Диагностика музыкальных способностей детей подготовительной группы по сольфеджио

     Методическая разработка «Диагностика музыкальных способностей детей подготовительной группы по сольфеджио» посвящена практике проведения экзаменационных испытаний после обучения детей в подготовительной группе и включает в себя раздел, посвящённый характеристике музыкальных способностей, раздел, позволяющий определить степень общего развития и степень музыкального развития.

     В представленном материале содержаться рекомендации и пояснения, примеры заданий, критерии оценки, а также образец диагностической карты музыкальных способностей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика музыкальных способностей детей подготовительной группы по сольфеджио

Методическая разработка

Лопацкая Наталья Николаевна,

Старова Лариса Ивановна,

преподаватели теоретических

дисциплин

МБУДО «Детская школа искусств №3»

г. Сургут

Оглавление

  1. Аннотация…………………………………………………………         3
  2. Введение…………………………………………………………...         3
  3. Основная часть……………………………………………………          5
  4. Заключение...………………………………………………………        12
  5. Список литературы………………………………………………          12
  6. Приложение…………………………………………………………      14

  1. Аннотация

      Методическая разработка «Диагностика музыкальных способностей детей подготовительной группы по сольфеджио» посвящена практике проведения экзаменационных испытаний после обучения детей в подготовительной группе и включает в себя раздел, посвящённый характеристике музыкальных способностей, раздел, позволяющий определить степень общего развития и степень музыкального развития.

       В представленном материале содержаться рекомендации и пояснения, примеры заданий, критерии оценки, а также образец диагностической карты музыкальных способностей.

2.Введение

Целесообразность методической разработки «Диагностика музыкальных способностей детей подготовительной группы по сольфеджио» обусловлена тем, что в июне 2011 г. был принят Федеральный закон №145 – Ф3 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании», в связи с этим школы искусств получили новый статус учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Изменения были внесены и в «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей». Детские школы искусств признаны начальной ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства. В связи с этими изменениями школы искусств получили право конкурсного отбора детей. На обучение принимаются дети с соответствующими музыкальными способностями. Это касается не только вновь поступающих детей, но и тех, кто прошёл обучение в подготовительной группе. В связи с этими изменениями возникла проблема: как отследить динамику развития детей, уровень усвоения ими программного содержания после обучения в подготовительной группе. Именно поэтому появилась идея разработки диагностического инструментария.

 Цель методической разработки – представить систему работы по диагностике музыкальных способностей детей подготовительной группы (Сольфеджио)» в рамках проведения экзаменационных испытаний.

Задачи методической разработки: 

1.Познакомить с одной из форм проведения экзамена в подготовительной группе (Сольфеджио).

2. Описать практические задания, критерии оценки.

3.Представить авторские способы исследования компонентов музыкальности.  

Личный методический вклад представлен в методической разработке практическими диагностическими заданиями с приложением диагностической карты музыкальных способностей, критериями оценок.

В методической разработке показаны возможности использования в учебном процессе современных методов диагностики, позволяющие оперативно оценивать динамику подготовленности детей 6-7 лет, а также оценивать эффективность образовательной работы по дошкольнику-выпускнику.

Область применения методической разработки: образовательный процесс в детской школе искусств. Описанные формы работы, приёмы можно также успешно использовать в различных сочетаниях при организации работы с детьми в учреждениях дошкольного образования.

Методическая разработка может быть интересна и полезна преподавателям, ведущим подготовительное отделение в детских школах искусств.  

В методической разработке представлены  задания к следующим разделам: чувство метроритма, чувство звуковысотности, гармоническое чувство, эмоциональная общительность, эмоциональная отзывчивость, эмоционально-выразительная мимика. Система диагностики разработана для экзаменационных испытаний детей 6-7 лет

Главная цель диагностирования – получение информации о реальном состоянии и тенденциях изменения музыкальных способностей детей.

Основные задачи диагностирования:

- развитие в каждом ребёнке заинтересованности, восприимчивости, творческой активности;

- способствование проявлению музыкальных способностей детей через выполнение разных заданий;

- получение достоверной информации об особенностях индивидуального развития детей, выявить уровень усвоения ими знаний и умений;

- коррекция деятельности преподавателя в области обучения.

Методическая разработка состоит из следующих разделов:

  1. Аннотация.
  2. Введение, в котором изложены цели, задачи, обоснование работы.
  3. Основная часть, где описываются методы, формы проведения экзаменационных испытаний.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.
  6. Приложения.

