Методическое пособие для концертмейстеров ДМШ и ДШИ в классе народных инструментов

Нарышева Татьяна Георгиевна

Творческий отчёт о работе по концертмейстерской практике «Моя профессия - концертмейстер»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchyot.docx32.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Вяземская детская школа искусств

им. А.С. Даргомыжского

Творческий отчёт

о работе по концертмейстерской практике

«Моя профессия - концертмейстер»

                                                       Выполнила: Нарышева Татьяна Георгиевна,

                                                                             концертмейстер.

Смоленская область, г. Вязьма

2020г.

Пояснительная записка

Настоящее  пособие  предназначено  для  концертмейстеров  детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ).

 

Цель методической разработки.

Провести анализ специфики работы концертмейстера в ДМШ в классе народных инструментов. Обобщить  имеющиеся  методические  рекомендации  и собственный  практический  опыт  в  области  творческой    деятельности концертмейстера  для  того,  чтобы  укрепить  профессиональные  позиции  концертмейстеров детской музыкальнойшколы.

Задачи методической разработки.

1) Провести анализ и показать роль концертмейстера в процессе подготовки и обучения учащихся ДМШ; определить  особенности деятельности концертмейстера-пианиста; сформулировать  и  упорядочить  формы,  методы  и  приемы  работы концертмейстера.

 2) Опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы, показать специфику работы концертмейстера в классе народных  инструментов.

Практическое  значение  пособия состоит  в  том,  что  оно  содержит необходимые  рекомендации  для  начинающих  концертмейстеров,  которые помогут  им  лучше  ориентироваться  и  совершенствоваться  в  данной специальности.

  В одном из юмористических трактатов о музыке говорится:
Концертмейстер - это очень полезный, но не очень одушевленный предмет повседневного обихода.
В иерархии ценностей концертмейстер располагается примерно между любимой скрипкой (голосовыми связками, домрой…) и нотным пультом. У концертмейстера может с течением времени меняться имя, возраст, длина носа, цвет волос, размер ноги, национальность, пол, а также эксплуатационные характеристики. 
Концертмейстер - это то, что играет. То, что не играет, концертмейстером не является. А если его не удается привести в рабочее состояние, от него следует избавиться и найти другого. 
Концертмейстер начинает и заканчивает работать по кивку головы.
Концертмейстер выдерживает неограниченное число повторов одного и того же, т.е. является многоразовой системой. 
В обычном режиме концертмейстер появляется и исчезает в определённое время, т.е. по расписанию. 
В некоторых случаях концертмейстер может появиться вне расписания по слову "надо". При этом у него можно заметить признаки недовольства, что даёт основания некоторым изучающим концертмейстеров учёным поставить вопрос: а не являются ли они всё-таки немножко одушевлёнными предметами? 
Концертмейстер всегда виноват во всём. Так следует думать всегда, но ни в коем случае нельзя так говорить вслух при концертмейстере. Потому что он думает наоборот.
Деятельность концертмейстера – это всегда творческий процесс, а, как известно, творчество – это созидание, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей.
Искусству аккомпанемента и вопросам концертмейстерской деятельности специально посвящены исследования многих профессиональных пианистов, педагогов Е. Шендеровича «В концертмейстерском классе». Н. Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения», А. Люблинского «Теория и практика аккомпанемента». Опубликованы работы Л. Мельника «О работе над инструментальным концертом в концертмейстерском классе», С. Мошкова «О комплексном обучении пианистов», М. Спектор «Оптимизация процесса обучения в классе камерного ансамбля».
Основной целью данной работы – является систематизация накопленных в этой сфере деятельности научных знаний и методических рекомендаций, форм и методов работы, а также обобщение опыта работы в должности концертмейстера детской музыкальной школы. Кроме этого - определить специфику и проанализировать практическую деятельность концертмейстера, и, в целом, подвести некий итог своей профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. 
«Аккомпаниатор» - от франц. akkompagner – сопровождать; это музыкант, играющий партию сопровождения солисту на эстраде, т.е. мелодию сопровождает ритм и гармония; сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает лишь концертную работу.
«Концертмейстер» - от немец. «konzertmeister» - мастер концерта; это пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им в репетициях и в концертах. 
Если обратиться к истории, то можно отметить, что многие годы назад понятие «концертмейстер» означало музыканта, руководившего оркестром, затем - группой инструментов в оркестре (как правило – это первая скрипка). 
Интересен такой факт: термин «концертмейстер» чаще используется в контексте фортепианной методической литературе; термин же «аккомпаниатор» в методической литературе адресован музыкантам-народникам, прежде всего – баянистам. 
Концертмейстерство, как отдельный вид, исполнительства появился во второй половине XIX века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. В то время, концертмейстеры были профессионалами «широкого профиля»: играли хоровые и симфонические партитуры, читали в разных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и многое другое. 
Образцом служили и будут ещё долгие годы служить разносторонние творческие устремления выдающихся пианистов: братьев Рубинштейнов, Мусоргского, Сафонова, Игумнова, Гольденвейзера, Нейгауза, Рихтера, Гинзбурга, которые считали, что пианисты должны быть в равной мере подготовлены к творчеству в области как сольного, так и ансамблевого исполнительства. 
Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе - по всем специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (класс концертмейстерской подготовки). 
Работа концертмейстера включает в себя нечто большее, чем только разучивание с солистами их партий и исполнение в ансамбле на сцене. Это и умение контролировать качество исполнения, как своего, так и солиста. Это и знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. 
Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие (исполнительские), педагогические и психологические функции и в образовательном процессе, концертных или конкурсных ситуациях их трудно отделить друг от друга.

