Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков в домутационный период

Ольга Викторовна Шевцова

Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек. Мальчики хуже сохраняют голоса. В то же время, пройдя определенный период становления, приобретя привычку к занятиям, научившись трудиться и получать от этого удовольствие и удовлетворение, мальчики с огромной преданностью относятся к своему хору. Но когда наступает период мутации, это в 12-14 лет, мальчики на некоторое время переходят на более «щадящий» период занятия по хору.

    Владение вокально-хоровой техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий музыкального воспитания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа им. Г. Струве»

Открытый урок по хору.

Тема: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков в

домутационный период».

                                                Провела: преподаватель Шевцова О.В.

2020 г.

г. Железногорск

Класс: 3-5класс

Предмет: хоровое пение.

Форма работы: групповая.

Тип урока: комбинированный урок: повторение, закрепление знаний, обобщение.

Цель урока: закрепить приемы вокально-хоровой работы с мальчиками 3-5 классов на примере артикуляционных упражнений, распевание и работа над музыкальными произведениями.

Задачи: 

Обучающие:

- дать понятие о правильной работе певческого аппарата;

- дать понятие об использовании дыхания в пении;

- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;

- научить эмоционально  исполнять произведения, используя различные вокально-хоровые приемы;

- продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.

Развивающие:

- развивать потребность в творческом самовыражении;

- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

- расширять музыкальный кругозор учащихся через репертуар  (произведения русских классиков, современных композиторов, народных песен).        

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

- воспитывать любовь к музыке;

-воспитывать любовь к родине.

Методы и приемы обучения:

- словесный

  • обсуждение характера музыки;
  • вопросы поискового характера;
  • объяснение;
  • беседа.

- практический 

  • развитие слуха учащихся;
  • пение упражнений без сопровождения;
  • пение по нотам.

- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным 

  • вокальные иллюстрации голосом учителя.

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающая;
  • личностно-ориентированная.

 Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, хоровые партии.

 Структура урока:

Общее время хорового занятия -45 минут

  1. Организационный момент (1-2 минуты).
  2. Дыхательная гимнастика (5-8 минут).
  3. Распевание (8-10 минут).
  4. Работа над музыкальным произведением «Сеня и Ксеня» П. Чесноков (10 минут)
  5. Игра «ритмические ладошки» (5 минут)
  6. Работа над музыкальным произведением «Стелется по бережку» Г. Струве (10 минут).
  7. Подведение итогов, домашнее задание (1-2 минуты).

Ход урока:

    Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

  Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать. Всем известно, что мальчикам гораздо ближе занятия, связанные с движением. Но это совершенно не значит, что им не нужны спокойные занятия. Даже наоборот, занятия музыкой помогают дисциплинировать непоседу, приучить к ответственности.

    Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек. Мальчики хуже сохраняют голоса. В то же время, пройдя определенный период становления, приобретя привычку к занятиям, научившись трудиться и получать от этого удовольствие и удовлетворение, мальчики с огромной преданностью относятся к своему хору. Но когда наступает период мутации, это в 12-14 лет, мальчики на некоторое время переходят на более «щадящий» период занятия по хору.

    Владение вокально-хоровой техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий музыкального воспитания.

К основным вокальным навыкам относятся:

- певческая установка;

- звукообразование;

- певческое дыхание;

- артикуляция;

- слуховые навыки;

- эмоциональная выразительность исполнения.

1. Организационный момент.

Хормейстер:

 - Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас всех вместе на уроке! Сегодня на уроке мы закрепим приемы вокально-хоровой работы: как работаем над произведением, как делаем его интересным в исполнении. Начнем урок как обычно – с разминки.

Проводится опрос:

- Для чего нужна разминка? (чтобы подготовить голосовой аппарат к пению);

- С чего начинается пение? (с правильно взятого дыхания);

- Куда мы направляем поток воздуха? (в мышцы живота);

- Что помогает нам укрепить мышцы живота? (дыхательная гимнастика).

2. Дыхательная гимнастика.

- Скажите, какие правила мы соблюдаем при пении? (за тем как мы должны сидеть при пении);

- Правильно, мы следим за тем, как мы сидим или стоим при пении, т.е. за певческой установкой, должно сохраняться ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

-Кто знает, что такое цепное дыхание? (взятие дыхания незаметно по очереди);

-В каких произведения мы пользуемся цепным дыханием? («Сеня и Ксеня» П. Чеснокова, «Травка зеленеет» Р.Глиэр и др.)

  - Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным, является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

- Сейчас мы с вами сделаем дыхательные упражнения, не забывайте, во время выполнения дыхательных упражнений  нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи. Вдох должен быть незаметный.

а) упражнение №1 «Одуванчик». Вдох глубокий, медленный, через нос. Выдох через рот, губы сфокусированы на букву «у». Выдох так же медленный, равномерный. Изображая, как будто мы вдыхаем аромат цветка и как дуем на одуванчик, пытая сдуть все пушинки.

