Программа по учебному предмету по выбору «Музыкальный инструмент»

Нарышева Татьяна Георгиевна

        Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Вокальное исполнительство»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Вяземская детская школа искусств

им. А.С.Даргомыжского

        Дополнительная общеразвивающая программа

в области музыкального искусства

«Вокальное исполнительство»

Программа по учебному предмету по выбору

В.01.УП.01 «Музыкальный инструмент»

(Фортепиано)

 

Смоленская область, г.Вязьма

2015 г.

C:\Users\HP\Documents\Scanned Documents\программа2.jpg

 Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
  • Срок реализации учебного предмета
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий
  • Цели и задачи учебного предмета
  • Структура программы учебного предмета
  • Методы обучения
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
  1. Содержание учебного предмета
  • Учебно-тематический план
  • Годовые требования
  1. Требования к уровню подготовки учащихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание
  • Критерии оценки
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации преподавателям
  1. Списки учебной и методической литературы
  • Список рекомендуемой учебной литературы
  • Список рекомендуемой методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                      Характеристика учебного процесса, его место

                                 и роль в образовательном процессе

 Программа учебного предмета по выбору «Музыкальный инструмент» разработана на основе  «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от учащегося значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

 Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на трёхлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы  6-17 лет включительно.

В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования.   Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений, формируют коммуникативные навыки.

                                Срок реализации учебного предмета

           При реализации программы учебного предмета по выбору «Музыкальный инструмент» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год. 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета по выбору «Музыкальный инструмент» при 3-летнем сроке обучения составляет  262,5 часа.  Из них: 105 часов – аудиторные занятия, 157,5 часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1 - 3 классы – по 1 часу в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

  • 1-3 классы –  по 1,5 часа в неделю.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

16

19

16

19

16

19

105

Самостоятельная работа

24

28,5

24

28,5

24

28,5

157,5

Максимальная учебная нагрузка

40

47,5

40

47,5

40

47,5

262,5

Форма проведения учебных занятий

 Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

                                      Цели и задачи учебного предмета

 Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

                                    Задачи учебного предмета 

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
  • приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных   знаний, умений и навыков игры на фортепиано.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация программы учебного предмета по выбору «Музыкальный инструмент» обеспечивается:

  • доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
  • учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план.

Первый год обучения

Календарные сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во     часов

1 полугодие

Постановка исполнительского аппарата. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Простые пьесы песенного и танцевального характера.

16

2 полугодие

Развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.  Чтение нот с листа.  Игра в ансамбле с педагогом. Упражнения и этюды. Развитие навыка самостоятельной работы.

19

Второй год обучения

Календарные сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во     часов

1 полугодие

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Включение в репертуар полифонических произведений, крупной формы, произведений современных композиторов. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Знакомство с гаммами.  Чтение с листа. Игра в ансамбле.

16

2 полугодие

Работа над произведениями разных жанров. Работа над средствами музыкально-художественной выразительности. Знакомство с педалью и её назначением. Упражнения, этюды, гаммы. Подбор на слух. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

19

Третий год обучения.

Календарные сроки

Темы и содержание  занятий

Кол-во     часов

1 полугодие

Работа над пальцевой техникой, приёмами исполнения более сложных технических произведений. Работа над упражнениями, этюдами, гаммами Освоение навыков аккомпанемента. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

16

2 полугодие

Укрепление  навыков всех видов техники,  полифонического мышления и слышания, педализации. Работа над разнохарактерными произведениями русских, зарубежных и современных композиторов. Упражнения, этюды, гаммы. Подбор на слух, досочинение мелодий (ответного предложения). Чтение с листа. Игра в ансамбле. Воспитание самостоятельности и самоконтроля в работе. Подготовка к итоговой аттестация.

19

Годовые требования

Учебная программа по предмету по выбору «Музыкальный инструмент»  рассчитана на 3 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.  Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета по выбору «Музыкальный инструмент» соответствует направленности  общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию. Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей,  интересов учащихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Важна игра в ансамбле с учеником: ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, аккомпанементы.

Первый год обучения

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами  non  legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.  

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из сборников для первого года обучения игре на фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.

Промежуточная аттестация проводится в виде контрольного урока или зачета с оценкой или академического концерта.

Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений выставляются педагогом по триместрам (четвертям).

