Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков в домутационный период
Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек. Мальчики хуже сохраняют голоса. В то же время, пройдя определенный период становления, приобретя привычку к занятиям, научившись трудиться и получать от этого удовольствие и удовлетворение, мальчики с огромной преданностью относятся к своему хору. Но когда наступает период мутации, это в 12-14 лет, мальчики на некоторое время переходят на более «щадящий» период занятия по хору.
Владение вокально-хоровой техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий музыкального воспитания.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкально-хоровая школа им. Г. Струве»
Открытый урок по хору.
Тема: «Приемы вокально-хоровой работы в хоре мальчиков в
домутационный период».
Провела: преподаватель Шевцова О.В.
2020 г.
г. Железногорск
Класс: 3-5класс
Предмет: хоровое пение.
Форма работы: групповая.
Тип урока: комбинированный урок: повторение, закрепление знаний, обобщение.
Цель урока: закрепить приемы вокально-хоровой работы с мальчиками 3-5 классов на примере артикуляционных упражнений, распевание и работа над музыкальными произведениями.
Задачи:
Обучающие:
- дать понятие о правильной работе певческого аппарата;
- дать понятие об использовании дыхания в пении;
- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений;
- научить эмоционально исполнять произведения, используя различные вокально-хоровые приемы;
- продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
Развивающие:
- развивать потребность в творческом самовыражении;
- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
- расширять музыкальный кругозор учащихся через репертуар (произведения русских классиков, современных композиторов, народных песен).
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
- воспитывать любовь к музыке;
-воспитывать любовь к родине.
Методы и приемы обучения:
- словесный
- обсуждение характера музыки;
- вопросы поискового характера;
- объяснение;
- беседа.
- практический
- развитие слуха учащихся;
- пение упражнений без сопровождения;
- пение по нотам.
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным
- вокальные иллюстрации голосом учителя.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающая;
- личностно-ориентированная.
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, хоровые партии.
Структура урока:
Общее время хорового занятия -45 минут
- Организационный момент (1-2 минуты).
- Дыхательная гимнастика (5-8 минут).
- Распевание (8-10 минут).
- Работа над музыкальным произведением «Сеня и Ксеня» П. Чесноков (10 минут)
- Игра «ритмические ладошки» (5 минут)
- Работа над музыкальным произведением «Стелется по бережку» Г. Струве (10 минут).
- Подведение итогов, домашнее задание (1-2 минуты).
Ход урока:
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.
Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать. Всем известно, что мальчикам гораздо ближе занятия, связанные с движением. Но это совершенно не значит, что им не нужны спокойные занятия. Даже наоборот, занятия музыкой помогают дисциплинировать непоседу, приучить к ответственности.
Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек. Мальчики хуже сохраняют голоса. В то же время, пройдя определенный период становления, приобретя привычку к занятиям, научившись трудиться и получать от этого удовольствие и удовлетворение, мальчики с огромной преданностью относятся к своему хору. Но когда наступает период мутации, это в 12-14 лет, мальчики на некоторое время переходят на более «щадящий» период занятия по хору.
Владение вокально-хоровой техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий музыкального воспитания.
К основным вокальным навыкам относятся:
- певческая установка;
- звукообразование;
- певческое дыхание;
- артикуляция;
- слуховые навыки;
- эмоциональная выразительность исполнения.
1. Организационный момент.
Хормейстер:
- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас всех вместе на уроке! Сегодня на уроке мы закрепим приемы вокально-хоровой работы: как работаем над произведением, как делаем его интересным в исполнении. Начнем урок как обычно – с разминки.
Проводится опрос:
- Для чего нужна разминка? (чтобы подготовить голосовой аппарат к пению);
- С чего начинается пение? (с правильно взятого дыхания);
- Куда мы направляем поток воздуха? (в мышцы живота);
- Что помогает нам укрепить мышцы живота? (дыхательная гимнастика).
2. Дыхательная гимнастика.
- Скажите, какие правила мы соблюдаем при пении? (за тем как мы должны сидеть при пении);
- Правильно, мы следим за тем, как мы сидим или стоим при пении, т.е. за певческой установкой, должно сохраняться ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.
-Кто знает, что такое цепное дыхание? (взятие дыхания незаметно по очереди);
-В каких произведения мы пользуемся цепным дыханием? («Сеня и Ксеня» П. Чеснокова, «Травка зеленеет» Р.Глиэр и др.)
- Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным, является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
- Сейчас мы с вами сделаем дыхательные упражнения, не забывайте, во время выполнения дыхательных упражнений нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма, и оставались спокойными плечи. Вдох должен быть незаметный.
а) упражнение №1 «Одуванчик». Вдох глубокий, медленный, через нос. Выдох через рот, губы сфокусированы на букву «у». Выдох так же медленный, равномерный. Изображая, как будто мы вдыхаем аромат цветка и как дуем на одуванчик, пытая сдуть все пушинки.
б) упражнение №2 «Букет». Делаем несколько коротких, активных вдохов через нос, выдох такой же активный через губы, сфокусированные на букву «у». Представляя, что быстро вдыхаем аромат сразу несколько цветов, и пытаемся сдуть все одуванчики в букете по очереди.
в) упражнение №3 «Цепное дыхание». Пение закрытым ртом, либо на какой-то слог, пользуясь цепным дыханием так, чтобы момент возобновления дыхания не был слышен.
3. Распевание.
-Каким музыкальным инструментом пользуется певец? (голосом);
- Что делает певец перед началом пения? (распевается);
- Что такое распевание? (упражнения для развития вокальных навыков)
-Скажите, а для чего мы распеваемся? (чтобы разогреть связки);
-Правильно, распевание хора способствует формированию вокально-хоровых навыков. Распевание разогревает и настраивает голосовой аппарат певцов к работе.
Проводится опрос:
а) упражнение №1: пение на одном звуке, используя слоги «ма-мэ-ми-мо-му». Упражнение способствует формированию правильного звукообразования гласных, развитию цепного дыхания.
Следить за унисоном, ровностью и округлостью звука, сохраняя при этом правильную форму рта при пении гласной «А», а так же следить за активным произношением буквы «М» упругими губами; звуковедением Legato, умеренным темпом, мягкой атакой звука, динамикой (mf):
б) упражнение №2: пение восходящего и нисходящего движения мелодии, используя слог «Ми-я-я-ми». Упражнение способствует яркости ощущений в смешанных регистрах; раскрепощению певческого аппарата, расширению диапазона певцов.
Следить за интонацией, особенно в нисходящем движении. Одновременным взятием дыхания всего хора, выразительностью, раскрепощенной нижней челюсти.
в) упражнение №3: пение восходящего и нисходящего движения с активным повторением звуков по три раза на каждой высоте на звук «Лё-о-о». Упражнение способствует укреплению мышц диафрагмы, развитию подвижности голоса.
Рука должна лежать на диафрагме, чтобы следить за ее подвижностью, следить за интонацией, и формированием гласной «О».
г) упражнение №4: пение мажорной гаммы каноном в терцию вверх и вниз сольфеджио или на слог «лё».
Упражнение способствует развитию гармонического слуха, развитию цепного дыхания.
Следить за чистотой интонирования между интервалами, правильным звукообразованием.
г) упражнение №5: скороговорки «Проворонила ворона вороненка», «От топота копыт пыль по полю летит». Упражнение способствует развитию артикуляционного аппарата.
Следить за быстрым и четким формированием согласных и максимальной протяженностью гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щечных губных мышц, кончика языка. Также следить за безупречным ритмическим ансамблем.
4-6 .Работа над музыкальными произведениями
-Спасибо, ребята. Теперь вы распелись и готовы к дальнейшей работе.
«Сеня и Ксеня» П.Чеснокова.(приложение №1) и
«Стелется по бережку» Г. Струве (приложение №2)
Все вокально-хоровые навыки воспитываются через художественный репертуар. На каждом занятии, наряду с освоением того или иного произведения, проводится шлифовка отдельных эпизодов, которые способствуют координации слуха и голоса, расширяют диапазон и совершенствуют вокальные навыки.
Задачи хормейстера при работе над произведениями:
- следить за певческой установкой: нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости;
- следить за певческим дыханием, оно должно быть естественное, глубокое и ровное, чаще всего цепное; умение распределять дыхание по музыкальным фразам;
- следить за звуковедением: legato, и nonlegato;
- следить за артикуляцией при работе хора над произведением «Сеня и Ксеня» и «Стелется по бережку»;
- следить за правильным переносом согласных с конца слога одного слова на начало другого, например: «Но-зло-де-и-не-вни-ма-ю-ти-згне-зда-и-хвы-ни-ма-ют», отчетливое произношение слов, не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук;
- повторять трудные интервалы в песне, добиваясь точности звучания каждого ребенка.
Между работой над произведениями провести игру «ритмические ладошки».
5. Заключение
-Молодцы, вы сегодня на уроке хорошо потрудились, закрепили различные вокально-хоровые приемы, добились красивого, интонационно чистого звучания произведений. Дома, вам необходимо играть и петь гамму «до мажор» вверх и вниз. Так же прослушайте исполнение произведения «Стелется по бережку» Г. Струве в исполнении других коллективов, например, в исполнении хора мальчиков «Полет».
- До свидания!
Используемая литература:
- Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. –М., Музыка, 1952.
- Дмитриева Л. Г. Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. –М., Музыка 1972.
- Емельянова В. В. Развитие голоса. Координация и тринажер.- СПб., Лань, 1997.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.- М., 1977.
- Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- Киев, Музичина Украина, 1988.
- Попов В. С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16.- М., Музыка, 1985.
- Струве Г. А. Школьный хор.- М., Просвещение, 1981.
- Стулова Г. Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988.-363с.
.