Диагностика музыкальных способностей детей подготовительной группы по сольфеджио
Методическая разработка «Диагностика музыкальных способностей детей подготовительной группы по сольфеджио» посвящена практике проведения экзаменационных испытаний после обучения детей в подготовительной группе и включает в себя раздел, посвящённый характеристике музыкальных способностей, раздел, позволяющий определить степень общего развития и степень музыкального развития.
В представленном материале содержаться рекомендации и пояснения, примеры заданий, критерии оценки, а также образец диагностической карты музыкальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_muzykalnyh_sposobnostey_detey_podgotovitelnoy_gruppy_po_solfedzhio.docx | 131.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Диагностика музыкальных способностей детей подготовительной группы по сольфеджио
Методическая разработка
Лопацкая Наталья Николаевна,
Старова Лариса Ивановна,
преподаватели теоретических
дисциплин
МБУДО «Детская школа искусств №3»
г. Сургут
Оглавление
- Аннотация………………………………………………………… 3
- Введение…………………………………………………………... 3
- Основная часть…………………………………………………… 5
- Заключение...……………………………………………………… 12
- Список литературы……………………………………………… 12
- Приложение………………………………………………………… 14
- Аннотация
Методическая разработка «Диагностика музыкальных способностей детей подготовительной группы по сольфеджио» посвящена практике проведения экзаменационных испытаний после обучения детей в подготовительной группе и включает в себя раздел, посвящённый характеристике музыкальных способностей, раздел, позволяющий определить степень общего развития и степень музыкального развития.
В представленном материале содержаться рекомендации и пояснения, примеры заданий, критерии оценки, а также образец диагностической карты музыкальных способностей.
2.Введение
Целесообразность методической разработки «Диагностика музыкальных способностей детей подготовительной группы по сольфеджио» обусловлена тем, что в июне 2011 г. был принят Федеральный закон №145 – Ф3 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании», в связи с этим школы искусств получили новый статус учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Изменения были внесены и в «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей». Детские школы искусств признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства. В связи с этими изменениями школы искусств получили право конкурсного отбора детей. На обучение принимаются дети с соответствующими музыкальными способностями. Это касается не только вновь поступающих детей, но и тех, кто прошёл обучение в подготовительной группе. В связи с этими изменениями возникла проблема: как отследить динамику развития детей, уровень усвоения ими программного содержания после обучения в подготовительной группе. Именно поэтому появилась идея разработки диагностического инструментария.
Цель методической разработки – представить систему работы по диагностике музыкальных способностей детей подготовительной группы (Сольфеджио)» в рамках проведения экзаменационных испытаний.
Задачи методической разработки:
1.Познакомить с одной из форм проведения экзамена в подготовительной группе (Сольфеджио).
2. Описать практические задания, критерии оценки.
3.Представить авторские способы исследования компонентов музыкальности.
Личный методический вклад представлен в методической разработке практическими диагностическими заданиями с приложением диагностической карты музыкальных способностей, критериями оценок.
В методической разработке показаны возможности использования в учебном процессе современных методов диагностики, позволяющие оперативно оценивать динамику подготовленности детей 6-7 лет, а также оценивать эффективность образовательной работы по дошкольнику-выпускнику.
Область применения методической разработки: образовательный процесс в детской школе искусств. Описанные формы работы, приёмы можно также успешно использовать в различных сочетаниях при организации работы с детьми в учреждениях дошкольного образования.
Методическая разработка может быть интересна и полезна преподавателям, ведущим подготовительное отделение в детских школах искусств.
В методической разработке представлены задания к следующим разделам: чувство метроритма, чувство звуковысотности, гармоническое чувство, эмоциональная общительность, эмоциональная отзывчивость, эмоционально-выразительная мимика. Система диагностики разработана для экзаменационных испытаний детей 6-7 лет
Главная цель диагностирования – получение информации о реальном состоянии и тенденциях изменения музыкальных способностей детей.
Основные задачи диагностирования:
- развитие в каждом ребёнке заинтересованности, восприимчивости, творческой активности;
- способствование проявлению музыкальных способностей детей через выполнение разных заданий;
- получение достоверной информации об особенностях индивидуального развития детей, выявить уровень усвоения ими знаний и умений;
- коррекция деятельности преподавателя в области обучения.
