Дыхание при пении.

Леонова Елена Евгеньевна

Учебно-методический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokal._dyhanie_pri_penii._tipy_dyhaniya._uprazhneniya.docx42.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дыхание при пении. Типы дыхания. Упражнения.

        

Многие начинающие вокалисты, особенно, которые учатся пению самостоятельно, задаются вопросом: «Как правильно дышать во время пения?» 

Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов рекомендуется их внимание на следующих правилах:

  • голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;
  • стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;
  • сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;
  • корпус держать прямо, без напряжения;
  • руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях. Сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение

затрудняет работу мышц живота при пении.

Если поющий откидывает голову или наклоняет её, то гортань сразу же реагирует на это, перемещаясь по вертикали соответственно вверх или вниз, что отражается на качестве звучания голоса. Во время репетиционной работы учащиеся часто сидят, сгорбив спину. При таком положении корпуса диафрагма оказывается сдавленной, что препятствует её свободным движениям при осуществлении тонких регулировок подсвязочного давления на различных гласных. От этого пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Дыхание.

Дыхание - это фундамент для пения. Без дыхания Вы не сможете спеть ни одной ноты (можете попробовать :)). То, как Вы дышите, и будет влиять на красоту Вашего голоса.

Типы дыхания

Существует несколько типов дыхания: грудное, брюшное и смешанное.

  • При грудном типе дыхания у нас на вдохе поднимается грудь и плечи, живот при этом втягивается, либо остается неподвижным. Этот тип дыхания с рождения присущ женщинам, но бывают и исключения.
  • Брюшное дыхание - это, проще говоря, дыхание диафрагмой, то есть животом. При вдохе живот выпячивается, надувается. А грудь и плечи остаются неподвижными. От рождения этот тип дыхания присущ больше мужчинам, но также бывают и исключения.
  • Третий вид дыхание - смешанный. При таком типе дыхания задействованы сразу и диафрагма (живот), и грудь.

Диафрагма

  • Что такое брюшное дыхание?
  • Брюшное дыхание - это такой тип дыхания, при котором задействуется диафрагма.
  • Диафрагма - это самая большая и самая мощная из мышц живота.

  • Именно диафрагма является главным элементом при пении. Она выталкивает воздух, она является опорой в пении. Чтобы почувствовать, как работает диафрагма, сделайте бесшумную трель губами. Видите, что диафрагма моментально выталкивает мощный поток воздуха?

Учимся дышать животом

Если вы от рождения дышите животом - это хорошо. Тогда Вы можете лишь укрепить свои навыки. А если нет - учимся.
Переходим к упражнениям для развития дыхания:

1. «Активный выдох». Делаем быстрые вдохи-выдохи. Вдыхаем как обычно - в живот (вдох и выдох - носом). Мы будем похожи на собачку, которая быстро дышит после пробежки. У собаки, как раз, замечательно выражено реберное дыхание. Обратите как-нибудь внимание на то, как вздымаются бока у собаки. Наши с Вами ребра в этом упражнении также должны расширяться-сужаться.

2. Упражнение под название «Воздушный шар». Упражнение выполняется стоя, стопы находятся на ширине плеч. Положите руку на живот и сделайте резкий и глубокий вдох через нос, так чтобы ваш живот надулся как воздушный шар, после чего выдыхайте через рот на звук «с». Повторите упражнение 3-5 раз.

3. Для следующего упражнения нам понадобится небольшой кусочек бумажного листочка. Его называют по-разному «Задуй свечу» или «Сдуй муху». Положите его перед собой на уровне глаз и на расстоянии вытянутой руки. Делая глубокий и резкий вдох через нос попытайтесь его сдуть с места. Если у Вас получилось отодвигайтесь на полшага назад увеличивая расстояние и повторяйте упражнение.

Цепное дыхание.

Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании.

Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке. Использование приёма цепного дыхания требует от певцов особого внимания. Это - коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов.

Основные правила цепного дыхания:

- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот;

- дыхание брать незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание ансамбля (хора) без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т.е. без «подъезда», и в соответствии с нюансом данного места партитуры;

- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом можно добиться

ожидаемого эффекта - беспрерывности и протяжности общего звучания ансамбля (хора). Для выработки навыка цепного дыхания прежде всего нужно научиться быстро и незаметно менять дыхание внутри длинных нот.

Правильное, спокойное дыхание - здоровое тело, здоровые мысли, здоровые чувства, легко отзывающиеся на любую художественную задачу. Нарушен плавный ритм дыхания - нарушены все физические и творческие функции организма, что неизбежно влечёт потерю творческой работоспособности артиста-певца.

Владение опёртым дыханием - основное отличие профессионального пения от любительского «напевания», которое абсолютно непригодно для профессионала.

Не ленитесь и выполняйте приведенные упражнения на развитие дыхание, ведь дыхание - это фундамент для пения, и именно дыхание нужно освоить в первую очередь.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Сколько видов дыхания существует?
  2. Какой тип дыхания мы применяем на занятиях?
  3. Какие упражнения для дыхания мы применяли на занятиях?
  4. Что такое цепное дыхание?