Программа по учебному предмету «Ритмика» дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства для детей с ограниченными возможностями здоровья «Созвучие»

     Представленная к рассмотрению программа по учебному предмету «Ритмика»  дополнительной общеразвивающей  программы в области музыкального искусства для детей с ограниченными возможностями здоровья «Созвучие» определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе, направлена на: создание условий для реабилитации и полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); организацию эстетического воспитания детей.

     Музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на исправление или сглаживание наиболее типичных для данной категории детей недостатков: физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, способствует формированию положительных личностных качеств (дружелюбия, коллективизма, навыка рефлексирования состояния партнера и т.д.), эстетическому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ritmika.docx37.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по учебному предмету

«РИТМИКА»

Номинация: рабочие программы

Автор: Лопацкая Наталья Николаевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкально-ритмического развития детей в детских школах искусств.

Учебный предмет «Ритмика» является частью дополнительной программы творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Созвучие», относится к области художественно-творческой подготовки, предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в детскую школу искусств в возрасте 8 – 12 лет.

Большую помощь в создании данной программы оказали: программа преподавателя МБУДО «Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого» (г. Сургут) И.Н. Ковалёвой по предмету «Ритмика», авторская программа групповой музыкальной психокоррекции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады» Е.Н. Котышевой (г. Омск), методическое пособие по ритмике для 1-го класса музыкальной школы Г.С.Франио, И.В.Лифиц (г.Москва).

 «Ритмика» - специальный предмет, который имеет своей целью активизировать музыкальное восприятие детей через движения. Движение как реакция на прослушивание свойственно детям любого возрастая. Создателем системы музыкально-ритмического воспитания является Э. Жак-Далькроз, швейцарский музыкант-педагог, профессор Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианист и композитор. Методика Э. Жак-Далькроза получила широкое распространение во всём мире, в том числе и в России.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе, направлена на:

  • создание условий для реабилитации и полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • организацию эстетического воспитания детей.

    Программа устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.

Программа «Ритмика» имеет практическую направленность, так как развивает у детей чувство ритма, координацию движений, способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.  

Музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на исправление или сглаживания наиболее типичных для данной категории детей недостатков: физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, способствует формированию положительных личностных качеств (дружелюбия, коллективизма, навыка рефлексирования состояния партнера и т.д.), эстетическому развитию.

Музыкальная деятельность на уроках ритмики находит разнообразные формы выражения: ритмико-гимнастические упражнения, упражнения с музыкальными инструментами, упражнения из области танца, сюжетно-образные движения и музыкальные игры.

Программа учебного предмета «Ритмика» рассчитана на 3 года. Продолжительность учебных занятий с первого по третий классы составляет 34 часа в год (один раз в неделю).

Общая трудоемкость учебного предмета «Ритмика» при 3-летнем сроке обучения составляет 102 часа.  Рекомендуемая продолжительность урока – 30 минут.

Основной формой организации педагогического процесса является комбинированный урок. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 3 до 5 человек.

          Цель и задачи учебного предмета

Целью предмета «Ритмика» является создание условий для психофизиологического и личностного развития детей посредством приобщения их к музыкально-ритмической деятельности.

Задачи учебного предмета.

  • научить детей правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением;
  • выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений, пространственные представления;
  • повысить уровень общего развития учащихся;
  • развивать музыкальные способности детей;
  • развивать произвольность поведения, восприятие, воображение.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Учебно-тематический план

Учебная программа по предмету «Ритмика» рассчитана на 3 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

Изложение материала по темам не следует понимать, как обязательное требование последовательно изучать одну тему за другой.

При работе с данной категорией детей рекомендуется так называемый концентрический метод, при котором постоянно идёт возвращение к раннее пройденным заданиям.

темы

Тема

Количество часов по годам обучения

1 класс

2 класс

3 класс

1

Характер музыки

8

6

6

2

Средства музыкальной выразительности

8

6

6

3

Метроритм

-

4

5

4

Музыкальная форма

-

-

4

5

Развитие музыкально-двигательных навыков

17

17

12

Контрольный урок

1

1

1

Итого

34

34

34

        Содержание программы группируется по следующим направлениям (видам деятельности):

1. Основные движения: различные виды ходьбы, бега, подскоки, галоп.

2. Гимнастические упражнения с предметами (общеразвивающие), музыкально-ритмические упражнения.

3. Музыкально-образные упражнения.

4. Музыкально-игровые упражнения.

          Программа каждого года обучения включает в себя учебные материалы по всем видам деятельности.

Годовые требования

Первый год обучения

В этот год обучение идёт формирование умения воспринимать музыку через движение, обучение некоторым музыкально-ритмическим движениям. Следует:

  • пробуждать интерес к занятиям;
  • развивать произвольность восприятия, внимание, фантазию;
  • формировать умение слушать музыку, откликаться на характер музыкального произведения.

Ожидаемые результаты.

  • умение внимательно слушать предложенные музыкальные произведения;
  • движение в соответствии с характером музыкального произведения, начало и окончание движений одновременно с музыкой;
  • знание названий музыкальных игр, танцев, которые разучивались в течении всего года. Исполнение их совместно с преподавателем.

Второй год обучения

Во второй год обучения идёт развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмической активности. В этот период обучения ставятся следующие задачи:

  • развивать интерес к занятиям по предмету «Ритмика»;
  • обучать основным движениям, осваивать простые танцевальные движения;
  • развивать музыкально-ритмическое чувство через образные, игровые приёмы;
  • развивать восприятие, внимание, фантазию;
  • формировать умение слушать музыку, откликаться на её характер;

Ожидаемые результаты.

  • проявление интереса к занятиям;
  •  умение внимательно слушать музыкальные пьесы, эмоционально воспринимать их настроение;
  • умение двигаться в соответствии с характером и формой произведения;
  • знание основных движений, самостоятельное их исполнение под музыку.

Третий год обучения

 В третий год обучения продолжается работа, которая была начата в предыдущие годы обучения: формирование умения выражать свои чувства от прослушанного музыкального произведения через движения, развитие ритмических, двигательных навыков. задачи этого года обучения:

  • закреплять интерес к занятиям по предмету «ритмика»;
  • развивать восприятие, внимание, фантазию;
  • учить понимать такие музыкальные понятия, как высота звуков, темп, динамика;
  • обучать основным движениям, осваивать простые танцевальные движения;
  • развивать музыкально-ритмическое чувство через образные, игровые приёмы;
  • развивать способность к самооценке.

Ожидаемые результаты.

  • проявление интереса к занятиям ритмикой;
  • умение вслушиваться в музыку, передавать свои впечатления в движениях;
  • умение двигаться в соответствии с характером, темпом, динамикой музыкального произведения. Умение начинать движение после музыкального вступления;
  • умение ориентироваться в пространстве кабинета;
  • знание основных движений, нескольких музыкальных игр, музыкально-ритмических упражнений, самостоятельное их исполнение под звучащую музыку или совместно с преподавателем;
  • умение проявлять выдержку, волевые усилия, если того требует ситуация;
  • проявление дружелюбия и вежливости в отношениях со сверстниками, взрослыми;
  • умение оценивать выступление как своё, так и чужое. Умение радоваться успехам (своим и чужим).

Требования к уровню подготовки учащихся

Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа по учебному предмету «Ритмика»:

  • умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • умение самостоятельно выполнять выученные музыкально-ритмические упражнения, игры, движения;
  • умение различать первоначальные музыкальные жанры;
  • умение понимать основные музыкальные понятия: регистр, темп, динамика и т.д.;
  • умение изменять движения в соответствии с формой и характером музыкального произведения;
  • навыки координации, ориентации в пространстве
  • навыки совместного выполнения движений в упражнениях, играх.

   ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Класс для занятий ритмикой должен быть хорошо освещённым, просторным, светлым, с хорошей звукоизоляцией, соответствующий санитарным нормам и правилам, оснащён необходимым оборудованием (ростовыми стульями, ковриками, фортепиано, звуко- и видеовоспроизводящим устройством, магнитной доской и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала, простейшими шумовыми инструментами (бубен, колокольчики, палочки, барабан и т.д.), мячами, лентами, флажками и т.п.), наглядными пособиями. Должна быть удобная одежда и обувь в целях обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движений.

Актуально использование инновационных компьютерных технологий для прослушивания музыкального фрагмента любого музыкального произведения для его изучения, а также для форм контроля пройденного материала.

Дидактический материал подбирается педагогом на основе существующих методических пособий, учебников, а также разрабатывается педагогом самостоятельно.

Музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на исправление или сглаживания наиболее типичных для данной категории детей недостатков: физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, способствует формированию положительных личностных качеств (дружелюбия, коллективизма, навыка рефлексирования состояния партнера и т.д.), эстетическому развитию.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения.

  • наглядный – практический качественный показ;
  • словесный – объяснение, желательно образное;
  • игровой – учебный материал в игровой форме;
  • творческий – самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.

Музыкальная деятельность на уроках ритмики находит разнообразные формы выражения: ритмико-гимнастические упражнения, упражнения с музыкальными инструментами, упражнения из области танца, сюжетно-образные движения и музыкальные игры.