Методическая разработка состоит из следующих разделов:
- Аннотация.
- Введение, в котором изложены цели, задачи, обоснование работы.
- Основная часть, где описываются методы, формы проведения экзаменационных испытаний.
- Заключение.
- Список литературы.
- Приложения.
3. Основная часть
3.1 Общее описание способностей
Данная технология экзаменационных испытаний разработана для детей 6-7 лет и содержит задания, учитывающие особенности и возможности детей данного возрастного периода.
В подготовительной группе происходит выявление и развитие способностей ребёнка, подготовка к обучению в школе.
Способности – индивидуально-личностные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к умениям, знаниям, и навыкам; они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности. Высокий и наивысший уровни развития способностей выражаются понятиями одарённости, таланта и гениальности.
Музыкальные способности – совокупность психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности. Любые способности, в том числе музыкальные, опираются на задатки, под которыми понимаются врождённые анатомо-физиологические и нейрофизиологические особенности человека, задаваемые наследственностью. Способности представляют собой задатки в развитии. Наиболее легко поддаются диагностике анатомо-физиологические задатки. В музыкальной деятельности это строение голосового аппарата для певцов, особенности дыхательного аппарата и лицевых мышц для духовиков, строение рук для пианистов и струнников. Гораздо сложнее определить границы нейрофизиологических задатков, представляющих собой невидимые структуры мозга. Известно, что в высокой степени поддаются развитию слуховые задатки, музыкально-ритмические и координационные развиваются гораздо труднее.
Отдельные музыкальные способности у каждого человека находятся в неповторимом сочетании. Г.Г.Нейгауз говорил: «В действительности все ступени и градации между бездарностью и гением заполнены, и как заполнены! С сотнями и тысячами вариантов и уклонений в ту или иную сторону, в зависимости от личных свойств имярека» [5, С.20].
Музыкальные способности часто характеризуются термином «музыкальность».
Под музыкальностью в широком смысле подразумевают весь комплекс музыкальных способностей, в который входят:
- музыкальный слух;
- музыкально-ритмическое чувство;
- музыкальная память;
- координационные способности.
Музыкальность в широком смысле, таким образом, совпадает с понятием музыкальной одарённости.
Музыкальность в более узком смысле представляет собой свойство личности, не совпадающее со способностями в целом, но придающее им особое качество. Это качество можно определить как эмоциональную реакцию на музыку, «омузыкаленное» восприятие мира (В.И.Петрушин); тонкую эмоциональную отзывчивость на музыку, связанную с восприятием её как некоторого смысла (Б.М.Теплов). Музыкальность связана с эмоциями, которые по определению Б.М.Теплова представляют собой содержание музыки [6].
3.2. Описание основных форм деятельности
Как уже отмечалось, были разработаны задания к таким разделам как: чувство метроритма, чувство звуковысотности, гармоническое чувство, эмоциональная общительность, эмоциональная отзывчивость, эмоционально-выразительная мимика.
Чувство звуковысотности. Этому компоненту музыкальности отводится одно из основных мест в обучении. Пение – основная форма деятельности детей на подготовительном этапе обучения, через которую происходит самовыражение любого ребёнка. Задания, связанные с выявлением чувства звуковысотности включают в себя:
- песни с аккомпанементом преподавателя;
- песенки-попевки;
- творческие задания.
Песни с аккомпанементом создают эмоциональный настрой у детей. Фортепианное сопровождение при этом облегчает интонирование и способствует развитию гармонического слуха.
Исполнение песенок-попевок – неотъемлемая часть обучения дошкольников, так как здесь решается задача выработки вокально-интонационных навыков у детей. Именно их интонирование проверяет уровень развития певческих навыков.
Творческие задания, связанные с интонированием, проявляются в импровизации, мелодическом «эхо», повторении пропетой мелодии на фортепиано. Эти задания развивают у детей творческое воображение, создают положительную атмосферу на любом уроке.
Чувство метроритма является ещё одним из основных компонентов музыкальности. Его воспитание - одна из главных задач на начальном этапе обучения. В практические задания направленные на выявление чувства метроритма вошли:
- ритмическая «разминка» - упражнения с ритмическими карточками;
- ритмическое «эхо»;
- ритмические диктанты;
- исполнение незнакомого ритма.
