Урок по теме "Вокальное творчество Ф.Шуберта"
Конспект занятия с освещением вокального творчества Ф.Шуберта и закреплением пройденного материала по теме эпохи романтизма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Вокальное творчество Ф.Шуберта" | 20.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУДО Детская Музыкальная Школа №24 г.Казани
Конспект урока по музыкальной литературе
Тема: «Вокальное творчество Ф.Шуберта».
«Учебно-методические работы: конспект урока с использованием ИКТ».
Автор: преподаватель теоретических дисциплин
Зотова Юлия Валерьевна.
Казань
Предмет, класс: Музыкальная литература, 4 класс.
Тема: «Вокальное творчество Ф.Шуберта».
Цели и задачи урока: развивающая цель: развивать умения анализа музыкальных произведений в разных интерпретациях, образное мышление, навыки музыкального исполнительства; образовательная цель: познакомить с особенностями творчества композиторов – романтиков 19 века, познакомить с вокальным творчеством Ф.Шуберта; воспитательная цель: воспитывать интерес к музыкальной культуре; воспитывать чувство патриотизма, красоты; развивать художественный вкус, эмоциональную отзывчивость, творческую активность.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Оборудование: компьютер, электронная доска, фортепиано, презентация по теме «Вокальное творчество Ф.Шуберта».
Изучение нового материала: Ф.Шуберт - Баллада «Лесной царь», «Серенада», «Аве,Мария», «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха».
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении. Характеризовать своё внутреннее состояние, свои чувства, рождённые музыкой. Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов. Проявлять готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Метапредметные: Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. Воспринимать характерные черты творчества зарубежных композиторов-романтиков.
Предметные: Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения. Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства - ритм, мелодию, тембр, динамику. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами. Осознавать значение искусства в жизни современного человека.
Ход урока.
Преподаватель: Здравствуйте! Мы продолжаем наше общение с музыкой эпохи романтизма. Мы уже знаем главные особенности этого музыкального периода. Давайте в нескольких словах вспомним, что же такое романтизм?
Учащиеся: Романтизм- это направление в искусстве, пришедшее на смену классицизму в 19 веке.
Преподаватель: Все верно, а какие вам известны выдающиеся представители этого музыкального направления?
Учащиеся: Фридерик Шопен, Роберт Шуман, Франц Шуберт…
Преподаватель: Важно отметить и главные темы, образы, которые освещают в своих произведениях композиторы-романтики, давайте перечислим некоторые из них.
Учащиеся: В центре творчества композиторов-романтиков находится человек, его личность, переживания, чувства одиночества и единения с природой, обращение к духовному, вечному, красоте и гармонии, иногда – к фантастическим и сказочным образам.
Преподаватель: Отлично! Теперь вспомним, кто начал сочинять такую музыку и стал основоположником течения романтизм?
Расскажите об этом композиторе: что он писал, какие произведения?
Учащиеся кратко пересказывают основные факты биографии Ф.Шуберта, перечисляют некоторые его произведения.
Преподаватель: Молодцы! Все верно. Шуберт автор более 600 песен, это его любимый и главный жанр творчества! Вокальное творчество Шуберта и есть тема нашего сегодняшнего урока.
На прошлом занятии мы с вами разговаривали о произведении, которое Шуберт написал в 18 лет, как оно называлось?
Учащиеся: Это баллада «Лесной царь»!
Преподаватель:Да, это «Лесной царь». Помните сюжет?
Учащиеся: Помним. Это произведение написано на стихи И.Гете, это грустная повесть о всаднике, который мчится с больным ребенком через недобрый сказочный лес.
Преподаватель: Давайте поговорим о жанре баллады в музыке.
Баллада – это произведение повествовательного характера. В балладе Шуберта,к примеру, раскрываются драматические образы, музыка напряженная, все это вы хорошо отразили в своих рисунках, созданных во время прослушивания произведения (внимание на доску с работами учеников).
Однако, не все вокальные сочинения Шуберта так трагичны, рассмотрим следующее его произведение - «Серенада». Кто-нибудь знает, что это такое?
Учащиеся стараются объяснить своими словами возможные варианты трактовки данного определения.
Преподаватель: Молодцы. Если быть точнее, серенада - это песня лирического содержания, раньше исполнялась в вечернее время перед домом возлюбленной. Сейчас мы проанализируем музыку «Серенады», обратите внимание на мелодию, темп, ритм и динамику в музыке.
Учащиеся анализируют музыкальное произведение с помощью раздаточного материала, содержащего план анализа. Звучит музыкальная композиция, на электронной доске – иллюстрация примера исполнения серенады.