Примерные репертуарные списки

Пьесы полифонического склада

Антюфеев Б                 Русский напев

Айзикович М.              Песня идёт с востока

Беркович И.                 Канон  

Барток Б.                     Диалог, Разговор

Гедике А.                     Ригодон

Крутицкий М.              Зима

Моцарт Л.                    Менуэт, Бурре

Этюды

Беркович  И.       Маленькие  этюды

Гедике А.             Соч. 32.  40 мелодических этюдов, тетр.1 (по выбору)

Гнесина Е.                 Фортепианная азбука (по выбору)

                           Маленькие этюды для начинающих (по выбору)

                             Подготовительные  упражнения    по  различным  

                             видам  фортепианной  техники (по выбору)

Шитте Л.              Соч. 108. 25 маленьких  этюдов (по выбору)

Пьесы

Александров А.    Дождик  накрапывает, Когда я  был  маленьким,

                              По  долинам  и по  взгорьям, Просьба, Вальс

Беркович И.          Украинская  мелодия, Осень  в  лесу, Вальс, Сказка,  

                               Румынская  песня

Блок В.                  Колыбельная, Волынка  играет, Медведь  в  лесу

Благой Д.              Прогулка, Шутка

Брумберг В.          Кукла  сломалась

Виноградов Ю.     Рассказ  бабушки

Гедике А.              Соч. 6 20 маленьких пьес  для начинающих (по выбору)

Косенко В.            Вальс, Полька, Скерцино, Петрушка, Мелодия,

                              Дождик,  Мазурка, Сказка, Балетная  сцена

Руббах А.              Воробей, Вальс

Слонов  Ю.           Шутливая  песенка, Рассказ, Разговор с  куклой,

                               Сказочка,  Кукушка, Колыбельная, Скерцино,

                               Светланина  полька,   Утренняя  прогулка

Фрид Г.                  Ночью  в  лесу, Мишка, Веселый  скрипач

Филипп И.              Колыбельная

Штейбельт Д.         Адажио

Рекомендуемый ансамблевый репертуар

Варламов А.               На заре ты ее не буди

Иорданский И.            Песенка про чибиса

Майкапар С.                Первые шаги (по выбору)

Прокофьев  С.             Болтунья

Римский-Корсаков Н.  Во саду ли, в огороде

Сорокин К.                  Народная песня

Примеры переводных программ

Вариант 1

Слонов Ю.                    Полька

Польская народная       Висла

песня  

Вариант 2

Руббах А.           Воробей

Гнесина Е.          Этюд  До мажор

Вариант 3

Гедике А.            Заинька

Гнесина  Е.         Сказочка

Примеры переводных программ высокого уровня  сложности

Вариант 1

Штейбельт  Д.    Адажио

Беркович И.        Канон

Вариант 2

Майкапар С.       В садике

Моцарт В.           Менуэт

Второй год обучения

Во 2 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения.

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Включение в репертуар полифонических произведений, крупной формы. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Знакомство с гаммами. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Промежуточная аттестация проводится в виде контрольного урока или зачета с оценкой или академического концерта.

Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений выставляются педагогом по триместрам (четвертям).

За год учащийся изучает:

3 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2-3 произведения полифонического склада,

1-2 ансамбля,

гаммы (по выбору) – каждой рукой отдельно в 2 октавы, аккорды, арпеджио каждой рукой отдельно в 2 октавы.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада 

Арман Ж.                 Пьеса ля минор

Аглинцова Е.        Русская песня

Арнэ Т.                 Полифонический эскиз

Бах Ф.Э.                Маленькая фантазия                        

Бах  И. С.           12 пьес из нотной тетради А. М. Бах (по выбору)

Бём Г.                Менуэт

Гедике А.                Ригодон, Фугетты (по выбору)

Гендель Г.Ф        Ария, Менуэт ре минор

Моцарт Л.                Волынка, Бурре,  Менуэт, Сарабанда Ре мажор, Менуэты  

                            Ре  мажор, ре минор

Пёрселл Г.                Сарабанда, Ария

Сен-Люк Ж.        Бурре

Щуровский Ю.   Степная песня

Этюды

Бертини А.                Этюды

Беркович  И.       Маленькие этюды (по выбору)

Гедике А.                40 мелодических этюдов соч. 32 (по выбору)

                          Соч. 58 Этюды (по выбору)

Гнесина Е.                Фортепианная азбука (по выбору)

Гурлит М.                  Этюды

Лешгорн А.        Соч. 65 Этюды (по выбору)

Лемуан А.                Этюды соч.37 (по выбору)

