Дистанционное обучение по музыкальной литературе

Зотова Юлия Валерьевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

6.04.20

Музыкальная литература,5 класс

Закрепление пройденного материала по учебнику Смирновой «Музыкальная литература»:

C:\Users\альбина\Desktop\дистант\сайт 6-7отчет\5кл\мусоргский.jpg

Новая тема: «Вокальное творчество М.П.Мусоргского».

C:\Users\альбина\Desktop\дистант\сайт 6-7отчет\5кл\вокальное творчество.jpgДом.задание: ответить на вопросы в конце темы (письменно в тетради). Выучить записи в тетради.



Предварительный просмотр:

06.04.20, Муз.литература, 7 класс.

Тема: Жизнь и творчество Г.Свиридова.

https://www.boutique-project.ru/public/reading/307/images/830752_preview.jpg

Георгий Васильевич Свиридов - один из весьма своеобразных художников нашей современности.

Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.

Творчество Свиридова крепкими узами связано с поэзией, как классической, так и современной. Это Пушкин, Лермонтов, поэты декабристы, Берне, Шекспир, Блок, Есенин, Маяковский, Исаакян, Твардовский, Прокофьев, Исаковский, а также поэзия фольклорной традиции русская, болгарская, вьетнамская. Поэзию композитор понимает глубоко и тонко. Он умеет подметить особенности каждой поэтической индивидуальности, проникнуться ее своеобразием, сжиться с нею, а затем верно и ярко воплотить в музыке образы и настроения поэтического текста.

Именно Свиридову принадлежит честь «открытия» для музыки поэзии Маяковского, Есенина, хотя среди композиторов он был не первым, обратившимся к их стихам. Верно, сильно он прочел и поэзию Бернса. Он «открыл» и воплотил в музыке некоторые грани пушкинской поэзии, не раскрытые ранее.

Сферы жанровых интересов Свиридова достаточно широка. Но художественная значимость его музыки в разных жанрах не одинакова. Талант Свиридова наиболее полно, ярко проявился в области вокальной музыки, сначала в камерной - романсе, песне, монологе, а позже, на рубеже 40 - 50-х годов и далее, - также в вокально-симфонических жанрах оратории, кантате и других произведениях хоровой музыки.

Жизненный путь композитора.

https://www.boutique-project.ru/public/reading/307/images/710531_preview.jpgГеоргий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года.

В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своем первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у В.В. Уфимиевой. В 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у И.Л. Браудо и по классу композиции у М.А. Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году. С 1936 по 1941  год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у П.Б.Рязанова и Д.Д.Шостаковича (с 1937 года). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. С 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах секретарь, в1968 1973- первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. За подписью Свиридова 17 сентября 1958 года в «Правде» опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», положившая начало травле Марка Бернеса. В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Домашнее задание – ответить на вопросы письменно в тетради:

  1. Какие темы поднимал в музыке Свиридов? Как он их показал в музыке?
  2. С творчеством каких поэтов связана музыка Свиридова?
  3. Годы жизни и город рождения Свиридова
  4. Какое образование получил композитор?
  5. Чем занимался композитор в военное время 1941-1945 гг?
  6. Произведения Свиридова (перечислить, что им написано).


Предварительный просмотр:

06.04.20, Тат.муз.литература, 7 класс.

Тема: Народная песня в профессиональной музыке.

Работа с учебником В.Дулат-Алеева: с.29-34.

Домашнее задание – письменно в тетради:

  1. Какими способами композиторы обрабатывают татарские народные песни?
  2. Заполните таблицу с описанием способов обработки песен перечисленных композиторов (с указанием примеров):

М.Музаффаров

М.Яруллин

Н.Жиганов



Предварительный просмотр:

7.04.20. Слушание музыки, 3 класс. Тема урока: «Музыка и слово. Песня».

На уроке ведется ознакомление с материалом по теме на стр. 76-80 из учебника З.Осовицкой «Музыкальная литература.1 год обучения». Электронная версия учебника выслана учащимся.

Задания урока:

Записать в тетрадь по теме урока «Музыка и слово. Песня» следующий текст (без картинных вставок):

Музыка и слово связаны в жанре песни. Песня – вокальный жанр музыки. В Древности на Руси часто пели песни, их мелодии были просты. Часто песни сопровождали какое-то событие жизни (рождение ребенка, торжество, посевные работы) или время года:

-веснянки-закликание весны;

-колядки-«зимние песни»;

 

-былины- древние песни-сказания.

Песни, сочиненные народом, называют фольклорными.

Фольклор – от англ. «народная мудрость», это устное и музыкальное народное творчество.

Домашнее задание ответить на вопросы письменно в тетради:

  1. В каком жанре объединяются музыка и слово?
  2. Нарисуйте инструмент древнего сказителя былин -гусли C:\Users\альбина\Desktop\дистант\7.04\img24.jpg



Предварительный просмотр:

Муз.литература, 4 класс. 7.04.2020.

Тема урока: «Продолжение изучения творчества Ф.Шуберта»:

Франц Шуберт (1797-1828).

Он прожил чуть больше 30 лет, половину из них посвятив музыке. Знаменитый композитор эпохи романтизма, он сумел выразить в музыке  самые проникновенные чувства людей.

C:\Users\альбина\Desktop\дистант\7.04\1538231059_sohranennoe-izobrazhenie-2018-9-29_21-22-51.348.jpg

Франц Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены — Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах.

Сын учителя, Франц очень рано проявил способности к музыке. Благодаря красивому голосу он пел в хоре придворной капеллы. Там мальчик смог познакомиться с лучшими произведениями австрийских и зарубежных композиторов, теорией музыки.

После возрастного изменения голоса Шуберт покинул хор и стал преподавать в той же школе, где учительствовал его отец.
Стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Это главный жанр его творчества (и тема нашего следующего урока ).

В 1814 году он сотрудничает с популярным баритоном Фоглем. Песни Шуберта становятся известны, а вскоре и публикуются в печати.

с 1814 по 1817 год, когда, казалось, все было против него, им создано поразительное множество произведений. Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет. Посреди творений этого периода немало таких, что озарены немеркнущим пламенем гениальности. Это Трагическая и Пятая си-бемоль-мажорная симфонии, а также песни «Розочка», «Маргарита за прялкой», «Лесной царь». 

C:\Users\альбина\Desktop\дистант\7.04\screen5.jpg

В этот период Шуберт пишет два своих замечательных произведения  «Неоконченную симфонию» и цикл песен «Прекрасная мельничиха».  

***«Неоконченная симфония» состоит не из четырех частей, как принято, а из двух. Поэтому носит такое название.

***Песенный цикл «Прекрасная мельничиха» Шуберт написал его на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. «Прекрасная мельничиха» — вдохновенное творение, озаренное нежной поэтичностью, радостью, романтикой чистых и высоких чувств. 

За десять лет композитор написал множество великолепных произведений, как малых, так и больших форм.

C:\Users\альбина\Desktop\дистант\7.04\img1.jpg

Музыкальная столица Европы – Вена сравнивает произведения Шуберта и Бетховена, отдавая должное новаторству молодого дарования. Однако раскрыть свой талант композитор не успел. Заболев сыпным тифом, скончался 18 ноября 1832 года, через год после смерти великого Бетховена.

После смерти Франца Шуберта отдельные его произведения были сразу опубликованы. Но большинство ждало своего часа в пыльных шкафах многочисленных друзей композитора. Последние из найденных, вышли в свет лишь к 1870-м годам, а собрание сочинений Шуберта удалось напечатать лишь к концу века.

Задание:

Ответьте на вопросы в тетради письменно:

  1. Годы жизни Ф.Шуберта.
  2. В каком жанре Шуберт достиг небывалых творческих высот?
  3. Представителем какой музыкальной эпохи является Шуберт?
  4. Что такое «шубертиады»?
  5. Почему название сифмонии Шуберта «Неоконченная»?
  6. На чьи стихи написаны песни цикла «Прекрасная мельничиха»?



Предварительный просмотр:

7.04.20, Муз. Литература, 6 класс.

Тема урока: П.И.Чайковский. Опера «Евгений  Онегин». (начинаем разбор)

История создания оперы:

Особенности раскрытия музыкальных образов:

Действие первое

Картина первая

Сад в усадьбе Лариных. Юные голоса дочерей – Татьяны и Ольги, вызывают у Лариной и няни Филиппьевны воспоминания о молодости. Издали доносятся звуки протяжной песни. Песни крестьян привлекают внимание девушек: задумчивой мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги. В гости к Лариным приезжает их сосед Ленский, влюбленный в Ольгу восторженный поэт, и его друг Онегин, недавно приехавший из Петербурга и скучающий в деревенской глуши. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным, в нем она видит своего избранника.

Музыка 1 картины:

  1. Дуэт Татьяны и Ольги
  2. Русская плясовая песня «Уж как по мосту,мосточку»

  1. Ария Татьяны «Как я люблю под звуки этих песен уноситься иногда»
  2. Ария Ольги «Я не способна к грусти томной»
  3. Речетатив и ариозо Ленского «Я люблю вас»

  1. Ариозо Онегина «Мой  дядя самых честных правил»

Картина вторая

Комната Татьяны, ночь… Девушка полна новым, неведомым ей чувством, так внезапно захватившим ее. Все ее мысли заняты Онегиным: «Ты в сновиденьях мне являлся, незримый, ты уж был мне мил…». Татьяна пишет о своих чувствах возлюбленному.

Сцена письма Татьяны Онегину-одно из высочайших достижений мирового оперного искусства.

Домашнее задание:

Сделать записи в тетради текста, выделенного желтым маркером.

  1. Просмотр Ариозо Ленского «Я люблю вас»

Фрагмент из фильма-оперы в сопровождении нот

https://www.youtube.com/watch?v=zMAEakUHP3A

  1. Пропеть муз.пример из 1 картины, приведенный в тексте урока - Русская плясовая песня «Уж как по мосту,мосточку»
  2. Описать в тетради образ Татьяны: черты характера героини, названия ее музыкальных номеров из 1 картины.