Учащиеся: Это произведение поется высоким женским голосом сопрано. А второе, которое мы слышим, -инструментальный вариант той же «Серенады». Краски произведения меняются в зависимости от исполнения. Мелодия лирическая, поэтичная, спокойная, певучая. Ритм ровный, темп медленный, плавный. Динамика развивается преимущественно вокруг «piano».
Преподаватель:Все верно, запишите в свои тетради пожалуйста название и автора прозвучавшего произведения, отметив его музыкальные особенности.
Учащиеся делают записи в тетрадях.
Преподаватель: Кроме песен с лирическим содержанием, Шубертом написана песня-молитва. На текст молитвы «Аве, Мария», что в переводе означает «Радуйся, Мария», написано немало произведений и другими композиторами – И.С.Бах, Ш.Гуно, Д.Верди. Но именно Шуберт сделал эту молитву возвышенной, песенной и лиричной. Послушаем и проанализируем музыку по нашему плану.
Учащиеся анализируют музыкальное произведение с помощью раздаточного материала, содержащего план анализа. Звучит музыкальная композиция, на интерактивной доске – иллюстрация образа Марии.
Учащиеся: Это произведение звучит в исполнении детского хора, оно такое возвышенное, красивое, с нежной мелодией, в спокойном темпе, с плавным ритмом, тихой динамикой.
Преподаватель: Спасибо за ваши ответы. Вы правы. А теперь я предлагаю вам послушать еще 2 варианта исполнения этой песни-молитвы Шуберта – один из них исполняется исключительно мужскими голосами, а другой является современной обработкой песни. Постарайтесь придумать, какое именно исполнение песни «Аве,Мария» больше всего ей подходит.
Звучат музыкальные композиции. К современному варианту исполнения предлагается к просмотру видеоряд.
Учащиеся: Это очень необычно, слышать одну и ту же композицию в таких разных вариантах. Но мы думаем, все-таки, детский хор спел прекрасно. Музыка звучала «ангельски», и это больше подходит. Хотя и другие варианты довольно интересны.
Преподаватель: Хорошо, что музыка Шуберта так тронула вас. А теперь давайте запишем название песни-молитвы и ее краткую музыкальную характеристику в свои тетради.
Учащиеся делают записи в тетрадях.
Преподаватель: Следующая песня Шуберта известна по всему миру – это песня «В путь» из уже знакомого вам цикла «Прекрасная мельничиха». Это цикл о юном мельнике. Следуя течению ручья, он отправляется в путь искать свое счастье. Герой Шуберта переживает любовь и крушение надежд. В зависимости от настроения героя меняется характер движения ручья, а следовательно, и песен.
Прочитаем стихотворение немецкого поэта В. Мюллера, ставшее основой будущей песни Шуберта (читаем по несколько строчек каждый, стихотворение изображено на электронной доске).
А теперь послушаем разные варианты исполнения этой песни и проанализируем согласно нашему плану.
Звучат музыкальные композиции – классический вариант исполнения песни (немецкий язык), вариант с использованием элемента мелодекламации (русский язык), вариант современной обработки песни. На электронной доске представлен фоторяд соответствующей тематики.
Учащиеся: Это очень бодрая песня! Аккомпанемент такой своеобразный, движенье ощущается!
Преподаватель: Все верно, композитор использует особо точные музыкальные приемы, чтобы это передать слушателю. В данном случае, это активное движение «шестнадцатых» в подражание движению и журчанию ручья. Какие еще особенности можно отметить в песне?
Учащиеся: Мелодия активно развивается, она подвижна как и аккомпанемент «ручья». Темп средний, ритм отрывистый, динамика усиливается в зависимости от поэтического текста.
Преподаватель: Да, молодцы. Давайте запишем это в наши тетради.
Учащиеся делают записи в тетрадях.
Преподаватель: А теперь, на время, я предлагаю вам почувствовать себя исполнителями песни великого Шуберта! Посмотрите внимательно в ноты произведения, мы постараемся разучить эту песню.
На электронной доске учащиеся видят нотный и поэтический текст песни «В путь». Преподаватель подходит к фортепиано и начинает разучивание песни с учащимися.
Преподаватель: Настало время попробовать спеть под музыку.
Включается фонограмма песни «В путь». Юные «исполнители» выразительно поют и справляются с поставленной задачей.
Преподаватель: Молодцы! Вы практически подготовили концертный номер. На этой веселой ноте наш музыкальный урок подходит к завершению. Давайте проверим, все ли вы запомнили.
На электронной доске изображен небольшой тест с вопросами и «выплывающими» ответами по теме урока. Учащиеся справляются с ним.
Преподаватель: Вы отлично справились! Прошу вас дома повторить записи из тетрадей. До свидания!