Черни К.-Гермер Г. Избранные этюды 1 часть (по выбору)

Шитте Л.                Соч. 108 Этюды (по выбору)

                     Соч. 160 Этюды (по выбору)

Крупная форма

Беркович И.        Вариации на русскую народную песню

Бетховен  Л.        Сонатина Соль  мажор

Беркович И.        Сонатина До мажор

Диабелли А.        Сонатина Соль  мажор

Кулау Ф.                Сонатина До мажор

Клементи Л.        Сонатина До мажор

Моцарт В.                Сонатина До мажор

Пьесы

Александров Ан.         Когда я был маленьким

Александров А.        Новогодняя полька

Беркович И.        Сказка, Осенью в лесу

Волков В.                По волнам, Вечер

Гайдн Й.                Анданте

Гедике А.                Русская песня

                            Соч. 36 Пьесы (по выбору)

Гречанинов         А.        На лужайке, Вальс, В разлуке

Григ        Э.                Вальс ми минор

Дварионас        Б.        Прелюдия

Курочкин В.       Вальс

Любарский Н.     Курочка

Моцарт В.А.        14 пьес (по выбору)

Майкапар С.       Утром, Гавот, Песенка, Пастушок, В садике

Свиридов Г.        Ласковая просьба

Сигмейстер         Э.        Блюз

Тюрк         Д.                Песенка

Чайковский П.        Детский альбом (по выбору)

Шуман Р.                Альбом для юношества (по выбору)

Шостакович  Д.  Танцы кукол, Шарманка, Танец, Марш

Ансамбли в 4 руки 

Бетховен Л.                 Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Бизе Ж.                        Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Витлин В.                     Детская песенка

Векерлен Ж.                 Пастораль

Градески Э.                  Мороженое,  пер.О. Геталовой

Глинка М.                        Хор «Славься»

Металлиди         Ж.                Дом с колокольчиком (по выбору)

Моцарт В.                          Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

Шаинский        В.                Пусть бегут неуклюже

Шмитц М.                       Оранжевые буги,  пер.О. Геталовой

Примеры переводных программ

Вариант 1

Любарский Н.              Курочка

Гайдн Й.                        Анданте

Вариант 2

Моцарт Л.                  Менуэт

Украинская народная песня  Обр. Н. Бачинской

Вариант 3

Гречанинов А.            В разлуке

Тюрк Д.                       Песенка

Примеры переводных программ высокого уровня сложности

Вариант 1

Чешская народная песня «Аннушка» Обр. В. Ребикова

Чайковский П. Старинная французская песенка

Вариант 2

Гречанинов А.     Моя лошадка

Дварионас  Б.      Прелюдия

Третий год обучения

Расширение образного строя исполняемого репертуара. Укрепление  навыков всех видов техники,  полифонического мышления и слышания, педализации. Освоение навыков аккомпанемента. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Промежуточная аттестация проводится в виде контрольного урока или зачета с оценкой или академического концерта.

Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений  выставляются педагогом по триместрам (четвертям).

За год учащийся должен освоить:

3 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

1 полифоническое произведение,

1 произведение крупной формы.

1-2 ансамбля,

1-2 аккомпанемента

гаммы (по выбору) -  двумя руками в 2 октавы, аккорды, арпеджио двумя руками, хроматическая гамма двумя руками.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Арман  Ж.                    Фугетта

Бах И. С.                          Маленькие прелюдии и фуги (по выбору)                

Бах  И. С.                     12 пьес из нотной тетради А. М. Бах (по выбору)

Бём  Г.                               Менуэт

Гендель  Г.                   Менуэты (по выбору) Две сарабанды

Караев К.                         Грустный рассказ

Корелли  А.                Сарабанда

Кирнбергер  И.            Сарабанда

Ляпунов  С.                Пьеса

Муффат  Г.                   Сицилиана

Нееф  К.                        Менуэт

Рамо  Ф.                 Менуэт в форме рондо

Тюрк  Д.                       Маленький балет

Щуровский Ю.                Канон

Этюды

Бертини А.                Этюды

Гедике А.                40 мелодических этюдов соч. 32 (по выбору)

                             Соч. 47. Этюды (по выбору)

                          Соч. 58. Этюды (по выбору)                 

Лешгорн А.        Соч. 65 Этюды (по выбору)

Лемуан А.                Этюды соч.37 (по выбору)

Черни К.-Гермер Г. Избранные этюды 1, 2 ч. (по выбору)

