекрасному – одна из самых важных задач педагога. Уже одним этим можно резко повысить работоспособность ученика.

Известно, что некоторые педагоги успешно развивают любовь к музыке. Каким образом это делается? Обычно, прежде всего, тем, что они сами горячо её любят, что соприкосновение с искусством заставляет их «загораться». Это создаёт в классе подлинно художественную, творческую атмосферу и увлекает учеников.

Особенности мотивации учебной деятельности учащихся младшего возраста.

Первая встреча с учеником – это всегда волнующий и важный момент для педагога и ребёнка. С первых уроков необходимо завоевать его доверие, расположить к себе. Именно в доброжелательном общении с учеником мы, педагоги, делаем первые шаги к успеху. Надо увлечь ученика так, чтобы он вам доверился и шел на урок с радостью и интересом. В первую же очередь нас интересует он сам, как личность неповторимая, имеющая свои мысли, желания, интересы, увлечения. Всё это должно и нас волновать, интересовать и увлекать вместе с ним. Ребёнок должен чувствовать добро, исходящее от взрослого, который с ним занимается. Как правило, малыши, пришедшие в подготовительную группу или первый класс музыкальной школы, полны оптимизма и уверенности в том, что стоит учителю показать, как играют на инструменте, у них все тут же всё получится. Не нужно маленьких фантазёров опускать на землю. Желательно как можно дольше продлить у них это состояние полёта. Ведь именно ощущение того, что ты можешь, окрыляет ребёнка, помогает ему достичь наибольших результатов, делает его неутомимым тружеником. Поначалу ученик обучение воспринимает как игру. Появляется потребность в новых впечатлениях, в желании понравиться учителю, в желании получить похвалу от педагога и родителей, и, хорошую оценку. И еще, ОЧЕНЬ, ну просто очень важно никогда не сомневаться в ребёнке. Только таким образом можно вытянуть из него всё, что там заложено от природы, реализовать все возможности. Сомнения вызывают комплексы, а это закрывает путь. Начинать работу с ребёнком надо всегда с того, что – внушать ему веру в свои возможности. Это фундамент всего остального. 

Особенности мотивации учебной деятельности подростков.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Он всегда считался критическим.

Этот период характеризуется выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Подросток стремится утвердить свою независимость и самостоятельность, что создаёт благоприятную почву для поиска новых форм и средств самовыражения, занятий творчеством, развития самоконтроля и самокритичности, формированию чувства ответственности и осознанности выбора своих действий, и, в конечном счёте, для развития его личности.

Каждому ребёнку присущи свои возможности, способности и индивидуальные интересы, поэтому у него и свой собственный успех, и свои собственные достижения. Именно в сфере интересов ученика лежит ключ решения многих проблем.

Для повышения внутренней мотивации учащихся можно использовать мотив достижения, который определяется как устойчивая потребность в достижении результата работы, как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь успеха в каком-либо деле. Заметим, эта потребность проявляется в любой ситуации и независимо от конкретного её содержания. На формирование мотивации достижений подростков влияет множество внешних условий. Для педагога чрезвычайно важно знать не только эти условия, но и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации каждого конкретного ребёнка.

Можно обозначить комплекс условий развития мотивации достижений учащихся в образовательном процессе:

Поставленные задачи и характер самой деятельности соответствуют возможностям учеников; при планировании учебных занятий учитывается сложность и доступность изучаемого материала; возможность выбора (деятельности, заданий, путей решения); соответствие развивающему уровню притязаний детей; наличие задач разной степени сложности, которые создают возможности для переживания ситуации успеха каждому ученику; присутствие новизны, активизирующей мыслительную деятельность и познавательный интерес подростков, а также возможность использовать повторы для поднятия у слабо мотивированных детей уверенности в собственных силах.

В этом возрасте значительно изменяется отношение к отметке как стимулу. Оценка мотивирует ученика к достижениям, если она воспринимается им как объективная и справедливая; помогает выявлять недостатки и указывает способы улучшения его деятельности и т.д.

Справедливой подростки считают оценку, которая учитывает не только полученный результат, но и усилия, вложенные в выполнение задания: отношение с педагогом, поведение, трудолюбие, усидчивость.

В этом возрасте особенно важно сформировать у подростков позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений.

