Пение в дуэте в старших классах

Карпонина Наталья Дмитриевна

Данная публикация является конспектом урока комбинированного типа для учащихся хорового отделения детской школы искусств. Урок основывается на совмещении двух явлений: художественного и технического на уроках ансамблевого пения.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_penie_v_duete.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Шумиловская детская школа искусств»

Конспект открытого урока

на тему

«Пение в дуэте в старших классах ДШИ»

Подготовила и провела

Преподаватель Шумиловской ДШИ

 Карпонина Н. Д.

2019 г.

Конспект открытого урока

  на тему

«Пение в дуэте в старших классах ДШИ»

Тип урока:

 Комбинированный (обобщение и углубление в обозначенную тему, закрепление навыков целевого использования усвоенного материала).

Используемые педагогические технологии:

 обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, развивающие, исследовательские.

Цель урока:

 развить и закреплять навыки пения двухголосных произведений в дуэте на уроках ансамбля в ДШИ.

Задачи:

1. Обучающие:

- добиваться чистого унисона как основы гармонического слуха;

- закреплять навыки исполнения двухголосного произведения а капелла;

- вырабатывать умение провести свою вокальную партию при одновременном звучании другой партии;

- закреплять навык сольфеджирования вокальной партии;

- добиваться сознательного усвоения музыкального материала.

2. Развивающие:

- закреплять овладение вокально-певческими навыками ансамблевого пения;

- развивать гармонический слух;

- развивать умение слышать и слушать, сопоставлять и анализировать;

- расширять музыкальный кругозор через новый репертуар.

3. Воспитывающие:

- воспитывать активность восприятия;

- воспитывать навык публичного выступления.

Планируемые образовательные результаты:

- активизация творческого мышления;

- овладение навыками исследовательского анализа многоголосного пения;

 - реализация двухголосного исполнения на уроке.

 Основные термины, понятия: 

Дуэт, двухголосное пение, многоголосие, ансамбль, а капелла, народная музыка, старинная музыка, современная музыка.

Оборудование:

 пианино, ноты, выставка книг и пособий по обучению вокалу.

Форма организации работы на уроке:

 индивидуально-групповая.

Характеристика обучающихся: 

Татьяна Г. 13 лет, Александра П. 13 лет.

Методы обучения:

 объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, практический.

План урока

1. Введение в тему.                                                                                                              5 мин.

2. Практическая часть.                                                                                                       30 мин.

1). Артикуляционная гимнастика.

2). Упражнения для распевания.

3). Работа над музыкальными произведениями.

3. Итог урока.                                                                                                                          5 мин.

4. Рефлексия.                                                                                                                           5 мин.

.Актуальность темы

Ода из главных целей музыкального образования – воспитание любви к музыке, любознательности, музыкального мышления учащегося, творческой инициативы, навыков самостоятельной работы. Каким бы ни был стаж работы преподавателя, он задаёт себе всё новые вопросы, а значит учится. Вопрос о том, как научить ребёнка петь на два голоса направил меня на путь поиска. Я искала ответы в практике педагогов-вокалистов, вебинарах, семинарах, конференциях, прослушивала концерты исполнителей и ансамблей. Определение сущности двухголосного пения  основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. Важным фактором является особая  тембровая окрашенность  двухголосного пения, которая обогащает палитру вокального звучания. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса двигаются либо самостоятельно, либо параллельно, либо в унисон.

Ход урока

 

1. Введение в тему урока

Беседа о, в которой обсуждаются такие вопросы, как:

- что такое пение в дуэте,

- как происходит реализация поставленной цели практически в старших классах на уроках ансамблевого пения,

- зачем надо учиться пению в дуэте.

Безусловно, что богатый опыт великих мастеров многоголосного пения позволяет сделать важнейшие практические выводы. Эти выводы позволяют находить верную методику   воспитания навыков пения двухголосных произведений в дуэте.

Ансамбль – в переводе значит «вместе», это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов звучания.  Самыми распространёнными на сегодняшний день являются  следующие разновидности вокальных ансамблей:

- унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);

- ансамбль солирующего голоса с «бэк-вокалом»;

- ансамбль нескольких солирующих голосов;

- полифонический ансамбль.

2. Практическая часть

1). Артикуляционная гимнастика:

- Массаж лица (похлопать ладонями лоб, щёки, нос, шею);

- «Улыбка» (растянуть губы в улыбку, затем в трубочку);

- «Вращение губ» (вытянуть губы вперёд «трубочкой» и вращать по кругу по часовой стрелке, затем против часовой стрелки);

- «Вращение языка» (вращать кончик языка по зубам по часовой и против часовой стрелки);

- «Шинкование» (слегка покусывать язык от кончика до корня языка и обратно);

- «Конфета» («жевать» язык коренными зубами, имитируя жевание вкусной конфеты);

- «Зевок» (вызывать ощущение зевоты после пробуждения).

2). Упражнения

Первый комплекс

- построение терции сверху от основного звука;

- движение второго голоса вверх на три ступени относительно первого голоса;

- пение второго голоса при нисходящем движении гаммы с опозданием в форме канона.

Второй комплекс

- пение по ступеням мажорного и минорного трезвучия в восходящем движении;

- пение «навстречу» друг другу обеих голосов;

- гаммообразное сближение и расхождение двух голосов;

- пение по ступеням мажорного и минорного трезвучий в нисходящем движении;

- опевание звуков тонического трезвучия.

На всех упражнениях полезно применять пение остановкой на  фермате при разборе и разучивании.

3).Работа над музыкальными произведениями

- Использование фольклора на начальном периоде музыкального воспитания открывает необходимые перспективы в освоении классического и современного наследия. Исполнение финской народной песни на  финском языке в обработке

 К. Каллиола «Yks kaks kolme nelja ja viis» («Раз два три четыре пять») отвечает этим требованиям. Произведение написано в форме канона для двух голосов. Каждая партия имеет самостоятельную мелодическую линию. Песню можно исполнять хором, ансамблем, а также дуэтом. Учащиеся исполняют песню отдельно по партиям, затем дуэтом, готовясь к концертному исполнению. После исполнения в классе  идёт обсуждение в свободной форме.

- «Дуэт двух женщин»» из первого действия оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней» является образцом старинной музыки.17 века. Дуэт разучивается на английском языке. В этом произведении перед учащимися поставлены иные задачи, так как здесь композитор на протяжении всей партитуры использует терцовое двухголосие. При разучивании необходимо добиваться чистого интонирования, так как именно является основой для развития гармонического слуха.

 

3. Итог урока

Ансамблевое пение обладает рядом достоинств:

- у юных музыкантов появляется возможность активного развития посредством знакомства с множеством разнохарактерных произведений и способами их исполнения;

- учащиеся осваивают новые приёмы и учатся слушать друг друга в ансамбле;

- пение в ансамбле развивает все виды музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического, внутреннего);

- пение в ансамбле позволяет учащимся с неустойчивой психикой реализовать себя во время публичных выступлений).

4. Рефлексия

Любой учащийся может стать великим музыкантом, необходимо лишь найти подход к пробуждению его талантов, способностей и  правильно построить учебный процесс.

Отзывы детей о теме урока:

Петь в два голоса это красиво. Это круто и очень необычно. Это развивает слух и воображение. Это полезно для обучения. Это очень интересно.

 

Литература:

  1. Дмитревский Г. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. – М. 1972.
  2. 2. Жилин В. Орф-уроки. Екатеринбург. 1997.
  3. «Учимся петь» Анна Симеонова 2004 г.
  4. Крупа-Шушарина С. В., Яворская И. А. «Сборник песен для детей и юношества» 2014 г.