Шитте Л.                Соч. 108 Этюды (по выбору)

                     Соч. 160 Этюды (по выбору)

Крупная форма

Беркович  И.               Сонатина До мажор

Гедике  А.                          Соч. 46. Тема с вариациями

Глиэр  Р.                       Соч. 43. Рондо

Диабелли А.                Соч. 151.  Сонатина № 1: Рондо

Клементи  М.                Соч. 36. Сонатина № 1 До мажор  (чч.2,3)

Моцарт В.                          Сонатина № 4 Си-бемоль мажор (ч.1)

                                 Сонатина № 5 Фа мажор: Полонез

Сорокин К.                   Детская сонатина № 1 Ре мажор, Тема с вариациями ля минор

Чимароза  Д.              Сонатина ре минор, Сонатина ля минор

Пьесы

Барток Б.                   Избранные детские  пьесы  (по  выбору)

Беркович И.              12 пьес для фортепиано (по выбору)

Гедике А.                Соч. 6 20 маленьких пьес  для начинающих (по выбору)

Гладковский В. А.     Маленькая  танцовщица

Гнесина Е.               С  прыгалкой,  Проглянуло  солнышко, Верхом  на

                                   палочке, Марш

Гречанинов А.         Сломанная  игрушка, Восточный  напев, Грустная  

                                  песенка, Папа  и  мама, Нянюшкина сказка, Облака  

                                  плывут, За  работой, Русская пляска, На лужайке,  

                                  Вальс

Гуммель  И.             Соч. 42  6  легких  пьес  (по  выбору)

Дварионас  Б.          Вальс, Мельница

Косенко В.               Вальс, Полька, Скерцино, Петрушка, Мелодия,

                                 Дождик, Мазурка, Сказка, Балетная  сцена

Майкапар С.            Бирюльки (по выбору)

Прокофьев С.          Сказочка, Прогулка, Шествие  кузнечиков

Ребиков В.               Восточный  танец, Музыкальная  табакерка,

                                  Грустная  песенка

Селиванов В.            Шуточка

Сигмейстер Э.           Уличные игры, Солнечный  день, Мелодии  

                                   на  банджо,  Американская  народная  песня, Еж,

                                   Веселый  клоун, Новый Лондон, Шотландский  

                                   народный  танец

Хачатурян А.            Андантино

Чайковский  П.          Детский альбом (по выбору)

Шостакович  Д.         Шарманка, Гавот, Танец, Лирический  вальс,

                                  Заводная  кукла, Танцы кукол, Шарманка, Танец

Шуман Р.                      Альбом для юношества (по выбору)

Эйгес К.                      Сумерки, Маленький  романс, Русская  песня, В  лесу

Ансамбли в 4 руки

Беркович  И.          Соч. 30. Фортепианные ансамбли  (по выбору )

Глинка  М.                    Песня Вани из оперы  «Иван Сусанин»

Гречанинов А.        Весенним утром

Серов  А.                    Варяжская баллада

Чайковский П.   Детский альбом. Лёгкие переложения в 4 руки (по выбору)

Шуман Р.                Детские сцены в 4 руки ор. 15 (по выбору)

Аккомпанемент

Гладков Г.                    Песенка Львёнка и Черепахи

Крылатов Е.                 До чего дошёл прогресс

Крылатов Е.                 Колыбельная медведицы

Русские народные песни:   Вот мчится тройка почтовая, Однозвучно  

                                      гремит   колокольчик, Среди долины ровныя

Савельев Б.                   Если добрый ты

Шаинский  В.                Песенка Чебурашки

Шаинский  В.                Чунга-чанга

Примеры итоговых программ

Вариант 1

Гречанинов А.         Колыбельная

Гаврилин  В.             Каприччио

Вариант 2

Великодворская Т.  Колыбельная

Гайдн Й.                    Менуэт

Вариант 3

Косенко В.                 Полька

Шостакович Д.         Шарманка

Примеры итоговых программ высокого уровня сложности

Вариант 1

Симонова Т.       Петушки

Дварионас  Б.     Вальс

Вариант 2

Шуман Р.          Охотничья песенка

Григ Э.               Вальс

        III.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

  Результатом освоения программы по учебному предмету по выбору «Музыкальный инструмент»  является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;
  • знаний основ музыкальной грамоты;
  • знаний основных средств выразительности, используемых в  музыкальном искусстве;
  • знаний  наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • навыков публичных выступлений;
  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.
  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

 Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету по выбору «Музыкальный инструмент»  являются:

  • текущий контроль успеваемости учащихся,
  • промежуточная аттестация,
  • итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета  и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,  отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

  • отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
  • качество выполнения домашних заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся оценки по триместрам (четвертям).