В процессе активной исполнительской деятельности интенсивно развивается психологическая устойчивость юного музыканта (преодоление сценического волнения), воспитываются навыки самоконтроля во время выступления. Становясь добровольным участником творческой жизни школы (как музыкальной, так и общеобразовательной), учащийся неизменно «вырастает» в собственных глазах (что особенно актуально в период подростковой неуверенности в себе), а уважение со стороны взрослых – учителей, педагогов, родителей, родственников, - способствует ещё более интенсивным занятиям музыкой и достижению ещё более значимого результата.

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал советский, грузинский, российский педагог и психолог Шалва Александрович Амонашвили: «Каждый ребенок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который немедленно придет ему на помощь». Интерес — это лучшее побуждение.

Возникает необходимость:


•   в психологической поддержке как самих подростков, так и их родителей;
•   в методическом плане — нужно искать новые формы работы, которые бы повышали мотивацию подростков в процессе обучения музыке. 

Этот факт заставляет пересмотреть организацию учебного процесса с подростками. Более тщательно подходить к составлению личностно-ориентированных программ музыкального развития. Также привлечение детей к активной концертной деятельности, где удовлетворяется потребность в признании, особенно значимая в подростковом возрасте. Все эти виды работы направлены на повышение мотивации и интереса к занятиям музыкой. 

Итак, Основное условие успешного обучения – мотивация учения.

Мотив – побуждение к активности в определённом направлении.

Слово «мотивация» от глагола «movere» - двигать. Мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Понятие «мотивация к музыкальной деятельности» - это совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности. Главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса. Различные педагогические методы позволяют ребенку принимать активное участие в процессе «добывания» знаний, не быть пассивным потребителем. В процессе такой работы ребенку приходит понимание истинного назначения учения – научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Для повышения, поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе учителям и родителям нужно воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит мотивация к учению, это:

• интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

• уверенность в себе;

• направленность на достижение успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;

• интерес к людям, организующим процесс обучения;

• потребность и возможность самовыражения;

• принятие и одобрение значимыми людьми;

• актуализация творческой позиции;

• осознание значимости происходящего для себя и для других;

• потребность в социальном признании;

• наличие положительного опыта и отсутствие тревожности и страха;

• осознание ценности образования.

В арсенале приемов деятельности педагога должны быть:

• учет возрастных особенностей школьников;

• создание ситуаций успеха;

• формирование адекватной самооценки учащихся;

• выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

• использование проблемных ситуаций и дискуссий;

• создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

• эмоциональная речь учителя;

• нестандартная (разнообразная) форма проведения уроков;

• использование познавательных и дидактических материалов, игровых технологий, интернет-ресурсов.

Формирование мотивации к обучению в музыкальной школе носит специфический характер и предполагает соблюдение педагогом следующих принципов:

• отход от только репертуарного обучения с увеличением работы по творческим навыкам;

• оптимизация педагогического общения;

• общность классной и внеурочной работы;

• формирование самостоятельности;

• формирование особой эстетической среды, создающей атмосферу творческого поиска.

Основываясь данными теоретическими знаниями и на примере опыта педагогов дополнительного образования, выработались следующие педагогические методы:

- расширение репертуара.

Включать в репертуарный список произведения современных авторов, вызывающие наибольший интерес ребенка.
На занятиях использовать многообразные творческие формы, например, игра на синтезаторе – это и освоение нового современного инструмента, и расширение слуховых границ, особенно это важно в полифонических произведениях, которые мы можем сыграть и на органе, и на клавесине. ( с уверенностью могу сказать, что детям очень нравиться играть одно произведение разными голосами, слушать, как оно звучит голосом рояля, а потом голосом аккордеона или трубы. Отсюда пробуждается интерес к занятиям. Но это конечно просто форма занятий, конечно главным инструментом у каждого ребенка останется свой инструмент)

- Педагогическое общение.

Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность.

Учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, уверенностью в своих силах, высоким самоуважением, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. Любимый учитель, как правило, передает учащемуся и содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом. Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым предметом. Он должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них надежды и верить в их способности. Учитель должен любить учеников, уважать их, верить в их изначальную доброту, творческую активность и любознательность, то есть быть гуманистически ориентированным педагогом. 

Мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Какой же должна быть речь педагога? Грамотной, лаконичной, ясной и – яркой, не книжной, не сухой. Речь педагога должна быть образной и лексически богатой. Надо уметь найти те слова, которые способны донести до ученика характер произведения, дать представление об окраске звука, передать эффект при использовании педали, штрихов, оттенков и прочего.

