План – конспект урока по фортепиано на тему «Первые шаги начинающего пианиста»
План – конспект урока по фортепиано на тему «Первые шаги начинающего пианиста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа
«Детская школа искусств»
План – конспект урока
по фортепиано
в ГБОУ ДО НАО «Детская школа искусств»
на тему
«Первые шаги начинающего пианиста»
Разработал: Ряпусова Л.В.
слушатель курсов профессиональной
переподготовки «Организация деятельности
педагога дополнительного образования
при обучении на фортепиано
г. Нарьян – Мар, 2019
Тема: «Первые шаги начинающего пианиста».
Форма проведения: индивидуальное занятие с элементами игры.
Цель урока:
- научить ориентироваться на клавиатуре;
- продолжить работу по организации игровых приемов и освоению нотной грамоты.
Задачи урока
Образовательные:
- расширение багажа музыкальных впечатлений обучающейся;
- продолжение работы над рациональными приемами игры на фортепиано;
- продолжение освоения нотной грамоты;
- формирование навыка игры по нотам.
Развивающие:
- развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора;
- развитие двигательно-игровых навыков;
- развитие навыка игры по нотам;
- развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха;
- развитие чувства ритма;
- развитие творческой инициативы.
Воспитательные:
- воспитание интереса и любви к предмету и инструменту;
- воспитание чувства любви и уважения к классической музыке;
- воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;
- воспитание навыков самоконтроля;
- воспитание культуры поведения за инструментом.
Принципы:
- принцип единства воспитания, обучения, развития;
- принцип связи с жизнью;
- принцип научности;
- принцип увлеченности.
Тип занятия: урок закрепления и систематизации знаний и навыков.
Методы и технологии обучения:
- наглядный;
- вербальный;
- практический;
- эмоционально-познавательный;
- метод общения;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Оснащение урока:
- музыкальный инструмент;
- нотный материал;
- учебные пособия;
- дидактический материал.
Ход урока:
Вступление: Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – это желание самого ребенка научиться играть на фортепиано и его готовность к обучению.
На занятиях с маленькими детьми нужно быть очень чутким педагогом. Замечательно, когда обучение детей походит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка.
Занятия с маленьким учеником должны быть построены таким образом, чтобы пробудить у него интерес и желание заниматься музыкой. Для этого необходимо учитывать особенности возрастной психологии ребенка: на уроке должно быть все интересно, материал доступен и понятен.
Очень важно не отрывать ребенка от игры, от мира детских образов. Маленький пианист легко включается в игру, одушевляет (и иллюстрирует это на инструменте) любые предметы и образы. Именно по этому на уроках с маленькими учениками рассказываем сказки и сочиняем истории, отгадываем музыкальные загадки. Важно, чтобы у ребенка развивалась эмоциональная сфера, образно-музыкальное мышление. Без этого человек не может состояться как творческая личность. Очень важно на начальном этапе обучения, чтобы маленький пианист ощущал постоянную радость от занятий.
Основной этап: подготовка игрового аппарата.
Упражнение «Шалтай-болтай» - корпус наклонить немного вперед, руки свободно свисают, сделать руками как бы движение маятника навстречу друг другу и продолжить их движение по инерции, при этом читая стихотворение:
Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Упражнение «Лебедь» - взмахивать свободно руками, имитируя полет лебедя.
Упражнение «Вытряхивание» - как можно сильнее вытряхивать платок, добиваясь свободы рук «из корпуса».
Упражнение «Волшебный платок» - взять платок за кончик и вбирать целиком в руку, действуя одной кистью. Другая рука не помогает. Затем поменять руку.
У меня живет проглот –
Весь платок он скушал – вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!
Упражнение «Колечко» - поочередно соединять кончик первого пальца с остальными пальцами. Следить, чтобы пальцы образовывали круглое «окошко».
Упражнение «Лошадка» - положить руки с локтями на стол и стучать поочередно всеми пальцами, добиваясь отчетливого стука кончика пальца, следить за тем, чтобы кисть была свободной и закругленной.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик –
А потом поеду в гости!
Работа за инструментом.
Повторяем названия регистров (низкий, средний, высокий). Даем характеристику каждому регистру, используя образы различных животных. Определяем на слух звучание регистров.
Повторяем название октав. Находим заданные ноты в разных октавах.
Постановка 3 пальца.
Упражнение «Кузнечик» - «прыгаем» 3 пальцем заданные клавиши в первой октаве. Следить за свободой рук и устойчивостью пальцев.
Упражнение «Радуга» - играем ноту «до» 3 пальцем, «рисуя» радугу до ноты «до» следующей октавы. Сначала играем отдельными руками, затем двумя руками в разные стороны. Следим за свободой рук и правильным «рисованием» дуги:
Вышла радуга-дуга
На зеленые луга.
Упражнение «Цапля» - играем через клавишу, начиная от ноты «до» первой октавы до ноты «до» третьей октавы, останавливая в любом месте и спрашиваем на какой ноте остановились, какая это октава.
Ходит цапля по болоту,
Ищет там себе работу.
Но работу не нашла
И спокойно спать пошла.
Игра песенок «Неудобный стул», «Фа-соль».
Постановка 2 и 4 пальцев.
Упражнение «Раз, два, три» - играем ноту «до» 2 пальцем, ноту «ми» 4 пальцем, non legato, со словами:
Раз, два, три – посмотри,
Нотка «до», нотка «ми».
Постановка 2, 3 и 4 пальцев.
Упражнение «Я иду» - играем ноты «до», «ре», «ми» 2,3,4 пальцами, non legato, вверх и вниз, затем переносим на октаву вверх, со сло,,вами:
Я иду и пою.
Постановка 1 и 5 пальцев.
Упражнение «Квинты» - играем ноты ноту «до» 1 пальцем, ноту «соль» 5 пальцем, следим за «сводом» кисти, правильной постановкой 5 пальца, затем переходим на ноты «ре» и «ля» и т. д.
Мы веселые две квинты,
Ты нас правильно сыграй.
Первый, пятый, первый, пятый,
Ты скорее проиграй.
Упражнения за столом.
- Умеют ли пальцы говорить? Мы можем «проговорить», то есть простучать ритмический рисунок.
Упражнение «Говорящие пальцы»:
Фокус-покус, трали-вали
1 1 2 2 1 1 3 3
Едет мышь на самосвале.
1 1 4 4 1 1 5 5
Ты чего же это, мышь,
1 1 2 2 1 1 3
Сверху вниз на нас глядишь?
1 1 4 4 1 1 5 5
Кыш, кыш, кыш!
Всеми пальцами.
Прохлопать загадку.
Шел, шел без дорог.
Где шел – там и лег.
До весны пролежал,
А потом побежал.
Самостоятельно дома: отгадать загадку, записать ритмический рисунок, решить какими пальцами ты будешь ее «говорить».
Слушание музыки.
Преподаватель играет пьесы «Гроза» и «Мама поет».
- А теперь послушай два стихотворения и скажи какое из них подходит к первому произведению, а какое ко второму:
1. Гром гремит, рычит, грохочет
Над притихшею землей.
Грозный гром, наверно, хочет,
Чтобы мы ушли домой.
2. Светят звезды ласково
Над моим окном.
И поет мне песенку
Мама перед сном,
Самую любимую
Песенку мою:
«Спи, моя хорошая,
Спи, моя пригожая,
Баюшки-баю».
Домашнее задание: Я дам тебе две карточки: розовую и серую. На какой из них ты бы нарисовала ласковую маму, а на какой грозу. Пожалуйста, нарисуй эти картинки. Обязательно повторяй все упражнения, которыми мы сегодня занимались.
Список литературы:
1. Л. Баренбойм «Путь к музицированию», Ленинград, 1980
2. О. Сотникова Учебное пособие для начинающих пианистов «Я учусь играть»