Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках хора

Карпонина Наталья Дмитриевна

Охрана здоровья детей является одним из приоритетных направлений всего общества. Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития личностного и физического здоровья. В образовании технологии являются способом организации учебно-воспитательного процесса. Публикуемая работа является развёрнутым конспектом урока с применением данных технологий на уроках хора.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_zdorovesbegyushchie.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  учреждение дополнительного образования

«Шумиловская ДШИ»

администрации муниципального образования

Приозерский район Ленинградской области

 

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

 по теме:

 

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКЕ ХОРА»

преподавателя Карпониной Н.Д. с учащимися 3-5 классов

(урок разработан в рамках дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»)

Суходолье

2019 г.

 Актуальность темы.

    Одним из  приоритетных направлений всего общества можно назвать охрану здоровья детей. Необходимо помочь детям должным образом осваивать знания по предмету для того, чтобы в будущем они были бы способны заниматься общественно-полезным трудом. Здоровьесберегающая образовательная технология- система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов). Эта система:

   - учитывает особенности возрастного развития школьников;

   -разрабатывает образовательные стратегии, соответствующие особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы;

   - создаёт благоприятный эмоционально-психологический климат учащимся данной возрастной группы;

   -использует разнообразные виды здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является:

   - обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе;

   - формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

   - научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

   - использование методов музыкотерапии для сохранения здоровья школьников.

   В образовании здоровьесберегающие технологии являются способом организации и последовательных действий в ходе учебно- воспитательного процесса. Так же они помогают реализовать программы на основе всестороннего учёта индивидуального здоровья учащихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно- нравственного состояния и развития, сохранения и укрепления здоровья. Каким образом педагог может  сохранить и укрепить здоровье учащегося с помощью здоровьесберегающих технологий?

   Наряду с основными формами вокально- певческой деятельности с детьми на уроках можно использовать логоритмику, ритмотерапию, эстетотерапию, арт-терапию и др. Эти формы работы помогают осуществить одну из основных задач урока хорового пения - снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащегося.

Ритмотерапия выполняет релаксационную функцию, помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Логоритмическая гимнастика- это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отделов мозга, которые были задействованы в период возбуждения. После такого короткого активного отдыха внимание учащегося повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

   Музыкально-рациональная психотерапия. Она представляет собой совокупность приёмов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащимся переживаний и формирование мировоззрения, которые помогают ему быть здоровым и счастливым.

    РАЗВЁРНУТЫЙ  КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА.

Тема:

«Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке хора».

Форма организации деятельности учащихся:

групповая.

Цель:

  • воспитание эмоционально-психологической культуры учащихся через хоровое пение;
    - формирование эмоционально-эстетической отзывчивости;
    - развитие культуры общения, способности к самореализации творческого потенциала учащихся;
    - формирование певческой эмоциональности и выразительности исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Развивающие:
  - дать общее представление о здоровьесберегающих технологиях, применяемых в пении;
  - развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности.
Воспитательные:
  - способствовать формированию у учащихся понятий и соблюдения правил пения, охране детского здоровья и голоса;
  - воспитывать культуру пения как эстетическую потребность, как часть общей, художественной, а шире - духовной культуры;
  - способствовать формированию интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, творческому самовыражению для реализации потенциала детей при воплощении песне волнующих его чувств и мыслей.

Оборудование и материалы:

 просторное светлое помещение, фортепиано, ноутбук, зеркало, свистульки.

Методы обучения:

- беседа;

-  объяснительно-иллюстративный;

-  частично- поисковый (эвристический;

- звуковая наглядность.

Психологические условия:

- утверждение радости на уроке;

-  личностно-ориентированное общение (учёт индивидуальных особенностей, уровня музыкального развития);

-  дифференцированный подход к обучению;

-  использование здоровьесберегающих образовательных технологий.

Проектируемый результат:

- дети должны иметь устойчивый интерес к выполняемым упражнениям, к предлагаемому музыкальному материалу;

-  петь эмоционально, выразительно;

-  беречь свой голос во время исполнения (петь правильно, не кричать).

                                        ХОД УРОКА.

  В класс входит группа хора  Шумиловской  ДШИ.

Психологическая характеристика группы 

  Возраст учащихся, обучающихся в данной группе хора, от 9 до 12 лет. Ребята поступили учиться в Шумиловскую ДШИ в возрасте 6,5- 8 лет. Все дети являются учащимися Громовской СОШ. При поступлении проявили  большое желание учиться музыке, но ещё не могли определиться в каком направлении им лучше развивать свои музыкальные способности. Во время прослушивания при поступлении в Шумиловскую ДШИ были отмечены в целом следующие музыкальные данные - хорошее чувство ритма, отличную музыкальную память и достаточно чистое интонирование. Им было предложено заниматься  в классе хорового пения. При этом выяснилось, что  трое из обучающихся периодически болеет простудными заболеваниями и нуждается в лечении в данном направлении. Интеллект обучающихся довольно высок.  В общеобразовательной школе детей учатся на 4 и 5. Есть одна отличница. Группа эмоционально  открыта в общении на уроке, но иногда бывают небольшие конфликты со сверстниками в зависимости от настроения и физического самочувствия. Учащиеся данной группы хора имеют довольно устойчивое внимание на уроке. К домашним занятиям относится добросовестно и даже с пристрастием. В семье в целом благоприятный психологический климат. Близкие поддерживают их желание заниматься музыкой и создают все условия для этого. Для обеспечения учащимся возможности укрепления и сохранения здоровья в период обучения в школе и применения полученных знаний в повседневной жизни на занятиях хора с  детьми показано применять здоровьесберегающие образовательные технологии.

