Конспекты уроков для дистанционного обучения: Музыка доклассического периода. Биографии татарских композиторов. Язык музыки.

Зотова Юлия Валерьевна

Материалы для дистанционного обучения:  Музыка древности. Музыка Средневековья. Музыка Ренессанса. Язык музыки. Жизнь итворчество Н.Жиганова. Биография А.Шарафеева.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка доклассического периода

ДРЕВНОСТЬ

Уже тогда, в древности, музыка «разделилась». На музыку духовную (храмовую), светскую (для увеселения — при дворах власть имущих) и народную. 

Каждое событие в жизни-музыка…

 РИТМ раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. По сравнению с музыкой первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо более высокой ступени развития. 
Древний Египет

О его музыке можно судить по иероглифическим записям песен-стихов на стенах гробниц, по барельефам, художественной росписи, сохранившимся музыкальным инструментам. 
Существовал в древнем Египте и «грандиозный» синтетический жанр (от слова «синтез», а не от слова «синтетика»). Это монументальные мистерии, посвященные главным мифологическим персонажам (богам Осирису, Изиде), с песнями, хором, шествиями и плясками, драматическими сценами. 

Древние цивилизации Шумера, Ассирии, Вавилона вложили свою огромную лепту в развитие музыкального искусства. В Сирии играли на арфах, 5- и 7-струнных лирах, гобое (этот гобой сильно ругал древнегреческий философ Платон).. Из древнего Шумера до нас дошла табличка с поэтическим отрывком и клиновидной нотописью. Это уникальный и древнейший памятник (III тысячелетие до нашей эры). 

В Индии расцветала храмовая музыка, связанная с религиозными практиками, бытовала разнообразная народная — с ее многочисленными песнями. Это были «рабочие» песни — земледельцев, каменщиков, резчиков, погонщиков слонов и буйволов, укротителей кобр. Были и героические эпические песни.  Индия — колыбель музыкального театра..удивительные лады, в октаве 22 звука-шрути (в европейской — 7 основных или 12 с диезами и бемолями). 

Древний Китай. Музыка была тесно связана с конфуцианством, разработана и интереснейшая теория. Учение о 12-ступенном звукоряде увязывалось с эзотерическими воззрениями (даже с «Книгой перемен»), очень давно появилась пентатоника. Пентатоника — особый звукоряд из 5 тонов, он до сих пор — основа музыки многих народов Востока. 
Музыка Древней Греции. Она тогда звучала в театральных представлениях, Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Пляски у греков сопровождались игрой на авлосе — духовом инструменте. Греческие ученые уделяли большое внимание законам музыкального искусства, 

Пифагор, знаменитый философ и математик, положил начало и особой науке — музыкальной акустике. До сих пор музыкальная наука пользуется многими терминами и понятиями, ведущими свое происхождение от греческой теории музыки. Слова «гармония», «гамма», названия некоторых музыкальных ладов (например, ионийского, дорийского, фригийского) пришли к нам из Древней Греции, где они были связаны с именами племен, ее населявших.

Древние греческие мудрецы Платон и Аристотель придавали музыке особое значение в воспитании разностороннего, гармонически развитого человека. 
 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Музыка эпохи средневековья — период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток времени примерно с V по XIV века н.э..

Европа

Складывается система одноголосной(монодической) церковной музыки на основедиатонических ладов (григорианское пение,) На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий зарождается многоголосие. Во Франциив XII веке образуется первая композиторская (творческая) школа при Соборе Парижской богоматери.ЗАРОЖДЕНИЕ МНОГОГОЛОСН МУЗ.

Восточная Европа и Азия

В Восточной Европе и в Армении развиваются свои музыкальные культуры с самостоятельными системами ладов, жанров и форм. В ВизантииБолгарииКиевской Руси, позднее в Новгороде расцветает культовое знаменное пение.

В это же время на Востоке (Арабский халифат, страны Средней АзииИранИндияКитайЯпония)  ограничение устной традицией и монодическими (мелодия без аккомпанемента) формами

Славянские народы[

У славян средневековая музыка существовала как часть культуры скоморохов. Скоморохи — восточно-славянские средневековые актёры, певцы, танцоры, сказители, дрессировщики животных, музыканты, жонглеры. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудкагуслейжалейкидомры, волынки, бубна.

