Сценарий проведения концерта - беседы "Людвиг ван Бетховен - 250 лет со дня рождения"

Концерт - беседа посвящен 250-летнему юбилею со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена, творчество которого стало вершиной расцвета классической музыки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_bethoven.docx89.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Елизовская детская музыкальная школа"

(МБУ ДО ЕДМШ)

Сценарий

проведения концерта – беседы

«Людвиг ван Бетховен – 250 лет со дня рождения»

 

muz_20-1000x1000.jpg

Место проведения:

МБУ ДО ЕДМШ

Дата и время проведения:

23 января 2020 года

в 17-00 часов

Составитель и ведущая концерта: Наталья Ивановна Шевцова


Сценарий

проведения концерта – беседы

«Людвиг ван Бетховен – 250 лет со дня рождения»

        Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, их родители, преподаватели, все любители музыки! Сегодняшняя встреча посвящена 250-летнему юбилею со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена, творчество которого стало вершиной расцвета классической музыки.

        И начнем мы со стихотворения Николая Заболоцкого, которое так и называется – «Бетховен».

                        В тот самый день, когда твои созвучья

                        Преодолели сложный мир труда,

                        Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,

                        Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

                И, яростным охвачен вдохновеньем,

                В оркестрах гроз и трепете громов

                Поднялся ты по облачным ступеням

                И прикоснулся к музыке миров.

                        Дубравой труб и озером мелодий

                        Ты превозмог нестройный ураган,

                        И крикнул ты в лицо самой природе,

                        Свой львиный лик просунув сквозь орган.

                И сквозь покой пространства мирового

                До самых звезд прошел 9 вал…

                Откройся, мысль! Стать музыкою слово,

                Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал.

        Давайте в этот день вспомним некоторые страницы жизненного пути Людвига ван Бетховена.

        Родился Людвиг ван Бетховен в 1770 году в небольшом немецком городе Бонне.

        Родные Людвига обладали музыкальными способностями и служили в придворной капелле князя, наместника Бонна. Его дед играл на скрипке и пел в хоре. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен.

        Музыкальный талант мальчика проявился очень рано, и его отец, которому не давала покоя мысль о славе чудо-ребенка Моцарта, начал сам его учить играть на клавесине.

        А цель у отца была одна – поскорее заставить мальчика зарабатывать деньги на семью. Неумелый педагог и нечуткий музыкант, отец нагружал маленького сына изнурительными занятиями по 7-8 часов в день.

        Но самым мучительным для ребенка было требование отца, чтобы маленький музыкант играл по вечерам и ночам перед подвыпившими гостями. Увещевания перепуганной госпожи Бетховен, не знавшей, как ей уговорить мужа оставить сына в покое, в таких случаях не действовали.

        Когда мальчику исполнилось восемь лет, он выступил в городе Кёльне со своим первым концертом.

        Вскоре, измученная лишениями и невзгодами, тяжело заболела горячо любимая мать Людвига, и он вынужден был оставить общеобразовательную школу и пойти работать органистом в придворную капеллу.

        Но и в это трудное для Бетховена время, фортуна улыбнулась ему и подарила встречу с Готлибом Нефе. Это был прекрасный педагог, композитор, органист. Тот сразу распознал в мальчике замечательного музыканта, обладающего редким самобытным талантом.

        Прозорливый Нефе познакомил Бетховена с лучшими произведениями немецких и австрийских композиторов – Иоганна Себастьяна Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта.  Эти занятия оставили неизгладимый след в душе будущего великого композитора.

        Судьба тут же позвала Людвига в Вену – этого центра музыкальной культуры того времени, где он мечтал о встрече с божественным Моцартом. И эта встреча состоялась.

        Бетховен блестяще исполнил свои произведения, много импровизировал.

        Моцарт был поражен смелостью творческой фантазии юноши и необычайно бурной и темпераментной манерой исполнения.

        Восторженный отзыв Моцарта об этом событии стал крылатой фразой в истории музыкального искусства: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!»