 В целом, всю деятельность концертмейстера можно условно разбить                                 на несколько этапов:
предварительный или первоначальный: 
зрительное прочтение нотного текста; 
первичное музыкально-слуховое представление;
первоначальный разбор, проигрывание целиком.
аналитический:
анализ и выявление стилистических, жанровых, фактурных особенностей; 
правильное определение темпа;
составление исполнительского плана;
нахождение выразительных средств, динамическая и драматургическая нюансировка.
основной:
техническая проработка эпизодов с различными элементами трудностей;
постижение эмоционально-образного содержания;
проработка и отшлифовка деталей, недопустимость фальшивых нот; 
выдержка единого темпа;
выработка рефлекса; 
репетиционные проигрывания. 
заключительный – это концертные выступления.
Специфика работы концертмейстера в условиях ДМШ заключается в том, что ему приходится сотрудничать с учениками и преподавателями разных специальностей, в разных жанрах и формах. А это значит, что концертмейстер должен быть не только музыкантом-универсалом, но и обладать определённым набором теоретических знаний, профессиональных умений и навыков таких как:
знание истории МХК, стилистики и специфики исполнения инструментальных и вокально-хоровых произведений;
умение читать с листа, транспонировать, перекладывать неудобные или технически сложные аккомпанементы, не нарушая общего замысла произведения;
владение навыком ансамблевого музицирования;
поскольку мы работаем в школе, то и необходимы знания психолого-возрастных особенностей развития учащихся.
В отличие от солиста, которому предоставлена полная свобода проявления творческой индивидуальности, концертмейстеру приходится приспосабливать (или наоборот направлять) своё видение музыки к исполнительской манере солиста и что ещё труднее, сохранять при этом свой индивидуальный облик. Поэтому концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств: 
мобильность, быстрота и активность реакции; 
вдохновенная игра и артистизм; 
сценическая выдержка и самообладание; 
слуховой контроль; 
бескорыстная любовь к своей профессии, ведь она не приносит внешнего успеха (аплодисменты, цветы, почести) – ведь ты всегда 
«в тени», твоя работа растворяется в общем деле всего коллектива.
Инструментальная музыка имеет свой образный строй и в связи с этим, концертмейстер должен уметь слышать мельчайшие детали партии солиста, соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом солиста. Помимо ключевых знаний музыкальной терминологии, необходимы и частные знания об основах оркестровки (это инструментоведение), клавирной записи штриховых обозначений, навык настройки солирующих инструментов, умения выбрать удобную аппликатуру, распределить удары, применить тремоло или вибрацию, рационально распределить ведение смычка и т.д. Кроме этого – посадка солиста за инструментом, знание жестов дирижёра, навык импровизации. 
Как правило, «инструментальные» аккомпанементы написаны специально для фортепиано, они имеют многообразную по видам удобную для исполнения фактуру, регистровую красочность и характерную педализацию. 
Существует два момента в аккомпанементе, без которых не возможны целостность и законченность исполнения в ансамбле с любым партнёром: это темпоритм и динамика. Своеобразие темпоритмической стороны исполнения ученика определяется различными видами штрихов, сложностью фактуры или распределения смычка. Что касается динамической стороны, то здесь необходимо учитывать степень музыкальности, уровень технической подготовки солиста и возможности музыкального инструмента. 
Бас, мелодическая линия баса – предмет особой заботы концертмейстера, т.к. бас – это основа гармонии и качественное ведение мелодической линии баса обеспечивает связную игру всей фактуры аккомпанемента. Анализируя динамические линии, очень важно проследить, какие басы и аккордовые построения подготавливают кульминацию. Особенно значима роль баса как организатора ритма, соблюдения единства темпа. Во время болезни, командировки педагога, когда приходится проводить занятия самостоятельно, необходимо обладать определённым комплексом знаний, умений навыков. В репетиционной работе очень важно всё: вербальное общение с детьми: можно рассказать об авторах музыки и текста, жанровых и стилистических, национальных и эпохальных особенностях написания того или иного произведения, о замысле композитора плане содержания произведения, манеры исполнения, основное – увлечь и заинтересовать детей своим показом. 