Музыкальные деятели эпохи средневековья

Монах Хукбальд (ок. 840—930) из бенедиктинского аббатства написал трактат De harmonica institutione («Об установлении гармонии», то есть музыки)

Отгер, граф Ланский (Х век) труд Musica enchiriadis («Учебник музыки»), где излагаются правила раннего многоголосия

Гвидо, бенедиктинец из Ареццо (Италия) (ок. 992—1050) изобрел нотоносец — систему линий, на которых записываются ноты.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса, называют период в развитии европейской музыкиприблизительно между 1400 и 1600 годами

Музыкальные инструменты эпохи Ренессанса В концертной жизни начала эпохи Ренессанса основным инструментом был орган, но с течением времени состав музыкальных инструментов значительно расширился, к уже существовавшим струнным и духовым добавились новые разновидности. Виола-скрипка-альт,лютня щипковые,клавише-клавесин клавикорд вёрджинел и тд

Черты муз иск-ва ЭВ:

  1. бурное развитие светского искусства,т.е множества светских песенных и танцевальных жанров(раньше больше церковного, к человеку мало внимания) баллады,мадригалы и т.д.
  2. расцвет хоровой полифонии, полифоническое многоголосие было господствующей формой высказывания не только в духовных жанрах, но и в светских.

Композиторы-представители Высокого Возрождения в музыке :

А) Орландо Лассо (около 1532-1594) В необъятном творчестве Орландо Лассо представлены все музыкальные жанры эпохи Возрождения (с преобладанием светской музыки над духовной). К самым популярным его произведениям относится «Эхо», написанное в жанре итальянской бытовой песни. Сочинение построено на красочном сопоставлении двух хоров, создающем эффект эха. Текст его принадлежит самому композитору.

Б) Палестрина (1525-1594). Основная часть его музыки – это духовные произведения, прежде всего мессы (их более ста, среди которых особенно выделяется знаменитая «Месса папы Марчелло») и мотеты. Однако Палестрина охотно сочинял также и светскую музыку – мадригалы, канцонетты. Сочинения Палестрины для хора а сарреlla стали классическим образцом ренессансной полифонии.

Главн. Жанр музыки эпохи Возрождения – мессы. Возникнув в эпоху Средневековья, жанр мессы в XIV–XVI веках стремительно преобразуется. В зависимости от церковного календаря в музыке мессы пропускались одни и вставлялись другие части. Обязательных же частей, постоянно присутствующих в церковной службе, пять.

  1. возрастание роли инструментальной музыки(как следствие вокальной)
  2. активное формирование национальных музыкальных школ, творчество которых опиралось на фольклор своей страны.
  3. далеко вперед шагнула теория музыки, выдвинувшая целый ряд замечательных теоретиков. Это француз Филипп де Витри, автор трактата«Ars nova» («Новое искусство», где дано теоретическое обоснование нового полифонического стиля); итальянец Джозеффо Царлино, один из создателей науки о гармонии; швейцарец Глареан, основоположник учения о мелодии.


Предварительный просмотр:

Назиб Жиганов
Нәҗип Җиһанов

Нәҗип Җиһанов.jpg

Основная информация

Полное имя

Назиб Гаязович Жиганов

Дата рождения

(15) января 1911

Место рождения

Уральск,
Российская империя

Дата смерти

2 июня 1988 (77 лет)

Место смерти

Уфа,
Башкирская АССРРСФСРСССР

Похоронен

Страна

Профессии

композиторпедагог

Жанры

опера

Награды

Герой Социалистического Труда — 1981

Орден Ленина — 1950

Орден Ленина — 1981

Орден Трудового Красного Знамени — 1971

Орден «Знак Почёта»  — 1945

Орден «Знак Почёта»  — 1959

RibbonLabourDuringWar.png

Народный артист СССР— 1957

Сталинская премия — 1948

Сталинская премия — 1950

Государственная премия СССР — 1970

Нази́б Гая́зович Жига́нов (тат. Нәҗип Гаяз улы Җиһанов, Nəcip Ğayaz uğlı Cihanov; 1911—1988) ― татарский советский композиторпедагогобщественный деятель

Народный артист СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1981). Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1948, 1950) и Государственной премии СССР (1970).

Автор 16 симфоний, 8 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной, вокальной, инструментальной и программной музыки.

Биография

Родился 2 (15) января 1911 года в Уральске (ныне — административный центр Западно-Казахстанской области Республики Казахстан).

Рано осиротел, воспитывался в детском доме. В 1928 году приехал в Казань, где жила его сестра Фаиза, с намерением поступить в музыкальный техникум. Музыке начал обучаться ещё в Уральске, в детском доме. Его первой учительницей была выпускница Санкт-Петербургской консерватории Светчина (фамилия дается по его воспоминаниям). В Казани брал уроки у Н. А. Шевалиной. В 1929 году поступал в Восточный музыкальный техникум (с 1904 и с 1936 — Казанское музыкальное училище), но неудачно. Занимался с преподавателями техникума — по классу фортепиано учился у М. А. Пятницкой, по классу виолончели — у Р. Л. Полякова. В 1931 году, по совету композитора А. С. Ключарёва поехал в Москву, где поступил в Областной музыкальный техникум (ныне Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского), который окончил в 1935 году, затем — на третий курс консерватории, где учился в классе композиции Г. И. Литинского. В 1937 году при открытии Государственной филармонии Татарской АССР была исполнена его Первая симфония, первое татарское сочинение в этом жанре. Окончив консерваторию в 1938 году, вернулся в Казань.