        А дальше – новый поворот в судьбе. У Бетховена умирает мать и ему пришлось взять на себя заботу о двух маленьких братьях.

        В этот трудный период у него формируются взгляды на жизнь, чему в немалой степени способствовало посещение им, правда, очень недолго, занятий на философском факультете Боннского университета.

        В 1789 году во Франции свершилась Великая революция, что произвело огромное впечатление на Бетховена и оставило в его душе неизгладимый след. Революционная героика, с ее идеями свободы, равенства, братства, справедливости, красной нитью проходит через значительную часть творчества композитора.

        В родном городе Бонне Бетховену вскоре становится тесно. Встреча с Гайдном, проезжавшим через Бонн, подтолкнула его принять решение ехать в Вену.

        В 1792 году (Бетховену тогда было 22 года) Бетховен приехал в столицу Австрии с тем, чтобы остаться здесь до конца своей жизни.

        Вскоре о молодом музыканте заговорила вся Вена. Он же тогда забросил клавесин с его звонким, но быстро затухавшим звуком, и стал играть на новом еще тогда инструменте – фортепиано, способном издавать громкие и певучие звуки. Молодой виртуоз покорил слушателей, намного превзойдя всех современных ему пианистов. И произведения Бетховена того времени («Патетическая», «Лунная» соната, «Героическая» симфония) выражали какие-то новые чувства, порою остававшиеся еще непонятными, но глубоко потрясающие слушателей.

        Внешний облик Бетховена был столь же оригинальным, как и его творчество.

        Без парика, с гривой густых черных волос, он, по понятиям того времени, одевался слишком небрежно и просто.

        Нередко Бетховен позволял себе резкости в отношении богатых и знатных вельмож, так как не переносил их высокомерия или снисхождения к искусству. И его слова: «Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один», – тому подтверждение.

        Трагедией жизни Бетховена являлась его глухота. Тяжелая болезнь, первые признаки которой проявились в то время, когда композитору было 26 лет, заставила сторониться друзей, сделала замкнутым и нелюдимым. Он даже хотел расстаться с жизнью, но от самоубийства его спасла любовь к музыке, сознание того, что он может своими произведениями подарить радость людям.

        Вся сила характера и воли Бетховена отражена в его знаменитых словах: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила».

        В последующее десятилетие талант Бетховена достиг вершины своего расцвета.

        Это увертюры «Эгмонт», «Кориолан», «Аппассионата», «Крейцерова соната», опера «Фиделио» и многое другое.

        Имя Бетховена становится известным во всем мире. К нему приходят слава и уважение.

        Но все когда-нибудь заканчивается: счастье и успех сменились неудачами и огорчениями. Прошение Бетховена о постоянной работе при оперном театре осталось без ответа.

        Материальные затруднения с годами становились все ощутимее. Со временем глухота у композитора усилилась, что сделало его еще более замкнутым и одиноким. Он перестал выступать с сольными концертами, все реже и реже бывал в обществе. Чтобы облегчить себе общение с людьми, Бетховен стал пользоваться слуховыми трубками, которые ему помогали воспринимать и музыку.

        За годы, последовавшие за бурным подъемом, композитор написал значительно меньше произведений.

        Но венцом всего его творчества стала грандиозная 9 симфония, которую Бетховен создал незадолго до смерти.

        В ней звучит текст оды Шиллера «К радости», в дополнение к оркестру композитор ввел певцов-солистов и хор. Прекрасная музыка финала симфонии, напоминающая гимн, призывает всех людей к объединению, счастью и радости.

        Бетховен скончался ночью, в марте 1827 года. Похороны гениального музыканта превратились в грандиозное шествие: в последний путь его провожала двадцатитысячная толпа поклонников. Могила Бетховена находится на кладбище в Вене, а дом в Бонне, где он родился, сейчас является музеем.

После слов ведущего звучит отрывок из финала 9 симфонии.

        Ведущий. А теперь, давайте попытаемся представить себе живого Бетховена.

        Современники усердно пытались уловить его образ.

        Но кому из современников удалось прочесть его лик?