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на триместровую (четвертную), годовую и итоговую оценки.

Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету по выбору «Музыкальный инструмент» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося  позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего  общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2 («неудовлетворительно»)

слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  УЧЕБНОГО   ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на  обучение по предпрофессиональной программе,  продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.  

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее  учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:              

  • разработка педагогом заданий различной трудности  и объема;
  • разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
  • вариативность темпа освоения учебного материала;
  • индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и  ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.  

 Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. СПИСКИ  УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список  рекомендуемой учебной литературы

  • Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного  и 1 классов /сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. – М., Композитор, 2003
  • Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. – М.: Музыка, 2006
  • Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. – М.: Музыка, 2012
  • Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И. А. Браудо. – СПб.: Композитор, 2000
  • Ветлугина        Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 2007
  • Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но. 1кл.,2 кл., 3 кл., 4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособия, сост. С. А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  • Геталова О.,  Визная И.  В музыку с радостью. – СПб.: Композитор, 2005
  • Гедике А.        40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32. – М.: Музыка, 2000
  • Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
  • За роялем всей семьёй. Популярные произведения в переложении для фортепиано в 4 руки / сост. Андреева Н., Индейцева Л. – Спб.: Композитор, 2006
  • Иду, гляжу по сторонам  ансамбли в 4 руки. – Спб.: Композитор,2005
  • Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие. – Спб.: Союз художников, 2008
  • Лемуан А.        Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. – М.: Музыка, 2010
  • Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17. – М.: Кифара, 2000
  • Лещинская И. Малыш за роялем. – М.: Кифара, 2000
  • Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, 66. – М.: Кифара 2001
  • Металлиди Ж.  Дом с колокольчиком. – СПб.: Композитор, 2004
  • Милич Б.        Фортепиано 1 кл., 2 кл., 3кл. – М.: Кифара, 2006
  • Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие / сост. Барахтин Ю.В. – Новосибирск: Окарина, 2008
  • Музыкальная коллекция 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но. Учебно-метод. пособие / сост. Гавриш О. Ю., Барсукова С. А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
  • Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие / сост. Н. Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  • Музыкальная копилка. Пособие для развития навыков игры по слуху и транспонирования а также детский песенник / сост. Беленькая М., Ильинская С. – Спб.: Союз художников, 2005
  • Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. /Первые шаги. /Этюды. /Полифонические произведения. /Сонатины, рондо и вариации. – Спб.: Композитор, 2008
  • Симонова Т. Звери и птички с нотной странички. Пособие для начинающих пианистов. – Смоленск, 2005
  • Симонова Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающих пианистов. – Спб.: Композитор, 2002
  • Фортепианные циклы для ДМШ. – Спб.: Композитор, 2001
  • Фортепианные дуэты  / сост. Ж. Антонян.  – М., 2005
  • Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. – Спб., 2004
  • Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка, 2006
  • Чайковский П. Лёгкие переложения в 4 руки.  – М., 2002
  • Черни К. – Гермер Г. Этюды. 1,2 тетр. – М., 2004
  • Шитте Л. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160.  – М., 2000
  • Шуман Р. Детские сцены в 4 руки ор.15.  – М., 2002
  • Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А. Николаев, В. Натансон. – М.: Музыка, 2011
  • Юному музыканту-пианисту, 1, 2, 3, 4 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие/сост. Г. Цыганова, И. Королькова. Ростов- н/Д: Феникс, 2008

Список рекомендуемой  методической  литературы

  • Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. – М., Классика-XXI, 2004
  • Григорьев В. Исполнитель и эстрада. – М., Классика-XXI, 2006
  • Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре. – М., 2007
  • Корто А. О фортепианном искусстве. – М., 2000
  • Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика-XXI, 2004
  • Коган Г. У врат мастерства. – М.: Классика-XXI, 2004
  • Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Классика-XXI, 2003
  • Маккиннон Л. Игра наизусть. – М.: Классика-XXI, 2006
  • Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2002
  • Метнер Н.  Повседневная работа пианиста и композитора. – М.: Музыка, 2011
  • Петрушин В. Музыкальная психология. – М.: Эльга, 2008
  • Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М., 2004