"Средства музыкальной выразительности - темп"

План-конспект урока по слушанию музыки для учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_muzykalnoy_vyrazitelnosti_-_temp.docx18.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Средства музыкальной выразительности: темп

Класс: 2 класс

Цель урока: углубить у учащихся представления о выразительных свойствах темпа.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Музыкальный материал:

  • В.Гаврилин "Тарантелла",
  • И.С.Бах "Органная хоральная прелюдия фа минор",
  • Э.Григ "В пещере горного короля",
  • Г.Свиридов "Поёт зима - аукает".

Стихитворение С.Есенина "Поёт зима - аукает".

Используемая методическая литература: 

  • Алпарова Н., Николаев В., Сусидко И. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников.
  • Вершинина Г. "...Вольна о музыке глаголить".
  • Науменко Т., Алеев В. Музыка.
  • Романюк А. Хрестоматия по слуховому анализу. 

Используемое оборудование: 

1. Фортепиано;

2. Аудио-видео аппаратура;

3. Стихи;

4. Фонохрестоматии;

5. Нотные хрестоматии

Краткое описание урока: 

1.Музыкальное приветствие. 2.Теоретическая разминка: музыкальная цепочка, ответы на вопросы в быстром темпе. 3.Беседа о темпе. Слушание произведений. Определение образно-эмоционального модуса произведений, темпов. Акцентирование внимания учащихся на том, как влияет темп на характер произведения. 4. Знакомство с ускорением и замедлением темпа. 5. Ускорение и замедление темпа в стихотворении. 6. Музыкальные дорожки: зная темп, предположить характер пьесы. 7. Итог урока.

Ход урока

I этап. Вводная часть урока

Начинаем урок с музыкального приветствия.

- Читаем стихотворение под музыку.

Проводим теоретическую разминку. Музыкальная цепочка: П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Весна и осень", С.Слонимский "Маленькое рондо", П.Чайковский "Старинная французская песенка".

- Педагог исполняет фрагменты произведений без остановки. После исполнения учащиеся должны назвать произведения в том порядке, в котором они звучали.

Продолжаем разминку. Групповые ответы на вопросы в быстром темпе: ансамбль из двух исполнителей, скорость музыки, очень громко, лад "тёмный".

II этап. Основная часть урока

Продолжаем разговор о темпе. Музыка за долгие века своего существования научилась движению в самых разных темпах - от медленных до самых быстрых. На какие три группы делятся темпы?

Каждый их темпов имеет название на итальянском языке: adagio - медленно, moderato - умеренно, allegro - быстро. Мы знаем, что темп зависит от содержания произведения. Порой не зная пьесу, но зная её темп, мы можем предположить характер этой пьесы.  Музыка задумчивого характера имеет медленный или спокойный темп. Совсем по-иному звучат быстрые темпы. Быстрые темпы - мир живых и радостных эмоций, стремительных движений. Послушаем пьесу В.Гаврилина "Тарантелла".

- После прослушивания произведения, учащиеся определяют характер (нам помогает словарь эпитетов), темп, влияние темпа на настроение пьесы. Обращаем внимание на лад: в пьесе минорный лад, но характер задорный потому, что она звучит в очень быстром темпе. Попутно знакомимся с темпом presto - очень быстро.

Послушаем другое произведение - органную хоральную прелюдию И.С.Баха. Вспомним, что орган был изначально церковным инструментом и с его звучанием связывались возвышенные и умиротворённые образы. Органная прелюдия фа минор И.С.Баха отличается печалью, а спокойный темп подчёркивает строгость и глубину мысли.

- Слушаем прелюдию и потом обсуждаем характер и темп. Знакомимся с темпом andante - спокойно.

Звучит пьеса, в которой темп ускоряется, а потом замедляется. Что произошло с темпом в этой пьесе?

Оказывается, что темп в процессе исполнения может изменяться: ускоряться и замедляться. Ускорение и замедление темпа также имеет название на итальянском языке: accelerando - ускорение, ritenuto - замедление. Произведение, которое сейчас прозвучит, мы изучали в первом классе. Узнайте его?

- Звучит фрагмент "В пещере горного короля" Э.Грига. После того, как учащиеся вспомнили это произведение, слушаем его повторно. После слушания акцентируем внимание на изменении характера и темпа в пьесе; обсуждаем влияние темпа на настроение сочинения.

Ускорение и замедление темпа встречается не только в музыке, но и в стихах. Послушаем стихотворение С.Есенина "Поёт зима - аукает".

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки шаловливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

В начале стихотворения слышим, как звенит лес, укачиваемый ветром, затем - как кружится во дворе метелица, наконец, как злится вьюга. И лишь в конце наступает успокоение. Давайте послушаем хор "Поёт зима - аукает" из кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти Сергея Есенина", в котором темп меняется, следуя за изменениями сюжета.

В начале урока мы говорили о том, что, не зная музыкального произведения, но зная его темп, мы можем предположить характер пьесы. Давайте попробуем это сделать: обратимся к музыкальным дорожкам.

- На доске два фрагмента из любых незнакомых произведений с указанием темпов. Нужно предположить характер, исходя из темпа. После ответов учащихся, фрагменты исполняются в том темпе, который указан. Ученики находят подтверждение или опровержение своим доводам.

III этап. Заключительная часть урока

Подводим итог:

1. С чем сегодня знакомились?

2. Перечислить итальянские названия темпов.

3. Как называется ускорение темпа?

4. Как называется замедление темпа?

5. Какие пьесы слушали на уроке?

- Далее идёт обобщение урока, выставляются отметки учащимся.