При этом надо помнить, что урок – не монолог педагога. Будь он трижды оратором, нужно уметь говорить убедительно, доходчиво и ярко, его речи не принесут желаемой пользы, если ответом будет молчание ученика. Разговорить ученика надо не только для обратной с ним связи. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями.

Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому..». Идущий от удачно найденного выражения посыл, даёт подчас больше, чем показ за инструментом.

В. А. Сухомлинский писал: Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

- Организация самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа – вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания.

Самостоятельная работа способствует сознательному и прочному усвоению:

• знаний;

• умений;

• навыков формирования познавательной деятельности.

Г.Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога – скорее быть ненужным ученику…, т.е. привить ему… самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели».

Для этого надо организовывать обучение таким образом, чтобы ученики получали не готовые знания, а могли бы сами участвовать в процессе «открытия». Если ученик не умеет работать, нужно сделать его прежде всего работоспособным, а для этого – заставлять полусамостоятельно работать в своем присутствии. Оценку следует использовать как обратную связь, необходимую для ученика, информацию об эффективности его работы, а не как средство жесткого контроля, давления. Включать ученика в оценочную деятельность, обучать умению оценивать свою работу и работу одноклассников – все это позволяет развить самоконтроль. Стимулами к самостоятельности являются поощрение и хорошая оценка за минимум сделанного.

Мне хочется поделиться своими наработками на поприще музыкальной фортепианной педагогики, ведь успех домашнего занятия пианиста напрямую влияет на успех и качество всей музыкальной деятельности.

Интересно, задумывались ли мы когда-нибудь, что наша работа схожа с работой врача? Когда я пишу домашнее задание в дневник своего учащегося, рассматриваю, что это не задание – это рецепт. И от того как написано задание (рецепт) таким и будет качество выполнения домашней работы.

Мир детей так устроен, что главный стимул и толчок к любому действию ребёнка становится ИНТЕРЕС и ИГРА! Именно ИНТЕРЕС толкает малыша к первому шагу, к первому синяку и ушибу, к первому знанию, к первому восторгу. А ИГРА – это то, что интересно любому ребёнку.

Вот некоторые мои игровые «педагогические приёмчики», способствующие разжиганию и поддержанию интереса.

Игра в редактора

Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. Можно создать свою редакцию: подписать аппликатуру, обозначить штрихи, расставить динамические оттенки. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом. Используйте яркие карандаши, это очень интересно.

Разучивание пьесы

Посчитайте сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта и вместе наметьте план работы. Например: если это 1 четверть, то чаще всего это 8 недель по 2 урока, итого 16.

• 5 уроков на разбор и соединение двумя;

• 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть;

• 6 уроков на художественную отделку.

Если ученику точно распланировать план работы, то он будет видеть на каком он этапе работы, и сможет сам корректировать свою домашнюю работу. Отстал – нагнал!

То же самое с каникулами – расписываю ученику план работы на каждый день - например понедельник – 2 такта наизусть пьесы, 2 такта этюда и 2 такта полифонии. И так на каждый день недели. Если ученик заинтересован в успехе своей работы, то это срабатывает. Таким образом за каникулы можно выучить наизусть более половины каждого произведения, и ученик в конце понимает, что на самом деле облегчил себе работу на период обучения после каникул. Т.к. после остается мало времени до то же академического концерта. Это действительно работает!

Синтез искусств и игра в исследователя.

Можно предложить ученику найти несколько исполнений его пьесы в интернете, затем вместе прослушайте и проанализируйте. Пусть музыкант, как исследователь найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы, и может быть даже нарисует рисунок к этому произведению.

Повторить 7 раз.

Семь удивительное число – семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Я не заставляю детей считать цифрами. Я ложу шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.

Время занятий

Сколько играет ученик дома на самом не важно, главное результат. Проще всего задать в разбор пьесу от начала, до конца, но это обернется провалом. Эффективнее все дробить на кусочки: это играть левой рукой, то правой, тут двумя, там наизусть первую часть, вторую и т.д. На каждое задание отводить 10-15 минут в день. Конечно, кроме занятий музыкой, есть еще и общеобразовательные предметы, которые задаются в большом объеме, поэтому сразу говорю ученику, что лучше 15 минут занятий в день, чем вообще ничего! Если это не работает, то предлагаю сделать эксперимент – между домашней работой каждого урока, играть 10 минут. Тоже работает!

Цель занятий – не игра, а качество.

Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Нужно задать ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?». Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», тогда у меня встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».

Каждое занятие должно иметь три составляющие:

1. развитие техники; 2. закрепление пройденного; 3. разучивание нового. Сразу приучаю ученика к пальцевой разминке, как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганнона. Только потом «рецепт» из дневника.

Необычные оценки.

(Нововведение)

Оценки-наклейки – наклеиваю в нашу рабочую тетрадь (накопительная тетрадь для записей, в «музыкальный сундучок»), в конце четверти подсчитываем, у кого больше наклеек, тот получает приз.

Классная и внеклассная работа.

Нам приходится обучать детей, обладающих разным уровнем музыкальных способностей. Как заинтересовать, мотивировать всех? Ведь в конкурсах и концертах даже городского уровня, не говоря об областных, всероссийских и международных, могут участвовать, и тем более побеждать, лишь единицы – наиболее одаренные и трудолюбивые. А как проявить себя остальным, как нам поддержать и развить их заинтересованность?

Система внеклассной и внешкольной деятельности позволяет проявить креативные качества каждому ученику:

В течение учебного года все ученики, обладающие разными способностями и трудолюбием, могут выступать на концертах, ставших традиционными: для первоклассников — это День Музыки, Посвящение в музыканты, Новый год, 8 марта, Детская филармония, участие в которых позволит детям раскрыться в разных сферах художественного творчества. Это могут быть - рисунки, поделки, стихи, песенки, фотографии. Тот, кто ещё пока не слишком силён в музыке, может оказаться более успешным в других видах деятельности.

А совместное творчество (если в процесс подготовки работы оказываются вовлеченными и родители) принесет ученикам еще большую радость и удовлетворение.

Это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Учащиеся пробуют свои силы и в сольном инструментальном исполнительстве, и как концертмейстеры, и как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. А зрительская аудитория – воспитанники детского сада, сверстники, родители и близкие родственники – это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие.

К внеклассным мероприятиям можно отнести –классные часы, уроки-концерты, тематические родительские собрания с концертом учащихся, в котором тоже можно позволить ученикам проявить себя не только музыкально, но и как- то творчески.

Формирование особой эстетической среды. Работа с родителями.

Самые близкие для ребёнка люди — это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое — кто знает? — со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому нужно по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Очень хорошо, когда близкие люди посещают первые занятия вместе с ребёнком. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и — в первую очередь — ребёнка.

Отдельно нужно сказать о конкурсах.

Музыкальные конкурсы для детей – это прекрасный способ мотивации ребёнка к обучению. Обстановка соревнования вызывает азарт, стимулирует усиленные занятия, а вместе с тем и рост мастерства в овладении избранным инструментом. В процессе подготовки к любому конкурсу проявляются такие важные качества, как сила воли, умение мобилизовать все силы для достижения цели, выдержка, владение собой, способность сконцентрироваться в нужный момент, проявить необходимый артистизм.

Не менее важный навык – достойное переживание неудачи (не все же станут победителями!). Много важных уроков получает ребёнок, принимающий участие в конкурсе, но одно из главных достижений – серьёзный рывок в направлении совершенства.

Ведь конкурс всегда требует от его участника максимального качества в отработке всех деталей, высокого профессионального мастерства.

Заключение.

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих видений мотивов, которые побуждают детей школьного возраста к музыкальной деятельности.

В первую очередь это получение удовольствия от эмоционального насыщения и творческого самовыражения в элементарном игровом музицировании.

На второе место я ставлю стремление к общению со сверстниками в коллективных формах музыкальной деятельности – ансамбли.

В- третьих, должно быть удовлетворено любое любопытство ребёнка, которое даст толчок к развитию познавательного интереса через занимательные музыкально-дидактические игры.

Нельзя забывать про стремление подражать родственникам, занимающимся музыкой, потребности одобрения со стороны родителей. А стремление к самоутверждению, признанию в глазах взрослых и сверстников через выступления в домашних и школьных концертах, успехи в обучении; наличие способностей к музыкальной деятельности, профессиональное самоопределение ребёнка – вот мотивы, которые позволят ребёнку успешно учиться в школе искусств.

Основной вывод заключается в том, что формирование мотивации к занятиям - задача комплексная: педагогическое и методическое оснащение преподаваемого предмета; тесная работа с администрацией, преподавателями других предметов и родителей. И самое главное — творческая активность и огромное желание самого преподавателя!