        Чей взор отважился проникнуть в тайные глубины и горные выси этой великой души?

        Кто из них нашел в себе силы разделись его ужасные страдания?

        Кто смог утешить нестерпимую боль его сердца?

        Никто до конца.

        Неужто гениальность – тяжкий крест, несомый гением к своей Голгофе? И горечь одиночества – плата за свободу творческой души?

        Мы бежим от таких мыслей, нам неуютно от них.

        Куда легче принимать Бетховена как абстрактное бесплотное имя. И это, омытое кровью живого сердца творчество, считать столь привычно существующим, почти обыденным. Достаточно нажать кнопку аппаратуры. Но постойте…

        В мелькании этих портретов, этих почти несхожих лиц, вдруг, где-то между картинками – мелькнет такое, от чего стынет сердце и прерывается дыхание… Вот, вот его лицо!

        Соединение противоречий. Следы мучительной борьбы: грубость и нежность, непреклонность и незащищенность, страдания и восторги, отчаяние и надежда, гнев и смирение, презрение и гордость… и любовь, великая Любовь к человеку, к Земле, к жизни; и – вера, вера в конечное торжество разумного, справедливого, духовного, вера в лучшее предназначение человека, вера в нас.

        Эта, исполненная мучительной внутренней диалектики жизнь и трагическая красота победы страждущего, но никогда не смятенного, никогда не слабого духа над ничтожностью и тщетой «презренной жизни» будет вечно будить человеческие сердца, возжигая перед ними зарю духовности, вселяя в них подлинный порыв к свободе.

        Живой Бетховен – навеки в его музыке!

        Земная жизнь его духа не знает пределов.

        Пламя бетховенского творчества по-новому озаряет каждую эпоху. И каждая эпоха заново учится слушать Бетховена. Должны учиться и мы.

        Ведущий.

        И сегодня, учащиеся, и преподаватели Елизовской детской музыкальной школы подготовили для вас небольшой концерт из произведений Людвига ван Бетховена.

        Мы не можем, к сожалению, представить вашему вниманию многие истинные шедевры Бетховенского творчества, но та музыка, которая сегодня прозвучит, думается, даст возможность окунуться в этот чудесный мир великого композитора и доставит радость слушателям.

        И начнем мы с танцевальной музыки. В репертуаре учащихся ДМШ танцы Бетховена встречаются довольно часто. Это лендлеры, менуэты, контрдансы, полонезы, экоссезы, вальсы, просто немецкие танцы. В них привлекает изысканность и изящество, совершенство формы, красивые, легко запоминающиеся мелодии. И сейчас прозвучит экоссез.

        Это шотландский народный танец. Исполнялся в быстром темпе в двухдольном метре. В 18 и начале 19 века был распространен как бальный танец.

        На сцену приглашаем Юрия Борисовича Кравченко, аккомпанировать ему будет учащаяся 7 класса Катя Жилан, класс преподавателя Т.А. Шумицкой.

        Звучит: 1. Бетховен «Экоссез».

        Ведущий. У Бетховена много и вокальной музыки. Это сольные и ансамблевые произведения на стихи различных авторов. Большое внимание композитор уделял обработкам народных песен: шотландских, ирландских, немецких австрийских, швейцарских, итальянских, тирольских, испанских, датских, шведских, польских, венгерских, украинских и даже русских.

        Следующий номер нашей программы – трогательная, обворожительная и очень знаменитая песня «Сурок». 

        Ее исполнит Ирина Владимировна Иотова, а аккомпанирует ей Степан Андреевич Кузнецов.

        Встречаем! (показать аплодисменты).

        Звучит: 2. Бетховен «Сурок».

        Ведущий. 26 багателей в творческом наследии Бетховена. Это небольшие пьесы для фортепиано, технически несложные и простые по содержанию. А переводится «Багатель» по-французски baqatelle – «безделица».

Исполнит ученица 5 класса – Вера Резанова, класс преподавателя Т.А.Шумицкой.

        Звучит: 3. Бетховен «Багатель»

        Ведущий. И вновь танцевальная музыка.

        «Немецкий танец» исполняет Марина Петровна Селезнева, аккомпанирует Ирина Владимировна Иотова.

        Звучит: 4. Бетховен «Немецкий танец».

        Ведущий. Сколько нежной любви и сострадания ко всему живому в песне «Малиновка» на стихи Г.Бюргера. Образно и выразительно передан здесь хрупкий и беззащитный мир природы.

        Песню «Малиновка» исполнит Ирина Владимировна Иотова, аккомпанемент – Степан Андреевич Кузнецов.

        Встречаем (показать аплодисменты).

        Звучит: 5. Бетховен «Малиновка».

        Ведущий. Контрданс – английский народный танец. Название происходит от английских слов country dance – сельский танец. В 18 и начале 19 века контрданс был распространен во многих странах как бальный танец. Состоял из чередования различных танцевальных фигур.

        «Контрданс» исполнит Степан Андреевич Кузнецов, аккомпанирует Ирина Владимировна Иотова.

        Звучит: 6. Бетховен «Контрданс».

        Ведущий. Бетховен был гениальным пианистом – виртуозом. Поэтому область фортепианной музыки была для него родной стихией. Если в симфониях он воплощал свои монументальные замыслы, то фортепианная музыка была своеобразным дневником, в который он записывал непосредственные высказывания, жизненные наблюдения.

        Фортепианные сонаты Бетховена можно назвать маленькими симфониями. В них тот же порыв, та же революционная страсть, тот же призыв к борьбе. У композитора 32 сонаты. Среди них такие широко известные, как «Лунная», «Аппассионата», «Аврора», «Патетическая».

        Сейчас прозвучит 1 часть «Патетической сонаты». Слово «пафос» означает приподнято, возвышенно. Это настроение ярко проявляется особенно в 1 части.

        На сцену приглашается Марина Васильевна Казачек.

        Бетховен «Патетическая» соната. 1 часть.

        Аплодисменты, пожалуйста! (показать аплодисменты).

        Звучит: 7. Бетховен «Патетическая» соната 1 часть, экспозиция.

        Ведущий. Кто же не знает популярнейшую пьесу для фортепиано «К Элизе»?

        Её исполнит Ирина Владимировна Иотова.

        Встречаем! (показать аплодисменты). 

        Звучит: 8. Бетховен «К Элизе»

        Ведущий. Следующий номер нашей программы – рондо-каприччио с интересным названием – «Ярость по поводу утерянного гроша», которое невольно вызывает улыбку, и даже смех.

        А, собственно, «каприччио» – это инструментальная пьеса причудливого характера с яркой сменой образов и настроений. И юмор нам не помешает! Давайте окунемся в эту феерическую и зажигательную пьесу гениального Бетховена.

        На сцене – Максим Ширшов – учащийся 8 класса, преподаватель                 О.Ф. Спирина.

        Звучит: 9. Бетховен. Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша».

        Ведущий. И завершает нашу программу выступление инструментального ансамбля преподавателей Елизовской ДМШ «Браво»,

в составе: Ю.Б.Кравченко – виолончель,

               М.П.Селезнева – скрипка,

               С.А.Кузнецов – флейта,

        и     И.В. Иотова – фортепиано.

        Руководитель ансамбля «Браво» – Ирина Владимировна Иотова.

        Встречаем! (показать аплодисменты).

Прозвучат 2 произведения – «Менуэт соль мажор» и «Турецкий марш» из цикла «Афинские развалины».

        Звучит: 10,11. Бетховен «Менуэт соль мажор», «Турецкий марш» из цикла «Афинские развалины».

        Ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча, посвященная 250-летнему юбилею со дня рождения Людвига ван Бетховена, композитора, внесшего огромный вклад в мировую музыкальную культуру.

        Его музыка не увядает и в наши дни.

        Она по-прежнему приносит радость людям и будут жить в веках.

        Слишком много ценного  он успел сказать человечеству за свою не очень долгую жизнь. Бессмертие Бетховена в его вечно прекрасной музыке!