I.ВВЕДЕНИЕ.

                                                                                             

         I. Организационный  момент:                                                             (2мин.)


Педагог: «Здравствуйте, дети! Рада видеть вас на уроке хора». ( Краткая беседа с учащимися об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонацией)

.Введение в тему:


Педагог: «На протяжении всего обучения мы с вами учились петь, работать над голосом. Можете ли вы сказать, что является важным в пении на  ваш взгляд?»
Предполагаемый ответ учащихся: «Чистая интонация, правильное дыхание, чёткое произношение слов».
Педагог: «Верно. Всё это является очень важным при пении. Как вы думаешь, можно ли спеть хорошо, если ты находишься в плохом настроении, или вас что-то беспокоит, или у вас что-то болит?»
Предполагаемый ответ учащихся: «Нет. Ведь в этом случае песня не будет иметь характера и будет звучать неинтересно, скучно. Тогда никто не захочет нас слушать».
Педагог: «Как же быть? Ведь хорошее самочувствие и настроение очень важны для каждого человека. А если ты себя неважно чувствуешь, то и на урок-то иногда идти не хочется, а тем более петь».
Предполагаемый ответ учащихся: «Да. С нами иногда такое случается».
Педагог: «Но ведь мы с вами знаем, что  в таком случае у нас есть помощники, с помощью которых мы можем преодолеть плохое настроение или самочувствие?»
Предполагаемый ответ учащихся: «Думаем, что с кем-то из них мы уже знакомы. Может быть, это упражнения для голоса и распевки?»
Педагог: «Безусловно, это так, ребята! Просто с некоторыми помощниками ты уже познакомилась, а с другими тебе ещё предстоит подружиться, Это упражнения-разминки».

II. УПРАЖНЕНИЯ.                                                                         (10 мин.)

Педагог: «Сегодня мы продолжим заниматься логоритмической гимнастикой. Прежде чем заниматься пением, певцам необходимо снять внутренне напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Итак,  вы готовы сейчас заняться гимнастикой для голоса?»
Предполагаемый ответ учащихся: «Готовы!»

         1.  Логоритмическая  гимнастика (см. Приложение №1):


Педагог: «Следующая серия упражнений разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание, голос певцам и чрезвычайно благотворно действует на весь организм в целом. Эти упражнения выполняются по количеству раз, кратных восьми». Выполняются упражнения в энергичном теме, ритмично.


2.
Комплекс дыхательных упражнений лечебной гимнастики

                       А. Н. Стрельниковой (см. Приложение №2).
Педагог: «С этими упражнениями мы с вами уже знакомы.  Какие ваши ощущения?»
Предполагаемый ответ учащихся: «Понравились. Мне даже пришлось очистить нос и откашляться. Сначала я почувствовала , что голова слегка закружилась и как бы побывала  на уроке физкультуры. Сейчас очень приятные ощущения, чувствую эмоциональный подъём».
Педагог показывает ученице расположение диафрагмы, которую легко почувствовать благодаря лечебной гимнастике.
Педагог предлагает перейти к логопедической гимнастике, с которой ученица уже знакома и они выполняют её в хорошем темпе.


               3.
Логопедическая гимнастика (см. Приложение №3).
Педагог: «Рот вокалиста должен быть свободен. Это зависит от челюсти, языка и губ. Вокальное открывание рта только помогает правильному положению языка, глотки, гортани и правильной позиции всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот. В это время напрягается язык. Язык является частью артикуляционного аппарата и помогает в произношении гласных звуков. Поэтому необходимо следить, чтобы нижняя челюсть всегда должна быть свободна, пассивна»

                  Схема голосового аппарата (см. Приложение №4).

III. РАСПЕВАНИЕ.                                                              (10 мин)

   - фокусирование звука (см. Приложение №5)

   -  расширение диапазона голоса  (см. Приложение №6).

   -  формирование дикции и артикуляции (см. Приложение №7)

Педагог: «Молодцы! Скажите, для чего нужны скороговорки?»
Предполагаемый ответ учащихся: «Проговариваем и поем скороговорки для более понятного и чёткого произношения слов».
Педагог: «А для чего нужно распеваться на каждом занятии? Может, это совсем не обязательно?»
Предполагаемый ответ: «Распеваться необходимо, чтобы тренировать и беречь связки, ведь они всё время растут у детей».
Педагог: «Голос, как и любой другой музыкальный инструмент, требует настройки и надо учиться беречь его - правильно петь».
Рекомендации к распеванию:
Каждое следующее проведение мелодии проходит при повышении её на полтона. Это закономерно для всех распевок без исключения.