В 1943 году был назначен художественным руководителем Татарского театра оперы и балета (ныне — имени М. Джалиля), на открытии которого в 1939 году исполнялось дипломное сочинение композитора — опера «Качкын».

 Вдохновенный певец героических свершений народа во имя Родины — а этой теме, кроме «Качкын», посвящены оперы «Ирек» («Свобода», 1940), «Ильдар» (1942), «Тюляк» (1945), «Намус» («Честь», 1950), — композитор наиболее полно воплощает эту центральную для него тему в своих вершинных произведениях — в историко-легендарной опере «Алтынчач» («Золотоволосая», 1941, либр. М. Джалиля) и в опере-поэме «Джалиль» (1957, либр. А. Файзи). Оба произведения покоряют эмоционально-психологической глубиной и неподдельной искренностью музыки, с выразительной, сохраняющей национальную основу мелодикой, и искусным сочетанием развитых и целостных сцен с действенно-сквозным симфоническим развитием.

Неотделимо-родствен оперному творчеству большой вклад Жиганова в татарский симфонизм. Симфоническая поэма «Кырлай» (по сказке Г. Тукая «Шурале»), драматическая увертюра «Нафиса», сюита Симфонические новеллы и Симфонические песни, 17 симфоний, сливаясь воедино, воспринимаются как яркие главы симфонической летописи: в них то оживают образы мудрых народных сказок, то живописуются пленительные картины родной природы, то развертываются коллизии героических борений, то музыка вовлекает в мир лирических чувств, а эпизоды народно-бытового или фантастического характера сменяются экспрессией драматических кульминаций.

В 1944 году обратился с предложением в Совет Министров Татарской АССР создать в Казани консерваторию. Распоряжением Совнаркома СССР от 13 апреля 1945 года была создана Казанская государственная консерватория республиканского (РСФСР) подчинения. В июне 1945 года был назначен её директором (преподавал оркестровку, с 1953 года ― профессор). Бессменно руководил консерваторией как ректор более 40 лет до конца жизни.

С 1939 по 1977 год возглавлял Союз композиторов Татарской АССР. Делегат первого съезда Союза композиторов СССР(1948), на котором избран членом его правления. В 1957 году на втором съезде избран секретарем правления. Бессменно занимал этот пост с 1962 по 1988 год. В 1960 году избран членом правления Союза композиторов РСФСР. С 1952 года входил в состав Республиканского Комитета борьбы за мир, с 1958 — член Комитета по Государственным премиям Татарской АССР имени Г. Тукая. С 1961 по 1988 год — член Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР. Депутат Верховного Совета Татарской АССР 8-9 созывов, Верховного Совета РСФСР 2-54 созывов, Верховного Совета СССР 7-го созыва (1966—1970). Член ВКП(б) с 1944 года.

Н. Жиганов — один из основоположников профессионального татарского музыкального искусства. Практически все ныне функционирующие учреждения и организации музыкальной культуры Татарстана (Казанская консерватория (ныне академия), Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. ДжалиляГосударственный симфонический оркестр Татарстана, Союз композиторов республики, средняя специальная музыкальная школа (ныне лицей при консерватории) создавались при его непосредственном участии. Автор 8 опер, 3 балетов, многих симфоний и камерных сочинений. В его произведениях гармонично сочетаются национальный колорит и традиции русского и европейского музыкального наследия.

Aвтор статей по актуальным вопросам советского музыкального творчества.

Скоропостижно скончался 2 июня 1988 года в Уфе[1], после концертного исполнения новой редакции оперы «Джалиль» в дни проведения Дней литературы и искусства Татарии в Башкирской АССР. Похоронен на Арском кладбище в Казани.

Звания и награды

Основные произведения

Оперы

  • «Качкын» («Беглец»; 1939)
  • «Ирек» («Свобода»; 1940)
  • «Алтынчеч» («Златовласка»; 1941)
  • «Поэт» (1947)
  • «Ильдар» (1942, 2-я ред. ― «Дорога победы», 1954)
  • «Тюляк» (1945, 2-я ред.- «Тюляк и Су-Слу», 1967)
  • «Намус» («Честь», 1950)
  • «Джалиль» (1957)

Балеты

  • «Фатых» (1943)
  • «Зюгра» (1946)
  • «Две легенды» («Зюгра и Нжери»; 1970)

