Исследовательская работа "Заонежские узоры И.А.Федосовой"

Эльвира Шаргина

Работа в рамках конкурса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaonezhskie_uzory_i.a.fedosovoy.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

VII ОТКРЫТЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ – КОНКУРС
«КАРЕЛИЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»



ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

«Заонежские узоры И.А.Федосовой»

Выполнила:

Шаргина Э.Н.,

преподаватель

г.Олонец

2019г

«…Деревня - чем то время дальше,

Воспоминания острей! –

Жила и славой вышивальщиц,

И славой песенной своей.»

(Иван Костин. Судьба.)

    Уникальным краем Русского Севера, где сохраняется особая русская культура, с давних времён считается Заонежье.

    Потрясающее по природной красоте место - заонежская деревня Кузаранда, что в переводе означает «Еловый берег».  Гордость Кузаранды - Ирина Андреевна Федосова, народная поэтесса, сказительница, плакальщица и вопленица, покорившая в XIX веке всю Россию.
     И. А. Федосова родилась в 1827 году в деревне Сафроново  Петрозаводского уезда  Олонецкой губернии  (ныне – Медвежьегорский район) в крестьянской семье.

«Её детство – типичное детство крестьянской девочки того времени, - пишет К.В.Чистов в книге «Русские сказители Карелии».- Огромная семья из 22 человек должна была напрягать все силы, чтобы жить «прожиточно и степенно».
        По  словам Федосовой,  уже «к восьми годам она знала, на какую полосу сколько сеять».  Выполняя любую  работу, она пела, и не просто пела, а причитала. Так было принято в   Карелии.  

         С детских лет Ирина Андреевна  исполняла песни (в том числе и исторические), сказывала былины, рассказывала сказки, поговорки,  исполняла духовные стихи.  Большинство из них  были авторскими.

«Я грамотой не грамотна, зато памятью  памятна; где что слышала - пришла домой, всё рассказала, будто в книге затвердила, песню ли, сказку ли, старину ли какую», -  рассказывала о себе Ирина Андреевна.

      В  XIX веке в Заонежье процветала плачевая культура. Известный в те времена собиратель русского фольклора П.Рыбников писал об особой поэтической одаренности заонежского населения, выразившейся в том, что здесь почти каждая женщина умела высказывать свои переживания в причитании. Автор указывал на важную роль причитательницы, или, по-заонежски, - «вопленицы». Причитывать умели многие, но самой выдающейся  вопленицей и настоящим самородком  была   Ирина Андреевна Федосова.  

     С 12 лет Федосова  училась причитать на свадьбах, похоронах, на любых значимых событиях для жителей её деревни. С юности она прославилась по всему Заонежью, как мастерица «водить» свадьбы, а в конце 1840-х годов приобрела широкую известность в Заонежье как замечательная плакальщица.

Вот что  она  рассказывала о себе: «С малолетства любила я слушать причитанья; сама стала ходить с причетью по следующему случаю: суседку выдавали замуж, а вопленицы не было. Кого позвать? Думали-гадали, а все-таки сказали: «Кроме Иришки некому». На бесёдах дала себя знать… Ну и пригласили».

     Жители деревни вспоминали о Федосовой, что  знает она очень многое, что с молодости ей честь и место в большом углу, что на свадьбе ли запоет – старики запляшут, на похоронах ли завопит – каменный заплачет: голос был вольный и нежный».


     Вопли – плачи или причитания  исполняли крестьянки Олонецкой губернии в быту, на свадьбах и похоронах, на проводах рекрутов в армию.  Причитание -  уникальный акт творения, происходящий на глазах у слушателей, во все времена производил неизгладимое впечатление, настоящее потрясение. И до того он рвал душу, что без слез слушать его было невозможно. Часто вопленицам заказывали тему, и не проходило нескольких минут, как они начинали свой импровизированный плач.

    Детство Федосовой прошло в деревне Сафроново. Выйдя замуж, она жила в деревне Кузаранда.

    В 1865 году Ирина Андреевна  с мужем переезжают   в Петрозаводск.  И здесь-то происходит счастливая не только для Федосовой, но и для всей русской культуры встреча сказительницы с фольклористами. С  1867 года с ней стал работать преподаватель Олонецкой духовной семинарии Е. В. Барсов.  В течение двух лет он записывал от исполнительницы плачи, вошедшие в трёхтомник «Причитания Северного края», признанный выдающимся событием в фольклористике и этнографии.  Всего от Федосовой  было записано около 30000 стихов.

     В 1872 году, после публикации «Причитаний северного края»,   неграмотная олонецкая крестьянка становится знаменитостью. О ее плачах-поэмах с восхищением говорят в научных кругах.  После смерти  мужа  Федосовой  пришлось вернуться в Кузаранду, где она провела несколько лет нищенской жизни. 1894 год вновь воскресил  имя И. А. Федосовой. Учитель Петрозаводской гимназии П. Т. Виноградов разыскал сказительницу и привез ее в Петербург. Началась серия блистательных публичных выступлений вопленицы в различных аудиториях Петербурга и других российских городов – Москвы, Казани, Твери, Нижнего Новгорода… Её выступления  в конце XIX века вызвали настоящий фурор и собирали полные залы, что  позволило поднять ее народное искусство на невероятный уровень. Ей рукоплескали лучшие композиторы и ученые. Она вдохновляла писателей и поэтов.

       В 1896 г.  голос Федосовой  был записан на один из первых фонографических восковых валиков, эта запись сохранилась  и у нас есть уникальная возможность её услышать.

     Федосову слушали Ф.И. Шаляпин и  Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев.  Н.А. Некрасов использовал плачи Федосовой в поэме «Кому на Руси жить хорошо».  Свою встречу с Ириной Андреевной  Максим Горький описал  в романе «Жизнь Клима Самгина».

   «Где-то сбоку открывается дверь, и с эстрады публике в пояс кланяется старушка низенького роста, кривобокая, вся седая, повязанная белым ситцевым платком, в красной ситцевой кофте, в коричневой юбке, на ногах тяжелые, грубые башмаки. Лицо — все в морщинах, коричневое… Но глаза — удивительные! Серые, ясные, живые — они так и блещут умом, усмешкой и тем еще, чего не встретишь в глазах дюжинных людей и чего не определишь словом», - вспоминал о Федосовой М.Горький.
    Ирина Андреевна ушла из жизни в 1899 г. и похоронена на кладбище при Кузарандской приходской церкви у деревни Юсова Гора, на берегу Онежского озера.
     Имя Федосовой присвоено Медвежьегорской центральной городской библиотеке. В городе Петрозаводске   на здании Музея изобразительных искусств Республики Карелия установлена мемориальная доска ее памяти. В этом здании располагалась женская гимназия, в которой  выступала поэтесса. В Республике Карелия традиционно проводится республиканская краеведческая конференция «Федосовские чтения». В память о народной поэтессе в деревне Юсова Гора Медвежьегорского района поставлена стела.

    Есть в Петрозаводске  недалеко от набережной улица Федосовой. Как только ее не называют – чаще всего именем некоего Федосова. Не знают многие горожане, чье имя на самом деле носит небольшая улочка. А ведь плакальщица, сказительница, поэтесса Ирина Федосова – личность настолько выдающаяся,  для Карелии знаковая, что впору не скромную улицу, а целый проспект её именем называть.

       
    Народные песни, былины, причитания – всё, что оставила нам в наследство заонежская вопленица, обладает большой ценностью, поскольку помогает понять, принять и полюбить всю глубину и значимость национального духовного богатства. Её слово, подобно бескрайнему синему небу, отражённому в чистой, прозрачной воде родного озера Онегушки.

   Её заонежские узоры не из ниток, а из слов….