б) упражнение №2 «Букет». Делаем несколько коротких, активных вдохов через нос, выдох такой же активный через губы, сфокусированные на букву «у». Представляя, что быстро вдыхаем аромат сразу несколько цветов, и пытаемся сдуть все одуванчики в букете по очереди.

в) упражнение №3 «Цепное дыхание». Пение закрытым ртом, либо на какой-то слог, пользуясь цепным дыханием так, чтобы момент возобновления дыхания не был слышен.

3. Распевание.

-Каким музыкальным инструментом пользуется певец? (голосом);

- Что делает певец перед началом пения? (распевается);

- Что такое распевание? (упражнения для развития вокальных навыков)

-Скажите, а для чего мы распеваемся? (чтобы разогреть связки);

  -Правильно, распевание хора способствует формированию вокально-хоровых навыков. Распевание разогревает и настраивает голосовой аппарат певцов к работе.

Проводится опрос:

а) упражнение №1: пение на одном звуке, используя слоги «ма-мэ-ми-мо-му». Упражнение способствует формированию правильного звукообразования гласных, развитию цепного дыхания.

Следить за унисоном, ровностью и округлостью звука, сохраняя при этом правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением буквы «М» упругими губами; звуковедением Legato, умеренным темпом, мягкой атакой звука, динамикой (mf):

б) упражнение №2: пение восходящего и нисходящего движения мелодии, используя слог «Ми-я-я-ми». Упражнение способствует яркости ощущений в смешанных регистрах; раскрепощению певческого аппарата, расширению диапазона певцов.

  Следить за интонацией, особенно в нисходящем движении. Одновременным взятием дыхания всего хора, выразительностью, раскрепощенной нижней челюсти.

в) упражнение №3: пение восходящего и нисходящего движения с активным повторением звуков по три раза на каждой высоте на звук «Лё-о-о». Упражнение способствует укреплению мышц диафрагмы, развитию подвижности голоса.

Рука должна лежать на диафрагме, чтобы следить за ее подвижностью, следить за интонацией, и формированием гласной «О».

г) упражнение №4: пение мажорной гаммы каноном в терцию вверх и вниз сольфеджио или на слог «лё».

Упражнение способствует развитию гармонического слуха, развитию цепного дыхания.

Следить за чистотой интонирования между интервалами, правильным звукообразованием.

г) упражнение №5: скороговорки «Проворонила ворона вороненка», «От топота копыт пыль по полю летит». Упражнение способствует развитию артикуляционного аппарата.

Следить за быстрым и четким формированием согласных и максимальной протяженностью гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щечных губных мышц, кончика языка. Также следить за безупречным ритмическим ансамблем.

4-6 .Работа над музыкальными  произведениями

-Спасибо, ребята. Теперь вы распелись и готовы к дальнейшей работе.

«Сеня и Ксеня» П.Чеснокова.(приложение №1) и

 «Стелется по бережку» Г. Струве (приложение №2)

   Все вокально-хоровые навыки воспитываются через художественный репертуар. На каждом занятии, наряду с освоением того или иного произведения, проводится шлифовка отдельных эпизодов, которые способствуют координации слуха и голоса, расширяют диапазон и совершенствуют вокальные навыки.

Задачи хормейстера при работе над произведениями:

  • следить за певческой установкой: нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости;
  • следить за певческим дыханием, оно должно быть естественное, глубокое и ровное, чаще всего цепное; умение распределять дыхание по музыкальным фразам;
  • следить за звуковедением: legato, и nonlegato;
  • следить за артикуляцией при работе хора над произведением «Сеня и  Ксеня» и «Стелется по бережку»;
  • следить за правильным переносом согласных с конца слога одного слова на начало другого, например: «Но-зло-де-и-не-вни-ма-ю-ти-згне-зда-и-хвы-ни-ма-ют», отчетливое произношение слов, не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук;
  • повторять трудные интервалы в песне, добиваясь точности звучания каждого ребенка.

Между работой над произведениями провести игру «ритмические ладошки».

5.  Заключение

-Молодцы, вы сегодня на уроке хорошо потрудились, закрепили различные вокально-хоровые приемы, добились красивого, интонационно чистого звучания произведений. Дома, вам необходимо играть и петь гамму «до мажор» вверх и вниз. Так же прослушайте исполнение произведения «Стелется по бережку» Г. Струве в исполнении других коллективов, например, в исполнении хора мальчиков «Полет».

- До свидания!

Используемая литература:

  1. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. –М., Музыка, 1952.
  2. Дмитриева Л. Г. Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. –М., Музыка 1972.
  3.  Емельянова В. В. Развитие голоса. Координация и тринажер.- СПб., Лань, 1997.
  4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.- М., 1977.
  5. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- Киев, Музичина Украина, 1988.
  6. Попов В. С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16.- М., Музыка, 1985.
  7. Струве Г. А. Школьный хор.- М., Просвещение, 1981.
  8. Стулова Г. Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988.-363с.

.