Для оркестра

  • Симфония № 1 (1973)
  • Симфония № 2 «Сабантуй» (1968)
  • Симфония № 3 «Лирическая» (1971)
  • Симфония № 4 (1973)
  • Симфония № 5 (1974)
  • Симфония № 6 (1975)
  • Симфония № 7 (1976)
  • Симфония № 8 (1977)
  • Симфония № 9 (1978)
  • Симфония № 10 (1979)
  • Симфония № 11 (1980)
  • Симфония № 12 (1981)
  • Симфония № 13 (1982)
  • Симфония № 14 (1983)
  • Симфония № 15 (1984)
  • Симфония № 16 (1985)
  • Симфоническая поэма «Кырлай» (1946)
  • Сюита на татарские темы (1949)
  • Симфонические новеллы (1964)
  • Симфонические песни (1965)
  • Увертюра-поэма «Нафиса» (1952)

Вокально-симфонические

  • Кантата «Республика моя» (1960)
  • Кантата «Здравствуй, Москва!» (1980)

Для фортепиано

  • Сонатина (1935)
  • Сюита в 5 частях (1963)
  • Цикл «Зарисовки» (1975)
  • «Пять пьес для фортепиано»
  • «Альбом фортепианных пьес для детей»
  • «Матюшинские эскизы»
  • «12 зарисовок» и др.

Другое

  • Песни (в том числе «Вновь запахло сиренью» (слова А. Ерикеева, 1956), «Всегда так» (слова С. Хакима), «Родной земле» (слова 3. Нури), «Народу русскому привет» (слова А. Ерикееза), «С Лениным сердце говорит» (слова С. Хаиша), «В этом партийность моя» (слова А. Акдрицою), «Ожидание» (слова Б. Старчикова, 1964), «Живут на свете сказки» (слова М. Тазетдинова, 1966), цикл «Я пою, чтоб мир был светел»), романсы, обработки народных песен — всего около 100, музыка к кинофильму «Советская Татария»

Память

В 2001 году Казанской государственной консерватории присвоено имя композитора.

В 2001 году в доме, где последние 18 лет жил композитор, стараниями его вдовы — Нины Жигановой при содействии Президента Татарстана М. Шаймиева открыт мемориальный музей-квартира Назиба Жиганова, расположенный по адресу ул. Малая Красная, д. 14, кв. 11.

  • В июне 2006 года на доме, где жил композитор, установлена мемориальная доска.
  • В гимназии № 93 Советского района Казани есть музей Н. Г. Жиганова.
  • Имя композитора присвоено одной из малых планет (1997).



Предварительный просмотр:

Анвар Замилович Шарафеев родился 15 марта 1935 г. в с.Урсаево Азнакаевского района Республики Татарстан. В 1966 г. окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции известного композитора А.С. Лемана. После окончания консерватории Шарафеев работал редактором музыкального вещания Татарского радио. Более 50 лет Анвар Замилович занимается композиторским творчеством и музыкально-просветительской работой. За это время им создан ряд симфонических, хоровых, десятки камерно-инструментальных сочинений, более двухсот песен, романсов. Широкую популярность композитор приобрел как автор песен. На протяжении творческой жизни их написано большое количество. Одна из самых полюбившихся народу песен «Уйнагыз, гармуннар». Эта песня дала название ежегодному республиканскому фестивалю гармонистов, который проводится в Казани с 1986 г. Песня принесла известность Анвару Шарафееву не только в республике, но в России и за рубежом.

Анвар Шарафеев стоял у истоков открытия ДМШ №24.



Предварительный просмотр:

Язык музыки

Каждое музыкальное произведение вырастает Из мелодии

П.И. Чайковский говорил: «Мелодия – душа музыки». Почему?- Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. 

Звуки в мелодии должны как-то связываться

Звуки мелодии - это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Поэтому мелодия – это мысль, выраженная звуками. (Слайд 2). Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc", что означает пение, напев. 

Какие бывают мелодии? (Весёлые, грустные, нежные и грубые, быстрые и медленные, хрупкие, томные и энергичные…) То есть мелодия нам что-то передаёт, выражает. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке. 

Пишем:

Мелодия (от греч. melodía — пение, напев, песня, мелодия) - одноголосно выраженная музыкальная мысль. Мелодия сохраняет следы своей изначальной связи с речью,  Подобно речи, мелодия представляет собой обращение к слушателю  стихом, телодвижением 9древность)

Мелодия  опирается на такие общие с речью средства, как высота звука, ритм, громкость, темп, тембровые нюансы и т.д., а также на динамику их изменений. «Речевая и чисто музыкальная интонация — ветви одного звукового потока» (Б. В. Асафьев). Весь этот богатый комплекс элементов музыки в одноголосном выражении и воспринимается как мелодия.

Наиболее специфический компонент мелодии — мелодическая линия. (движение вверх связывается с эмоциональным подъёмом, вниз — с успокоением).

Например, мел.движения:вниз Ария Ленского "Что день грядущий мне готовит?")