Чувству метроритма на любом этапе обучения отводится особое место. «Чувство метроритма имеет эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство метроритма не может ни пробудиться, ни развиться. И даже музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности» [7].
Гармоническое чувство. Работу над развитием гармонического слуха необходимо начинать с самого первого этапа обучения. На этом сроке обучения происходит накопление музыкальных впечатлений, что очень важно для последующего обучения. «То, что упущено в детстве, никогда не возместить, ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте»[1]. Привлекательны на наш взгляд следующие задания:
- игра консонансов и диссонансов;
- определение количества звуков;
- игра «мажор-минор»;
- игра «тон-полутон»;
- игра песенок-попевок дуэтом, трио.
Раздел, касающийся эмоциональной отзывчивости, эмоциональной общительности, эмоционально-выразительной мимики – заключительный. Здесь представлены задания, направленные на осознанное восприятие музыки – прочувствованное и осмысленное:
- определить характер прослушанного произведения;
- проанализировать средства музыкальной выразительности;
- дать словесную характеристику музыкальному произведению.
Обучение и воспитание дошкольников посредством их приобщения к музыкальному искусству закономерно, так как эстетическое развитие необходимо всем детям.
3.3. Описание параметров оценивания
Процедура диагностики музыкальных способностей оценивает следующее:
1. Степень общего развития.
Предъявляются к оценке параметры музыкальных способностей: чувство метроритма, чувство звуковысотности, гармоническое чувство.
2. Степень музыкального развития
Предъявляются к оценке параметры эмоционально-волевых, выразительных качеств: эмоциональная общительность, эмоциональная отзывчивость, эмоционально-выразительная мимика.
3.4. Описание экзаменационных испытаний
Экзаменационные испытания проходят в непринуждённой обстановке, в форме беседы и выполнения заданий, которые знакомы детям.
Формы проведения экзаменационных испытаний:
- индивидуальный опрос как основная форма;
- коллективный опрос;
- беседа.
3.5. Общее описание инструментария оценки
3.5.1.Инструментарий оценки включает в себя:
- индивидуальную диагностическую карту музыкальных способностей (приложение 1);
- практические задания для оценки умений, навыков детей (приложение 2);
- план контрольного урока (экзамена) (приложение 3)
3.5.2. Система оценки знаний, умений и навыков детей – пятибалльная.
5 баллов – «очень хорошо», 4 балла – «хорошо», 3 балла – «удовлетворительно», 2 балла – «плохо», 1 балл – «очень плохо». Максимальная сумма баллов – 30 баллов. Нормой для детей 6-7 лет будет сумма от 20 баллов и выше (приложение 4).
3.5.3. Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую карту музыкальных способностей.
Разработанная система диагностики позволит оперативно оценивать динамику подготовленности детей данного возраста, а также оценивать эффективность образовательной работы по дошкольнику-выпускнику.
Предлагаемая диагностическая карта музыкальных способностей ориентирует преподавателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагностическая карта может быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.
Предлагаемые задания диагностики музыкальных способностей детей направлены на изучение структурных компонентов музыкальности: метроритмического, звуковысотного, гармонического чувства. Тесты на эмоциональную общительность, отзывчивость, мимику, оцениваются в процессе проведения экзамена.
3.6. Описание методов
Для изучения музыкальности используются:
1. музыкальные методы;
2. общепсихологические методы исследования свойств личности
3.6.1.Музыкальные методы:
Диагностика чувства метроритма
Задание №1: Прохлопать и проговорить ритмослогами ритмический рисунок, предложенный на доске или на карточке с помощью ручных знаков.
Задание № 2:Прохлопать предложенные ритмические рисунки вслед за преподавателем (ритмическое «эхо»).
Задание №3: Ритмическая «разминка» - упражнения с ритмическими карточками.
Диагностика звуковысотного чувства
Задание № 1: Исполнить одну из выученных в течение года песен с музыкальным сопровождением.
Задание № 2: Исполнить одну или несколько песенок-попевок, предложенных преподавателем (выученных в течение учебного года).
Задание №3: Повторить голосом мелодию, сыгранную на инструменте или пропетую на нейтральный слог преподавателем (мелодическое «эхо»).
Задание №4: Подобрать на инструменте предложенную небольшую мелодию или одну из выученных песенок-попевок.
Диагностика гармонического чувства
Задание №1: Преподаватель исполняет созвучия (интервал или аккорд) и затем предлагает отгадать количество звуков. Исполняется 8 созвучий.
Задание №2: Преподаватель исполняет созвучия и затем предлагает определить консонанс или диссонанс. Исполняется 8 созвучий.
Задание №3: Преподаватель исполняет короткую мелодию, в которой необходимо определить мажор или минор (8 примеров).
Задание №4: Преподаватель исполняет тоны и полутоны (8 примеров).
3.6.2. Общепсихологические методы исследования свойств личности:
Диагностика эмоциональной отзывчивости
Задание № 1: Прослушать одну из предложенных пьес, определить общее настроение, выделить по заданию преподавателя отдельные средства выразительности: темп, динамику, лад; определить жанр.
Диагностика эмоциональной общительности, эмоционально-выразительной мимики
Эти эмоционально-волевые, эмоционально-выразительные качества определяются во всех заданиях:
- Какова степень владения речью.
- Вступает ли ребёнок в контакт с преподавателем, другими детьми, проявляет ли интерес к их ответам.
- Как быстро он утомляется.
- Как проявляет себя в заданиях (пение песен, выполнение упражнений, связанных с мимикой).
Итоговые показатели развития структурных компонентов музыкальных способностей детей заносятся в индивидуальную диагностическую карту, которая позволит точнее представить уровень музыкального развития ребёнка.
4.Заключение
Апробация диагностики музыкальных способностей детей проводится в течение 2 лет в «ДШИ №3» г. Сургута. По результатам диагностики образовательного процесса в 2012-2013 гг. больше половины детей показали уровень от 25 баллов и выше. В 2013-2014 гг. половина детей показала уровень овладения навыками и умениями от 20 до 24 баллов.
Таким образом, умения и навыки у большинства детей, прошедших обучение в дошкольной группе, сформированы на оптимальном и допустимом уровне. Однако результаты показали, что необходимо продолжать работу по овладению необходимыми умениями и навыками.
Список литературы
1.Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие. – М., 1978. – 82 с.
2.Домогацкая И. Методика диагностики эстетических способностей детей 3 – 5 лет. – М., 2011. – 16 с.
3.Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для дошкольной группы. – СПб., 1998. – 80 с.
4.Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. – М., 1998. – 120 с.
5.Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. – М., 1982. – 524 с.
6.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1947. – 335 с.
7.Федорович Е. Основы психологии музыкального образования. – Екатеринбург, 2004. – 152 с.
8.Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха. – М., 2003. – 164 с
Приложение 1
Индивидуальная диагностическая карта
музыкальных способностей
Фамилия, имя, отчество ребёнка
Возраст ребёнка
Дата контрольного этапа
Параметры музыкальных способностей | |||
Чувство метроритма | Чувство звуковысотности | Гармоническое чувство | |
Баллы: | |||
Параметры эмоционально-волевых, выразительных качеств | |||
Эмоциональная общительность | Эмоциональная отзывчивость | Эмоционально-выразительная мимика | |
Баллы: | |||
Итого: |
Высокий уровень 30 баллов
ближе к высокому 25-28
Средний уровень 20 баллов
ближе к низкому 15-17
Низкий уровень 14 баллов
Приложение 2
Практические задания для оценки умений, навыков детей
Метод | Задания | Материал |
Диагностика чувства метроритма | Задание №1: Прохлопать и проговорить ритмослогами ритмический рисунок, предложенный на доске или на карточке с помощью ручных знаков. Задание № 2: Прохлопать предложенные ритмические рисунки вслед за преподавателем (ритмическое «эхо»). Задание №3: Ритмическая «разминка» - упражнения с ритмическими карточками. | |
Диагностика звуковысотного чувства | Задание № 1: Исполнить одну из выученных в течение года песен с музыкальным сопровождением. Задание № 2: Исполнить одну или несколько песенок-попевок, предложенных преподавателем (выученных в течение учебного года). Задание №3: Повторить голосом мелодию, сыгранную на инструменте или пропетую на нейтральный слог преподавателем (мелодическое «эхо»). Задание №4: Подобрать на инструменте предложенную небольшую мелодию или одну из выученных песенок-попевок. | И. Арцыбашева «Уточка», Г.Эрнесакс «Паровоз». «У кота-воркота», «Зоопарк», «Лиса», «Два кота», «Жучка», «Сорока», «Сапожник» и т.д. «У кота-воркота», «Зоопарк», «Лиса», «Два кота», «Жучка», «Сорока», «Сапожник» и т.д. |