Характер музыки. Средства музыкальной выразительности. Знакомство с разными музыкальными произведениями обогащает детей эмоционально. Движение, как органично связанное с музыкой явление, помогает лучше понять образно-эмоциональное содержание произведений. В соответствии с характером пьесы выбирается и характер движения. Следует подбирать такие музыкальные произведения, которые создают яркие музыкальные образы, легко поддаются отражению в движении. Работа над передачей характера в движении неразрывно связано с такими средствами выразительности, как темп, ритм, динамика. С изменением средств выразительности меняется характер музыки или в него вносится новый оттенок. Двигательной основой темы «Характер музыки» являются основные движения. Одним из самых доступных видов движения является ходьба, бег, подскоки.

Метроритм. Методика работы над ритмом разнообразна. В первое время дети исполняют длительности по слуху. Несложные движения можно «записывать» и условными жестами, например, четверти – движения ладонями вверх и вниз, восьмые – хлопки и т.д. Хорошим методом является «эхо». Полезно исполнять ритмические рисунки знакомых мелодий по памяти.

Музыкальная форма.  Упражнения данной темы включают много заданий на ориентировку в коллективе и пространстве.

Развитие музыкально-двигательных навыков. Общеразвивающие упражнения включаются почти во все уроки ритмики. Комплексы гимнастических упражнений включают в работу основные группы мышц: мышцы верхнего плечевого пояса, брюшного пресса, мышцы ног. Систематическое выполнение данных упражнений укрепляет организм ребёнка, улучшает работу кровообращения, дыхания. Гимнастические упражнения могут проводиться как с предметами (флажками, мячами, палочками), так и без предметов. Определённое место на уроках ритмики можно уделять изучению элементов танца, которые используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Если учащиеся справляются, то можно разучивать с ними такие элементы, как боковой галоп, шаг польки, шаг вальса и т.д.

Примерный план урока ритмики может быть следующим.

  1. Вводная часть. Приветствие. Начало и конец урока всегда должны быть чётко обозначены. Приветствие является тем моментом, которое концентрирует внимание детей, формирует готовность к общению.  В эту часть урока также входит разминка (ходьба, бег, подскоки, галоп).
  2. Основная часть. Это могут быть гимнастические (общеукрепляющие) упражнения с предметами или без предметов, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития речевых и мимических движений, музыкально-образные упражнения, упражнения с элементами танца.
  3. Заключительная часть. Музыкальная игра. Прощание, которое является обязательным ритуалом, заканчивающим занятие и психологически подготавливающим детей к расставанию.

Структура урока ритмики может варьироваться в зависимости от возрастных и психофизических возможностей детей.

В целом, следует стараться соблюдать постоянную структуру занятий, так как повторяющиеся элементы уроков создают у детей ощущение безопасности.

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л. - М.,1964
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии (Внимание: дети) - М., 2000.
  3. Белик И. Музыка против глухоты. – М., 2000.
  4. Блинова Л. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М., 2001.
  5. Бочкарёва Н. Ритмика и хореография. – Кемерово, 2000.
  6. Бырченко Т., Франио Г. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. – М., 1991.
  7. Доронин А., Шевченко Л., Доронина Н. Ритмика в специальном образовании. – Майкоп, 2004.
  8. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М., 2001.
  9. Заводина И. Методическое пособие по ритмике для 3 класса музыкальной школы (любое издание).
  10. Замуруева О. Развиваем музыкальный и ритмический слух. – Ростов-на-Дону, 2015.
  11. Затямина Т., Стрепетова Л. Музыкальная ритмика. Учебно-методическое пособие. – М., 2009.
  12. Касицына М., Бородина И. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М., 2007.
  13. Киселёва С., Демьянчук Л. Фонетическая ритмика. Программа для учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья. – СПб., 2012.
  14. Кислова А. Методические рекомендации по предмету ритмика для системы дополнительного образования – Набережные Челны, 2007.
  15. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. Вып 1, 2. – М., 1978.
  16. Котышева Е. Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями – СПб., 2010.
  17. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски - М., 1991.
  18. Лукина Н., Сарычева И. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. – СПб., 2004.
  19. Мазепина Т. Развитие навыков общения ребёнка в играх, тренингах, тестах. – Ростов-на-Дону, 2002.
  20. Медведева Е., Комисарова Л., Шашакина Г., Сергеева О. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М., 2002.
  21. Плотникова Р. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. – Екатеринбург, 1999.
  22. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М., 1972.
  23. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. 1 класс. – М., 1995.
  24. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. 2 класс. – М., 1996.
  25. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании. – М., 1988.
  26. Шушкина З. Ритмика. – М., 1967.
  27. Яновская В. Ритмика. – М., 1979.