               Методические аспекты работы над произведением.

          Работа над музыкальным произведением во всех видах музыкального исполнительства имеет одну и ту же цель (исполнение музыкального произведения, воплощения в нем смысла, идеи, образов, заложенных автором), общие принципы (постепенность от простого к сложному, последовательность, систематичность).

   Работа над музыкальным произведением включает в себя три этапа:                                                                                      

первое знакомство с произведением;

процесс воплощения исполнительской идеи в реальном звучании;

исполнение произведения перед публикой.

        Первое знакомство с произведением включает в себя:

 1.внутреннее знакомство с произведением – ознакомление с нотным и словесным текстом, с обозначениями темпа, с формой произведения, с его объемом, ремарками композитора и указаниями редактора;

 2.проигрывание произведения на инструменте (чтение нот с листа), для проверки своего внутреннего слышания можно прослушать аудиозапись музыкального произведения;

 3.получение информации о стиле композитора, времени написания произведения;

 4.создание режиссуры произведения на основе внутренних слуховых представлений и внешнего звучания произведения, создание идейно-образной концепции произведения.

       Процесс воплощения исполнительской идеи в реальном звучании                                                                   включает в себя:

  отработку технических трудностей, выучивание, «выгрывание» произведения;

детальная работа над всеми составляющими музыкальной ткани произведения и средствами музыкально -исполнительской выразительности -  звуком, тембром, динамикой, интонацией, артикуляцией – штрихом, темпо-ритмом, агогикой, фразировкой, ансамблем (фактурой);

охватывание формы в целом.

Методы и приемы работы над произведением:

Общеисполнительские:

 – работа над частями и целым (работа по фрагментам и включение их в общий контекст);

– пропевание или проигрывание в замедленном темпе или в разных темпах;

– использование вспомогательного материала (создание упражнений на основе материала произведения).

Специально-исполнительские, свойственные данному виду музыкальной деятельности (определяются индивидуальными особенностями каждой учебной дисциплины, ее материалом, содержанием, технологией).

Сроки.

          Сроки работы над музыкальным произведением весьма индивидуальны и зависят от многих факторов. Начнем с того, что в ДМШ и ДШИ концертмейстер работает не с профессиональными опытными исполнителями, а с детьми разного возраста, способностей, возможностей, темперамента, характера. С учащимися, которые только постигают азы музыкального исполнительства, со всеми ошибками, несовершенством, малым опытом концертных выступлений, небольшим багажом знаний, умений и навыков.

        Сроки зависят от годового плана работы учебного заведения дополнительного образования, с положениями о конкурсах и фестивалях, школьных и городских мероприятий, от сложности выбранного произведения, от частоты, качества и количества уроков с педагогом.

        Зачастую подготовка к тому или иному мероприятию занимает год – полтора, а иногда педагог вынужден заниматься с учащимся чаще и ускоренными темпами готовить его к концертному или конкурсному выступлению.

Возможные трудности.

 - трудности мелодической линии;

 - трудности в определении точного темпа произведения;

 - трудности в нюансировке;

 - динамический, ритмический, артикуляционный ансамбль с учащимся;

 - плохая посещаемость уроков учащимся.

Концертное исполнение 

– это некий итог, кульминационный момент всей проделанной ранее работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть и донести до публики музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения. Волнение на эстраде проходит красной нитью по жизни любого музыканта, будь то солист или концертмейстер, маститый профессионал или делающий первые шаги юный исполнитель. Возможно, есть общие рекомендации по преодолению страха и волнения на сцене, но, на мой взгляд, каждый ищет свой путь, свои методы воздействия на собственный организм, свой способ преодоления излишних эмоций. Одно могу сказать определенно, лучшее «лекарство» от волнения – практика и еще раз практика! Чем чаще музыкант выходит на сцену, тем меньше он занимается поисками средств для преодоления своих страхов. При этом его голова все более занимается «прямым своим делом» - выявлением музыкально-художественного образа произведения. Необходимо отметить еще один важный момент: достижение всех поставленных перед концертмейстером целей и задач возможно при тесном взаимодействии с педагогом, при абсолютном профессиональном и взаимном доверии. Для развития этого полезным бывает совместное музицирование, нередко формирование профессиональных ансамблей, что приводит к взаимопониманию не только в исполнительском, но и в психологическом плане.

Удачными во всех отношениях профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый союз педагога – концертмейстера – ученика. Именно поэтому те педагоги, которые умеют грамотно и корректно донести информацию, и концертмейстеры, умеющие правильно понять и принять пожелания педагога, имеют творчески отлаженный и успешный союз.