3. Основная часть

3.1 Общее описание способностей

Данная технология экзаменационных испытаний разработана для детей 6-7 лет и содержит задания, учитывающие особенности и возможности детей данного возрастного периода.

В подготовительной группе происходит выявление и развитие способностей ребёнка, подготовка к обучению в школе.

Способности – индивидуально-личностные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к умениям, знаниям, и навыкам; они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности. Высокий и наивысший уровни развития способностей выражаются понятиями одарённости, таланта и гениальности.

Музыкальные способности – совокупность психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида  в его эмоциональной отзывчивости на  музыку и успешной реализации музыкальной деятельности. Любые способности, в том числе музыкальные, опираются на задатки, под которыми понимаются врождённые анатомо-физиологические и нейрофизиологические особенности человека, задаваемые наследственностью. Способности представляют собой задатки в развитии. Наиболее легко поддаются диагностике анатомо-физиологические задатки. В музыкальной деятельности это строение голосового аппарата для певцов, особенности дыхательного аппарата и лицевых мышц для духовиков, строение рук для пианистов и струнников. Гораздо сложнее определить границы нейрофизиологических задатков, представляющих собой невидимые структуры мозга. Известно, что в высокой степени поддаются развитию слуховые задатки, музыкально-ритмические и координационные развиваются гораздо труднее.

Отдельные музыкальные способности у каждого человека находятся в неповторимом сочетании. Г.Г.Нейгауз говорил: «В действительности все ступени и градации между бездарностью и гением заполнены, и как заполнены! С сотнями и тысячами вариантов и уклонений в ту или иную сторону, в зависимости от личных свойств имярека» [5, С.20].

Музыкальные способности часто характеризуются термином «музыкальность».

Под музыкальностью в широком смысле подразумевают весь комплекс музыкальных способностей, в который входят:

  • музыкальный слух;
  • музыкально-ритмическое чувство;
  • музыкальная память;
  • координационные способности.

Музыкальность в широком смысле, таким образом, совпадает с понятием музыкальной одарённости.

Музыкальность в более узком смысле представляет собой свойство личности, не совпадающее со способностями в целом, но придающее им особое качество. Это качество можно определить как эмоциональную реакцию на музыку, «омузыкаленное» восприятие мира (В.И.Петрушин); тонкую эмоциональную отзывчивость на музыку, связанную с восприятием её как некоторого смысла (Б.М.Теплов). Музыкальность связана с эмоциями, которые по определению Б.М.Теплова представляют собой содержание музыки [6].

3.2. Описание основных форм деятельности

Как уже отмечалось, были разработаны задания к таким разделам как: чувство метроритма, чувство звуковысотности, гармоническое чувство, эмоциональная общительность, эмоциональная отзывчивость, эмоционально-выразительная мимика.

Чувство звуковысотности. Этому компоненту музыкальности отводится одно из основных мест в обучении. Пение – основная форма деятельности детей на подготовительном этапе обучения, через которую происходит самовыражение любого ребёнка. Задания, связанные с выявлением чувства звуковысотности включают в себя:

  • песни с аккомпанементом преподавателя;
  • песенки-попевки;
  • творческие задания.

Песни с аккомпанементом  создают эмоциональный настрой у детей. Фортепианное сопровождение при этом облегчает интонирование и способствует развитию гармонического слуха.

Исполнение песенок-попевок – неотъемлемая часть обучения дошкольников, так как здесь решается задача выработки вокально-интонационных навыков у детей. Именно их интонирование проверяет уровень развития певческих навыков.

Творческие задания, связанные с интонированием, проявляются в импровизации, мелодическом «эхо», повторении пропетой мелодии на фортепиано. Эти задания развивают у детей творческое воображение, создают положительную атмосферу на любом уроке.

Чувство метроритма является ещё одним из основных компонентов музыкальности. Его воспитание - одна из главных задач на начальном этапе обучения. В практические задания направленные на выявление чувства метроритма вошли:

  • ритмическая «разминка» - упражнения с ритмическими карточками;
  • ритмическое «эхо»;
  • ритмические диктанты;
  • исполнение незнакомого ритма.

Чувству метроритма на любом этапе обучения отводится особое место. «Чувство метроритма имеет эмоциональную природу. В основе его лежит восприятие выразительности музыки, поэтому вне музыки чувство метроритма не может ни пробудиться, ни развиться. И даже музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности» [7].

Гармоническое чувство. Работу над развитием гармонического слуха необходимо начинать с самого первого этапа обучения. На этом сроке обучения происходит накопление музыкальных впечатлений, что очень важно для последующего обучения. «То, что упущено в детстве, никогда не возместить, ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте»[1]. Привлекательны на наш взгляд следующие задания:

  • игра консонансов и диссонансов;
  • определение количества звуков;
  • игра «мажор-минор»;
  • игра «тон-полутон»;
  • игра песенок-попевок дуэтом, трио.

Раздел, касающийся эмоциональной отзывчивости, эмоциональной общительности, эмоционально-выразительной мимики – заключительный. Здесь представлены задания, направленные на осознанное восприятие музыки – прочувствованное и осмысленное:

  • определить характер прослушанного произведения;
  • проанализировать средства музыкальной выразительности;
  • дать словесную характеристику музыкальному произведению.

Обучение и воспитание дошкольников посредством их приобщения к музыкальному искусству закономерно, так как эстетическое развитие необходимо всем детям.

3.3. Описание параметров оценивания

Процедура диагностики музыкальных способностей оценивает следующее:

1. Степень общего развития. 

Предъявляются к оценке параметры музыкальных способностей: чувство метроритма, чувство звуковысотности, гармоническое чувство.

2. Степень музыкального развития

Предъявляются к оценке параметры эмоционально-волевых, выразительных качеств: эмоциональная общительность, эмоциональная отзывчивость, эмоционально-выразительная мимика.

3.4. Описание экзаменационных испытаний        

Экзаменационные испытания проходят в непринуждённой обстановке, в форме беседы и выполнения заданий, которые знакомы детям.

Формы проведения экзаменационных испытаний:

- индивидуальный опрос как основная форма;

- коллективный опрос;

- беседа.

3.5.  Общее описание инструментария оценки

3.5.1.Инструментарий оценки включает в себя:

- индивидуальную диагностическую карту музыкальных способностей (приложение 1);

- практические задания для оценки умений, навыков детей (приложение 2);

- план контрольного урока (экзамена) (приложение 3)

3.5.2. Система оценки знаний, умений и навыков детей – пятибалльная.

5 баллов – «очень хорошо», 4 балла – «хорошо», 3 балла – «удовлетворительно», 2 балла – «плохо», 1 балл – «очень плохо». Максимальная сумма баллов – 30 баллов. Нормой для детей 6-7 лет будет сумма от 20 баллов и выше (приложение 4).

3.5.3. Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую карту музыкальных способностей.

Разработанная система диагностики позволит оперативно оценивать динамику подготовленности детей данного возраста, а также оценивать эффективность образовательной работы по дошкольнику-выпускнику.

Предлагаемая диагностическая карта музыкальных способностей ориентирует преподавателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагностическая карта может быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.

Предлагаемые задания диагностики музыкальных способностей детей направлены на изучение структурных компонентов музыкальности: метроритмического, звуковысотного, гармонического чувства. Тесты на эмоциональную общительность, отзывчивость, мимику, оцениваются в процессе проведения экзамена.

3.6. Описание методов

Для изучения музыкальности используются:

1. музыкальные методы;

2. общепсихологические методы исследования свойств личности

3.6.1.Музыкальные методы:

Диагностика чувства метроритма

Задание №1: Прохлопать  и проговорить ритмослогами ритмический рисунок,  предложенный на доске или на карточке с помощью ручных знаков.

Задание № 2:Прохлопать предложенные  ритмические рисунки  вслед за преподавателем (ритмическое «эхо»).

Задание №3: Ритмическая «разминка» - упражнения с ритмическими карточками.

Диагностика звуковысотного чувства

Задание № 1: Исполнить   одну из выученных в течение года песен с музыкальным сопровождением.

Задание № 2: Исполнить одну или несколько песенок-попевок, предложенных преподавателем (выученных в течение учебного года).

Задание №3: Повторить голосом мелодию, сыгранную на инструменте или пропетую на нейтральный слог преподавателем (мелодическое «эхо»).

Задание №4: Подобрать на инструменте предложенную небольшую мелодию или одну из выученных песенок-попевок.

Диагностика гармонического чувства

Задание №1: Преподаватель исполняет созвучия (интервал или аккорд) и затем предлагает отгадать количество звуков. Исполняется 8 созвучий.

Задание №2: Преподаватель исполняет созвучия и затем предлагает определить консонанс или диссонанс. Исполняется 8 созвучий.

