Кантата "Александр Невский"

Материал предназначен для ознакомлени с кантатой "Александр Невский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandr_nevskiy.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сергей Сергеевич Прокофьев, кантата «Александр Невский» (1939)

Историческая тема занимает важное место в творчестве Прокофьева. События отечественной истории нашли отражение в музыке к кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский», в опере «Война и мир».

Кантата возникла на основе музыки к одноимённому фильму, созданному в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александр Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. 

Древние образы проникнуты современностью. В конце 30-х годов в Западной Европе был разгул фашизма. Музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил – фашистов. Кантата прозвучала как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждёт врага, который решится напасть на нашу Родину.

Кантата написана для хора, меццо-сопрано и оркестра на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. 

В основе музыкальной характеристики крестоносцев лежит воинственный хорал.  Он имеет мрачные и жёсткие черты. В оркестре преобладают медные духовые и ударные инструменты. Характерны напряжённые диссонирующие сочетания.

В характеристике русских господствует песенное начало, ясные диатонические гармонии; в оркестре преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий печальных и скорбных, величавых и героических, удалых и веселых. 

В кантате ясно чувствуется влияние кино на музыку, особенно в изображении "Ледового побоища": центральная часть кантаты дана как цепь проносящихся контрастных кадров, и в этом приёме также заключается интересная особенность произведения Прокофьева.

В кантате семь частей, каждая из них представляет собой законченный номер: 

1. "Русь под игом монгольским" 

2. "Песня об Александре Невском" 

3. "Крестоносцы во Пскове" 

4. "Вставайте, люди русские" 

5. "Ледовое побоище" 

6. "Мёртвое поле" 

7. "Въезд Александра во Псков"

Первая часть. «Русь под игом монгольским». Это небольшая вступительная оркестровая картина, рисующая разорённую, измученную Русь.

Вторая часть. «Песня об Александре Невском». Это начало событий, данное в эпическом плане, - рассказ о недавней победе русских над шведами.  «Кто придет на Русь, будет насмерть бит» - такова основная мысль этой части. Номер имеет трёхчастное строение. Музыка крайних частей напоминает былинные напевы. Средняя часть (от слов более оживленна и картинна. Звуки битвы, бряцание оружия, удары мечей переданы в оркестре сочетанием  pizzicato, форшлагов у деревянных в сопровождении ударных.

Третья часть – «Крестоносцы во Пскове» - составляет резкий контраст по сравнению со второй.   В оркестровом вступлении «Крестоносцев» устрашающие диссонансы - словно каменные глыбы, падающие одна на другую, и одновременно - будто пронзительный крик и стон, стоящий в завоеванном городе.

2-я и 3-я части кантаты представляют собой экспозицию противоборствующих сил. Вслед за ними следует гневный призывный хор «Вставайте, люди русские»

Четвёртая часть. «Вставайте, люди русские». Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны этот хор часто звучал по радио, а фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии для поднятия боевого духа. 

Пятая часть – «Ледовое побоище» - центральный номер кантаты. Он представляет собой грандиозную разработку, где непосредственно сталкиваются основные драматические темы, звучавшие в предыдущих номерах, а также появляются новые русские темы. 

Вначале дан сумрачный зимний пейзаж - застывшее озеро в морозной мгле. Дрожащий фон (струнные); зловещие «каркающие» звуки у альтов.

Слышится отдаленный звук тевтонского рога - сигнал крестоносцев. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, озаглавленный в фильме «Скок свиньи» («Свинья» - боевое построение тевтонского войска в форме клина). Точный изобразительный прием - чередующиеся равномерно аккорды у струнных передает характерное дробное постукивание, конский топот приближающегося отряда. Прокофьев искал здесь тембр, который он сам характеризовал как "неприятный для русского уха". В музыке к фильму он смело использовал возможности звукозаписи. Сигнал в сцене «Побоища» игрался валторной, специально записанной с искажением. Противоборствующие темы сталкиваются друг с другом, как противники в бою. 

Кульминация – одновременное звучание тем, причем каждая звучит в своей тональности: тема «русской атаки» в ре мажоре, а сигнал крестоносцев в до-диез миноре. Возникает огромное напряжение. 

Ярко изобразительна картина гибели рыцарей: треск льда, темные холодные волны, заливающие поле битвы. Суровая траурная музыка выражает трагический характер происшедшего. 

Заканчивается картина «Ледового побоища» нежнейшим звучанием темы – «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» (из среднего раздела 4-й части). Этот лирический, пейзажный конец придает законченность всей картине.

Шестая часть – «Мёртвое поле» - песня для меццо-сопрано и оркестра (единственный сольный номер кантаты).

Лирическое пение солирующего женского голоса в сопровождении почти одних струнных звучит с особой трогательностью после грандиозной сцены битвы. «Мёртвое поле» - один из лучших номеров кантаты. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: после Ледового побоища девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический – Родина оплакивает своих сыновей. Естественно, что скорбную мелодию песни Прокофьев основывает на интонациях народных плачей, что особенно подчеркнуто в оркестровом вступлении.

Завершается кантата величественной седьмой частью – «Въезд Александра во Псков». В хоровом финале, прославляющем Русь-победительницу, соединяются русские темы кантаты.

В «Александре Невском» утверждается победа живого человеческого народного начала над жестокостью и насилием. Драматургия кантаты основана на острейшем контрасте этих двух противоположных миров. Этой музыкой о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками.