Оркестр на привале

Занятие-игра «Оркестр на привале»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkestr_na_privale-konspekt_zanyatiya.docx131.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» г. Воркуты

герб ДДТ

IV Республиканский фестиваль

«Традиции и новации в системе дополнительного образования»

Дистанционный конкурс «Калейдоскоп педагогических идей»

Номинация: конкурс конспектов занятий

 

Занятие-игра

 «Оркестр на привале»

       Автор: Сытнюк Евгений Владимирович,

педагог дополнительного образования

E-mail: zhmumu@yandex.ru 

 Контактный телефон:

8-912-952-30-40

Воркута

2019

Направление художественная направленность

Образовательный курс оркестр духовых инструментов

Возраст учащихся 10-16 лет

Тема занятия «Оркестр на привале»

Тип занятия: занятие-игра на природе.

Цель занятия: ознакомление учащихся с особенностями выполнения инструментов для шумового оркестра в условиях активной творческой познавательной деятельности.

Задачи занятия:

           Обучающие:

  • актуализировать и расширить знание понятия «оркестр»;
  • организовать творческую деятельность по созданию собственных инструментов для шумового оркестра
  • развивать музыкальные и ритмические навыки.

            Развивающие:

  • формировать интерес к виду деятельности  оркестр духовых инструментов;

           Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать ее и исполнять;
  • воспитывать чувство ответственности за результат.

Место проведения занятия: занятие проводится на природе (поход в тундру).

Продолжительность занятия: 45 мин

Планируемые результаты:

Личностные:

  • проявление эмоциональной сопричастности к деятельности;
  • приобретение мотивационной основы учебной деятельности;
  • личное, эмоциональное отношения к творческой деятельности;
  • интерес к оркестровому творчеству.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные:

  • расширение и актуализация знания понятия «оркестр» через создание собственных инструментов для шумового оркестра;
  • развитие музыкальных и ритмических навыков.

Материально-техническое обеспечение занятия: подручные средства в походе (котелок, консервы в банках, ложки, пластиковая, стеклянная и металлическая посуда (чашки, тарелки, ложки), крупы (горох, греча), леска, целлофановые пакеты и т.п.

ФОУД – форма организации учебной деятельности учащихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая).

Информационные источники:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под. Ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. : ил
  2. Сытнюк Е.В. Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Духовая музыка» / Текст.

Конспект занятия в форме технологической карты

Этап

Обучающие и развивающие компоненты, методы и приёмы

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

ФОУД

Формирование УУД

I этап. Организа-ционный момент.

Цель: проверка готовности учащихся к занятию.

Организация планирования деятельности по достижению целей: подготовка инструментов и материалов к занятию.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Настрой учащихся на работу..

- Ребята, сегодня наше занятие мы проведём на природе, так сказать в походных условиях. Располагайтесь, доставайте свои запасы.

- Представьте, что вы  - военный оркестр на привале.

Приветствуют педагога

Проводят подготовку к занятию

Ф

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать.

Личностные УУД:

  • проявление эмоциональной сопричастности к деятельности.

II этап. Актуализа-ция субъектного опыта учащихся.

Цель: выявить уже имеющиеся знания в области музыкального творчества.

Форма организации: фронтальная.

Методы: беседа.

Критерий уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: активное участие в беседе.

Беседа.

Постановка темы занятия (оркестр на привале)

- Знаете ли вы, что такое «оркестр»?

- Итак, оркестр, как мы сформулируем тему сегодняшнего занятия?

Отвечают на вопросы

(Слово «оркестр» происходит от названия круглой площадки — орхестры — перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. Однако, идея ансамблевого музицирования существовала гораздо раньше, например, в Древнем Египте. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и дала название помещавшемуся в ней коллективу музыкантов.

- Обратите внимание

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов — семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке. Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные ударные музыкальные инструменты.

Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов. Основу духового оркестра составляют медные духовые инструменты.)

Формулируют тему занятия

Ф

Личностные УУД:

  • формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Коммуникативные

УУД: 

  • формирование речевой деятельности, постановка темы занятия (целеполагание учебной деятельности).

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

III этап. Получение новых знаний и освоение способов деятельности в условиях творческой деятельности

Цель: познакомить учащихся с понятием «оркестр».

Форма организации: фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, формирование интереса к обучению.

Используемые средства: подручные средства в походе.

Критерий уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: активное участие в дискуссии.

Приобщение к миру музыки через создание шумового оркестра.

Деятельностная переработка полученной информации в творческой деятельности.

Рассказ с применением наглядного материала.

- Ребята, а вы знаете, какие музыкальные  инструменты появились первыми?!

Конечно же, это были различного вида ударные, а позже флейты и струнные. Их наши предки придумывали из подручных средств.

- Из чего. Как вы думаете?

Первыми музыкальными инструментами стали  ударные. Люди брали в руки палки, камни и ударяли ими друг о друга. Предполагают что следующими инструментами появились духовые (флейты). Слушая завывание ветра в листве и траве люди научились извлекать различные звуки сами использую трубчатые растения (флейты).  Ну самым первым струнным инструментом был охотничий лук. Теперь вы знаете из чего создавались первые музыкальные инструменты.

Предлагаю вам почувствовать себя в роли создателей инструментов и из подручных средств придумать свой музыкальный  инструмент, каждый сам себе или в паре.

Слушают

Высказывают предположения, из чего наши предки могли делать музыкальные инструменты.

Ф

Познавательные УУД:

  • развитие  логического мышления, умение выполнять логические операции самостоятельно;
  • извлечение необходимой информации,
  • формирование  умения работы с информацией; умение строить четко сформулирован-ное логическое рассуждение; осуществлять синтез – составление целого из частей,
  • структурирование информации.

Регулятивные УУД:

  • умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

  • навыки сотрудничества, умение находить общее решение, аргументировать своё предложение, формировать речевую деятельность.

IV. Динамическая пауза.

Цель (для учащихся): сыграть музыкальный отрывок на созданных инструментах.

Цель (педагога): выявить уровень сформированности образного мышления.

Форма организации: групповая.

Методы: игровой, формирование интереса к обучению.

Используемые средства: подручные средства в походе.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: игра на музыкальных инструментах, «изготовленных» самостоятельно.

Критерий уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: активное участие в игре.

Организация совместной игровой деятельности

- Давайте  разобьем наш оркестр на группы ударных духовых и струнных инструментов.  Насколько ваши получившиеся инструменты похожи на классические? Пускай каждая группа попробует проиграть небольшой музыкальный отрывок и мы сравним их звучание с классическим.

- Отлично вы справились.

- Обратите внимание, насколько правильно вы выполнили работу.

Вступают в игру:

аргументируют проведение аналогии изготовленного инструмента с существующими музыкальными инструментами.

Анализируют правильность выполнения работы

Г

Коммуникативные УУД:

  • находить компромисс, взаимодейство-вать внутри группы.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение работать в группе.

V. Закрепление полученных знаний

Цель (для учащихся): сформировать шумовой оркестр из подручных средств.

Цель (педагога): выявить уровень сформированности умения пользоваться инструментами и умения доводить дело до конца.

Форма организации: фронтальная и индивидуальная с дифференцированным подходом при выборе уровня сложности в создании инструмента и звукоизвлечении:

Методы: практическая работа, самоконтроль.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового материала:

  • создание музыкального инструмента (применение материалов, внешний вид инструмента, сложность изделия),
  • соответствие готовой работы современному образцу музыкальных инструментов (самоконтроль).

Пути и методы реагирования на ситуации затруднения выполнения поставленной цели: целевые обходы

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
  • концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

Организация индивидуальной творческой деятельности.

Структурирование полученной информации, выстраивание логической цепочки деятельности.

- Итак, давайте повторим, что такое оркестр, какие виды оркестров существуют.

- Молодцы, вы замечательно справились с поставленной задачей.

- Теперь вы готовы приступить к практической работе.

- Мы исполним известную песню «В траве сидел кузнечик» под аккомпанемент нашего оркестра. Ваша задача – продумать свою музыкальную партию в зависимости от вашего «инструмента».

 

Ответы на вопрос

Слушают

Выполняют практическую работу

Ф

Ф

Регулятивные УУД:

  • планирование и регуляция своей деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия;
  • умение работать в группе и самостоятельно.

VI.Этап подведения итогов

Цель: определение качества организации продвижения к цели занятия.

Методы: коллективный анализ работы.

Критерии достижения степени удовлетворенности учащихся:

  • выполнение практической работы;
  • активное участие в беседах, дискуссиях, игре;
  • эмоциональное состояние учащихся в конце занятия.

Заключительная беседа-анализ достижения цели занятия

Коллективный анализ работы в ходе беседы.

Что было запланировано и что сделано.

- Молодцы. Вы все справились с практическим заданием, активно отвечали на вопросы.

Беседа

Ф

Личностные УУД:

  • формирование личного, эмоционального отношения к творческой деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • учёт разных мнений, умение слушать участников группы.

Регулятивные УУД:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

VI1.Этап рефлексии.

Цель (для учащихся): проанализировать собственную деятельность на занятии (фиксирование уровня своего развития, саморазвития и причин этого).

Цель (для педагога): организовать ситуацию рефлексии и проанализировать высказывания детей.

Методы: индивидуальный и коллективный анализ работы

Критерии достижения степени удовлетворенности учащихся:

  • анализ качества приращения знаний по теме занятия;
  • анализ творческой деятельности при выполнении объекта труда (музыкального инструмента);
  • эмоциональное погружение в тему занятия.

Эмоциональное погружение, монологические высказывания, направленные на включение в творческую деятельность

  • Что лично для вас было новой информацией и как вы сможете применить полученные знания в будущем?
  • Информация, которую вы услышали сегодня,  стала ценным багажом -  вашими знаниями. А умение выполнять различные музыкальные инструменты является основой для понимания устройства того или иного инструмента.
  • Ну вот, наш привал окончен. В путь, друзья, к новым творческим достижениям!

Проводит рефлексию

(ответы учащихся)

Слушают

Ф

И

Регулятивные УУД

  • умение анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности.