"Восточная сказка Н.А.Римского-Корсакова"

Мячина Ольга Ивановна

Методическая разработка  по музыкальной литературе на тему "Восточная сказка Н.А.Римского-Корсакова"  для выступления ученицы 6 класса фортепианного отделения на Девятом открытом  региональном творческом конкурсе "Юный музыковед" в г.Воронеж  2019г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_sheherazada_.docx559.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Методическая разработка по музыкальной литературе преподавателя МКУДО  «Верхнемамонская ДШИ» Мячиной О.И. для выступления ученицы 6 класса Горягиной Марии   на Девятом региональном  творческом конкурсе «Юный музыковед» в городе Воронеж. Тема :  Восточная сказка Н.А. Римского-Корсакова.

   

Задачи:

Образовательные: познакомить с сюитой как музыкальным жанром.

Воспитательные: приобщать детей  к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Развивающие: развивать познавательные и мыслительные навыки, формирование музыкального вкуса, развивать артистизм, грамотное владение речью, умение заинтересовать аудиторию.

Оборудование:  фортепиано, ноты.

Сказка… Ее причудливый мир, в котором вымысел так естественно сплетается с реальностью, привлекал многих русских композиторов.

Николай Андреевич Римский-Корсаков - великий сказочник в русской музыке и настоящий чародей музыкальной живописи.

 Языком сказки он рассказал о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства, нарисовал живописные картины природы.

Но не меньше чем сказка, манило композитора море, молодым морским офицером три года провел в плавании. Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и «Антар», в сюите «Шехеразада», в оркестровых картинах сказочных и былинных опер. Композитора можно сравнить со знаменитым  маринистом Айвазовским, который   так же ярко и правдоподобно  запечатлел море.

Римского-Корсакова по праву считают непревзойденным мастером оркестра. В предисловии к  «Основам  оркестровки»  он писал, что «инструментовка есть одна из сторон души самого сочинения». Следуя глинкинским традициям, композитор предпочитает прозрачность фактуры, «чистые» тембры, часто использует солирующие инструменты .

Но не только русскими сказками был увлечен композитор, сказки востока воплотились яркими образами в симфонической сюите «Шехерезада».

«Шахерезада» - одно из лучших симфонических произведений Н. А. Римского-Корсакова, сочинена в течение лета 1888 года и 22 октября того же года исполнена под управлением автора. На создание сюиты композитора вдохновили увлекательные арабские сказки "Тысяча и одна ночь"— памятник средневековой арабской литературы.

В начале 18 века появился первый перевод сказок на французский язык.

Француз Галлан  те сказки миру подарил.

Очаровал и Пушкина, и Диккенса.

Ну, кто ж историй тех не посетил

 Ночей забавных не познал без сна?!

Средневековый тот арабский край

 Имел свои причуды и мораль…

Была у мудрого визиря дочь -

Придумала, как девушкам помочь.

Тот план несложен, и лукав -

Шехеразада, сказочку начав

 Ее закончить, вовсе не спешила.

До первых петухов была мила …..

 С зорей, и дозволеньем шаха, спать ушла…

Отсрочил казнь на день ….,затем, еще на срок…..,

А сказок не кончается поток!

В основу «Шехеразады» легли «отдельные, не связанные друг с другом» эпизоды... Картины, выбранные Римским-Корсаковым, не объединены общим сюжетом, это не повествование о каком-либо из героев «Тысячи и одной ночи».

Первоначально каждая часть сюиты имела своё название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация  каждого их сюжетов, желая слушателю самому ощутить  красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.

Первая часть называлась  «Море. Синдбадов корабль».

Шархиар и Шехеразада. Грозный царь и мудрая рассказчица.

Сюита открывается воинственной фразой, которая исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами. Она звучит грозно-величаво, напоминая слушателю о свирепом нраве восточного повелителя Шахриара.( тема)

После мягких тихих аккордов духовых инструментов вступает нежная  мелодия скрипки соло, поддержанная лишь отдельными арпеджиато арфы. Это — прекрасная Шехеразада. Мелодия скрипки вьется извилистым тонким узором и напоминает изысканный восточный орнамент.(тема)

 

Шехеразада не только красива , но и мудра!Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение: на их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные образы, даря слушателю настоящие волшебные превращения.

За вступлением следует основной раздел, написанный в сонатной форме без разработки. Главная партия, написана  в Ми-мажоре. Известно, что Римский-Корсаков обладал уникальным природным даром - цветным слухом. Выбор тональности Ми-мажор для темы Моря не случаен. Ми мажор в восприятии Корсаковым  цветозвуковых  соотношений окрашивался в темно-синий, сапфировый тон — цвет морской воды.

Мелодия главной партии основана на теме Шахриара. Но теперь она спокойна, величава и рисует не грозного султана, а безбрежные морские просторы. Мелодия переливается медленными, ровными волнами на фоне могучего и мерного колыхания сопровождения. Временами возникают и мгновенно гаснут короткие «всплески». (тема) 

Побочная партия состоит из двух тем: первая До-мажор  

Море тихо и спокойно. Среди его синего безбрежья на горизонте показывается корабль Синдбада-морехода. Он плывет мягко качаясь на волнах, и его плавное скольжение по воде рисует светлая тема в исполнении деревянно-духовых инструментов. (тема)

Вторая тема Побочной партии  (си-минор) возникает у солирующей скрипки; она рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующего моря. (Тема)

Лирический центр сюиты - III часть, сказка о царевиче и царевне. Ее главные персонажи обрисованы с помощью двух тем восточного характера – мечтательной и нежной темы влюбленного царевича и грациозно-кокетливой темы царевны. Схожестью интонаций композитор подчеркивает общие нежные чувства между героями.

 Тема Царевича — лирическая, плавная, танцевального склада с простыми гармониями на выдержанном органном пункте, с внезапно вторгающимися гаммообразными пассажами ( тема)

  И тема Царевны, сходную с первой интонационно, но более оживленную, кокетливую, порученную  солирующему кларнету, с характерным сопровождением малого барабана, выбивающего прихотливые ритмические фигуры.(тема)

Эти темы повторяются, варьируются, обогащаются новыми оркестровыми красками.

Третья часть так же как и первая написана в сонатной форме без разработки.

«…Дошло до меня, о счастливый царь», - начинает новую сказку Шехеразада.

Но теперь ее мелодия звучит взволнованно, ведь она собирается рассказать не только о радостных, но и о страшных событиях.Так начинается 4 часть сюиты

Яркая  картина народного праздника в Багдаде - грандиозный финал сюиты - объединяет многие ее темы, словно «собирает» героев произведения на веселом празднике. (тема)

Но неожиданно веселье сменяется картиной грозного, бушующего моря. Корабль несется неудержимо к гибели и разбивается о скалу с медным всадником.  Медленно и мощно накатывают огромные волны на скалы, приближая корабль к гибели. Драматизм нарастает, композитор в оркестровой обработке достигает совершенства!

Тема праздника звучит устрашающе и грозно!

И завершает сюиту, возникшая уже не полностью, а отзвуками, постепенно растворяясь в верхнем регистре,  поэтичная тема прекрасной султанши. ( тема)

Таким образом, в сюите нет единого сюжетного развития, то есть в каждой из частей композитор творит новую сказку, объединяющей нитью которых является тема очаровательной сказочницы Шехеразады, рассказывающей грозному султану свои чудесные сказки.

Сказочное повествование подходит к концу. Мудрая Шехеразада и музыка Николая Андреевича  усмирили свирепый характер Шахрияра.

                                           Использованные ресурсы:

1. А.А. Соловцов «Симфонические произведения Римского-Корсакова». – М., 1960.

 2. Р. Лейтес «Музыкальные сказки Шехеразады» из сб.«Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова». – М., 1987.