IV. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.            (8 мин)

                      1.Музыкально-рациональная психотерапия.
Это основная часть урока. Разучиванию и исполнению музыкальных произведений вокального репертуара подчинены все остальные части урока, являясь вспомогательным средством для этого.
Педагог: «В течение уже шести предыдущих занятий мы работали над песней   петербургского композитора Елены Будкиной на стихи поэта Даниила Хармса «Весёлые чижи». В домашнее задание входила игра мелодии партии своего голоса на инструменте, проговаривание слов в ритме песни, выучивание текста и пение со словами. Я думаю, сейчас ты уже можем   рассказать о ней попытаться исполнить целиком её все вместе».
Предполагаемый ответ: «Песня нравится. У неё красивая мелодия. В ней поётся о весёлых птичках чижах. В шутливой форме рассказывается о том, что они очень разные и каждого свой характер и обязанности по дому. Они очень озорные и умеют дружить».
П
едагог: «Можно попробовать спеть песню всем вместе с начала до конца без остановок, но прежде надо научиться петь её без ошибок и уверенно. Какие сложности были при разучивании?»
Предполагаемый ответ: «Сложный ритм в сочетании с паузами, поэтому трудно пропеть  сразу без ошибок».
Поэтапно учится песня методом повтора, проговаривается текст в ритме, за тем работа по куплетам и, наконец, песня исполняется целиком.
Рекомендации:
Песня весёлая. Исходя из этого, ребёнок не может петь вяло. Слишком увлекаться жёсткой атакой звука нельзя. Мелодия в пении – главное, поэтому необходимо соединить слог за слогом, звук за звуком. После такой работы всё объединить и петь с аккомпанементом целиком, ни в коем случае не заглушая голос ребёнка. Размер 12/8 может составить трудности при разучивании песни. Следует обратить внимание на лиги, которые нужно строго соблюдать. Обратить внимание на изменение темпа в середине песни с последующим возвратом к первоначальному темпу.
                     2.
 Ритмотерапия.
Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение снимает нервно-психическое напряжение. При этом необходимо следить за дыханием, дикцией и передачей характера песни.

V. РАЗУЧИВАНИЕ  НОВОЙ ПЕСНИ.                    (14 мин)

                           

                    1.  Музыкально-рациональная психотерапия.
1. План разучивания песни.
1). Название – «Старая фотография».
2). Авторы — музыка Евгения Рушанского, стихи Риммы Казаковой.
3). Показ песни.
4). Разбор и работа над стихотворным текстом (выявление главных смысловых интонаций и стихотворного текста и музыки).
5). Художественная ценность и педагогическая целесообразность выбора песни.
                       
  2. Краткая аннотация:
Песня патриотической тематики, рассказывающая о старой фотографии и изображённых на ней героях мировой воны. Песня посвящена Дню Победы и празднованию 75-летней годовщине окончания Великой Отечественной войны. Выбор песни обоснован её мелодичностью, красотой мелодии и текста, а также желанием детей выучить её. Песня соответствует возрастным, физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей. Песня соответствует их возможностям. Песня представлена автором в одноголосном варианте. Педагог сделал аранжировку с элементами одно-, двух-, и трёхголосия.
               3.
Первое представление песни в процессе её разучивания.
1). Проговаривание слов в ритме песни закрытым ртом, на слоги по фразам отдельно по партиям хора.
3). Пение мелодии со словами отдельно по партиям.
4). Разбор песни по средствам музыкальной выразительности (размер, ритм, динамика, лад, интонационные особенности и соотношение их с образным строем произведения).
5). Интонационно-драматургическое развитие песни.
6). Разучивание первого куплета.

VI. ИТОГИ УРОКА.                                                                 (1 мин.)

                                                                           

Педагог: «Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили довольно много времени работе над упражнениями, являются подготовительными к пению. Использование этих упражнений доказывает, что голос – это рабочий инструмент и необходимо научиться им пользоваться, беречь его. К тому же эти упражнения помогают всегда сохранять хорошее настроение на уроке и здоровье. Работая сегодня над песнями, мы сохраняли позитивный настрой. А чтобы труд наш не прошёл даром, дома перед зеркалом повторяйте то, что вы запомнили на уроке.


Домашнее задание:
1. Дома перед пением делайте разминку и основной комплекс дыхательных упражнений, смотря в зеркало.
2. Играйте мелодию, выучите слова песни «Весёлые чижи» наизусть.
3. Играйте мелодию, проговаривайте текст в ритме песни первого куплета.
До свидания. До новых встреч».

VIII. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ИНФОРМАЦИИ:

     1. Карасёва Т.В. Современные аспекты здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, 2009.-№11. С.75  

  1. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок. /А.И.Севрук, Е.А.Юнина//

 Школьные технологии,-2004.-№2-С. 200-207.