Задание №3: Преподаватель исполняет короткую мелодию, в которой необходимо определить мажор или минор (8 примеров).

Задание №4: Преподаватель исполняет тоны и полутоны (8 примеров).

3.6.2. Общепсихологические методы исследования свойств личности:

Диагностика эмоциональной отзывчивости

Задание № 1: Прослушать одну из предложенных пьес, определить общее настроение, выделить по заданию преподавателя отдельные средства выразительности: темп, динамику, лад; определить жанр.

Диагностика эмоциональной общительности, эмоционально-выразительной мимики

Эти эмоционально-волевые, эмоционально-выразительные качества определяются во всех заданиях:

  • Какова степень владения речью.
  • Вступает ли ребёнок в контакт с преподавателем, другими детьми, проявляет ли интерес к их ответам.
  • Как быстро он утомляется.
  • Как проявляет себя в заданиях (пение песен, выполнение упражнений, связанных с мимикой).

Итоговые показатели развития структурных компонентов музыкальных способностей детей заносятся в индивидуальную диагностическую карту, которая позволит точнее представить уровень музыкального развития ребёнка.

4.Заключение

Апробация диагностики музыкальных способностей детей проводится в течение 2 лет в «ДШИ №3» г. Сургута. По результатам диагностики образовательного процесса в 2012-2013 гг. больше половины детей показали уровень от 25 баллов и выше. В 2013-2014 гг. половина детей показала уровень овладения навыками и умениями от 20 до 24 баллов.

Таким образом, умения и навыки у большинства детей, прошедших обучение в дошкольной группе, сформированы на оптимальном и допустимом уровне. Однако результаты показали, что необходимо продолжать работу по овладению необходимыми умениями и навыками.

Список литературы

1.Гейнрихс И. Музыкальный слух и его развитие. – М., 1978. – 82 с.

2.Домогацкая И. Методика диагностики эстетических способностей детей 3 – 5 лет. – М., 2011. – 16 с.

3.Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для дошкольной группы. – СПб., 1998. – 80 с.

4.Москалькова И., Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. – М., 1998. – 120 с.

5.Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. – М., 1982. – 524 с.

6.Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1947. – 335 с.

7.Федорович Е. Основы психологии музыкального образования. – Екатеринбург, 2004. – 152 с.

8.Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха. – М., 2003. – 164 с

                                                                                                       Приложение 1

Индивидуальная диагностическая карта

 музыкальных способностей

Фамилия, имя, отчество ребёнка

Возраст ребёнка

Дата контрольного этапа                                                                                                                  

Параметры музыкальных способностей

Чувство метроритма

Чувство звуковысотности

Гармоническое чувство

Баллы:

Параметры эмоционально-волевых, выразительных качеств

Эмоциональная

общительность

Эмоциональная отзывчивость

Эмоционально-выразительная мимика

Баллы:

Итого:

Высокий уровень                   30 баллов           

ближе к высокому                  25-28

Средний уровень                   20 баллов

ближе к низкому                 15-17

Низкий уровень                      14 баллов

Приложение 2

Практические задания для оценки умений, навыков детей

Метод

Задания

Материал

Диагностика чувства метроритма

Задание №1: Прохлопать и проговорить ритмослогами ритмический рисунок, предложенный на доске или на карточке с помощью ручных знаков.

Задание № 2: Прохлопать предложенные ритмические рисунки вслед за преподавателем (ритмическое «эхо»).

Задание №3: Ритмическая «разминка» - упражнения с ритмическими карточками.

C:\Users\admin1\Pictures\Фото0081.jpg

C:\Users\admin1\Pictures\Фото0083.jpg

Диагностика звуковысотного чувства

Задание № 1: Исполнить   одну из выученных в течение года песен с музыкальным сопровождением.

Задание № 2: Исполнить одну или несколько песенок-попевок, предложенных преподавателем (выученных в течение учебного года).

Задание №3: Повторить голосом мелодию, сыгранную на инструменте или пропетую на нейтральный слог преподавателем (мелодическое «эхо»).

Задание №4: Подобрать на инструменте предложенную небольшую мелодию или одну из выученных песенок-попевок.

И. Арцыбашева «Уточка», Г.Эрнесакс «Паровоз».

«У кота-воркота», «Зоопарк», «Лиса», «Два кота», «Жучка»,

«Сорока», «Сапожник» и т.д.

«У кота-воркота», «Зоопарк», «Лиса», «Два кота», «Жучка»,

«Сорока», «Сапожник» и т.д.

Диагностика гармонического чувства

Задание №1: Преподаватель исполняет созвучия (интервал или аккорд) и затем предлагает отгадать количество звуков. Исполняется 8 созвучий.

Задание №2: Преподаватель исполняет созвучия и затем предлагает определить консонанс или диссонанс. Исполняется 8 созвучий.

Задание №3: Преподаватель исполняет короткую мелодию, в которой необходимо определить мажор или минор (8 примеров).

Задание №4: Преподаватель исполняет тоны и полутоны (8 примеров).

Диагностика эмоциональной отзывчивости

Задание № 1: Прослушать одну из предложенных пьес, определить общее настроение, выделить по заданию преподавателя отдельные средства выразительности: темп, динамику, лад; определить жанр.

П.И.Чайковский «Детский альбом»,

В. Ребиков «Аннушка», «Песня зимы»,

Р. Шуман «Альбом для юношества».

Диагностика эмоциональной общительности, эмоционально-выразительной мимики

1.Какова степень владения речью.

2.Вступает ли ребёнок в контакт с преподавателем, другими детьми, проявляет ли интерес к их ответам.

3.Как быстро он утомляется.

4.Как проявляет себя в заданиях (пение песен, выполнение упражнений, связанных с мимикой).

                                                                                        Приложение 3

План контрольного урока (экзамена)

Номер

Экзаменационные требования

Музыкальный материал

1

Марш (дети входят в класс под звуки марша или маршируют в классе на месте).

К.Лоншан-Друшкевичова. Марш.

К.Лоншан-Друшкевичова. Марш дошколят.

2

Пение песни с аккомпанементом.

Б. Кравченко. Вот какие башмачки.

Ж.Металлиди. Часики.

3

Пение  песенок-попевок, выученных наизусть.

«Сорока», «Два кота», «Жучка», «Сапожник», «Василёк», «Лиса» и т.д.

4

Определение на слух тонов и полутонов.

8 примеров

5

Подбор от разных звуков небольших мелодий, пропетых на нейтральный слог преподавателем, или выученных песенок-попевок.

«Сорока», «Два кота», «Жучка», «Сапожник», «Василёк», «Лиса» и т.д.

6

Прохлопать и проговорить ритмическое упражнение, предложенное на доске или на карточке.

C:\Users\admin1\Pictures\Фото0084.jpg

7

Ритмическое «эхо» (прохлопать ритмические рисунки вслед за преподавателем).

 

8

Определить на слух мажор или минор

8 примеров

9

Слушание музыки и определение в ней характера и средств выразительности, участвующих в создании настроения.

В.Ребиков. Песня зимы.

В.Ребиков. Аннушка.

Ф.Рыбицкий. Кот и мышь.

                                                                                      Приложение  4

Критерии оценки музыкальных способностей

Балл

Чувство

метроритма

Чувство звуковысотности

Гармоническое чувство

Эмоциональная отзывчивость

5

Точное, безошибочное воспроизведение всего ритмического рисунка.

Точное, чёткое исполнение. Выразительное, эмоциональное исполнение песни с правильным дыханием, чёткой дикцией.  Устойчивое пение в тональности.

Определено 7-8 примеров.

Внимательно слушает произведение  от начала до конца,  яркие

внешние впечатления,  ясно  излагает свои мысли, может определить средства выразительности.

4

Воспроизведение ритма с одним-двумя нарушениями. Исправление ошибок самим учащимся.

Незначительные интонационные колебания и несущественные ритмические  ошибки.

Определено 5-6 примеров.

Слушает внимательно, некоторые вопросы вызывают затруднения, но, в целом,  с заданием справляется

3

Не совсем точное выполнение задания с тремя и более нарушениями.

Допущены существенные ритмические, интонационные  ошибки; нарушен объём попевки. Поёт  не точно, отвлекается, нужна помощь преподавателя.

Определено 4 примера.

Слушает невнимательно, часто отвлекается. Есть существенные затруднения с выполнением задания.

2

Не выполнение задания.

Интонирование очень слабое, не точный текст.

Определено 3 примера.

Слушает невнимательно, отвлекается, не может определить характер, выделить средства выразительности по просьбе преподавателя

1

Не выполнение задания. Нет заинтересованности.

Интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз.

Не определен ни один пример.

Нет заинтересованности, с заданием не справляется.