Диагностика гармонического чувства | Задание №1: Преподаватель исполняет созвучия (интервал или аккорд) и затем предлагает отгадать количество звуков. Исполняется 8 созвучий. Задание №2: Преподаватель исполняет созвучия и затем предлагает определить консонанс или диссонанс. Исполняется 8 созвучий. Задание №3: Преподаватель исполняет короткую мелодию, в которой необходимо определить мажор или минор (8 примеров). Задание №4: Преподаватель исполняет тоны и полутоны (8 примеров). | |
Диагностика эмоциональной отзывчивости | Задание № 1: Прослушать одну из предложенных пьес, определить общее настроение, выделить по заданию преподавателя отдельные средства выразительности: темп, динамику, лад; определить жанр. | П.И.Чайковский «Детский альбом», В. Ребиков «Аннушка», «Песня зимы», Р. Шуман «Альбом для юношества». |
Диагностика эмоциональной общительности, эмоционально-выразительной мимики | 1.Какова степень владения речью. 2.Вступает ли ребёнок в контакт с преподавателем, другими детьми, проявляет ли интерес к их ответам. 3.Как быстро он утомляется. 4.Как проявляет себя в заданиях (пение песен, выполнение упражнений, связанных с мимикой). |
Приложение 3
План контрольного урока (экзамена)
Номер | Экзаменационные требования | Музыкальный материал |
1 | Марш (дети входят в класс под звуки марша или маршируют в классе на месте). | К.Лоншан-Друшкевичова. Марш. К.Лоншан-Друшкевичова. Марш дошколят. |
2 | Пение песни с аккомпанементом. | Б. Кравченко. Вот какие башмачки. Ж.Металлиди. Часики. |
3 | Пение песенок-попевок, выученных наизусть. | «Сорока», «Два кота», «Жучка», «Сапожник», «Василёк», «Лиса» и т.д. |
4 | Определение на слух тонов и полутонов. | 8 примеров |
5 | Подбор от разных звуков небольших мелодий, пропетых на нейтральный слог преподавателем, или выученных песенок-попевок. | «Сорока», «Два кота», «Жучка», «Сапожник», «Василёк», «Лиса» и т.д. |
6 | Прохлопать и проговорить ритмическое упражнение, предложенное на доске или на карточке. | |
7 | Ритмическое «эхо» (прохлопать ритмические рисунки вслед за преподавателем). |
|
8 | Определить на слух мажор или минор | 8 примеров |
9 | Слушание музыки и определение в ней характера и средств выразительности, участвующих в создании настроения. | В.Ребиков. Песня зимы. В.Ребиков. Аннушка. Ф.Рыбицкий. Кот и мышь. |
Приложение 4
Критерии оценки музыкальных способностей
Балл | Чувство метроритма | Чувство звуковысотности | Гармоническое чувство | Эмоциональная отзывчивость |
5 | Точное, безошибочное воспроизведение всего ритмического рисунка. | Точное, чёткое исполнение. Выразительное, эмоциональное исполнение песни с правильным дыханием, чёткой дикцией. Устойчивое пение в тональности. | Определено 7-8 примеров. | Внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности. |
4 | Воспроизведение ритма с одним-двумя нарушениями. Исправление ошибок самим учащимся. | Незначительные интонационные колебания и несущественные ритмические ошибки. | Определено 5-6 примеров. | Слушает внимательно, некоторые вопросы вызывают затруднения, но, в целом, с заданием справляется |
3 | Не совсем точное выполнение задания с тремя и более нарушениями. | Допущены существенные ритмические, интонационные ошибки; нарушен объём попевки. Поёт не точно, отвлекается, нужна помощь преподавателя. | Определено 4 примера. | Слушает невнимательно, часто отвлекается. Есть существенные затруднения с выполнением задания. |
2 | Не выполнение задания. | Интонирование очень слабое, не точный текст. | Определено 3 примера. | Слушает невнимательно, отвлекается, не может определить характер, выделить средства выразительности по просьбе преподавателя |
1 | Не выполнение задания. Нет заинтересованности. | Интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. | Не определен ни один пример. | Нет заинтересованности, с заданием не справляется. |